Студопедия — П ер фо ма нс на я к ом му ни ка ци я
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

П ер фо ма нс на я к ом му ни ка ци я






ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

U Перфоманс (от англ. performance) –публичное исполнение, представление, спектакль,

игра.

U Инаугурация (от лат. inauguro –посвящаю) –торжественная процедура вступления в

должность главы государства.

U Гаррисон Уильям Генри

(1773–841) –президент США в марте-апреле 1841 г.

U Аракчеев Алексей Андреевич

(1769–834) –российский государственный деятель, военный министр России в 1808– 1810 гг.

U Бернар Сара

(1844–923) –французская актриса.

Задача заключается в том, чтобы как можно более эффективно пройти через этап

≪ встреча/обмен≫ в этап ≪ действительность 2≫...

U Инициация (от лат. initiatio –совершение таинств) –посвятительные обряды на ранних

стадиях развития общества.

Любой съезд политической партии использует элементы перфомансной коммуникации

Интегрированная аудитория

Работа финансового брокера строится на умении создавать перфомансную коммуникацию

Перфомансная коммуникация

Если вербальная коммуникация для передачи сообщения применяет вербальный канал,

визуальная –визуальный канал, то перфоманс располагает свое сообщение в

пространстве. В перфомансной коммуникации используется такая важная составляющая

жизни любого общества, как ритуалы. Одновременно со значениями, порой

потерявшимися в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания.

К примеру, траурная процессия с телом Джона Кеннеди включала лошадь без всадника,

которую вели под уздцы. В восприятии аудитории это символизировало потерю первого

лица Америки. Другой пример связан с церемониями прощания и приветствия. В

прошлом особую роль при этом играл головной убор. ≪ При встрече с вышестоящей

персоной необходимо было снять шляпу, да так низко поклониться, чтобы подмести ее

полями пол. Даже письмо от знатного лица, а также послания, где упоминалось имя

короля или папы Римского, следовало читать с обнаженной головой≫ [2].

Кстати, в старину на Руси носили, казалось бы, слишком высокий головной убор.

Оказывается, делали это для того, чтобы при поклоне перед вышестоящей персоной он

падал с головы, символизируя глубокое почтение.

К перфомансному ряду можно отнести: военные парады; процессы инаугурации;

дипломатические протоколы; этикет; съезды КПСС, проводимые во времена СССР;

конференции, презентации и другие формы PR.

Процесс инаугурации Бориса Ельцина в августе 1996 г. продемонстрировал важность

перфомансов в том числе и в российской политике.

Примечательно, что торжественная клятва президента США состоит из 42 слов.

Российская аналог –из 33 слов. Американская клятва используется давно –с 30 апреля

1789 г., со времен 1-го президента Джорджа Вашингтона. Самым длинным выступлением

отметился президент США Уильям Гаррисон. Речь президента Б. Клинтона 20 января

1993 г. была краткой и продолжалась всего 14 минут. Российская инаугурация в Кремле 9

августа 1996 г. длилась 17 минут.

У Франции –свой инаугурационный ритуал. Уходящий президент спускается по

ступенькам и встречает во дворе нового президента. Затем они вместе поднимаются в зал

и обмениваются речами. После принесения присяги новый президент в открытой машине

выезжает на Елисейские поля, где его приветствуют сограждане.

В литературе имеют место разные подходы к определению перфоманса. Одни

специалисты говорят о ритуальном поведении как о таком, где цель выражена в

выполнении самого ритуала[3]. Другие полагают, что перфоманс представляет собой

действия одного человека или группы перед другим человеком или группой. Здесь

центральной фигурой становится третье лицо, наблюдатель, наличие которого

кардинальным образом меняет всю процедуру.

Николай Евреинов активно защищал понятие ≪ театральности≫ в российской истории,

определяя роль перфоманса в разных сферах жизни. ≪ Господство над нами Театра,

понимаемого в смысле закона общеобязательного творческого преображения

воспринимаемого нами мира, вытекает с достаточной убедительностью хотя бы из

сравнительного изучения данного закона с законом развития религиозного сознания≫ [4].

В качестве примера театральности российской действительности Н. Евреинов упоминает

А. Аракчеева, называя его ≪ режиссером жизни≫, доказавшим это не столько

≪ постановкой≫ военных поселений, сколько отношением его вообще к жизни и природе,

которые содержались под мощной режиссерской властью. Военный министр установил,

например, ≪ в плане декорационного задания≫, что дорожки в его парке должны являть

именно такой, а не иной вид. Он не позволял ни одному осеннему листику с дерева

нарушить его режиссерскую волю: спрятанные в кустах мальчишки немедленно удаляли

провинившийся листик[5].

Сторонники ≪ театральной≫ теории убеждены, что перфомансные характеристики

присутствуют в той или иной мере во всех областях человеческой жизни[6].

Например у Н. Евреинова в той же работе ≪ Театр для себя≫ читаем: ≪ Анатомический

театр (theatrum anatomicum), и эстрада престидижитатора (например, театр фокусов

Роберта Гудепа –первый из увиденных в детстве Сарой Бернар театров), и нечто,

служащее обозрению различного рода наказаний (например, известный ≪ Theatrum

poenarum≫ Доплера), и нечто, отвечающее астрономическому интересу (например, еще за

полвека до Ньютона, в 1666 г., появилось сочинение под названием ≪ Theatrum

cometicum≫, где доказывалось, что за каждым появлением кометы следует столько же

счастливых событий, сколько и бедствий, так что нет оснований бояться комет), и,

наконец, кинематограф, кинетофон, кинема-натюр, представление марионеток, китайских

теней и т.п.≫ [7].

Перфомансные роли в обществе игрались всегда. Пример –роль юродивого, шута.

Юродивый не наказывался за своё поведение, поскольку считалось, что через него может

говорить Бог. История знает многочисленные примеры, когда цари и короли с большей

охотой прислушивались к советам своих шутов, чем к рекомендациям официальных

советников.

Первым русским юродивым называют монаха Киево-Печерской лавры, умершего в 1090 г.

Затем до XIV в. юродивые не фиксируются, а потом возникают русские ≪ похабы≫. Они

≪ днем бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают

ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся

о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую

одежду, садятся в грязь и т.д.≫ [8].

Исследователь Ричард Шехнер предлагает четыре возможные перфомансные

трансформации.

1-я трансформация:

Перфомансные коммуникации охватывают самые различные явления человеческой жизни

–от поля сражения до рынка. Здесь ритуалы основываются на фиксированных моделях

действий, предопределяющих поведение. Задача заключается в том, чтобы как можно

более эффективно пройти через этап ≪ встреча/обмен≫ в этап ≪ действительность 2≫.

Однако в предыдущем случае нет возможности предопределить все моменты. Рынок

(базар) –это место торга, шуток, распространения слухов. Поле битвы –место борьбы,

демонстрации силы. Кроме того, на поле сражения идет соревнование цвета. Ведь война, с

точки зрения стороннего наблюдателя, имеет сильный театральный элемент.

2-я трансформация:

В данном случае могут использоваться ритуалы. С их помощью вносятся изменения в

статус участников (свадьба, инициация, шаманский ритуал и др.).

3-я трансформация:

Ритуалы, которые направлены на эффективность в одном контексте, могут

восприниматься как развлечения в другом. Все новые, в том числе и политические,

ритуалы конструируются, чтобы стать раззвлечением и, возможно, искусством.

4-я трансформация:

Съезды партий, съезды народных депутатов также протекают под сильным влиянием

театральности. Обычно о такого рода массовых действиях специалисты пишут:

≪ Выступления перед большой аудиторией должны напоминать вам театр≫ [9].

Приведем небезынтересный пример из отечественной политической жизни. На первом с

начала горбачевской ≪ перестройки≫ съезде народных депутатов избирался председатель

Верховного Совета СССР. Раньше это происходило так: выдвигалась одна кандидатура, и

все депутаты практически ≪ единогласно≫ за нее голосовали. На этот раз произошло нечто

необычное. Вдруг никому ранее не известный депутат А. Оболенский предложил свою

собственную кандидатуру. Получив затем слово, он обосновал свою фронду тем, что

хотел бы добиться на съезде возможности альтернативных выборов.

Кстати, подобные съезды как тип перфоманса интересны еще и тем, что их аудитория

носит не однородный, а поляризованный характер. Каждый раз возникает разделение:

голосующие ≪ за≫ и голосующие ≪ против≫ по тому или иному вопросу. Театральность как

бы вносится внутрь зрительской массы.

Специалистами по коммуникациям выделяются четыре фазы прохождения перфомансных

процедур:

1. Нарушение нормированных отношений.

2. Кризис, во время которого нарушение увеличивается.

3. Восстановительное действие, которое может копировать и критиковать действия,

приведшие к кризису.

4. Реинтеграция (объединение разделенной социальной группы, а также признание

или легитимизация раскола).

Базовая перфомансная стратегия включает сбор, перфоманс и расставание. Она содержит

≪ драматическую≫ структуру, состоящую из четырех этапов.

Поскольку аудитория является обязательным элементом перфоманса, она также имеет

свою классификацию. Главным основанием классификации служит включенность

аудитории в ситуацию или её случайный характер.

Случайная аудитория –это люди, идущие на представления индивидуально или

небольшими группами. Они публично рекламируются и открыты для всех.

Интегрированная аудитория –та, где люди приходят на представления или в силу

необходимости, или потому, что событие для них является значимым. Такая аудитория, к

примеру, включает родственников жениха и невесты –на свадьбе, племя –на обряде

инициации, лиц высокого звания –на подиуме для инаугурации. Они заинтересованы в

создании интегрированной аудитории для своей работы, а также для поддержки их

начинаний[10].

Однако некоторые виды интегрированной аудитории могут выступать и против

представления. К примеру, люди, пришедшие специально, чтобы сорвать

запланированную акцию. Если случайная аудитория приходит по собственной воле, то

интегрированную привлекает ритуал.

Одна из характерных черт церемонии –четкое разграничение участников и публики. От

последней ожидается традиционный репертуар реагирования. По мнению исследователей,

в частности, К. Бурке, ≪ реакция аудитории является одной из составляющих частей

церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной≫ [11]. И далее:

≪ Церемониальное пространство подчеркивает разницу между исполнителями и

зрителями, четко изолируя сцену для перфоманса, ограниченную со всех сторон полицией

и охраной, в отличие от места для реагирования, расширяющегося во все стороны≫.

Американская исследовательница Арт Борекка напрямую связывает политику и

драматургию, подчеркивая возросшую роль масс-медиа в этом процессе. Она перечисляет

целый ряд политических событий, обладающих перфомансными характеристиками. В их

числе –Вьетнам как первая телевизионная война, национальные ≪ драмы≫ типа

Уотергейта и Иран-контрас, двойное президентство бывшего актера, война в Персидском

заливе, где CNN стало полноправным участником[12].

Перфоманс –важная составляющая современной политической и экономической жизни.

Мощный разъяснительный эффект, присущий перфомансу, позволяет понять живучесть

ритуалов в нашей жизни.

В рамках Паблик рилейшнз, к примеру, ритуальность особенно ярко проявляется в так

называемых презентациях. От успеха подготовки и проведения презентаций зависит

многое –в том числе эффективность выполнения политических и экономических задач.

Известен случай, когда неудачная презентация концерна ≪ Газпром≫ в Лондоне привела к

падению курса акций компании на западных рынках.

Так что постоянно возрастающий интерес специалистов к такому виду коммуникации, как

перфоманс, вполне объясним. Думается, и дальше его роль в PR-области будет неизменно

увеличиваться.

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

[2] Марасинова Е.Н., Бромберг Д.Э. Культурная история жеста// История ментальностей,

историческая антропология.: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

С. 127.

[3] Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания//

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 116.

[4] Евреинов Н.Н. Театр для себя. Пг., б/г. Ч. 1, 3. С. 13–4.

[5] Там же. С. 36.

[6] См.: Хейзинга Й. Опыт определения игрового элемента культуры// Хейзинга Й. В тени

завтрашнего дня. М., 1992. С. 144.

[7] Евреинов Н.Н. Театр для себя. Пг., б/г. Ч. 1, 3. С. 107.

[8] Иванов И. Анафема. Хроника государственного переворота. Записки разведчика. М.,

1995. С. 144.

[9] Спиллейн М. Создайте свой имидж.: Руководство для женщин, М., 1996. С. 115.

[10] Schechner R.. Perfomance theory. N.Y. –L., 1988. С. 337.

[11] Burke К. Counter-Statement. Chicago, 1957. P. 17.

[12] Borecca A. Political dramaturgy: a dramaturg (re) view// The drama review. 1993. no. 2.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия