Студопедия — Различное в морали и праве 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 7 страница






Требования совести — это внутренние, а не внешние требова­ния, и от них, образно говоря, нельзя убежать. Можно не прийти на помощь пострадавшему, закрыть глаза на нарушения закона коллегой, уйти от справедливого наказания — нельзя лишь убежать от совести, поскольку нельзя убежать от самого себя. Совесть — это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и недопускающий переступить фань, отделяющую добро от зла. «Совесть — опасная штука, — говорит один из шекспировских героев, — из-за нее человек попадает в трусы: хочет он украсть — совесть не велит, поклясться — совесть остановит, согрешит он с чужой женой — совесть тут же его обличит»1.

Основой, базой совести является понимание и переживание че­ловеком нравственных ценностей. Зная, например, что защита прав человека — это требование общества, совесть решительно протестует

1 Шекспир У. Ричард III // Избр. произв. М., 1950. С. 24.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


против их нарушения или игнорирования вообще. Долг или какую-либо другую обязанность можно выполнять по-разному: под стра­хом наказания или по велению сердца, то есть по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Кары мож­но в конце концов избежать, от надсмотрщика — убежать, от совес­ти — нет. Именно совесть характеризует сущность человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию челове­ческого начала личности.

Формы проявления совести у людей могут быть самыми разными. Совесть, в частности, проявляется в форме нравственного удовле­творения. Действительно, исполненный долг, помощь человеку, в ней нуждающемуся, защита от насильника, уважительное отноше­ние к старшим, женщине, забота о детях, пусть даже связанные с переживаниями, трудностями, а то и с риском для жизни, вызыва­ют у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного. Человеку легко и свободно дышится, он смотрит на мир открытыми глазами. В народе такую совесть называют чистой, а ее носителей — людьми с чистой совестью. К сожалению, попа­даются и другие, про которых такого и не скажешь. Это скорее лю­ди с черной совестью, что, пожалуй, равнозначно ее отсутствию. Это люди без совести, но они никогда в душе не могут быть счаст­ливы, ибо счастлив только тот, кто находит нравственное призна­ние со стороны общества, коллектива, других людей.

Другой формой проявления совести является стыд, чувство сты­да. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за без­нравственное деяние, ставшее известным им, так и перед самим собой — за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести. В последнем случае нравственные переживания, душевные терзания могут приобретать даже большую силу, чем в первом случае. «Стыд, — отмечал К. Маркс, — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь»1.

И только раскаяние, открытое признание своей вины могут ос­вободить душу от мук совести. Не так уж плохо постигли психоло­гию людей служители церкви, которые разработали целый ритуал покаяния. Чтобы «очиститься», облегчить душу, получить «отпуще­ние грехов», многие люди, презревшие нормы морали, прибегали к пожертвованиям на возведение храмов, других богоугодных заведе­ний, школ, детских приютов. Честное признание своей вины, глу­бокое раскаяние в совершенном, честный труд, честная служба вы-

Маркс К. Письмо к Руге // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 76, 371.


1. Научные основы этики



ступают главным лекарством для очищения совести. Еще Демокрит писал, что раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Совесть может реализоваться в форме сомнения. Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игно­рирования объективных законов, уступок себе или групповым инте­ресам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не дает человеку спокойно жить: он вроде и прав, и неправ, и в основе этого чувства — неспокойная совесть.

Сомнение как форма проявления совести особенно часто на­блюдается в межличностных отношениях. Сказать или не сказать товарищам по службе о том, что один из них не вернул взятых в долг денег. Сказать: могут не понять и еще обвинить в мелочности. Не сказать: значит подставить кого-то из них, кто-то станет оче­редной жертвой обманщика и бесчестного человека. Критерием разрешения этой, как и всякой другой, проблемы должны быть объективные интересы общества, коллектива или даже отдельной личности, но взятые под углом зрения блага. В последнем случае рассказать о нечистоплотности должника давший деньги просто обя­зан, ибо это на благо и давшему, и бравшему, и всему коллективу.

Короче говоря, совесть выступает как огромная побудительная сила. Ее категоричность — живи и служи по совести — в какой-то мере сближает ее с категорией долга. Совесть с полным основанием можно назвать другой стороной долга. Резко выраженное в долге внешнее императивное начало в совести представлено как внутрен­нее. Как чувство долга, так и чувство совести имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему ми­ру, к действующим в обществе нравственным нормам.

Совесть человека — это иммунитет от многих нравственных за­болеваний. Она не позволяет сотруднику правоохранительных орга­нов спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманы­вать, красть, грубить, лицемерить и т.п. Но таковой она может быть только в том случае, если базируется на нормах истинной нравствен­ности: добра, долга, справедливости, чуткого отношения к людям. Сотрудники правоохранительных органов должны понимать и гор­диться тем, что предназначение их профессии глубоко нравственно и благородно.

Здесь рассмотрены только важнейшие для работников правопо­рядка категории этики. Однако каждый сотрудник правоохранитель­ных органов должен понимать, что только все они, вместе взятые, отражают нравственные требования общества и только комплексный Учет их в своей деятельности дает основание говорить о его нравст­венной культуре.


Глава 2

Мораль в системе

социальной регуляции

2.1. Мораль и право

Проблема взаимосвязи сфер духовной жизнедеятельности общества, в частности единства и различия права и морали, одна из самых актуальных и широко обсуждаемых в наши дни на страницах обще­ственно-политических и юридических изданий. Такой интерес да­леко не случаен. Сегодняшнее общество переживает глубокий кри­зис. Застой экономики, кризис власти, международные конфликты, утрата подлинно культурных традиций — вот далеко не полный пе­речень реалий сегодняшнего дня. Среди наиболее острых — про­блемы соотношения духовности, правопорядка и преступности.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее созна­ния и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности. И это не случайно: право и мораль — важней­шие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-истори­ческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реаль­ное бытие права и морали определяются едиными связями общест­венных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. В демокра­тическом гражданском обществе эти связи объективизируются в важнейшей закономерности — возрастании морального потенциала общенародного права, этических основ законности. И здесь умест­но напомнить, что и право и мораль формируются на едином базо­вом принципе — принципе справедливости.

Мораль — система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеж­дениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения


2. Мораль в системе социальной регуляции



всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, чест­ность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Право — совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (ре­гулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Таким образом, право — это явление не только политико-юриди­ческое, но и социально-этическое. Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманиз­ма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого досто­инства, свободы и ответственности. Органическая связь нравствен­ных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышения моральной ценно­сти права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его лич­ностной гуманистической ориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявлений социального духовного прогрес­са, который невозможен без упрочения этических аспектов общест­венных отношений.

Изучение политической, экономической и иных социальных сфер показывает, что в процессе реформирования были допущены существенные просчеты. Внимание россиян не было в должной ме­ре привлечено к обсуждению нравственной стороны реформ, влия­ния их на судьбы отдельных людей и населения в целом. Видимо, здесь можно говорить о феномене «разочарованного сознания», возникающего между установкой на будущее и наличной ситуацией. Размывание нравственных ценностей и духовных ориентиров, оста­точный принцип выделения средств на развитие образования, па­дение престижа интеллектуального труда, коммерциализация искус­ства ведут к ослаблению как интереса к приобретению знаний, не­обходимых для получения профессии, так и моральных устоев во всех сферах жизни.

В правовой сфере также сложилась критическая ситуация, что отрицательно сказывается на состоянии правопорядка, резко огра­ничивает возможности формирования нравственно-правовых ка­честв у граждан. Причин тут немало. Главные из них — отсутствие четкого разграничения между законодательной, исполнительной и судебной властями, неразработанность правовой базы, регулирую­щей происходящие в обществе процессы. Многие законы, предпи-


78 I. Теоретические вопросы профессиональной этики


сания и инструкции устарели. Те законы, которые действуют, не­редко не имеют механизмов реализации из-за несовершенства пра­воприменительной практики, снижают уровень правосознания, по­рождают правовой нигилизм. Растет социальная напряженность, падает трудовая дисциплина; характерными становятся пессимизм, апатия, равнодушие; культивирующийся эгоизм и крайний индиви­дуализм порождают нетерпимость и противостояние в отношениях между людьми.

Таким образом, разные срезы общественного сознания (на тео­ретическом и эмпирическом уровнях) показывают, что социально-экономические трудности, деформация духовных начал в жизни общества не способствуют созданию условий для формирования духовности, нравственности, законности, исходящих из необходи­мости обеспечения высших ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.

Соотношение права и нравственности издавна занимало умы многих мыслителей, данная проблема была объектом многочисленных фи­лософских, правовых, социологических иссле­дований.

Вопрос о взаимосвязи морали и закона по­лучил определенное освещение уже во многих трудах философов древности, которые, разра­батывая правовую идеологию, пытались свя­зать этику с законодательством. Например, древнеримским юристом Марком Тулием Ци­цероном был сформулирован постулат, глася­щий: «Право рекомендует то, что одобрено обычаем, т.е. продиктовано нравственностью»1. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или ино­го поступка должен естественным образом вытекать из моральной его оценки. Кроме того, непосредственное влияние этического нача­ла на уголовное право Цицерон выразил четкой формулой: «Обычай есть лучший толкователь закона»2.

В целом же римская уголовно-правовая мысль была богата глу­бокими выводами относительно нравственно-этического обоснова­ния уголовного законодательства, афористичными высказываниями, раскрывающими моральную природу многочисленных положений уголовного права.

1 Цит. по: Омельченко О.А. История политических и правовых учений: Учебник
для вузов. М., 2006. С. 122.

2 Там же. С. 123.


2. Мораль в системе социальной регуляции



В Средние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого бытия.

В Новое время мораль неразрывно связы­валась с правом, при этом крайне абсолютизи­ровали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве. «Этику и законоведение, — утверждал К.А. Гельве­ций, — я рассматриваю как одну и ту же науку»1.

Немецкая классическая философия также предприняла попытку определить связь меж­ду правом и нравственностью. Например, Кант стремился осуществить эту связь путем подчинения права нравственности. Гегель рассматривал проблему взаимодействия нрав­ственности и права как форму проявления воли человека. Различие между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, что нравственность не допускает какого-либо внешнего принужде­ния. Как диалектик, Гегель считал, что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе.

Важнейшим моментом взаимосвязи правового и нравственного является их обратное воздействие на экономические отношения, способствующее закреплению и развитию последних. Право и гос­подствующая мораль любого общества, порожденные соответст­вующим экономическим базисом, связаны с ним самым непосред­ственным образом.

Право, возникающее на определенном этапе исторического раз­вития, как регулятор человеческого поведения, как бы «вырастает» из норм нравственности. Более того, на разных этапах своего раз­вития правовые регуляторы почти сливались с моральными. И про­должалось это в течение довольно длительного периода. Только со временем право оформилось в законодательство и писаную судеб­ную практику. Иными словами, право заключает в себе элемент нравственности, морали.

Диалектическое единство и различие морали и права неодно­значно предстает в разных социально-исторических условиях. В об­ществе, где социально-политические противоречия имеют в данное историческое время свои противовесы (например, экономические отношения обеспечивают материальное благополучие людей), где человеку не нужно каждый день думать о том, как ему прокормить семью, он не будет смотреть на соседа глазами непримиримого врага,

1 Гельвеций К.А. Об уме. М, 1992. С. 156.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


завидовать чужому благополучию, — там существенно возрастает положительный нравственный компонент в человеческих взаимо­отношениях. Способствуют созданию нравственной атмосферы в обществе также и общая либерализация социально-духовной жиз­ни, расширение социально-демократических и идеологических сво­бод граждан, подъем культуры и т.д. В таком случае массовое мо­ральное сознание вполне приемлет усилия власти по правовому за­креплению данного социального состояния. Отсюда борьба с преступностью становится более успешной, «преступная мораль», образ жизни преступного мира получают всеобщее осуждение, а моральное и правовое сознание общества в принципе совпадают.

Если же общественный организм разбалансирован, то в нем, наоборот, активны деструктивные процессы. Это особенно прояв­ляется в период обострения противоречий в социальной жизни. В обществе, где экономические отношения развиваются уродливо, люди, как правило, не обеспечиваются необходимыми материаль­ными благами, в идеологии громче всего говорится о культе денег, а образ жизни и мораль преступного мира, маня возможностью бы­строго обогащения, привлекают внимание многих, особенно моло­дежи, выбитой из нормальной колеи распадом общества. Обесцени­ваются общесоциальные нравственные установки. Преступность на этом фоне всегда и везде резко возрастает. Различные стороны жизни утрачивают общие координирующие начала и излишне обо­собляются. При этом мораль неизбежно вступает в болезненный конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, организации и управления экономикой, культурой, образованием и всем другим. И прежде всего массовая мораль на­чинает стихийно противопоставлять себя политико-правовой сис­теме общества. Право теряет нравственную базу и, как следствие, снижается эффективность многих видов правоохранительной дея­тельности, иссякает ее поддержка населением. При такой стихий­но-массовой негативной реакции на выполнение государственными институтами своих социальных задач правовая система неминуемо начинает тяготеть к технико-организационной стороне дела, к ка­зуистической шлифовке законодательства, к освящению сущест­вующих законов, которые, теряя связь с реальностью, уже не в со­стоянии противостоять произволу.

Таким образом, единство морали и права может развиваться или разрушаться, приобретать искусственно-принудительные черты или быть вполне органичным.

Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, поскольку в конечном счете каждое преступление аморально, хотя


2. Мораль в системе социальной регуляции



не каждый безнравственный поступок преступен. Аморальный по­ступок тогда становится преступным, когда право «выбирает» из всей массы аморальных поступков те, что представляют наиболь­шую опасность для общества. Хотя следует заметить, что порой лю­ди переживают совершенные по отношению к ним безнравствен­ные поступки сильнее, чем если бы даже они стали потерпевшими от преступления.

Перечисленные свойства морали и права делают невозможной их полную совместимость даже в локальных сферах социальной жизни, не говоря уже об обществе в целом. Можно ставить вопрос лишь о конкретной мере их связи и взаимной противоречивости.

Связь права и морали — процесс, характеризующийся многооб­разием проявлений:

• единством и общностью;

• различием;

• взаимодействием и взаимообогащением.

Общность и единство норм права и норм морали выражаются в сле­дующем. Как формы общественного сознания и общественных от­ношений, мораль и право имеют между собой много сходного, по­скольку выполняют общую социальную функцию: они являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обще­стве, носят нормативный характер, и граждане соблюдают эти нор­мы и принципы, как правило, добровольно и сознательно; нравст­венность и право развиваются на едином для них фундаменте об­щечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охва­тывающие практически всю совокупность общественных отноше­ний, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общече­ловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов общества. Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным ха­рактером. И право, и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социаль­но-исторические потребности общества.

Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают. Речь идет здесь не только о том, что субъектами тех или



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


иных отношений являются люди, социальные группы и слои, обла­дающие одновременно и моральным и правовым сознанием, пред­ставляющим определенную целостность. Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь раз­личное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах — с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедли­вость, совесть, выступают в силу этого как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отно­шения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия. Поэтому, выделяя относительно са­мостоятельное поле действия моральных норм, мы не должны за­бывать о важном их свойстве — способности проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в эконо­мические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чес­ти, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д.

Выше отмечалось, что у морали есть «чистое» поле действия (межличностные отношения дружбы, любви, взаимопомощи и т.д.). А есть ли у права сфера действия, не подлежащая моральным оценкам?

Нам представляется, что право в целом полностью подлежит моральным оценкам (позитивным либо негативным, одобряющим либо осуждающим). Исследуя вопрос о взаимоотношении права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе регулируется моралью, т.е. подлежит мо­ральной оценке (рис. 2.1).

Сфера морального регулирования

Сфера правового регулирования

Рис. 2.1. Соотношение сфер морали и права в социальной жизнедеятельности

В системе права, по крайней мере в правоохранительной дея­тельности, нет морально нейтральных элементов. Поэтому в прин-


2. Мораль в системе социальной регуляции



ципе любая проблема реализации правовых норм и требований есть одновременно и неизбежно моральная проблема. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отно­шений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей — гуманизма, справедливости, милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических сво­бод; они призваны охранять людей от общественно опасных пося­гательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные от­ношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение.

Почему же сохраняются единство и взаимосвязь между моралью и правом? На это есть следующие причины: во-первых, они выра­жают интересы, стремления и волю всех граждан; во-вторых, закре­пляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых; в-третьих, представляют равные тре­бования к каждому гражданину, независимо от национального и имущественного положения; принцип равенства в морали соответ­ствует равноправию людей перед законом; в-четвертых, выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, ува­жение естественных прав человека, гражданские и политические свободы; в-пятых, нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве.

Общность права и морали, порожденная едиными обществен­ными отношениями, дополняется общностью их функционального назначения — право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную организацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, из форм их общения, приобретающих в результате многократной по­вторяемости нормативный характер и выступающих регулятором поведения людей (рис. 2.2).

Назначение правовых и нравственных норм в системе социаль­ного регулирования, возникающих непосредственно в обществен­ных отношениях и фиксирующих специфические способы взаимо­действия людей, состоит в целенаправленном воздействии на пове­дение людей, обеспечивающем интересы отдельных слоев либо общества в целом. Вместе с тем право и мораль — это различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей специ­фикой. Выявление общего и специфического в праве и морали имеет большое познавательное и практическое значение для изуче­ния способов их воздействия на сознание и поведение людей, форм их взаимовлияния и взаимодействия.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


 

  Общее в морали и праве  
  V  
Форма общественного сознания

1

Развиваются на едином для морали и права фундаменте общечеловеческих ценностей

I

Совпадение сфер моральных и правовых отношений

1

Единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений

I

Регулятивная функция человеческого поведения в обществе — главная

I

Являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение

I

Обязательное соблюдение норм и принципов морали и права

Рис. 2.2. Общее в морали и праве

Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу, а имеют ряд различий. Относительная противополож­ность морали и права обусловлена рядом фундаментальных свойств их содержания (рис. 2.3).

1. Право имеет дело не с единичным человеком, не с его целост­ностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформи­руют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное ра­венство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.


2. Мораль в системе социальной регуляции



Различное в морали и праве


Мораль


Право


 


Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях

Нормы складываются стихийно

Механизм обеспечения — общественное мнение

Предусматривает широкую свободу выбора


Нормы носят формально

определенный характер

и закрепляются

в официальных документах

Нормы устанавливаются государством

Механизм обеспечения — властные санкции государства

Свобода выбора жестко

ограничена рамками

нормативных документов


Рис. 2.3. Различное в морали и праве

Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае имен­но с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих кон­кретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналогии с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

2. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности,
ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей.
В противоположность ей право формирует социально-целесообразные
координаты жизни,
исходит из соображений реальной достижимости
средствами нормативной регуляции необходимого общественного
порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, понима­
нием социальной необходимости конкретной системы правоотноше­
ний, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить
полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мо­
раль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

3. Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостно­
го, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального
факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора
решения — в их неповторимости, уникальности. В противополож­
ность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каж­дого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимо­отношениях нет.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1956. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.067 сек.) русская версия | украинская версия