Студопедия — Классификация материала
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация материала






Собирая рисунки для последующего изучения, необходимо тщательно классифицировать получаемые сведения, чтобы интерпретация получилась точной. На обороте рисунка я всегда ставлю дату и пишу имя и возраст пациента. Если в тот день было сделано несколько рисунков, я нумерую их по порядку. Также, я делаю пометку о поставленной пациенту задаче — Рисунок-экспромт, Рисунок Дерева, Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), Кинетический Рисунок Семьи (КРС) и т. д., чтобы в последствии не забыть обстоятельства рождения сюжета рисунка.

Обычно я делаю это сразу же, получив рисунок от пациента, а затем с удовольствием рассматриваю его и интересуюсь, не хочет ли пациент что-нибудь рассказать о рисунке. Я очень внимательно выслушиваю комментарии и стараюсь, если есть возможность, записать рассказ пациента на магнитофон. Если использование магнитофона нежелательно, я сразу же после ухода пациента делаю заметки по памяти и записываю услышанные комментарии.

Если мне не удается сразу распознать изображенный предмет или композицию, я прошу пояснений у пациента. Не стоит задавать прямой вопрос: «Что это такое?», лучше попросить пациента: «Расскажи мне вот об этом», указывая на объект или узор непонятной формы. С некоторыми пациентами можно вести более общее обсуждение, спрашивая у них о том, что изображено, например, в нижней части рисунка, или прося рассказать более подробно о том, что происходит в верхнем левом углу картины.

Я всегда стараюсь не задавать прямых вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет», а формулирую их так, чтобы получить более развернутый ответ, и подбадриваю рассказчика просьбой продолжать свое повествование. Это подтверждает мой интерес к рисунку, более того, к различным сторонам личности автора рисунка. Пациенту следует дать возможность высказаться максимально полно, отвечая на вопрос, поскольку это позволяет ему более тесно соприкоснуться с психической энергией, сконцентрированной вокруг символа, представленного в рисунке. Движение психической энергии возникает и усиливается при изображении символов, а также при их обсуждении, акцентировании и обогащении.

Пациенты изображают определенные символы, присущие их собственному внутреннему миру. Посредством этих символов они открывают нам очень личные моменты своего я. Теперь давайте ознакомимся с некоторыми методиками, которые будут нам полезны в расшифровке важных посланий, заложенных в рисунках.


Глава IV. Опорные элементы в трактовке рисунка

Диагностические и терапевтические средства

Следуй за ходом рассуждений.

Сократ

Нигде в объемном наследии Юнга не описан системный подход к расшифровке рисунков, что достойно сожаления, поскольку интерпретация рисунков имеет сходство с анализом сновидений. Однако попытки подробно исследовать это сходство не предпринимались. Сьюзан Бах, чьи цитаты приводились выше, разработала некоторые рекомендации, а Йоланде Якоби написала одно из первых руководств, облегчающих задачу интерпретации рисунков.

Описанные в этой главе опорные элементы объединяют как представления о ведущих принципах (буквально, «направляющих линиях».— ред.), которыми руководствовались Бах и Якоби, так и более поздние разработки других специалистов. Вместо термина «ведущий принцип» я предпочитаю использовать выражение «опорный элемент», поскольку это именно то, на чем фокусируется наше внимание в рисунке, указывая возможной подход к дальнейшей психологической работе с пациентом. Естественно, нам никогда не следует забывать, что исключительно по одному лишь опорному элементу нельзя судить о психологическом состоянии человека; для этого необходим анализ сочетаний многих опорных элементов и их характеристик. В этой книге я говорю только о рисунках, однако, схожие опорные элементы можно обнаружить в керамике, коллажах, фотомонтажах, скульптуре и других видах искусства.

По завершении своей работы, авторы рисунков имеют возможность при желании обсудить их со мной. В большинстве случаев комментарии либо немногословны, либо их вообще нет. Чаще всего то, что мне говорилось, было попыткой рационального объяснения и имело мало отношения к бессознательному содержанию, к более важному внутреннему смыслу. Это же наблюдается и при анализе сновидений. Пациент хочет объяснить сон, но рациональное объяснение зачастую почти не имеет отношения к содержанию бессознательного данного пациента.

Цель всей этой книги, и в особенности ее части, посвященной подробному анализу опорных элементов в интерпретации приведенных иллюстраций — помочь аналитикам и терапевтам поближе познакомиться с диагностическими проективными техниками. Задача непростая, поскольку терапевты обладают разным объемом знаний в данной области. Поэтому спектр рассматриваемых мною опорных элементов широк; они призваны


Глава IV

облегчить работу терапевта, указывая возможные направления развития аналитического процесса.

Мы уже говорили о развитии комплекса и о его возможных внешних проявлениях. Мы сознаем, что соприкосновение с любым аспектом комплекса отражается на всей его структуре. Независимо о того, к какой части комплекса мы «прикоснулись», он сам и его сила меняются. Не будем упускать из виду эту важную мысль и вернемся к рисункам.

Мы знаем, что их содержание бессознательно, и что оно активирует психическую энергию. Эта энергия, несомненно, каким-то образом связана с комплексом. Итак, с чего начать работу с рисунком? Не важно, с чего начать, поскольку все индивидуальные комплексы взаимосвязаны на каком-то уровне. Мы можем начать с анализа цвета, формы, размеров, направления движений и т. д.; важно то, что комплекс невероятно сложно переплетается со всеми этими атрибутами рисунка. Терапевт и пациент в первую очередь обращаются к тому, о чем сообщают символы. Эти сообщения проявляются в опорных элементах рисунков, привлекая внимание терапевта и его клиента. Через опорные элементы бессознательное указывает путь к исцелению.

Один из главных недостатков проективных методик заключается в опасности не распознать исключительную индивидуальность каждой работы. Рисунки являются результатом субъективного творчества. Художественные взгляды, цветовая тональность, пристрастия и антипатии и т. д. — все это субъективные черты, проявляющиеся в зависимости от индивидуальности человека. Эти черты будут приниматься во внимание при анализе рисунка, однако наиболее информативной будет оценка его психологического содержания, «чувства», сообщаемого им.

Рисунки, приведенные в этой главе, были собраны в Соединенных Штатах, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Канаде и Австралии. Все рисунки подразделяются на две категории — спонтанные рисунки и рисунки-экспромты, объяснение которых дается во Введении. Все они были выполнены либо в свободной манере, либо на заданную тему. Свободная манера дает человеку возможность изобразить то, что интересно ему самому. Заданные темы могут различаться, но обычно используются следующие: Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), изображающий автора в пятилетнем возрасте и членов семьи, занятых каждого своим делом, нарисованных, по возможности, не схематически, или современный Кинетический Рисунок Семьи (КРС) изображающий, желательно не схематически, автора и чем-либо занимающихся членов его семьи. Также в книге приведены несколько рисунков, выполненных на другие темы в соответствии с определенными заданиями, обусловленными конкретной ситуацией. Например, один такой рисунок сделал пациент, подвергающий сомнению свою способность добиваться успеха. Я дал пациенту задание нарисовать, как он сам срывает яблоко с дерева. Рисунки могут научить нас очень многому, и, знакомясь с приведенными в данной книге иллюстрациями, мы только начинаем понимать и учиться интерпретировать тот язык без слов, которым говорит душа.


Тайный мир рисунка

Этот способ невербального общения очень помогает в моей специфической работе с тяжело больными пациентами, а также со здоровыми детьми и взрослыми. Я стал использовать рисунки для выявления проблемных областей у здоровых людей и для оказания помощи развитию их личности. Таким образом, рисунки в этой книге служат иллюстрацией к моему опыту общения, как с больными, так и здоровыми людьми.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 611. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия