Студопедия — Необходимость соблюдения распорядка дня
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Необходимость соблюдения распорядка дня






 

Искатель знания! Не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у тебя будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,

Что и сегодня сделать я могу,

Поскольку завтра – это день того, кто слаб

(и в деле

Не может сделать ровно ничего).

И знай, что если день пройдет, то он унесет с собой все, что в этот день было. И если ты отложишь свои дела сегодня, то завтра тебе придется выполнить работу за два дня. Омару ибн ‘Абдуль‘азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!»

Если ты всегда будешь исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретешь покой и полноценно выполнишь свою работу.[163]

 

3. К делам следует приступать
ранним утром

 

В книге «аль-Джами‘…» аль-Хатиб аль-Багдади написал главу под названием «Заблаговременный приход на урок хадиса», где привел следующий хадис:

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ب َ ا ر ِ ك ْ ل أ ُ م ّ َ ت ِ ي ف ِ ي ب ُ ك ُ و ر ِ ه َ ا

«О Аллах! Благослови мою умму в (их делах, которые они начинают) ранним утром!».[164]

Затем автор передает, что Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и (в мечеть, чтобы занять место) в первом ряду».[165] «Первая часть дня – это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния».[166] Но многие искатели знания сегодня упускают (эту возможность получить) благословение, обещанное им после того, как пророк, , произнес слов мольбы (ду‘а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, (поспешно) совершают утреннюю молитву, будто что-то клюют, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!

 

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше,
чем значительное, но непостоянное

 

В хадисе говорится:

أ َ ح َ ب ّ ُ ا ل أ ع ْ م َ ا ل ِ إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ ت َ ع َ ا ل َ ى أ َ د ْ و َ م ُ ه َ ا و َ إ ِ ن ْ ق َ ل ّ َ

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного».[167] Ан-Навави сказал: «Этот (хадис) побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное… Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».[168]

Распредели свое время как днем, так и ночью в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выдели какую-то часть времени для определенного дела, которым будешь неуклонно ежедневно заниматься, например заучивать наизусть Коран. Другую часть времени выдели для другого занятия, например заучивания хадисов, а третью – для изучения фикха…

 

5. Уединение и редкое общение
с простыми людьми

 

Со знанием наедине оставшись,

Находит радость человек,

В душе он веру сохраняет,

Когда один он, одинок.

От сплетен бережет себя,

Обиды друг не причиняет,

Клеветника не видит он,

Завистников своих он не встречает.

А лучшие друзья для человека – книги,

Что знания ему дают и нравственности научают,

Они – как разум, здравый смысл,

Который в жизни человеку непременно помогает.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними и воспрепятствует им говорить, рассказывая сам, и предоставит им лишь только слушать».[169]

И искателю знания следует «отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество…И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если к тому же постоянно навещает богатых людей и прельщается их богатством?! Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях, подготовиться к смерти и запастись для этого всем необходимым».[170]

Ибн аль-Джаузи также сказал: «Я видел, как привычки заставляют людей напрасно терять время, тогда как наши предки предостерегали от этого. Аль-Фудайл сказал: «Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».[171]

Доктор Халдун аль-Ахдаб сказал: «Если мы посмотрим на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время – это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких (известных людей), как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн ‘Акиль аль-Ханбали, Ибн ‘Асакир ад-Димашки, Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и других подобных им ученых, оставивших после себя колоссальное неоценимое наследие.

Автор книги «аль-Фунун…» имам Ибн ‘Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам».

Того, кто предан (знанию), кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. (Ведь он желает), чтобы то, чем они обладают, или часть оного досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или (хотя бы) похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит тебя опережать время, а дружба со скверными людьми – бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми».[172]

 

Что значит должное уединение?

Имам аль-Хаттаби[173] сказал: «Говоря об уединении, да смилуется над тобой Аллах, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что (следует) отделиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия (других) и тому подобными обязательными для них правами, делами сунны[174] и одобряемыми обычаями, уклоняясь от них под благовидным предлогом. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых ты не нуждаешься».

Как следует общаться с простыми людьми?

Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[175]

В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями.

И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о ч¸ м уже упомянуто.

А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться.

Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[176]

Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[177]

«Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах):

Знание – друг преданный,

Когда я одинок, то с ним уединяюсь,

В тоске и горести в нем утешение ищу,

Когда ж делами я не занят,

То слаще знания услады не найду.

Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”.

Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя! ”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”.

Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него? ”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого! ”.

Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе! ”.

Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя? ”. Он ответил: “О повелитель правоверных!

Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют.

Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они.

Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание,

И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы?

Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь,

А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои».

И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание.

Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[178], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[179]

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 655. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия