Студопедия — Группы психодрамы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Группы психодрамы






 

Психодрама – одно из наиболее влиятельных и плодотворных течений в групповой психотерапии. Заслуга его возникновения принадлежит Джекобу Леви Морено, основателю социометрии и движения групповой психотерапии в целом. Психодрама была разработана для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов, фантазий и основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Целью психодрамы является поиск эффективных путей для решения психологических проблем на разных уровнях, от экзистенциального до обыденного, бытового в интересах их личностного роста, расширения самосознания участников группы, коррекции навыков межличностного общения, достижения участниками группы более полной интегрированности и целостности.

В ходе терапии участник группы с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

В психодраматической сессии участник группы одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий участника группы.

Важное значение в психодраме придается спонтанности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. Спонтанность, по мнению Д. Морено – это ключ к творчеству. Он также считал, что современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться с помощью психодрамы.

В классической психодраме для постановки используется специально оборудованная многоярусная сцена. При отсутствии условий занятия можно проводить в любой обстановке, используя любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы обеспечить простор для психодраматического действия.

Оптимальное количество участников психодраматической группы составляет от шести до девяти членов. Большее количество с трудом позволяет психотерапевту справляться с запросами протагониста, одновременно улавливать порой интенсивные реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Психотерапии в группе благоприятствует гетерогенный состав группы.

Основными этапами группировки психодраматических сессий являются разминка (фаза разогрева), фаза психодраматического действия и фаза интеграции или обсуждения.

Фаза разогрева состоит из трех стадий:

1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников;

2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

3) фокусировка членов группы на конкретной теме.

Разминка необходима для создания необходимой эмоциональной атмосферы в группе, снятия сопротивления участников исследованию определенной темы. Кроме того, ведущий получает информацию о том, кто хочет участвовать в психодраме и какие вопросы и темы волнуют больше всего группу.

Как только протагонист в фазе разогрева определился, начинается фаза психодраматического действия. Режиссер внимательно выслушивает рассказ протагониста о его проблеме, получая информацию для организации действия. После того, как описана конкретная ситуация, члены группы стимулируются уже не к обсуждению проблемы, а к разыгрыванию представления. То, что до сих пор рассказывалось словами, теперь «превращается в образ».

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика, и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту – «озарению», иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.

В психодраматическом действии участвуют режиссер, протагонист, «вспомогательные Я» – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии).

Последней фазой психодрамы является фаза обсуждения, которая состоит обычно из двух частей: ролевой и идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Протагонист равным образом выражает свои собственные чувства, пережитые им в различных ролях.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Благодаря таким исходящим от переживания сообщениям протагонист чувствует себя по настоящему понятым.

Шеринг является важной частью заключительной фазы психодрамы. Под ним понимается непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, например, может выражаться через идентификации, возникшие у зрителя на основе соответствующих переживаний, имевших место в его собственной истории жизни. В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу только шерингом.

Общая продолжительность психодраматического занятия составляет в среднем от полутора до двух часов. После третьей фазы психодрамы необходимо оставлять до получаса свободного времени, чтобы после чрезвычайных событий погасить кипение страстей.

Для осуществления и проведения психодраматического действия Морено и его учениками были разработаны различные специальные техники и методики. Но наиболее часто использующимися и незаменимыми являются такие, как монолог, дублирование, обмен ролями, отображение (зеркало).

Монолог – это речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста. В этой технике от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли, как будто протагонист вслух (но при этом интимно) советуется сам с собой.

Дублирование представляет собой следующее действие. Вспомогательному лицу предлагается сыграть специальную роль – дублирующую роль протагониста. Вспомогательное лицо исполняет эту роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, вскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их полно и открыто.

Обмен ролями: протагонист на время меняется ролями со «вспомогательным Я». Это позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой – дает возможность «вспомогательному Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Техника зеркала осуществляется «вспомогательным Я», исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

 

 

Вопрос 22: Методы арттерапии и их применение в деятельности специалиста по социальной работе

Консультирование и психокоррекция с использованием арттерапевтического подхода. История арттерапии. Теория арттерапии. Виды арттерапии. Практика арттерапии.

Музыкальная психокоррекция. Шведская школа музыкальной психокоррекции. Американское направление музыкальной психокоррекции. Немецкое направление музыкальной психокоррекции. Возможности сочетания музыкотерапии с другими направлениями психокоррекции.

Танцевальная психокоррекция. История и развитие танцевальной психокоррекции. Основные понятия. Основные процедуры танцевальной психокоррекции. Программы ведения танцевальной психокоррекции.

Он предназначен, главным образом, для пациентов с тягостным переживанием собственной неполноценности (без острых психотических нарушений).

Цель метода – помочь пациенту раскрыть свои творческие возможности вообще, и, прежде всего, в своей профессии.

Основные приемы:

1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, резьба по дереву и т.п.) на уровне возможностей клиента с целью выражения особенностей его личности;

2) творческое общение с природой, в процессе которого клиент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего ему особенно близко и к чему он равнодушен;

3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (осознанный поиск среди различных произведений культуры близкого, созвучного клиенту);

4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, несоответствующих индивидуальности клиента, с целью познания особенностей собственной личности;

5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих корней и своей «неслучайности» в мире;

6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства или науки;

7) переписка с психотерапевтом, письма которого носят психотерапевтический характер;

8) обучение творческим путешествиям (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения клиента к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания свей личности;

9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки – в специальном помещении, которое освещено неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы клиентов.

Проводится в два этапа:

1. Самопознание, в процессе которого пациент изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств.

2. Познание себя и других с помощью указанных выше методик.

Формы работы:

- индивидуальные беседы;

- переписка;

- выполнение клиентами домашних заданий;

- вечера, собрания психотерапевтической группы, на которых обсуждаются произведения членов группы, произведения искусства.

Показания для клиентов с различными особенностями характера и психических расстройств:

- психастенические личности нуждаются в подробной научно-лечебной информации;

- астенические личности – в проявлении искренней лечебной заботы;

- циклоидные личности – в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в психотерапевта;

- шизоидные личности – в разного рода полезных занятиях, связанных с символическим творчеством;

- эпилептоидные личности – в нравственной реализации дисфорической напряженности через толерантность, снисходительность к человеческим слабостям других людей;

- истерические личности – в помощи найти признание со стороны других людей, в создании условий, где они могли бы проявить свои творческие способности.

Особенностью т.т.с. является то, что недостаточно, а порой вредно давать клиентам задания рисовать и т.п. Необходимо в мягкой форме подводить их к самостоятельной творческой деятельности.

Практические приемы работы:

1. Попросить клиента прочитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например, о детстве в деревне, описать природу, показать рисунки и т.п.

2. Сравнительный творческий анализ произведений одной тематики, но разных подходов (слайд, демонстрируемый на экране).

3. Тем, кому трудно творчески выразить себя можно предложить принести открытки, слайды, репродукции произведений, либо фотографии животных и растений, которые им нравятся.

4. Психотерапевт должен продемонстрировать клиентам результаты своего творчества.

5. Не загружать энциклопедической информацией; минимум информации – максимум творчества.

6. Помогать клиентам уважать свои психические особенности, показывая их лучшие стороны и преимущества; учить жить с ними, максимально используя их в полезной деятельности.

Т.т.с. может применяться в различных условиях жизни и деятельности людей. Кроме того этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных.

Т.т.с. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями.

 

 

Вопрос 23: Методы аутопсихокоррекции и их характеристика. Методика обучения методам аутопсихокоррекции

История возникновения аутопсихокоррекции как направления психотерапии и саморегуляции. Методы аутопсихокоррекции.

Прогрессивная мышечная релаксация (ПМР). Теоретическая основа метода Джекобсона. Техника лечения. Этапы ПМР.

Медитация. Медитативный процесс и его ступени. Виды медитаций. Медитативный образ жизни.

Произвольное самовнушение. Аутогенная тренировка. Суть метода. Техника лечения произвольным самовнушением. Техника АТ – 1. Техника АТ – 2.

Измененные состояния сознания. Дыхательные трансы. Принципы и суть терапии с применением дыхательных подходов. Размерности сознания. Гипертонус мышц, направленная работа с телом. Противопоказания. Процедура сеансов. Музыка. Работа после сеанса. Самовнушение. Проработка прошлого. Работа с представлениями о будущем.

Аутогенная (от греч. Autos – сам и genos – происхождение, создание; создание себя) тренировка как психотерапевтический метод была разработана в 1932 г. немецким врачем И.Г.Шульцем для лечения неврозов. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х г.г.

АТ – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

АТ – синтетический метод, интегрировавший в себе три учения, три вида психотехник:

1) самовнушение Э.Куэ («Теперь с каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше»); принцип: сознательное самовнушение; по мнению виднейших специалистов самовнушение у человека – врожденное, природное свойство; Куэ учил своих учеников, что главное – убедить человека в силе его собственного самовнушения; главный принцип – внушать без раздумий, без усилий, машинально, не внушать от обратного (напр.: «Голова легка и здорова» вместо «Голова не болит»;

2) учение йоги, позы:

а) положение сидя, «кучера» - сидя на стуле с опущенной головой, кисти и предплечья лежат на бедрах, ноги свободно расставлены и стоят на всей ступне;

б) положение лежа – лежа на спине, голова покоится на низкой подушке, руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

в) положение полулежа – свободно сидя в кресле, облокотившись на спинку, руки на бедрах или на подлокотниках, ноги свободно расставлены и стоят на всей ступне;

для всех трех положений необходимы полная расслабленность и ощущение физического комфорта, а для облегчения погружения глаза должны быть закрыты;

медитация: высшая форма погружения в себя, особое состояние, при котором активизируются восстановительные процессы, происходит гармонизация функций организма;

дыхание;

3) учение о гипнозе – техника ввода в гипнотическое состояние: вызывание ощущения тяжести, а затем тепла, что вызывает состояние аутогенного погружения.

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 – 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Классическая АТ Шульца имеет две ступени:

1. Низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.

2. Высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень АТ составляют шесть стандартных упражнений:

1) тяжесть,

2) тепло,

3) работа сердца,

4) дыхание,

5) живот (тепло в солнечном сплетении),

6) голова (прохладный лоб).

На проработку каждого упражнения уходит в среднем 2 недели. Весь курс АТ-1 длится около 3-х месяцев. В дальнейшем идет совершенствование техники с целью сокращения времени входа в аутогенное состояние. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководством психотерапевта или психолога; продолжительность занятия – до получаса. Большое значение имеет самостоятельная тренировка пациентов, которая должна проводиться дважды в день (утром, перед тем как встать, и вечером, перед тем, как уснуть).

Упражнения осваиваются последовательно. Переход к освоению очередного упражнения осуществляется только тогда, когда достигнуто полное ощущение осваиваемого упражнения. Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

При освоении первых двух упражнений («тяжесть», «тепло») возникает особое состояние аутогенного погружения. Оно характеризуется как промежуточное между сном и бодрствованием и близко к первой стадии гипнотического сна. Это состояние объясняется снижением активности коры при отсутствии внешних раздражителей и сокращением мыслительных процессов вследствии сосредоточенности на формулах тренировки.

Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы:

1. Ощущение тяжести, тепла, истомы, разлившейся по всему телу.

2. Ощущение телесной легкости, невесомости, причем нередко возникают нарушения схемы тела.

3. «Исчезновение тела».

После освоения шести базовых упражнений у пациента появляется возможность, направленного против определенных болезненных расстройств, самовнушения.

Модификации АТ:

1. Модификация Мюллера-Хегеманна. Основываясь на многочисленных работах об обширном представительстве в корковых структурах мышц лица, языка и кистей, Мюллер-Хагеманн модифицировал методику АТ, введя следующие дополнительные формулы: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Язык совершенно тяжелый» перед формулой о прохладе лба, «Обе кисти рук совершенно тяжелые» и струящееся тепло, разливающееся от левой кисти руки в правую.

2. Модификация Клейнзорге и Клумбиеса. Техника тренировки, нацеленная на органы. После завершения сокращенного общего курса АТ больные делятся на группы по определенным синдромам, после чего к общим формулам добавляются формулы по снятию болезненной сиптоматики.

3. Модификация К.И.Мировского и А.Н.Шогама. Психотоническая тренировка. Применение мобилизующих формул, повышающих тонус (озноб, «гусиная кожа», холод и т.п.).

4. Модификация А.В.Алексеева и Л.Д.Гиссена. Психомышечная тренировка для спортсменов. Сочетание формул внушения с дыханием и последовательным напряжением и расслаблением мышц.

5. Модификация А.Г.Панова, Г.С.Беляева, В.С.Лобзина. Комплексная методика психофизиологической и личностной саморегуляции. Дополнительно к основным упражнениям широко используется сенсорная репродукция.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1056. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия