Во-первых, мы рассмотрим пророчество о смерти, погребении и воскресении Христа в Псалме 15: 8-11: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. В Деяниях 2: 25-28 Петр полностью цитирует эти стихи. В Деяниях 13: 35 Павел цитирует один из этих стихов. И Петр, и Павел оба считают эти слова непосредственным пророчеством о смерти и воскресении Христа. Петр указывает, что, хотя эти слова были сказаны Давидом, они не относятся к Давиду, потому что душа Давида много веков оставалась в шеоле, а его тело подверглось тлению. Посему, это одно из многочисленных Мессианских пророчеств в Ветхом Завете, произнесенное Давидом, но относящееся не к самому Давиду, но к обещанному Давиду семени, Мессии, Иисусу Христу. Соотносимые таким образом со Христом, эти слова Давида в 15-ом Псалме раскрывают два момента смерти Христа. Во-первых, Его тело лежало на месте погребения, но совершенно не подверглось процессу тления. Во-вторых, Его дух спустился в шеол (место отошедших духов), но находился там не больше промежутка времени между Его смертью и воскресением. Это подтверждается более детальным откровением Нового Завета. В Ев. от Луки 23: 43 мы читаем, что Иисус сказал раскаявшемуся разбойнику на кресте:...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Слово рай буквально означает “сад” и является одним из названий того места в потустороннем мире, которое предназначено для отошедших духов праведников. И снова, в Ев. от Луки 23: 46, мы читаем: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. Слова “Отче! в руки Твои предаю дух Мой”, говорят нам о том, что здесь Иисус поручил судьбу Своего духа Своему небесному Отцу. Он знал, что Его тело будет лежать в гробнице; но судьба Его духа должна была решиться Богом, Его Отцом. Во всем этом мы видим, что Иисус, взяв на Себя, в дополнение к Своей Божественной природе, природу человека, прошел через все те переживания, которые ожидают каждую человеческую душу в момент смерти. Его тело было положено в гробницу, в процессе погребения, руками человека; но Его дух был представлен в распоряжение Бога, для выяснения его судьбы. Что произошло с духом Христа, после того, как он был высвобожден в момент смерти из земного сосуда Своего тела? В посл, к Ефесянам 4: 9-10, Павел говорит о Христе: А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Также в 1-ом Петра 3: 18-20 мы читаем: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщевлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедывал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя... Соединив вместе различные откровения этих отрывков мы можем представить, что произошло с духом Христа. Его дух спустился в шеол, место для отошедших духов. В день Своей смерти на кресте Он сначала направился туда, где содержались духи праведников, в рай, или лоно Авраамово. Так как Евангелие свидетельствует, что Христос умер на кресте раньше двух разбойников, вполне естественно предположить, что Христос уже был в раю, когда дух раскаявшегося разбойника последовал туда за Ним. Из рая Христос проследовал туда, где в шеоле находились духи нечестивых. Создается впечатление, что Его спуск в это место мучения был необходим для завершения искупления за грех человека, так как Ему предстояло перенести полностью не только физические, но и духовные последствия греха. В некоторый момент Своего пребывания в низших сферах шеола, Христос проповедовал духам тех, кто нечестиво жил во дни Ноя - то есть, в допотопный период - и кто, следовательно, находился в особом месте заключения шеола. (Греческий глагол, переведенный здесь как “проповедал”, происходит от существительного “вестник”. Он, следовательно, не указывает на то, что Христос “проповедал Евангелие” духам в темнице; но просто то, что Он что-то возвестил им.) Затем, в назначенный Богом момент, когда все Божественные цели искупления были достигнуты, дух Христа снова восшел из шеола в настоящий преходящий мир. В это же самое время Его тело, которое безжизненно лежало в гробнице, воскресло; и дух и тело снова соединились, чтобы образовать целостную личность. Павел так говорит о воскресении Христа в 1-ом Коринфянам 15: 20 и 22: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Павел указывает, что воскресение Христа из мертвых является тем примером, которому последуют все люди. В этом примере мы можем различить два главных момента. Во-первых, нематериальная часть человека - его дух - оставит место пребывания отошедших духов. Во-вторых, его материальная часть - его тело - воскреснет из мертвых. Таким образом, дух и тело снова соединятся, восстановив целостную личность человека, с его материальной и нематериальной частями - духом, душой и телом.