Студопедия — ВСТУПЛЕНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВСТУПЛЕНИЕ






 

ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ

Для подготовки к комплексному Государственному

Экзамену

ВСТУПЛЕНИЕ

 

 

- Программа

- Структура ответа:

1) актуальность проблемы;

2) история исследования и подходы;

3) необходимые определения;

4) содержание проблемы;

5) применение в практической деятельности, личный опыт.

 

Вопрос 1: Психология в системе научного знания и деятельности специалиста по социальной работе.

Психология в системе научного знания. Психология как наука. Основные особенности психологии и генезис психологического знания. Предмет и задачи психологии. Основные методологические принципы психологии. Отрасли современной психологии.

Социальная психология как отрасль психологической науки. Предмет и задачи социальной психологии. Структура и система социальной психологии.

Психология личности как отрасль психологической науки. История становления и развития отечественной и зарубежной психологии личности. Предмет и задачи психологии личности.

Психодиагностика как научная и прикладная отрасль психологической науки. История становления и развития психодиагностики. Задачи психодиагностики.

Психологическая коррекция как научная и прикладная отрасль психологической науки. История становления и развития психокоррекции. Задачи психокоррекции.

Психологическое консультирование как научная и прикладная отрасль психологической науки. Задачи психологического консультирования.

Психологические основы социальной работы. Психосоциальный подход и функции психологии в социальной работе. Практическая деятельность психолога в системе социальной работы.

Психология – наука, изучающая закономерности функционирования и развития психики.

Современная психология рассматривает психику как свой­ство высокоорганизованной материи, заключающееся в актив­ном отражении субъектом объективного мира.

Принципы психологии: отражения; детерминизма; единства сознания и деятельности; развития психики в деятельности; целостности, личностного подхода.

Объект психологии – поведение и деятельность (как объективированные продукты психической деятельности).

Предмет психологии – закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

 

Социальная психология – это «отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях их социального взаимодействия». Она возникла на стыке наук – психологии и социологии и это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения имеет ряд причин, главной среди которых является объективное существование таких феноменов общественной жизни, которые могут быть исследованы и объяснены лишь при объединении усилий двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной специфического, двойственного положения социальной психологии является история становления этой дисциплины, которая вызревала одновременно в недрах и психологического, и социологического знания и в полном смысле родилась «на перекрестке» этих двух наук.

Социальную психологию можно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а другой – ультрасовременной научной дисциплиной. Как только люди начали объединяться в более или менее стабильные сообщества (семья, род, племя), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри этих сообществ и между ними.

 

Вопрос 2: Методы психологического исследования и их характеристика

Метод психологического исследования и его особенности. Количественный и качественный методы в социальной психологии.

Методы сбора информации. Наблюдение. Изучение ре­зультатов деятельности. Изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков). Метод опроса. Метод тестов. Экс­перимент. Биографический метод. Социометрический метод.

Методы обработки данных. С татистический анализ. Ма­тематические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежит разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) малоформализованные методики.

К формализованным методикам относятся:

§ тесты

§ опросники

§ методики проективной техники

§ психофизиологические методики

Для них характерно:

§ определенная регламентация

§ объективизация процедуры обследования или испытания:

a. точное соблюдение инструкций,

b. строго определенные способы предъявления стимульного материала,

c. невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.

§ стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов),

§ надежность,

§ валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам принято относить:

§ наблюдение,

§ беседу

§ анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом. Особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации, например:

a. плохо осознаваемые субъективные переживания

b. личностные смыслы

или являются чрезмерно изменчивыми по содержанию, например:

a. динамика целей

b. динамика состояний

c. динамика настроений и др.

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдение за обследуемым осуществляется иногда в течение нескольких месяцев). Эти методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Литература: Основы психологической диагностики: Учеб.-метод. комплекс /авт. Сост. И.В.Кунцевич, Н.П.Ромашевская. М:, ФУСТ БГУ, 2004.- 148 с.

1. Количественный и качественный методы в социальной психологии.

2. Эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Контент-анализ.

5. Методы опроса.

6. Тестирование.

7. Проективные методики.

8. Методы шкалирования.

9. Метод социометрии.

10. Репертуарные решетки.

11. Дискурсный анализ.

12. Лонгитюдные исследования.

13. Метод поперечных срезов.

14. Кросс-культурные исследования.

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры:

Ø измерение;

Ø категоризация;

Ø кодирование.

Представители другой точки зрения считают более эффективным использование качественных методов, для которых характерно представление информации в виде описаний и значений. К ним относят: опросники, составленные из открытых вопросов; нестандартизированные интервью; различного вида наблюдения; метод репертуарных решеток; дискурс.

В последнее время ученые пришли к выводу, что использование количественных методов необходимо на первоначальном этапе, когда происходит сбор информации, её анализ и формулирование гипотез, которые затем проверяют в исследованиях с использованием качественных методов.

Сравнение достоинств и недостатков методов

(по В.А.Янчуку)

качественный метод количественный
субъективная многочисленная информация объективная узкая
низкая внутренняя валидность высокая
Реалистичные естественные условия искусственные
неструктурированная схема структурированная
высокий реализм низкий
низкий конструктная валидность низкая
низкая надежность высокая

 

Вопрос 3: Я-концепция личности и ее характеристика. Подходы в рассмотрении Я-концепции.

Сущность Я-концепции. Я-концепция и самость. Компоненты самоконцепции. Социальная идентичность. Современные описания структуры и содержания самоконцепции. Концепция возможных самостей Маркуса. Концепция самоидентификаций Шленкера. Концепция саморуководства Хиггинса. Самонарртивы Адамса.

Структура и описание Я-концепции. Измерения Я-концепции. Области и плоскости Я-концепции. Мотивы, побуждающие человека действовать в интересах Я-концепции.

Принципы формирования Я-концепции. Принцип зеркального отражения. Самопрезентация и самоверификация. Самоатрибуция. Смысловая интеграция. Иерархизация.

Возрастная динамика Я-концепции. Язык и Я-концепция. Изменения Образа – Я в процессе взросления.

Функционирование Я-концепции. Устойчивость Я-концепции. Механизмы социально-психологической защиты: вытеснение, подавление, избегание, обособление, рационализация и др. Переинтерпретация как условие позитивного самоотношения.

Концепция самоэффективности в процессе взаимодействия с внешним миром. Локус контроля. Социально-психологическая компетентность личности. Механизмы защиты Я: нереалистичный оптимизм, ложный консенсус, ложная уникальность и др.

История развития исследований самоконцепции берет свое начало от «Принципов психологии», написанных У.Джеймсом. Термин " самость" или " эго" был использован по отношению к:

Ø " внутренней природе " или " неотъемлемой природе" (essential nature) человека (From, E.);

Ø практике и содержанию самоосведомленности (Chein, 1944);

Ø индивиду, известному как индивид (Hilgard, E.R.);

Ø совокупности аттитюдов, относящихся к " I", " Me" или " Mine" опыту (James, W.);

Ø индивидуальной идентичности и единству личностного характера (Erikson, E.M., 1956):

Ø ряду мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним драйвам (Freud, S., 1933).

В настоящее время термин «самость» использует во многих аспектах, его часто отожествляют с понятиями «Я», «Я-концепция».

По F. Bruno (1986) самость, во-первых, являет собой уникальную человеческую сущность, представленную в пространстве и во времени. Во-вторых, самость представляет своеобразное Я, Эго личности. В-третьих, она представляет ощущение собственной идентичности, отражение собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека (1986, с. 206-207)

В последние годы в западной психологической традиции принято определение с амости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся поведение и опосредующее и регулирующего его (Greenwald & Pratkanis, 1984; Kilhstorm & Cantor, 1984; Rosenberg, 1979; Pervin, 1990).

В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, " одноличие", " подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей (Современная западная социология, 1990, с. 425)

Понятие " Я-концепция " в западной традиции определяется как многоаспектный феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач (Carver & Scheier, 1981; Epstein, 1980; Greenwald, 1982; Markus, 1983; Schlenker, 1980; Pervin, 1990). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе (Психология. Словарь, 1990, с.475-476).

2. Элементы или компоненты самоконцепции включают, прежде всего, элементы социальной идентичности, диспозиции и физические характеристики.

Социальная идентичность является характеристикой человеческого мышления, направленного на классификацию частей реальности, которые существуют в виде категорий. Едва ребенок входит в мир, он уже классифицируется в понятиях пола (мальчик или девочка), возраста (ребенок), расы, национальности, религии, семейного статуса, легального статуса (законнорожденный, незаконнорожденный), имени и т.д. В процессе жизни появляются новые критерии классификации.

Выделяют шесть категорий социальной идентичности:

Социальный статус является универсальной основой социальной классификации и самоопределения (пол, возраст, семейный статус, стратификационная позиция и занимаемое место).

По мере развития общества его члены подразделяются на группы, базирующиеся на добровольном объединении, сходстве представлений или интересов, разделяемых в культурах или субкультурах, общности происхождения, физического или регионального единства и т.д.

Когда человек ведет себя в противоречии с социальными нормами, его поведение рассматривается как отклоняющееся (алкоголик, проститутка и т.д.). так начинается процесс наименования (labeling), что порождает ситуативные элементы социальной идентичности.

Четвертый типклассификаций обычно имеет корни в истории и биографии индивида, в существенной мере обусловлен статусом, группой членства или другими обозначениями. Так, человек может быть классифицирован, как бывший осужденный, бывший алкоголик, и т.д. Эти категории влияют на его жизнь разнообразно, когда он включается в скрываемый статус (бывший осужденный) или на основе признания причин прошлых достижений (заслуженный деятель искусств на пенсии).

Некоторые синдромы интереса, аттитюды, характеристики или привычки, которые социально понимаются как рядоположные могут определять социальный тип (интеллектуал, весельчак).

Эти типы крайне разнообразны и не поддаются простой, упорядоченной классификации. Место этих типов в самоконцепции весьма сложно т.к. они могут относиться к тому, как индивид видит себя, что он думает о себе или каким хочет показать себя окружающим.

Последним компонентом социальной идентичности является личностная идентичность, который используют для характеристики глубинных мыслей, представлений и желаний.

3. В настоящее время, по мнению Янчука В.А. при рассмотрения проблематики самости доминируют так называемые теории среднего уровня, не претендующие на достаточно широкие обобщения, но, тем не менее, позволяющие систематизировать определенный класс эмпирических данных с выстраиванием соответствующих объяснительных версий. В числе наиболее известных можно перечислить следующие.

В концепции возможных самостей Markus самость представлена как совокупность воображаемых и вызывающих опасения самостей, представленных в саморефлексии и выступающих в качестве мотиваторов и регуляторов поведения. Возможные самости используются как основания для самоизменений. Являя собой многоликий образ с позитивно-негативными валентностями, основанный на предшествующем жизненном опыте и представлениях о будущем, они выступают в качестве своеобразных моделей для ориентации, развития и изменения в жизненном пространстве. Будучи социальными по своей природе, репрезентируя субъективную версию желанного и нежеланного, возможные самости рефлексируя реакции со стороны значимого социального окружения, позволяют определять и реализовывать движение в личностном жизненном пространстве.

Концепция самоидентификаций Schlenker фокусируется на проблематике социальной идентичности, определяя ее как " теорию самости (или схемы) формируемой и сохраняемой посредством актуального или воображаемого согласия в отношении того, какой должна быть самость" (1989: 245). обстоятельствам и их динамике. Schlenker утверждает наличие в структуре самости многочисленных, часто противоречащих друг другу самоидентификаций, связанных с оптимальным приспособлением к различного рода ситуативным контекстам.

Концепция саморуководств Higgins (1987: 1990). рассматривает человека, как репрезентирующего для себя актуальное, возможное и будущее Я, адаптируя различные точки зрения в собственный адрес и других людей и на этой основе формулирующего своеобразные саморуководства в отношении своих проблемных полей. Эти саморуководства формируются в детстве через различные типы социализации и к периоду взрослости начинают обретать относительно устойчивый, ситуационно привязанный характер, поддерживаемый за счет ресурсов саморегуляции.

McAdams (1989; 1994). утверждает, что люди формируют целостные самоописания или самонарративы в отношении определения того, кем они являются, кем были и кем собираются быть в будущем. Представляя собой своеобразные связанности и единства самости, они служат выражением диспозиций мотивов интимности, аффилиации и власти. Обладая структурой с ключевыми темами, эпизодами, сценами, персонажами и завершениями, самонарративы позволяют антиципировать будущее развитие событий и сформировать отношение к ним. Центральным элементом самоописаний выступает временная перспектива, отражающая интрегрированность обозрения индивидом своего прошлого настоящего и будущего.

Вопрос 4: Установка личности: суть феномена, черты и функции установок. Взаимозависимость установок личности и ее поведения.

Суть проблемы «установка» в социальной психологии. Понятие «установка» в отечественной психологии. Понятие «аттитюда» в западной социальной психологии. Черты аттитюда по Олпорту. Их функции и структура.

Влияние установки личности на её поведение. Условия предопределения установкой поступков человека. Влияние поведения на установки личности. Установка исполнителя роли.

Современные теории, объясняющие влияние поведения на установки личности. Теория самопрезентации. Теория когнитивного диссонанса. Теория восприятия.

1. Когда нас интересует отношение человека к чему-либо, мы обращаемся к своим представлениям о нем; к тем чувствам, которые он вызывает, а также к его последующему поведению. Взятые вместе, благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции на что-либо, которые выражаются в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении, определяются как установки личностик чему-либо (Майерс Д., 154). Установка – это эффективный способ дать окружающему миру оценку и на основании её реагировать и действовать.

В отечественной психологии установка была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе. Им дано следующее определение установки: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

В западной социальной психологии для обозначения установки используется термин «аттитюд» и в изучении аттитюдов выделяют ряд исследований, повлиявших на его понимание.

Ввели термин в 1918 г.. У.Томас и Ф.Знанецкий. В результате было введено в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, которое было определено как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

В 1935 году Г.Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой были выведены его черты:

Ø Определенное состояние сознания и нервной системы;

Ø Готовность к реакции;

Ø Организованность;

Ø Сформированность наа основе предшествующего опыта;

Ø Оказывающий направляющее и динамическое влияние на поведение.

Обнаружены четыре функции аттитюдов:

Ø Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

Ø Знаниевая – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения;

Ø Выразительная – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения

Ø Защитная – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Выявлена структура аттитюда, в которой выделяют:

Ø Когнитивный компонент (осознание социальной установки);

Ø Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);

Ø Поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

2. Установки и поступки подпитывают друг друга. Установка может определять поведение, и наоборот. Установка предопределяет поступки человека, если:

Ø Другие влияния уменьшены;

Ø Установка соответствует действию;

Ø Установка сильна, потому что: (1) что-то напоминает человеку о ней; (2) потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет восприятие событий и реакцию на них; или же (3) потому что человек поступил так, как было необходимо для усиления установки.

В зависимости от обстоятельств диапазон силы связи между утверждениями, отражающими установки, и поведением может колебаться от полного её отсутствия до необычайной прочности (Kraus, 1995).

3. Связь «установка - действие» также работает и в обратном направлении. Человек своими поступками подталкивает себя к обдумыванию ситуации. Человеку необходимо дать объяснение, почему он или другой поступили так, а не иначе. Особенно это характерно для тех случаев, когда мы чувствуем ответственность за поступок.

Установка исполнителя роли формируется в результате исполнения действий, которые предписаны социальной ролью. Это характерно для тех, кто занимает определенную социальную позицию. Когда человек преодолевает новую ступеньку на социальной лестнице, то вынужден поступать в соответствии со своим положением, даже, если чувствует себя «не в своей тарелке». Это чувство сохраняется не долго. Сначала человек следит за своей речью и поступками, потому, что они для него не естественны. Но в один прекрасный день человек замечает, что его слова, действия больше не представляют для него трудности. Человек вошел в роль, она стала ему привычно, он сформировал у себя определенные установки.

Исследование феномена «нога в дверь» показали, что в изменение совсем немного своей первоначальной установке, ведущее к соответствующему поведению, впоследствии вынуждает человека согласиться на более серьезные поступки. Роберт Чалдини описал вариант данного феномена на примере «техники заманивания» - тактики малых уступок, когда стремятся получить большое, полноценное соглашение. Данный феномен чаще всего наблюдается в финансовом, политическом или сексуальном аспектах.

Межрасовое, религиозное, политическое поведение формирует социальные установки. Исследования подтвердили, что позитивное поведение по отношению к чему-либо или кому-либо порождают чувство приязни к ним (Blanchard & Cook, 1976) и наоборот.

 

Вопрос 5: Социализация личности как социально-психологический феномен: сущность понятия, механизмы и факторы социализации. Асоциализация, десоциализация, ресоциализация личности.

Сущность социализации как социально-психологического феномена. Теории описания социализации личности. Психодинамические теории. Бихевиористский подход. Когнитивные теории. Социологический подход. Компромиссный подход.

Факторы, влияющие на процесс социализации. Социальные факторы. Индивидуально-личностные факторы. Феноменология социализации. Периоды социализации. Сферы социализации. Институты социализации: семья, дошкольное учреждение, образовательный и производственный коллектив, этнос.

Механизмы социализации личности: подражание, внушение, убеждение, идентичность, эмпатия. Критерии успешности процесса социализации личности. Внутренние критерии. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

1. Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта ( Я.Л.Коломинский ).

Понятие социализации было введено в социальную психологию в 1940-50 годы в работах Bandura и Coleman, изучавшими особенности формирования социального опыта личности.

Не смотря на то, что социализация представляется достаточно простым и содержательно знакомым понятием, довольно трудно определить, как именно он осуществляется, так как он не наблюдаем непосредственно. Изучение и понимание процесса социализации определяется так же позицией, мировоззрением конкретного исследователя, работающего, как правило, в рамках конкретной психологической парадигмы.

2. Психодинамические теории. Одной из первых развернутых концепций социализации личности стала концепция стадий психосексуального развития Фрейда. Он рассматривал ребенка как импульсивного, эмоционально несдержанного и не способного регулировать удовольствия. По его мнению социализация начинается с момента подавления обществом инстинктивных мотивов к достижению удовольствия. Проблемы во взаимоотношениях ребенка с родителями и определяют своеобразие последующего развития.

Erikson в своих теоретических построениях уделял больше внимания социальным, культурным историческим факторам и определил стадии развития как психосоциальные.

Общим в обоих подходах является представление о программируемости проблемного поля взрослого человека, проблемным полем взаимоотношений с социальным окружением в детстве. Эта же линия сохраняется и у современных последователей психодинамики.

Бихевиористский подход. В рамках бихевиористской парадигмы человек уподобляется комку глины или белому листу на котором пишет его судьбу внешнее окружение. Причем, в ортодоксальном бихевиоризме утверждается возможность программированного построения личности вне зависимости от его природных задатков. В отличие от других психологических традиций, бихевиористы рассматривают человека без выделения каких-либо этапов или стадий в его развитии. Концентрируясь на проблематике научения они выделяют три его типа:

Ø классическое обусловливание;

Ø оперантное обусловливание;

Ø научение через моделирование.

Основными механизмами усвоения нового опыта в классическом бихевиоризме выступают поощрение и наказание, а так же научение через моделирование, умелая комбинация которых при условии контроля окружения и позволяет формировать заданное поведение. Теоретики социального научения утверждают что позитивное подкрепление родителями социально санкционированных действий является одним из принципиальных механизмов, посредством которого индивид развивает осведомленность о том, что является истиной, а что ложью.

В случае научения через моделирование усвоение социального опыта осуществляется либо через непосредственное наблюдение либо через моделирование. Ведущий представитель социально-когитивно-поведенческого подхода Bandura (1977; 1986), отмечает, что дети приходят к усвоению жизненного опыта в процессе активного участия в переработке поступающей информации, в конечном счете, интернализуя поступающую информацию таким образом, чтобы привлекать ее к саморегуляции поведения при условии отсутствия моделей или подкрепляющих агентов.

Когнитивные теории. В когнитивной традиции акценты делаются, прежде всего, на развитие познавательной сферы личности. Как и в психодинамической традиции процесс развития часто рассматривается как стадиальный, в котором предыдущая стадия выступает в виде своеобразного подготовительного этапа для последующей. Наиболее популярной в течении многих последних десятилетий является модель, предложенная Жаном Пиаже, который выделяет четыре стадии развития:

1. Сенсомоторная (от рождения до 18-24 месяцев) и характеризующаяся формированием способности сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

2. Предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет), характеризующаяся появлением способности различения символов и их значений.

3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), характеризующаяся научением мысленному совершению действий.

4. Стадия формальных операций (начиная с 11 лет), характеризующаюся овладением подростками навыками решения абстрактных математических задач.

Применительно к процессу собственно социализации представляют интерес рассуждения Ж. Пиаже о нравственном развитии ребенка. Пиаже отмечал наличие различий между умственным и нравственным развитием ребенка, которое в большей степени определяется опытом общения с первичными воспитателями. Пиаже выделял три стадии морального развития: аморальную, гетерономную и автономную.

На аморальной стадии ребенок не обращает внимания на моральные значения и его поведение регулируется преимущественно извне - взрослыми и более старшими ровесниками.

На стадии гетерогенной морали (5-10 лет) ребенок становится осведомленным о правилах, регулирующих поведение и это создает основания для понимания морали, способности отличать истинное от ложного. Тем не менее, для ребенка источник правил является внешним - он предоставляется взрослыми, что и создает подоплеку для одностороннего понимания морали - гетерогенности. Пиаже так же утверждает, что в силу присущего детям эгоцентризма у них доминирует скорее объективный аспект события нежели субъективный.

На стадии автономной морали формируется способность к осознанию взаимной силы правил морали. После ассимиляции многих правил и научения их реализации в поведении, дети начинают выяснять какие правила должны применяться в отношении других людей. Правила перестают быть ригидными и у ребенка формируется ощущение собственной автономности в их применении.

Социологический подход акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров человеческих ролей, ценностей и норм культуры, завоевания положения в той или иной общности. Процесс социализации протекает в трех стадиях: дотрудовая, трудовая и послетрудовая (Г.М.Андреева).

Обнаружен компромиссный подход, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. В рамках этого подхода выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная стадия (от рождения до 5 лет), которая распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет) в течение которой ребенку прививают навыки гигиены; фаллическую (от 4 до 5), на которой появляется впервые любовь к родителям противоположного пола.

2. Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) стадия социализация подростка. Этот период жизни человека связан с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

3. Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенными статусами, выполнением спектра социальных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности её социальной идентичности.

Понятие «социализации» неразрывно связано с рядом понятий.

Во-первых, «адаптация», которую можно рассматривать как составную часть социализации. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: по направленности – позитивной или негативной; по механизму осуществления – добровольной или принудительной. Процесс адаптации распадается на несколько стадий: а)ознакомление; б)ролевая ориентация; в)самоутверждение.

Во-вторых, «воспитание», которое понимается как управляемый и целенаправленный процесс социализации. Социализация шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый.

3. На процесс социализации личности влияют две группы факторов:

1. Социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы её исторической, культурной и этнической специфики (в т.ч. качество жизни, экологическая обстановка, экстремальные и социальные обстоятельства)

2. Индивидуально-личностные факторы, определяемые своеобразием жизненного пути личности.

4.Таким образом, содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ, СМИ, культуры, системы семейного и общественного воспитания), а с другой – отношением индивида ко всему этому. Отношения индивида зависит от:

Ø особенностей личности;

Ø социальной ситуации, в которой она оказалась.

Содержание социализации проявляется в: шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений (взглядов)

Смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, её возможностей, креативной природы. Это возможно только в условиях не тоталитарного государства (Э.Фромм). В недемократическом государстве наблюдаются такие способы социализации, как:

Ø мазохизм стремление к подчинению, отказ от «Я», слияние с кем-либо, с чем-либо (бегство от одиночества и собственной свободы);

Ø садизм осуществляется путем:

1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретение над ними власти

2) эксплуатации других

3) запугивания окружающих;

Ø деструкция заключается в избавлении человека от собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира;

Ø конформизм означает отказ от собственного «Я» и подмену подлинной личности псевдоличностью.

5. В качестве основных институтов социализации определяются семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные и производственные коллективы, этнос, к которому принадлежит человек и т.п. Это то непосредственное социальное окружение через которое собственно и осуществляется процесс социализации.

Социализация подразделяется на первичную, связанную с формированием обобщенного образа действительности, и вторичную представляющую собой приобретение специфически-ролевого знания (П.Бергер, Т.Лукман), когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Социализация как «типичный» процесс означает похожесть её протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп. Социализация как «единичный» процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности и др.

6. Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Г.Тард считает, что механизм социализации включает в себя:

1. Имитацию, подражание;

2. Идентификацию;

3. Руководство.

Другие ученые в качестве социально-психологических механизмов приводят (Янчук В.):

1. Подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1189. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия