Студопедия — ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ






АВТОРСКОЕ ПРАВО.

Авторское право имеет отношение к таким художественным произведениям, как поэмы, романы, музыка, живопись, кинофильмы и т.п. В большинстве европейских языков используется не английский термин «копирайт» (буквально – право на изготовление копий), а словосочетание «авторское право». В английском «копирайт» упор делается на основном действии, которое в отношении литературных или иных художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения. Речь идет об изготовлении экземпляров литературного или иного произведения, такого как книга, картина, скульптура, фотография, кинофильм. В термине «авторское право» во главу угла ставится личность создателя художественного произведения или его автора, чем подчеркивается тот факт, признаваемый в большинстве стран, что автор имеет определенные полномочия в отношении своего произведения, например, право воспрепятствовать его искаженному воспроизведению, которое может быть сделано лишь самим автором, в то время как другие права, такие, как право на изготовление экземпляров, могут осуществляться третьими лицами, например, издателем, который получил на это лицензию от автора.

Охрана авторского права на международном уровне была предпринята приблизительно в середине Х1Х века с помощью двусторонних договоров. Хотя был подписан ряд таких договоров, предусматривающих взаимное признание прав, они страдали отсутствием единообразия и полноты.

Потребность в единой системе охраны авторских прав привела к формулированию и принятию 9 сентября 1886 г. Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Конвенция является старейшим международным договором в области авторского права, открытым для присоединения всех государств, Украины в том числе.

Защита авторских и смежных прав в Украине регулируется Законом Украины от 23.12.1993 г. с изменениями и дополнениями от 11.07.2001 г. «Об авторском праве и смежных правах». Данный Закон охраняет неимущественные и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства – авторское право, права исполнителей, производителей фонограмм и видео грамм, и организаций вещания – смежные права.

Авторское право можно рассматривать в двух аспектах:

1. Объективно – как система правовых норм, которые регулируют отношения связанные с созданием произведений науки, литературы, искусства и их использования.

2. Субъективно – как система норм, которые регулируют личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права, к которым относятся:

¨ автор;

¨ соавторы;

¨ работодатели;

¨ наследники;

¨ организации коллективного управления авторскими правами;

¨ лицензиаты.

Субъекты авторского права:

1. Первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор произведения.

2. Наследники как по закону, так и по завещанию.

3. Лица, которым авторы или их наследники передали свои авторские права (лицензиаты).

4. Соавторы – это лица, совместным творческим трудом которых создано произведение.

5. Работодатели либо заказчик – это лица, которые имеют права в силу гражданско-правового договора либо иного специального дополнительного соглашения.

Авторское право распространяется на все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа или формы выражения (письменная, устная, звуко или видеозапись, изображения, объемно-пространственная). Однако только оригинальные произведения могут быть объектом авторского права. Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной. И, наконец, охрана произведения не поставлена в зависимость от качества или ценности. Объектами охраны могут быть как плохие, так и хорошие произведения литературы или музыки (в конечном счете это определяется вкусом); даже назначение произведения не играет роли, так как использование произведения не имеет ничего общего с охраной. Произведения, которые могут быть объектами авторского права, являются результатами творческого труда их авторов. Таким образом, охраняются не сами идеи, а лишь форма их выражения. Например, защищается не сюжет книги, а словесная (литературная) форма его выражения.

В соответствии со ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) авторское право распространяется на все произведения, как обнародованные, так и не обнародованные, как завершенные, так и незавершенные, независимо от их назначения, жанра, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и т.п.).

Объектами авторского права являются:

1. литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического характера;

2. выступления, лекции, речи, проповеди и иные устные произведения;

3. компьютерные программы;

4. базы данных;

5. музыкальные произведения с текстом и без текста;

6. драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и иные произведения, созданные для сценического показа и их постановки;

7. аудиовизуальные произведения;

8. произведения изобразительного искусства;

9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-пакового искусства;

10. фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;

11. произведения прикладного искусства, в том числе произведения декоративного ткачества, керамики, резьбы, литья, из художественного стекла, ювелирные изделия;

12. иллюстрации, карты, планы, чертежи, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топологии, техники, архитектуры и других сфер деятельности;

13. сценические обработки произведений, обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

14. производные произведения;

15. сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составные произведения при условии, что они являются результатами творческого труда.

Согласно ст.11 Закона авторское право на произведение возникает в результате факта его создания и не требует регистрации.

Автор для сообщения о своих правах может использовать знак охраны своего авторского права, который состоит из: латинской буквы «с», обведенной кругом – с; имя лица, обладающего авторским правом; год первой публикации произведения.

О государственной регистрации автору выдается компетентным органом свидетельство.

Личные неимущественные права авторов:

1. право требования своего авторства и указания своего имени при исполнении, если это возможно;

2. запрещать упоминание своего имени при исполнении;

3. выбирать псевдоним;

4. требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению.

Имущественные права авторов:

1.исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом;

2. исключительное право на разрешение или запрещение использования произведения другими лицами.

Исключительное право – это имущественное право лица, обладающего в отношении произведения, исполнения, постановки, передачи организации вещания, фонограммы или видеограммы авторским правом или смежными правами, на использование этих объектов авторского права или смежных прав лишь им и на выдачу только этим лицом разрешения или запрещения их использования другим лицам.

Имущественное право автора на разрешение или запрещение использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:

1. воспроизведение произведений;

2. публичное исполнение или публичное сообщение произведения;

3. публичную демонстрацию или публичный показ;

4. переводы произведений;

5. переработки, адаптации произведений;

6. распространение произведений путем первой продажи;

7. сдачу в имущественный наем или коммерческий прокат после первой продажи;

8. импорт экземпляров произведений;

9. повторный показ произведения.

 

Исключительные права авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства предусматривают и право их участия в реализации проектов этих произведений.

Имущественные права могут быть переданы (отчуждены) полностью или частично другому лицу по авторскому договору.

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливается в авторском договоре.

Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другому лицу.

Закон устанавливает пределы охраны авторского права в ст.28:

1. Авторское право на произведение возникает в результате его создания и начинает действовать со дня создания произведения.

2. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Личные неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Истечение срока действия авторского права на произведение означает их переход в общественное достояние.

СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

«Смежные права» означают права, смежные с авторским правом.

Под смежными правами понимаются права исполнителей на их исполнение; права производителей фонограмм на их фонограммы и права организаций эфирного вещания на их радио и телевизионные программы.

Субъектами смежных прав являются:

1. исполнители произведений;

2. производители фонограмм;

3. производители видеограмм;

4. организации вещания.

Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы выражения, являются:

1. исполнение произведений;

2. фонограммы, видеограммы;

3. передачи (программы) организаций вещания.

Смежное право возникает в результате факта исполнения произведения, производства фонограммы, производства видеограммы, обнародования передачи организации вещания.

Для возникновения смежных прав не требуется выполнения каких-либо формальностей.

Исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеограммы для сообщения о своих смежных правах использует знак охраны смежных прав, который помещается на всех экземплярах фонограмм, видеограмм и состоит из трех элементов:

- латинская буква «Р», обведенная кругом Р;

- имена (наименования) лиц, обладающих смежными правами;

- год первой публикации фонограммы (видеограммы).

 

Личные неимущественные права исполнителей и права на имя (название) производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.

1. Исполнителю произведения принадлежат следующие права:

а. требовать признания того, что он является исполнителем произведения;

б. требовать, чтобы его имя или псевдоним указывались или сообщались в связи с каждым его выступлением, записью или исполнением;

в. требовать обеспечения надлежащего качества записи его исполнения.

 

2. Производитель фонограммы, производитель видеограммы имеет право указывать свое имя (название) на каждом носителе записи или его упаковке рядом с указанием авторов, исполнителей и названий произведений, требовать его упоминания в процессе использования фонограммы (видеограммы).

4. Организация вещания имеет право требовать упоминания своего названия в связи с записью, воспроизведением, распространением своей передачи и публичным повторным сообщением ее другой организацией вещания.

Имущественное право исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, организаций вещания является их исключительным правом разрешать или запрещать другим лицам:

 

Имущественные права исполнителей:

1. публичное сообщение своих незафиксированных исполнений;

2. фиксацию в фонограммах или видеограммах своих ранее незафиксированных исполнений;

3. воспроизведение своих произведений;

4. распространение своих произведений;

5. коммерческий прокат, имущественный наем своих исполнений.

 

Имущественные права производителей фонограмм (видеограмм):

1. воспроизведение своих фонограмм (видеограмм) в любой форме и любым способом;

2. распространение среди публики фонограмм (видеограмм) и экземпляров путем первой продажи;

3. коммерческий прокат фонограмм (видеограмм);

4. любое видоизменение своих фонограмм (видеограмм);

5. ввоз на территорию Украины фонограмм (видеограмм) с целью распространения среди публики.

 

Имущественные права организаций вещания:

1. публичное сообщение свих программ путем трансляции и ретрансляции;

2. фиксацию своих программ на материальном носителе и их воспроизведение;

3.публичное исполнение и публичную демонстрацию своих программ в местах с платным входом.

 

Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, организаций вещания могут передаваться (отчуждаться) на основании договора, в котором определяются способ использования исполнений, фонограмм, видеограмм, программы и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, территория, на которую распространяются переданные права.

 

Допускается без согласия производителей фонограмм (видеограмм), фонограммы (видеограммы) которых опубликованы для использования в коммерческих целях, и исполнителей, исполнение которых зафиксировано в этих фонограммах (видеограммах), но с выплатой вознаграждения, следующее прямое или опосредованное коммерческое использование фонограмм и видеограмм и их экземпляров:

а. публичное исполнение фонограммы или ее экземпляра или публичную демонстрацию видеограммы или ее экземпляра;

б. публичное сообщение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме, в эфир;

в. публичное сообщение исполнения, зафиксированного в фонограмме или видеограмме, по проводам (через кабель).

 

Сбор вознаграждения за использование фонограмм (видеограмм) и контроль за их правомерным использованием осуществляется определенными Учреждениями уполномоченными организациями коллективного управления. Собранные средства распределяются между организациями коллективного управления на основе договоров, которые уполномоченные организации заключают со всеми организациями коллективного управления. Полученное вознаграждение распределяется в следующих пропорциях: исполнителям – 50 процентов; производителям фонограмм (видеограмм) – 50 процентов.

Допускаются свободные использования исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания исключительно в личных целях, в целях обучения или научных исследованиях.

 

Срок действия смежных прав – 50 лет с даты первого исполнения, опубликования, публичного оповещения передачи.

 

Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

Защита авторских и смежных прав.

 

Защита авторских и смежных прав осуществляется в соответствии с положениями Закона «Об авторском праве и смежных правах».

За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Экземпляры произведений и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, являются контрафактными.

Неотъемлемой частью пиратства является тот факт, что противоправная деятельность осуществляется с целью извлечения выгоды в коммерческих масштабах. Это означает, что пиратство чаще всего осуществляется на организованной основе, так как речь идет не только о неразрешенном воспроизведении произведения, но также и о последующей продаже или ином распространении противоправно воспроизведенного произведения, что делает необходимой ту или иную форму организованной сети сбыта или иного контакта с потенциальным покупателем. Потребитель обычно имеет дело лишь с конечным звеном этой цепочки, а именно с точкой розничной торговли.

Незаконно воспроизведя и распространяя печатные произведения, а также аудио и видеозаписи и сбывая в целях извлечения прибыли произведения в живом исполнении, пираты не выплачивают никакого вознаграждения авторам и исполнителям. Для последних такое вознаграждение является средством существования.

Выходя на рынок, издатели и производители фонограмм должны считаться с возможностью провала и закладывать риск от такого рода потерь в свои экономические расчеты. От пиратства не требуется столь высоких финансовых затрат, опыта, точности расчета и готовности пойти на риск, так как они чаще всего отбирают произведения, уже завоевавшие успех на рынке.

Так как пираты не понесли никаких затрат в связи с созданием произведения, поэтому могут распространять продукцию по значительно более низкой цене, следовательно, законные сбытовые организации часто не в состоянии конкурировать с ними. В результате ущерб наносится как законной дистрибьюторской сети, так и авторам, издателям и производителям фонограмм, которые лишаются части потенциальных покупателей.

 

Система охраны авторских прав ответила на эти тенденции постепенным расширением списка объектов охраны. В настоящее время охраняются не только книги, но также музыкальные произведения и художественные произведения, радио-телепередачи, видеофильмы, компьютерные программы.

 

Нарушением авторских и смежных прав, что дает основания для судебной защиты, является:

1. совершение каким-либо лицом действий, нарушающих личные неимущественные права субъектов авторского или смежных прав;

2. пиратство в сфере авторского или смежных прав;

3. плагиат – обнародование, полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения;

4. любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторских и смежных прав;

5. ввоз на таможенную территорию Украины без разрешения лиц, обладающих авторскими и смежными правами;

6. подделка, изменение или изъятие информации.

 

 

За защитой своего авторского права и смежных прав субъекты авторских и смежных прав имеют право обратиться в установленном порядке в суд и другие органы в соответствии с их компетенцией.

При нарушении авторских и смежных прав субъекты авторского права имеют право:

1. требовать признания и восстановления своих прав;

2. обращаться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав;

3. подавать иски о возмещении морального ущерба;

4. подавать иски о возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду, или взыскания дохода, полученного нарушителем;

5. требовать, в том числе в судебном порядке, публикации в средствах массовой информации данных о допущенных нарушениях авторского права и судебные решения;

6. требовать от лиц, нарушающих авторское право и смежные права, предоставления информации о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении котрафактных экземпляров, а также средств обхода технических средств защиты, и о каналах распространения.

 

Основным средством судебной защиты, к которому может прибегнуть владелец авторского права или смежных прав в случае нарушения его прав, является постановление суда о прекращении нарушения и о возмещении ущерба правообладателю.

Суд имеет право постановить решение или определение, причиненных нарушением авторского права или смежных прав:

1.о возмещении морального ущерба, с определением размера возмещения;

2.о возмещении убытков;

3. о взыскания с нарушителя дохода, полученного в результате нарушения;

4. о выплате компенсации, которая определяется судом, в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

5. о запрете опубликования произведений, их исполнений, выпуска экземпляров фонограмм, видеограмм, изъятии контрафактных экземпляров;

6. о наложении на нарушителя штрафа в размере 10 процентов суммы, присужденной судом в пользу истца;

Контрафактные экземпляры всех произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, а затем уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

1. В чем заключается различие между авторским правом и смежными правами?

2. Какие признаки объектов авторского права?

3. Какие способы защиты авторского права?

4. Какие права закреплены за авторами произведений науки, литературы, искусства?

5. Какие условия приобретения смежных прав?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

 

1. Какие объекты авторского права не охраняются?

2. Субъекты авторского права.

3. Когда возникает авторское право на произведение?

4. Срок действия авторского права.

5. Срок действия смежных прав.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 863. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия