Студопедия — ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙ КИНИКОВ И КИНИЗИРУЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙ КИНИКОВ И КИНИЗИРУЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ 7 страница






16 (фргм. 19). На вопрос, что есть неразумие, ответил: «Препятствовать нравственному совершенствованию». (Стобей. Антология, 3.4.87).

IV. О религии и мифологии

17 (фргм. 25)....Бион на вопрос (Кратета), есть ли боги, ответил: «Не ты ли, несчастный старик, разогнал всех, ок­ружавших меня?» (Диоген Лаэрт., 2, 117).

18 (фргм. 27). Бион говорил, что бог, который карает детей дурных родителей, смешнее врача, дающего лекарст­ва отпрыску, исходя из болезней деда и отца. (Плутарх. О несвоевременной мести богов, 19.561С).

19 (фргм. 29). «Ваши боги только призраки и тени, к тому же хромые, морщинистые и кривые на оба глаза, как богини Мольбы, которых можно назвать скорее дочерьми Ферсита, чем дщерями Зевса, — так иронизировал Бион и продолжал: — Могут ли люди обращаться к Зевсу с молит­вой о добром потомстве, когда он сам себе не смог породить достойных детей?». (Клемент Александрийский. Протреп-тик, 4.56.1).

20 (фргм. 30). Сидел на улице суеверный человек с сумой в руках и в грязных лохмотьях. Он то и дело катался нагишом в пыли и грязи и обличал свои заблуждения и прегрешения: и ел не то, и пил не то, и шел не той доро­гой, по которой велел идти бог. Если бы поступал правиль­но и придерживался запретов, то сидел бы дома, окуривая себя серой и волшебными зельями, как старухи, более всего склонные к суевериям, — говорит Бион, — увешивая себя всякого рода амулетами и прибегая к разным действиям, которые должны уберечь их от всего дурного. (Плутарх. О суеверии, 7, 168D).

21 (фргм. 31 А). «Нет ничего удивительного в том, что мышка прогрызла мешок в поисках съестного. Было бы действительно поразительно, — шутил Аркесилай, — если бы мешок сожрал мышь». Так рассуждал Бион. (Климент Александрийский. Ковры (Строматы), 7.4.24, 5).


 

 

 


22 (фргм. 32). Коща Бион особенно настойчиво нападал на пророков и гадателей, Менедем говорил, что тот убивает убитых. (Диоген Лаэрт., 2, 135).

23 (фргм. 33). Бион, опираясь на ряд доводов, приходит к выводу: либо нечестивцы все, либо никто. Коль некто всех собирается сбросить со скалы, то говорит: «Каждый, кто уничтожает или обращает в свою пользу то, что при­надлежит богам, святотатец, ибо се принадлежит богам, поэтому каждый то, что грабит, грабит у богов, которым принадлежит все. Следовательно, кто бы что ни грабил — святотатец». Затем, когда он призывает рушить храмы и безнаказанно опустошать Капитолий, то не считает это святотатством, так как, если что-нибудь украдено из того места, которое принадлежало богам, то оно просто перено­сится в другое место, тоже принадлежащее богам». (Сене­ка. О благодеяниях, 7, 1).

V. О скупости и богатстве

24 (фргм. 34). Когда кто-нибудь или сам хочет изба­виться от бедности и нужды или другого освободить, пусть не пытается добыть для него денег. «Это похоже, — гово­рит Бион, — на такую ситуацию: когда кто-нибудь, желая избавить больного водянкой от жажды, предлагает ему ис­точники и целые реки воды. Страдалец тогда скорее лоп­нет, упиваясь, чем утолит жажду. Будучи ненасытным, тщеславным и суеверным, тот никогда не скажет: хватит!» (Телет у Стобея. Антология, 4, 33, 31).

25 (фргм. 35А). Софист Бион говорил, что сребро­любие есть мать всех пороков. (Стобей. Антология, 3, 19, 37).

26 (фргм. 38А). Бион говорил, что жадные до богатства достойны осмеяния, ибо судьба дарует богатство, корысто­любие — сторожит, порядочность и честность — отнимают. (Стобей. Антология, 4, 31с87).

27 (фргм. 39А—D). Перипатетик Бион говорил: «Богат­ство не приносится в дар богачам, а лишь дается взаймы». (Фаворин. Антология. См. Парижский греческий кодекс 1168, № 6, р. 412).

28 (фргм. 40А). Когда слуга Аристиппа шел по дороге нагруженный мешком с монетами и устал от ноши, тот воскликнул: «Отсыпь побольше и неси, сколько осилишь!». Так и рассказывают в «Беседах» люди из окружения Бйона. (Диоген Лаэрт., 2, 77).


29 (фргм. 41). — Каким же образом люди нуждаются в том, чем владеют? — А как банкиры нуждаются в деньгах, хотя они у них есть? — ответил вопросом на вопрос Би­он. — Стало быть, они не по-настоящему ими владеют или не владеют сами собой. (Телет у Стобея. Антология, 4, 33, 31).

30 (фргм. 42АВ). Бион говорил, что подобно тому, как самый захудалый мешок и гроша ломаного не стоит, однако стоит только, сколько в нем содержится денег. Так и ниче­го не стоящие богачи стоят столько, сколько ими приобре­тенные богатства. (Стобей. Антология, 4, 31аЗЗ).

31 (фргм. 43А). Бион говорил, что честный и добропо­рядочный государственный муж, архонт уходит в отставку, не обогатившись, но стяжав себе великий почет и славу. (Стобей. Антология, 4, 5, 23).

32 (фргм. 43В). Он же настаивал, что архонт должен уходить со своего поста не с большим состоянием, а с боль­шим уважением сограждан. (Арсений. Виолетум, р. 150 Вальц).

33 (фргм. 44). Бион не без остроумия заметил, что одинаково больно и плешивым, и кудрявым выдрать хоть один волосок. То же самое можно сказать о бедняках и богатеях: и тем, и другим весьма мучительно расставаться с деньгами, с которыми свыклись. (Сенека. О спокойствии души, 8, 3).

VI. О зависти

34 (фргм. 47А). Софист Бион, заметив какого-то зави­стника, стоявшего с поникшей головой и пришибленным видом, сказал: или ему здорово не повезло, или другому очень посчастливилось. (Стобей. Антология, 3, 38, 50. Ср. у Киндстранда фрагменты 47С—F).

VII. О дружбе и откровенности

35 (фргм. 50). Теперь приведем пример наивности и прямодушия Биона: «Если ты намеревался восхвалять поле и сделать его более плодоносным, то, должно быть, стоило его возделывать и трудиться в поте лица. Разве не странно, в таком случае, не восхвалять человека, если тот полезен и приносит все блага тем, кто его хвалит». (Плутарх. Как отличить льстеца от друга, 16, 59А).


36 (фргм. 51). О тех, кто все свое внимание обращает на речи льстецов... Понятно, почему Бион сравнивал таких людей с амфорами, которые переносят, держась за ушки. (Плутарх. О ложном стыде, 18, 536А).

37 (фргм. 52А). Отличается остроумием также замеча­ние Биона при чтении стихов Феогнида:

«Каждый, кого нищета поразила, ни делать не может, Ни говорить ничего: связан язык у него».

(перевод В. В. Вересаева)

Он продекламировал:

«Так что же, бедняк, ты болтаешь и нам надоел болтовней?»

(Плутарх. Как юноша должен слушать поэтов, 4, 22А).

VIII. О красоте и любви

38 (фргм. 55). Обращаясь к тем, кто утверждает, что красота — это своего рода тирания, сказал: «Ну и ну! Что это за тирания такая, которую может погубить один воло­сок». (Стобей. Антология, 4, 21В23).

39 (фргм. 56). Софист Бион довольно бестактно назы­вал волосы красавцев грамодиями и аристогитонами, по­скольку именно они освобождают влюбленных от прекрасной тирании любви. (Плутарх. Влюбленный, 24, 770В).

40 (фргм. 61В). Спрошенный кем-то, кого нужно брать в жены, Бион ответил: «Та, у которой всеобщий успех — и жена для всех, а если обличьем невидная, судьба твоя незавидная». (Парижский греческий кодекс, 1168, № 14, р. 413 Фрейденталь. Ср. Диоген Лаэрт. IV, 48).

IX. О старости

41 (фргм. 62В). Старость Бион называл гаванью от бед, ибо в ней все находят свое последнее убежище. (Париж­ский греческий кодекс, 1168, № 15. Ср. Диоген Лаэрт. IV, 48; IV, 51).

X. О смерти

41а (фргм. 67). Бион говорил, что существую две ипо­стаси смерти — время до рождения и состояние сна. (Вати­канский гномологий, 160).


42 (фргм. 69). Исходя из указанного выше, происходят следующие отталкивающие виды скорби: люди мажу себе лица грязью, царапают щеки, как это делают обычно жен­щины, наносят удары в грудь и по голове. Этим же объяс­няются слова о славном царе Агамемноне у Гомера и Акция: «клоки власов у себя из главы исторгал...». Это ритуал вызвал и насмешливый вывод Биона, что крайне глупы подобные проявления скорби у владыки Агамемно­на — будто вырывая у себя волосы и став лысым, он может успокоить свою сердечную боль. (Цицерон. Тускуланские беседы, 3, 26, 62).

43 (фргм. 70). Суета вокруг могил, — говорил Би­он, — породила множество трагедий. (Стобей. Антоло­гия, 3, 40, 8).

44 (фргм. 72). То, что нас радует или печалит, каждый чувствует по-своему, но следует признать правоту Биона: «все человеческие дела весьма сходны по своим побуждени­ям, и жизнь человека ничуть не менее свята и серьезна, чем ее зачатие — рожденные из ничего возвращаются в ничто». (Сенека. О спокойствии души, 15, 4).

XI. Анекдоты и апофтегмы

45 (фргм. 73). Отличается остроумием замечание Био­на Борисфенита, созерцавшего бронзовую статую Персея, на постаменте которой стояла надпись: «Персей, ученик Зенона из Кития». Он сказал: «Автор надписи заблужда­ется, а следовало написать так: «Персей, раб Зенона». И в самом деле, Персей был от рождения рабом Зенона, как утверждает Никий из Никеи в своей «Истории филосо­фов» и Сотион Александрийский в «Преемствах». (Афи-ней, 4, 162).

46 (фргм. 75). Он же (т. е. Бион) на вопрос какого-то человека, почему философу не приносят пользу его собственные поучения, ответил: «И аптечная коробка, содержащая наиболее полезные лекарства, сама по себе не может помочь ее владельцу». (Ватиканский гномоло­гий, 157).

47 (фргм. 76). По-моему, тем, кто играет и получает удовольствие от игры и радуется, следует играть сообща, но, как говорил Бион, не подражать ребятишкам, которые для забавы бросают в лягушек камни, а для лягушек это не игра — они по-настоящему умирают. (Плутарх. Об уме животных, 7, 965АВ).


48 (фргм. 77). Бион на пиру, когда беседа собравших­ся была в самом разгаре, заметил молодого человека, ко­торый все время молчал, и обратился к нему с такими словами: «Если ты, получив философское образование, молчишь, то это просто невежливо, или же ты образован­ный невежда». (Ватиканский гномологий, 159. Ср. Диоген Лаэрт. V, 40).

49 (фргм. 78А). Бион говорил, опираясь на эпос Ге-сиода, что существует три типа учеников — золотой, се­ребряный и медный. Золотой — это тот, который платит и не ходит на занятия; серебряный — кто платит и учится; медный — учится, но не платит. (Стобей. Эк­логи, 2, 31, 97).

50 (фргм. 80). На вопрос, когда следует завтракать, Би­он ответил: «Богачам, когда хотят, а беднякам, когда есть, что есть». (Ватиканский гномологий, 156).

ТЕЛЕТ

ДИАТРИБЫ

I. О явлении и сущности1

Говорят, что казаться справедливым лучше, чем быть им. Тогда, значит, лучше казаться хорошим, чем быть им?

— Конечно.

— Разве хорошие актеры искусно играют потому, что кажутся хорошими актерами, а не потому, что в самое деле такие?

— Благодаря тому, что они действительно такие.

— А кифареды хорошо играют на кифаре потому, что так только кажется, или потому, что так оно и есть?

— Благодаря тому, что они в самом деле хорошие му­зыканты.

— Ив остальном люди совершают добрые поступки по­тому, что считаются добрыми, или потому, что они дейст­вительно таковы?

— Потому что они действительно такие. Свойства, благодаря которым люди хорошо живут, более ценны, чем те, из-за которых они не в состоянии хорошо жить. Та­ким образом, пожалуй, лучше оказаться в действительно­сти хорошим, чем только казаться; лучше также быть


справедливым, чем казаться, ибо только тот действитель­но хорош, кто справедлив, а не только кажется справед­ливым.

— Ну а как обстоит дело с остальными благами, кото­рые кажутся людям таковыми? Ты предпочитал бы обла­дать ими или воображать, что обладаешь? Владеть или казаться владельцем? Далее, ты предпочел бы действитель­но видеть или только казаться зрячим? Быть в действитель­ности здоровым или только казаться им? 2 Быть в самом деле сильным или казаться? Быть богатым и окруженным друзьями или казаться таким? А в отношении душевных качеств? Что лучше — быть разумным или казаться? Об­ладать душевным спокойствием или казаться спокойным? Быть по-настоящему отважным, бесстрашным, мужествен­ным или только казаться? Быть или казаться справедли­вым?

— Но я скорее предпочел бы казаться храбрым, чем быть им.

— Разве храбрый человек не бесстрашен и спокоен, ес­ли только он действительно храбрец? Почему же ты все-та­ки хочешь только казаться отважным, а не быть им?

— Тогда меня будут уважать.

— Да, тебя поставят впереди всех и потребуют, что­бы ты участвовал в поединке, станут хитрить, подстраи­вая, чтобы жребий пал именно на тебя, а когда он выпадет, будут радоваться, как в случае с Аяксом3. В каком же положении ты, будучи трусом, окажешься, ког­да столкнешься с опасностью? А когда попадешь в плен и тебя примут за храбреца, на твои руки и ноги наденут тяжелые цепи и пытать тебя будут в оковах. Ты будешь говорить правду, но никто тебе не поверит. Будут ду­мать, что ты насмехаешься, потому что притворяешься стойким и несгибаемым. Вот смотри, что тебе придется претерпеть, если ты только станешь делать вид, будто храбр и вынослив, ибо одно ты выдвигаешь на передний план, а другое скрываешь, подобно тому как это делают риторы.

П. Об автаркии4

Как хорошему актеру надлежит искусно играть ту роль, которую ему поручает в своей пьесе драматург, так и хо­рошему человеку следует уметь сыграть роль, назначенную ему судьбой. Ведь и она, утверждает Бион, как некий поэт:


одному дает роль протагониста, другому — девтерогониста, одному — роль царя, другому — бродяги-нищего. Будучи на вторых ролях, не стремись играть героев. В противном случае ты совершишь нелепый поступок5. Ты умеешь хоро­шо приказывать, я — повиноваться, продолжает он. Ты хорошо воспитываешь многих, а я — одного лишь вот этого мальчугана. Ты богат и щедр, я же смело беру у тебя, не раболепствуя, не пресмыкаясь, не жалуясь на свою судьбу. Ты разумно пользуешься своим большим достоянием, а я — малым.

Ведь, говорит Бион, не только большое богатство нас кормит и не только им можно благоразумно пользоваться, а малый и скромный достаток будто бы уж нельзя исполь­зовать целесообразно и непритязательно. Поэтому, продол­жает он, если бы вещи, как мы, люди, обладали даром речи и могли защищаться, разве не заговорили бы они, подобно рабу, который, найдя убежище в храме, оправдывается пе­ред господином. «За что ты преследуешь меня? Разве я у тебя что-нибудь украл или не выполнял всех твоих прика­заний? Может быть, я не приношу тебе назначенный об­рок?»

Так и Бедность, пожалуй, ответит на упреки, адресо­ванные ей: «Что ты против меня имеешь? Разве из-за меня ты лишился чего-нибудь хорошего? Благоразумия, справедливости, мужества? Может быть, ты нуждаешься в чем-нибудь необходимом? Разве, куда ни пойдешь, не полным-полно всякой зелени или в источниках иссякла вода? Разве в моем обществе нельзя испытывать радости? Разве ты не наблюдал, как мурлычит старушка, грызя свою корочку? Когда ты испытываешь голод, не я ли даю тебе дешевую и простую пищу? Разве голодный человек не получает наслаждения от еды и не менее всего нуж­дается в приправах? А тот, кто испытывает жажду, не пьет в сладость и лишь томится в ожидании редких на­питков? Может быть, голоден тот, кто хочет съесть пи­рожное, или жажда томит того, кто выпил бы дорогого хиосского вина? 6 Разве ко всему этому стремятся люди не из-за распущенности? Разве я, Бедность, не представляю тебе бесплатное жилье: зимой — бани, летом — храмы? Где еще найдешь такую полную воздухом и великолеп­ную летнюю резиденцию, как я здесь, в Парфеноне? — спрашивает Диоген»7.

Если бы такую речь произнесла Бедность, что бы ты мог на это возразить? Я бы по крайней мере онемел. Но мы


скорее склонны считать виновными всех и вся — старость, бедность, первого встречного, день, час, место, но только не собственное упрямство и глупость. Поэтому, говорит Ди­оген, он слышал, как Порок обращался сам к себе с упре­ком:

В этом никто не виновен, — лишь я во всем виноватый8.

Но большинство слепо обвиняют не самих себя, а об­стоятельства. Бион же говорит: «Так случается, когда имеешь дело с тварями: неловко дотронешься — последу­ет укус; если змею схватить посредине, она тебя укусит, если же ухватиться за шею, то ничего не будет». Так, говорит он, и с обстоятельствами: если на них напасть, исход будет печальным, а если ты ухватишься за них, как Сократ9, то ничего дурного не случится. В противном случае тебе придется плохо, и вовсе не из-за обстоя­тельств, а вследствие твоего собственного характера и тво­их ложных взглядов.

Поэтому не следует пытаться изменить обстоятельства, а лучше самому подготовить себя к любому обороту собы­тий, как это делают моряки. Ведь они не прилагают усилия к тому, чтобы изменить ветры или состояние морей, но готовятся к тому, чтобы примениться к ним. Море спокой­но — налегают на весла. Ветер по курсу — поднимают паруса. Подул противный ветер — паруса свертываются. Так и ты. Приспосабливайся к обстоятельствам. Поста­рел — не строй из себя мальчика. Слаб — не старайся казаться сильным, но поступай по примеру Диогена. Когда однажды он себя неважно чувствовал, а какой-то человек толкнул его и хотел сбить с ног, он все же не упал и, указав на колонну, сказал: «Милейший, вот принимайся за нее и сваливай!»

Ты беден — не старайся жить, как богач, а поступай так, как при изменении погоды: попутный ветер — подни­май паруса, враждебный — опускай. Так же действуй в соответствии с обстоятельствами: богат — распускай пару­са; беден — сворачивай. Но, к сожалению, мы не умеем довольствоваться наличным, пока для нас так много значат жизненные удобства, работу же мы считаем позором, а смерть — худшим из зол. Если же достичь того, чтобы и удовольствия презирать, и к трудам не относиться с пред­убеждением, быть равнодушным к славе и бесславию и смерти не бояться, тогда можно поступать, как угодно, и не причинить себе боли.


Поэтому, как уже говорилось, я не понимаю, каким образом в самих обстоятельствах может заключаться что-нибудь неприятное — в старости, бедности, изгнании. Хо­рошо говорит Ксенофонт: «Если я покажу тебе двух братьев, наследовавших равное состояние, но одного живу­щего в нищете, а другого — в довольстве, не ясно ли ста­нет, что здесь виной вовсе не деньги, а нечто совсем другое?»10 Поэтому, если я покажу тебе двух стариков, двух бедняков, двух изгнанников, но один из них живет в полном спокойствии и благополучии, а другой — в посто­янной тревоге, не ясно ли, что тут виной не старость, не бедность, не изгнание, а нечто совсем иное?

А вот как обошелся Диоген с человеком, который жа­ловался на дороговизну в Афинах. Он взял и повел его в парфюмерную лавку и спросил, сколько стоит флакончик кипрского масла. «Мину», — ответил хозяин. «Да, доро­гой город Афины!» — воскликнул Диоген. Тогда он повел этого человека в харчевню и спросил, сколько стоит та­релка супа. «Три драхмы». «Что и говорить, дорогой го­род», — возмутился Диоген. Потом он справился о цене тонкой шерсти и стоимости овцы. «Мина», — ответили ему. «Дорогой город! — снова воскликнул он. — Теперь посмотрим, что тут», — и подвел его к продавцу бобов. «Почем мера?» «Грош», — ответил торговец. «Дешевый город!» — заметил Диоген. Подошел к продавцу смокв. «Два гроша». — «Ну а миртовые ягоды?» — «Два гро­ша». — «Поистине дешевый город Афины!» Следователь­но, не город дорог или дешев, а он кажется дорогим или дешевым в зависимости от образа жизни. В одном слу­чае — дешевым, в другом — дорогим. Точно так и в остальном. Поступаешь разумно, все кажется простым и легким, неразумно — все кажется тяжелым.

— Но все же, сдается мне, в бедности есть нечто тяж­кое и обременительное, и скорее, пожалуй, нужно больше уважать того, кто спокойно переносит бедную старость, чем старость в богатстве. — Но что плохого и обременительного в бедности? Разве Кратет и Диоген не были бедняками? Разве бедность была им тяжкой, когда они избавились от тщеславия и научились питаться дешевой пищей и просить подаяния? Тебя постигла беда, и ты кругом в долгах. «Бобы собирай и моллюсков...» — советует Кратет. Поступай так и легко одержишь победу над бедностью.

Почему, скажи мне, нужно больше ценить того, кто спокойно проводит старость в бедности, чем богатого ста-


рика? Ведь не так легко узнать, что собственно такое богатство и бедность. Много стариков достаточно богаты, а все недовольны. Есть, впрочем, и бедняки недостойные, жалкие и ничтожные. Одному нелегко пользоваться богат­ством и в то же время оставаться свободным и независи­мым, а другому — быть бедным и благородным. Перед каждым из них стоит одна и та же задача: кто умеет разумно пользоваться многим, тот сумеет справиться и с малым. И если это удается бедным, то нужно продолжать жить, если же нет, то легко уйти из жизни, как уходят с праздника.

Бион говорит: «Подобно тому как мы покидаем кварти­ру, когда хозяин, сдавший нам ее, не получает своевремен­но плату и отнимает ключи от дверей, забирает посуду и не дает пользоваться колодцем, так же мы покидаем наше бренное тело, когда природа, сдавшая нам его в аренду, отнимает зрение, слух, руки, ноги. В этом случае я не собираюсь задерживаться в мире и уйду, словно с пира, ничуть не расстраиваясь, из жизни, когда пробьет мой час, и мне скажут: " Взойди на корабль! " Подобно тому как опытный актер мастерски играет и в начале пьесы, и в середине, и в самом конце, так и мудрый человек хорошо проживает начало своей жизни, середину и достойно встре­тит свой конец. Когда мой плащ превращается в лохмотья, я бросаю его и больше не надеваю.

Так и жизнь, когда она уже ничего не стоит, я не влачу ее и не цепляюсь за нее, но покидаю ее, если уж не в силах быть в ней счастливым. Так поступил и Сократ. Ведь он вполне мог, если бы захотел, убежать из тюрьмы, но, когда судьи предложили ему заплатить денежный штраф, он не обратил на это предложение никакого внимания, а захотел, чтобы его почтили бес­платным кормлением в Пританее11. Из трех отпущенных ему на приготовление к смерти дней он в первый же день выпил яд, не дожидаясь последнего часа третьего дня и захода солнца. В первый же день совершенно спокойно, как рассказывает Платон12, без содрогания, не изменившись ничуть в лице, не побледнев, но даже весело и мужественно взял чашу и выпил одним глот­ком весь яд. Выплеснув остаток, как при игре в коттаб, он протянул чашу и сказал: «За твое здоровье, мой Алкивиад!»13

...Сократ спокойно переносил также дурной нрав своей жены и не раздражался, когда она громко бранилась. Когда


же Критооул спросил его: «Как ты только терпишь такую сожительницу?» Он в свою очередь спросил его: «А как ты — своих гусей?» «Какое мне дело до гусей?» — удивил­ся Критобул. «Так вот и я обращаю на нее не больше внимания, чем на гусыню!»14 Когда в другой раз Сократ пригласил Алкивиада на завтрак, а Ксантиппа, проходя мимо, в сердцах перевернула стол, он не огорчился и не закричал: «Что за безобразие!» — чтобы своими сетовани­ями устыдить ее, а просто собрал все упавшее со стола и попросил Алкивиада снова поставить на место. Тот сделал вид, что не слышит, и сидел смущенный, отвернувшись от стыда. Тогда Сократ сказал: «Выйдем на улицу. Кажется, Ксантиппа сегодня вымещает на нас свое дурное настрое­ние».

Несколько дней спустя, он сам завтракал у Алкивиада, как вдруг налетела огромная птица и перевернула блюдо с едой. Сократ отвернулся, как бы испытывая стыд, и перестал есть. Тогда Алкивиад засмеялся и спросил: не потому ли он не завтракает, что пролетела птица и все свалила. Он ответил: «Конечно. Ведь накануне, когда Ксантиппа перевернула стол, ты не захотел есть, так те­перь, думаешь, я стану есть, когда птица перевернула блюдо? Может быть, ты полагаешь, что она чем-нибудь отличается от глупой птицы? Если бы свинья перевернула стол, ты не стал бы сердиться, — продолжал он. — А если бы это сделала жена с нравом свиньи, то не потер­пел бы?»

III. Об изгнании15

Человеку, думающему, что изгнание отрицательно влияет на умственные способности, было бы, как мне кажется, полезным привести сравнение из области ис­кусств.

В самом деле, во время пребывания на чужбине чело­век не начинает хуже играть на флейте и не разучивает­ся исполнять свою роль в театре. Так же обстоит дело и со способностью принимать правильные решения. А тому, кто считает изгнание вредным по какой-либо другой при­чине, нужно только напомнить слова Стильпона16, о кото­рых я уже раньше вспоминал: «Каких, по твоему мнению, благ лишает человека изгнание — духовных, те­лесных или внешних? Может быть, оно лишает его бла­горазумия, способности правильно мыслить или делать


добрые дела?» — «Конечно, нет». — «Тогда, возможно, оно отнимает у него мужество, чувство справедливости или еще какую-нибудь добродетель?» — «Нет», — «Мо­жет быть, что-нибудь из телесных благ? Но разве на чужбине нельзя быть таким же здоровым и сильным, об­ладать таким же острым зрением и слухом (а иногда даже более острым), как на родине?» — «Конечно, мож­но». — «Не внешних ли благ лишаются люди в изгнании? Но разве мы не наблюдали, что у многих, после того как они становились изгнанниками, дела в создавшихся обсто­ятельствах складывались гораздо лучше? Разве Феникс, изгнанный Аминтором из Долопии, не бежал в Фесса­лию?»

И пришел я во Фтию, овец холмистую матерь, Прямо к Пелею-царю. И меня он, приняв благосклонно. Так полюбил, как любят родитель единого сына, Поздно рожденного старцу, наследника благ его многих. Сделал богатым меня и народ многочисленный вверил17.

И всем известный Фемистокл сказал: «Дети, мы по­гибли бы, если бы не погибли»18. Подобных примеров сколько угодно. Каких же благ лишает человека изгнание, причиной каких несчастий оно является? Что касается меня, я этого не знаю. Это мы сами часто себя закапы­ваем, независимо от того, находимся ли мы в изгнании или на родине.

— Тебя не поставят у власти, ты не будешь пользовать­ся доверием и свободой слова.

— Но некоторые изгнанники становятся начальника­ми городской охраны на службе у царей и даже прави­телями целых народов, получая богатые подарки и доходы. Разве изгнанный из Италии известный Ликин не был у нас губернатором и не стал доверенным лицом Антигона, а мы, находясь у себя дома, не подчинялись ли приказам Ликина? Ну а Гиппомедон из Лакедемона19, которого поставил ныне правителем Фракии Птолемей, или афиняне Хремонид и Главков20, разве они не его ближайшие помощники и советники? Это тебе не какие-нибудь примеры из древней истории, а наша действи­тельность. И разве в конце концов его не поставили во главе огромного флота и не доверили громадную сумму денег, которой он мог распоряжаться по собственному ус­мотрению?

— Но в своей собственной стране изгнанники не могут стоять у власти.


— Да, но этого не могут делать и женщины, которые сидят дома, и дети, и вот эти мальчики, и глубокие ста­рики. Но разве они от этого страдают? Может быть, они огорчаются из-за того, что они не евнухи и поэтому не участвуют в свите матери богов Кибелы? Не все ли рав­но — быть правителем или жить как частный человек? Ты правишь многими (или немногими) взрослыми, а я руковожу несколькими детьми и в конце концов просто осуществляю власть над самим собой. Ведь одним и тем же опытом овладевают как многие, так и каждый в от­дельности: и государственный деятель, и тот, кто берется построить дом, и на чужбине, и дома. Одна и та же рассудительность нужна как правителю государства, так и частному лицу.

— Что будет, коли я не стану править, а буду жить частной жизнью?

— Но ты не сумеешь вести частную жизнь.

— А я и сейчас не могу, например, участвовать в празднике Фесмофорий, как женщины — в празднествах Эниалия, никто также не может войти в святилище хра­ма, но если кто-нибудь станет печалиться по этому пово­ду, разве это не было бы ребячеством? Подчас я не могу попасть в гимнасий, но, придя в баню, я намазываюсь тем же самым маслом для борцов, как и раньше в гим­насий. Так и в данном случае. Понимая, что здесь мне недоступна частная жизнь, я переселяюсь и живу в дру­гом месте. Подобно тому как, перейдя с одного корабля на другой, можно и на нем совершить удачное путешест­вие, так, сменив один город на другой, я могу и там быть счастливым. Таким образом, для меня не такое уж боль­шое несчастье или позор не жить среди дурных людей. Разве это мой позор, а не тех, кто изгнал меня, хотя я честен и справедлив?

Неплохо эта мысль выражена Филемоном. Однажды он поставил на сцене свою пьесу и возвращался домой. Некоторые из встречных вежливо говорили ему: «Какой хороший день был у тебя сегодня, Филемон». На что он отвечал: «Вы говорите так, потому что только сейчас увидели мою комедию. Но я всегда пишу хорошие пье­сы».

— Разве это не позор, когда тебя изгоняют дурные люди?

— Что же, ты бы предпочел быть изгнанным достойны­ми людьми? Или не таков смысл твоего вопроса? Ведь др-


бропорядочные люди никого не изгоняют бессмысленно и несправедливо. В противном случае они не были бы добро­порядочными. — Тогда не позорно ли, что такие люди от­крыто или тайно голосуют против тебя? — Это не твой позор, а тех, кто устраивает по такому поводу открытое или тайное голосование. Если бы, например, отпустив пре­красного врача, они выбрали на его место аптекаря и по­ручили бы ему дело государственной важности, то, как ты думаешь, это было бы позором и бедой врача или тех, кто участвовал в выборах?







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 752. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия