Студопедия — Карл Барт и Дитрих Бонхоффер: религия как человеческое изобретение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Карл Барт и Дитрих Бонхоффер: религия как человеческое изобретение






Истоки еще одного важного подхода лежат в христианстве, в частности, в диалектическом богословии Карла Барта. Этот подход развивает идею о том, что " религия" - это чисто человеческое создание, часто вызов, брошенный Богу. Религия рассматривается как человеческое богоискательство, направленное вверх. Это резко отличается от божественного Самооткровения, показывая, что религия представляет собой человеческое творчество.

Следует помнить, что Карл Барт получил свое богословское образование в немецком либеральном протестантизме. " Культурный протестантизм" того периода придавал большое значение религиозности человека. В лекции, названной " Праведность Бога " (1916 г.) Барт заявляет, что религиозность человека - немногим более, чем Вавилонская башня - чисто человеческое сооружение, построенное как вызов Богу. Существует радикальное противоречие между божественным Самооткровением человечеству, которое приводит к вере, и человеческим богоискательством, которое приводит к религии. Таким образом, Барт подвергает религию той же критике, что и Фейербах и Маркс, именно потому, что он считает эту критику направленной против человеческого изобретения религии. С точки зрения Барта, религия - препятствие, которое следует устранить, чтобы увидеть во Христе Бога. В худшем случае, она - идолопоклонство, поскольку предусматривает поклонение людей своему собственному созданию.

Многие авторы пытались свести взгляды Барта на религию к фразе " отмена религии". Действительно, стандартный английский перевод 17 Раздела " Церковной Догматики ", том 1, Часть 2, озаглавлен " Откровение Бога как отмена религии". Однако, эта английская фраза требует тщательного объяснения. Необходимо помнить, что Барт писал по-немецки, а не по-английски. Немецким словом, переведенным как " отмена", является " Aufhebung " - термин, имеющий долгую и незаурядную историю употребления в немецкой философии, особенно в гегелианстве. Он двусмыслен и имеет два корневых значения: " убирать" и " возвышать, превозносить".

Действительно, в своих ранних работах К. Барт принимает чрезвычайно негативное отношение к религии, понимаемой как человеческое изобретение. Однако, здесь Барт подчеркивает естественную человеческую тенденцию формировать понятия о Боге и стремиться их обосновать. Он критикует не другие религии, а религии в целом. Барт усматривает феномен " религии" в христианстве, как и в любой другой религии; культурные ценности вторгаются в евангелие и сливаются с ним. Особый интерес Барта к этой тенденции фокусируется на немецкой церковной борьбе в 1930-е годы, в ходе которой, как он полагал, в христианскую веру были включены германские идеи.

Однако, в его позднем периоде, отношение Барта смягчилось. Он стал все больше осознавать необходимость религии на этой стороне вечности. " Религия" начинает означать больше " человеческие институты" или " способы богослужения", чем " человеческую попытку выяснить, каков Бог". Указания Барта на " отмену" религии просто не имеют смысла, поскольку он настаивает на том, что " религия" будет существовать до конца времен, как необходимая опора и поддержка веры. Напротив, Барт стремится подчеркнуть, что благодатью Божьей эта религия возвышается. Она является чем-то нейтральным, но не отрицательным.

Это было совершенно не то, что думал Дитрих Бонхеффер. Наиболее значительным вкладом Бонхеффера в современное богословие обычно считается его анализ культурной ситуации, в которой следует возвещать Христа в современном мире. 5 апреля 1943 года Д. Бонхеффер был арестован гестапо по обвинению в заговоре против Адольфа Гитлера. В течение восемнадцати месяцев, которые он провел в берлинской тюрьме Гегель, им были написаны его знаменитые " Письма и заметки из тюрьмы ", в которых он рассуждал над вопросом о месте Иисуса Христа в " повзрослевшем мире", во времена, когда " нет никаких религий". Он страстно призывал к " безрелигиозному христианству".

Эта сильная фраза часто понималась неправильно. Бонхеффер направлял свою критику против тех форм христианства, которые базировались на предположении, что все люди естественно религиозны - предположении, которое Бонхеффер считал неправильным, учитывая новую безбожную ситуацию. " Безрелигиозное христианство" является верой, основанной не на непригодном и дискредитированном понятии о " природной человеческой религиозности", но на Самооткровении Божьем во Христе. Таким образом, устранялись любые обращения к культуре, метафизике или религии, которые были малопонятны для нового светского мира и неизбежно вели к искаженному пониманию Бога (в этом вопросе наблюдается большое сходство между позициями К. Барта и Д. Бонхеффера). Распятый Христос дал нам подходящую для современного периода модель Бога - Бога, Который позволяет Себя вытолкнуть из этого мира на кресте". Эти идеи, особенно в отношении к новому секуляризму и необходимости основывать богословие на чем-то кроме религии и метафизики, оказались плодотворными для послевоенной немецкой христологии и в 1960-е годы оказали глубокое влияние на многих авторов в Соединенных Штатах.

Здесь, однако, присутствует очевидное недоразумение. Фразы Бонхеффера " безрелигиозное христианство" и Барта " отмена религии" воспринимались многими радикальными авторами того периода как означающие конец какой-либо корпоративной христианской жизни или отказ от традиционных христианских идей. Это недоразумение оказало большое влияние на популярные работы 1960-х годов, такие как книга Джона Робинсона " Честны перед Богом" и движение " смерти Бога".

Рассмотрев один из христианских подходов к религии в целом, перейдем к исследованию подходов к другим религиям.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 719. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия