Студопедия — Раздел 1. Предмет философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел 1. Предмет философии






 

Круг вопросов. Философия как область сознания и мировоззрения человека, обращающаяся ко всеобщим вопросам устройства мира, вселенной и человека. Важнейшие объекты философской рефлексии: мир, природа, общество, культура, человек, сознание, познание. Зарождение философии, источники и природа философских вопросов, особенности их разрешения. Особенности философского метода. Бытие как центральная категория философии, понятие целого. Роль философии в разрешении мировоззренческих вопросов и глобальных проблем современности.

Философская и иные картины мира: научное мировоззрение, обыденное сознание, религия, мифология, искусство. Понятие мировоззрения в целом, его историко-культурный характер. Общие и особенные черты философской картины мира и научной, религиозной. Специфика метода философии в сравнении с другими разновидностями мировоззрений.

Структура философии. Теоретическая и практическая философия, онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), социальная философия, философская антропология, философия культуры, логика, этика, эстетика. Место философии и философского метода в структуре гуманитарного знания в целом.

 

Философия – " знание о делах божественных и человеческих", – говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение: ЧЕЛОВЕК – МИР.

В этом отношении человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса во всем его многообразии.

Термин " философия" переводится с греческого как " любовь к мудрости". Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудростью считалась настроенность ума на суть проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. " Мудрость – стремление человека познать бесконечное", – эту мысль приписывают одному из первых древнегреческих мудрецов Пифагору (580-500 гг. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась и как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность свести в определенную систему разные стороны бытия, объединить их. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин – считал другой древнегречесий мыслитель Гераклит (V в. до н.э.). Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумении и бескорыстном служении истине.

Первые философы полагали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, является серьезным, благородным и уважительным занятием. Тогда стремление к знанию ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которого называли " плачущим", Сократом – того вообще осудили и казнили. Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия – занятие страдательное, она довольно часто была гонимой и непонимаемой.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) определял философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) духовной жизни эпохи. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Считается, что древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие " философия" как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что " первая философия" – это знание всеобщее, умозрительное, знание " о первых принципах бытия"; и далее – это знание о природе, о человеке, о государстве, о наилучшем образе жизни.

Все первоначальное знание было философским. Философия возникла как " наука наук", включала все виды и формы знания, особо выделяя в качестве " более философских" метафизику – знание о первопринципах (о сущем, о причинах бытия в целом), физику – знание о природе, логику – знание о познании, этику – знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами – профессионалами: Фалес (625-547 гг. до н.э.) – гидротехник; Демокрит (460-340 гг. до н.э.) – астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами, риторами и пр. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы " красной нитью" проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют " размышлением о вечных проблемах": человек, свобода, смысл жизни, любовь, смерть…

Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета его анализа следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные люди:

ü ü В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему именно так он организован?

ü ü Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, а если есть, то, что именно?

ü ü Имеют ли Вселенная, Бытие какую-то цель, или их развитие хаотично?

ü ü Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?

ü ü Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы только формы организационной мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства жизнедеятельности?

ü ü Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Познаваем он полностью или частично? Что есть истина?

ü ü Какое место человек занимает в мире и какова его роль? Является ли он " песчинкой мироздания" или " господином" природы и бытия?

ü ü Какова природа и сущность самого человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то, как его достичь?

ü ü Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где, в чем их причины? Красота и прекрасное – как их достичь?

ü ü Как соотносятся в этом мире мудрость и глупость? Почему мудрым не всегда достается счастье?

ü ü В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?

ü ü Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?

Перечисление вопросов, анализом которых занимается философия, можно было бы продолжить. Все они являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия – это мировоззренческое знание.

Со времен античности (от Аристотеля, его работ по " первой философии", которые систематизаторы его учения поместили за- " мета" - физикой), философия имеет синоним – метафизика. Термин " метафизика" восходит к древнему понятию природы, мира вообще – " фюсису", сейчас утраченному нами. " Фюсисом" (физикой) раньше называли природу и все знание о природе. А то знание, которое было " сверх физики", " за физикой" получило название метафизики.

Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами, а ответы на них и составляют, по Канту, структуру философии:

Ø Что я могу знать об этом мире?

Ø Что я должен делать в этом мире?

Ø На что я могу надеяться?

Ø Что есть человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – эти ка, на третий – религия, а на четвертый – антропология. Последний вопрос – главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание, в конечном итоге, ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она должна " учить человека быть человеком". Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема – как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.

Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает в этом мире. Поэтому философию можно определить как самовопрошание (Сократ): поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия. Такое " самовопрошание" может быть как на обыденном уровне – у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, – тогда философствование выступает в форме чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном – такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем. Подобный метод в философии называется " философской рефлексией". Основанием ее является саморефлексия (в буквальном значении – оборачивание мыслей назад, на себя; то есть на свои представления о мире, о себе, на анализ своих собственных принципов и позиций). Еще Аристотель определял философию как " мысль о мысли", тем самым выделяя в качестве основного философского метода – рефлексивность. Таким образом, в философии рефлексия является фундаментальным основанием как непосредственно самого акта философствования, так и условием попыток преодоления уже имеющихся концепций и установок. То есть, рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. Можно выделить несколько ступеней или видов рефлексии:

Ø Ø рефлексия как психологический акт на элементарном уровне, когда людям свойственно анализировать свои действия и поступки с точки зрения обыденных, житейских представлений, жизненного опыта и того или иного уровня собственной культуры;

Ø Ø научная рефлексия: анализ и критическое переосмысление теоретического знания, основанного на методах и приемах научных исследований, применяемых в той или иной области науки;

Ø Ø и, наконец, философская рефлексия как осознание и осмысление, прежде всего, предельных оснований бытия, мышления, познания, ценностей, человеческой культуры в целом.

Рефлексивность особенно важна для личности в моменты пересмотра жизненно важных установок, в кризисные моменты существования, периоды переоценки ценностей; для теоретического сознания (науки и философии) – в периоды их качественных сдвигов, смены парадигм и мировоззренческих позиций.

Структура философии: части и разделы философского знания.

Исторически философское знание представляет собой систему различных концепций и направлений. Авторские философские концепции являются либо развитием, продолжением друг друга, либо они противоречат друг другу, т.е. представляют полярные точки зрения. Разнообразие авторских концепций и философских направлений характеризуют философию не как догматическое, а как многообразное, многозначное, плюралистическое знание. Но, несмотря на плюрализм философского знания, в нем сохраняется определенная преемственность, объединяющая философские концепции в те или иные направления. В структуре философии можно выделить некоторые наиболее значимые философские направления:

§ § Материализм;

§ § Идеализм, как сопрягаемое с материализмом и противоположное ему направление;

§ § Эмпиризм;

§ § Рационализм;

§ § Сенсуализм;

§ § Иррационализм и другие.

Внутри этих крупных течений, в свою очередь, выделяются философские направления, отличные друг от друга по ряду оснований. Например, иррационализм включает в себя учение Шопенгауэра, " философию жизни", экзистенциализм или " философию существования", интуитивизм, те или иные концепции религиозной философии и ряд других.

Материализм так же не был однородным: античный, механистический, диалектический и пр. Идеализм – объективный, субъективный, религиозный…

Но, практически, все концепции и направления включали в себя и исследовали различные группы философских проблем, которые непосредственно и составляют части и разделы философского знания, представляющие структуру современной философии:

1. Учение о бытии – или онтология (с греч. онтос – сущее, бытие; логос – учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. Античная философия начиналась с онтологии: древние искали основу мироздания. Милетцы (представители милетской школы) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес – в воде, Анаксимен – в воздухе, Гераклит – в огне (" огнелогосе"). Эмпедокл из Акраганта – сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне. Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал им число, Анаксимандр – апейрон, Анаксагор – гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур – атомы (неделимые мельчайшие частицы), Платон – идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество принятых оснований, которые выстраивали онтологию в той или иной конкретной философии. Например, у Декарта – два основания: материальное (протяженное) и духовное (мыслящее), а у Спинозы – только материальное (природа); у Лейбница – множество монад, а у Фихте – субъективное " Я"; у Гегеля – Абсолютная Идея, а у Шопенгауэра – Мировая воля; у Маркса и Энгельса – материя и экономические отношения; в экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) – свобода; в религиозной философии – Бог. В принципе, все многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания – и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания – и, следовательно, идеалистическая философия.

2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или теория познания (от " гносис" – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологию интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам – главная проблема гносеологии и эпистемологии в частности; особенности социального, научного, вненаучного и других видов знания.

3. Учение о методах человеческой деятельности – методология. Она включает в себя взгляды на общие способы и подходы человека к действительности. Методология выделяет два основных философских метода: диалектический и антидиалектический (метафизический), которые разрабатывались в философии, начиная с античности. Кроме этого, методология включает в себя учение и о других, общенаучных принципах и методах подхода человека к действительности, которые нередко так же разрабатывались, в том числе и философией. Например:

- - принцип системности;

- - принцип причинности (казуальности);

- - принцип всеобщности и различия (отношения общего и единичного, общего и отдельного, части и целого).

- - принцип всеобщей взаимосвязи (явление и сущность, возможность и действительность, содержание и форма, необходимость и случайность) и др.

Методология рассматривает и такие подходы, как:

- - эволюционный и революционный;

- - прогрессивный и регрессивный;

- - исторический и логический и другие.

4. Учение о человеке – философская антропология (от греч. " антропос" – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. " аксио" – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Анализируют ценностные ориентации человека и включают в себя учение о таких ценностях, как свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, любовь, судьба, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом. Они дают установку на иерархию ценностей. Специфические философские дисциплины – этика и эстетика предназначены заниматься духовным миром человека, являются антропологическим и аксиологическим знанием о нем.

5. Учение об обществе – философская социология и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества. Анализ прогрессивного и регрессивного развития, цель и назначение истории, соотношение понятий " цивилизация" и " культура" – некоторый круг проблем этих разделов философии.

Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична – с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов, включают и другие виды философских исследований:

ü ü Философию естествознания (философию науки и техники);

ü ü Философию религии (не совпадающую с религиоведением);

ü ü Философию истории (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);

ü ü Философию искусства;

ü ü Эстетику – в целом философские учения о красоте, о прекрасном;

ü ü Этику – философию морали и нравственности;

ü ü Историю философии, изучаемую как отдельную дисциплину.

Ряд других, которые сложились как потребность развития современного знания, к примеру: философия бизнеса, философия образования, философия науки и техники и пр.

 

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия