Студопедия — Различное в морали и праве 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Различное в морали и праве 18 страница






Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и пове­дения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуа­ции. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение со­трудника, если он, прежде чем отдать воинское приветствие, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь, или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным посту­пок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее но­ша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».

Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки бази­руются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формиро­вание моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование мо­ральных потребностей личности, направленных на нравственное само­совершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравст­венному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные мораль­ные потребности выступают побудителями нравственной деятель­ности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым отно­сятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 205

Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глу­боко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по пре­образованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего наро­да, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении ко­торому он видит смысл всей своей жизни.

Таковы содержание, некоторые особенности и основные задачи нравственного воспитания. Эти задачи решаются при помощи оп­ределенной системы морального воспитания, которая сложилась в нашем обществе и специфически проявляется в системе правоохра­нительных органов.

Сложность и значимость нравственного воспитания обусловливают разнообразие форм, средств, методов, направлений его осуществле­ния, единство объективных и субъективных факторов воздействия на личность, критериев нравственности, образующих в своей сово­купности систему этого вида воспитания.

Основные направления нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов связаны с формированием у них не­обходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек. Этому процессу предшествует этап внесения в сознание сотрудников этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях морали, нравственных принципах и нор­мах, о моральном идеале личности. Такую задачу решают этическое просвещение, пропаганда и агитация.

1. В системе правоохранительных органов используются разнооб­разные формы распространения этических знаний. Среди них можно назвать лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, заня­тия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравствен­ному облику сотрудника, моральному идеалу, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотруд­ников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуж­дение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих катего­рий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мунди­ра»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на худо­жественных образах или исторических личностях, но и на фактах из



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное зна­чение имеют не только положительные примеры высоконравствен­ного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципи­альности, честности и скромности, но и анализ безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдат правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.

И.Ф. Гебарт

Однако как бы ни было значимо этиче­ское просвещение, оно не должно стать про­светительством, т.е. не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравст­венного воспитания. Человек может обладать обширными этическими знаниями и в то же время жить, «добру и злу внимая равнодуш­но», совершать безнравственные поступки. Это свидетельствует как раз о том, что знания человека не стали его убеждениями, что про­цесс нравственного обучения по существу не сопровождался нравственным воспитанием. По выражению немецкого философа, педагога и психолога И.Ф. Гербарта, нравственное просвещение без нравст­венного воспитания — это средство без цели. Нравственное же вос­питание без нравственного просвещения — цель, лишенная средства. 2. Чтобы этические знания стали личными убеждениями сотруд­ника, необходимо понимание им их научной обоснованности, практиче­ской целесообразности, общественной значимости, объективной необ­ходимости. Этой цели служат широкая разъяснительная работа, личная убежденность тех, кто несет этические знания личному со­ставу, набор аргументов, примеров из повседневной практики. Большой вред делу формирования у сотрудников моральных убеж­дений наносят расхождения между словом и делом, когда руководи­тель, воспитатель говорит одно, а делает другое, призывает к тому, что сам не соблюдает или нарушает, одним запрещает те или иные действия, поступки, по отношению к другим допускает послабле­ния, попустительство. Один из основных принципов нравственного воспитания — воспитатель (начальник, наставник) не должен по­зволять себе того, что считает непозволительным для воспитуемых. Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям,


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 207

бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встре­чая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых мо­ральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко при­ходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобст­вами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «на­до». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют мо­рально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общест­венных организаций.

Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда со­трудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практи­ка способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Среди отдельных сотрудников правоохранительных органов имеют место некоторые из антиподов морали. Аморальны по своей сути слу­жебные проступки и тем более должностные преступления, среди которых следует назвать прежде всего незаконные задержания и аресты, взяточничество, рукоприкладство и подлог, очковтиратель­ство, «дедовщину», необоснованное применение спецсредств и зло­употребление служебным положением. Природа этих и иных про­ступков и преступлений различна, однако они всегда предопреде­ляются низкой нравственной культурой сотрудников.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с не­гативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чу­ждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессионально-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


нравственной деформации. Трудно обвинить сотрудника, уволенного по отрицательным мотивам после 10—15 лет службы, в отсутствии профессионализма, навыков, умения работать (хотя и такие случаи бывают), а вот его моральная деформация, как правило, очевидна. При этом важно подчеркнуть, что неблагоприятные условия работы оказывают влияние на всех сотрудников, однако «профессиональ­ной» деформации подвергаются лишь некоторые. Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспи­тания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жиз­ни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом коллектива, зрелостью обще­ственного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации мо­ральной деформации предполагает:

• учет морально-психологических, политических и деловых ка­честв сотрудника, степень его субъективной предрасположен­ности к деформации;

• анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную» деформацию у тех или иных категорий сотрудников или воен­нослужащих;

• учет состояния служебного коллектива (половозрастного со­става, стабильности, показателей служебной деятельности, мо­рально-психологической атмосферы и т.д.);

• проведение комплекса мер воспитательного характера, соз­дающих заслон на пути к нравственной деформации.

Среди этих мер важное место занимает целенаправленное и по­стоянное нравственное воспитание сотрудников, привитие им любви к своей профессии и чувства высокой личной ответственности за порученный участок работы, уважения к человеку и закону, непри­миримости к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремления честно и до конца выполнить служебный долг, не запят­нать честь мундира.

Особого внимания заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия сво­их старших товарищей, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих усло­виях многое зависит от руководителя, наставника, воспитателя. За­дача заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для быстрой и качественной адаптации новичка, чтобы его авторитета­ми были достойные сотрудники.


большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над мо­лодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, при­своения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит вовлечение их в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной са­модеятельности, других видах самодеятельного творчества, органи­зуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструк­ции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравствен­ные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Нравственно совершенная личность — продукт воздействия на нее таких взаимосвязанных факторов, как социальная среда, нравствен­ное воспитание и самовоспитание, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные способы формирования челове­ка. Нравственное воспитание будет малоэффективным, бесследным либо даже с негативными последствиями, если не учитывать, в ка­ких условиях живет и трудится сотрудник.

Социальная среда — постоянно действующий и объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на сотрудника как положительными ее гранями, так и отрицатель­ными. Отсюда в воспитательной работе необходимо опираться на ее позитивные стороны, нейтрализуя, насколько это возможно, нега­тивное влияние неблагоприятных условий. Среди неблагоприятных условий, оказывающих влияние на качество нравственного воспи­тания личного состава, могут быть, к примеру, низкие показатели служебной деятельности, трудности в продвижении по службе, неуря­дицы бытового характера, нездоровый моральный климат в коллекти­ве, необъективное общественное мнение о деятельности данного ор­гана, подразделения и ряд других. Недооценка этих условий при организации нравственного воспитания сотрудников недопустима.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


Нравственное воспитание — научно управляемый процесс. Его эффективность во многом зависит от того, кто осуществляет воспи­тание, кто руководит им. Субъектами нравственного воспитания сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, общественные формирования (советы наставников, ве­теранов и др.). Значительное нравственное влияние на работников оказывают семья, культурно-просветительные учреждения и учеб­ные заведения, служебный коллектив.

Обычно человек находится под воздействием нескольких субъ­ектов, институтов воспитания одновременно. Однако механизм и эффективность их влияния на воспитуемого различны: для одних ре­шающую роль в нравственном развитии играет семья, для других — культурно-просветительные учреждения, для третьих — учебные заведения. Вместе с тем все сотрудники находятся под постоянным влиянием служебного коллектива. Воспитательная роль служебного коллектива обусловлена рядом факторов: сплоченностью, организован­ностью, дисциплиной коллектива; личностью его руководителя; дея­тельностью общественных формирований; укладом жизни коллектива, его традициями, обычаями; характером и содержанием решаемых за­дач; морально-психологическим климатом в коллективе; показателями служебной деятельности.

Моральное воздействие служебного коллектива обусловлено тем, что его требования сотрудник воспринимает, как требования всего общества. Через оценку коллектива он познает себя как лич­ность, как работника. Под влиянием коллектива сотрудник соизме­ряет свои поступки с теми нормами, которые одобряются или осу­ждаются мнением коллектива. Как существо общественное человек постоянно испытывает потребность в оценке его поведения и дея­тельности со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива, во-первых, была объективной, адекватной заслугам или проступкам сотрудника; во-вторых, была своевременной; в-третьих, не расходилась с мнением руководителя; в-четвертых, была офици­ально доведена до сотрудника. Эта оценка должна быть одновре­менно и строгой, и доброжелательной.

Ничто не вредит так делу нравственного воспитания, как рас­хождение во мнении о том или ином сотруднике коллектива и его официального руководителя, неоднозначная (тем более противопо­ложная) оценка одних и тех же поступков (проступков) различных работников, предвзятость, необъективность, несправедливость. Вы­соко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители тогда наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее при­менение (будь то поощрение или наказание) обосновано в глазах


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 211

всего коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя, воспитателя, авторитет его административных мер.

Особую роль в нравственном становлении личности играют ру­ководители, начальники, командиры. Своеобразие нравственного воспитания заключается в том, что руководитель морально воздей­ствует на подчиненных, по существу, постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники и воины, как правило, совершают поступки с учетом их оценки со стороны своего начальника, командира, стара­ясь не подвести авторитетного руководителя, заслужить его одобрение.

Видное место в системе средств нравственного воспитания лич­ного состава занимают: профессиональная деятельность, художест­венная литература и искусство, средства массовой информации, уст­ная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работ­ники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точ­но так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотруд­ников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дис­циплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Действенность применяемой системы нравственного воспита­ния, ее практическая значимость выявляются при помощи опреде­ленных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявле­ние. Один из высших критериев нравственного развития — актив­ная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится по­вседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравст­венности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам.

Важным критерием нравственного воспитания является соот­ношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интере­сам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтвер­ждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.

Таким образом, нравственное воспитание — одно из главных направлений воспитательной работы. Оно включает в себя этиче­ское просвещение, формирование у сотрудников прочных мораль­ных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.

5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов

Формирование и развитие нравственной культуры личности проис­ходит под действием различных факторов объективного и субъектив­ного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов правоохранительных орга­нов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспита­тельной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобра­зованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специ& шст ста­новится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравст­венное развитие только тогда может быть эффективным, когда гос­подствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать».

Самовоспитание способствует повышению эффективности дея­тельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профес­сиональных, морально-психологических и боевых качеств, выра­ботка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему разви­тию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рацио­нально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведе­ниях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказы­вается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нрав­ственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 213

обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обуче- ния и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность вос­питательной работы, приводит к разрыву между воздействием вос питателей и результатами этого воздействия. При отсутствии само-воспитания может сложиться лишь пассивная личность без устой­чивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником по- ложительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувства- ми, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особен- тетями, обусловленными характером и задачами службы в право- охранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональ- ных качеств. Оно призвано развивать качества не только профес- сионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранитель- ных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.

■ Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках

воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и

строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как

важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное

самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений

сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил



I. Теоретические вопросы профессиональной этики


вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного со­трудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учеб­ной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Инди­видуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном вариан­те гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулиру­ют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивиду­ального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравствен­ного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначи­мых социально-качественных параметров личности цивилизованно­го общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспита­ния; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, дея­телей науки, культуры и политики; повышение собственной актив­ности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные по­ложения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реали­зует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаи­мообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источни­ком развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее


5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 215

(воспитание) органически причастно к становлению нового качест­ва (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Чело­век есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от са­мовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в пра­воохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, по­буждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действи­тельное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранитель­ных органов.

1. Нравственное самовоспитание сотрудника — явление системное,
оно имеет свою логику развития, закономерности
и принципы реали­
зации.
Закономерности нравственного самовоспитания подразделя­
ются условно следующим образом:

• внешние — обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социаль­ным опытом;

• внутренние — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.

В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравст­венного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подни­маться выше социального окружения. В нравственном самовоспита­нии, как и во всех социальных процессах, закономерности не прояв­ляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 784. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия