Студопедия — К БОЛЬНОМУ И ЕГО ОКРУЖЕНИЮ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К БОЛЬНОМУ И ЕГО ОКРУЖЕНИЮ






Роль центральной нервной системы в течении физиологических и па­тологических процессов общеизвестна, поэтому недооценка значения пси­хики больного в практической деятельности врача является большим де­фектом. Выдающийся невропатолог Г.И. Россолимо, рассматривая принци­пы врачевания, писал: «...Врачу в своей деятельности приходится считать­ся не с обыкновенным человеком, а со страждущим человеком как особой психологической разновидностью». Исходя из этого врач любой специаль­ности обязан помнить, что у каждого больного всегда в большей или мень­шей степени имеется нарушение психики. Поэтому «нельзя лечить тело, не леча душу» (Сократ).

На психику больного при соматическом заболевании оказывает влия­ние ряд факторов:

• боль и другие физические страдания;

• страх перед неведомой опасностью;

• снижение или утрата сенсорного восприятия (обоняние, вкус, зрение, слух; температурное и тактильное ощущение);

• снижение или потеря трудоспособности;

• нарушение привычного уклада жизни;

• необычные ощущения и явления; парестезии, удушье, тахикардия,
увеличение объема живота, отеки, изменение цвета кожи и г.д.

Все перечисленные факторы приводят к многообразным комбинаци­ям различных но характеру, силе и продолжительности неприятных ощу­щений. А это порождает отрицательные эмоции. Более того, эмоции мо­гут возникнуть не только вследствие ощущений, но и страха перед реаль-


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

нон или мнимой опасностью. Иногда психическая реакция в большей степени определяет состояние и тяжесть страдания больного, чем его бо­лезнь.

Эмоции вызывают не только соответствующие психические реакции, но, реализуясь через эндокринную и вегетативную нервную системы, весь­ма часто формируют функциональные, а в последующем и органические нарушения со стороны различных органов и систем. Указанные нарушения могут способствовать усугублению течения заболевания, развит]по допол­нительных симптомов и даже сопутствующих заболеваний. Повюрные от­рицательные незаторможенные эмоциональные реакции приводят к разви­тию условнорефлекторных связей. Более того, люди, подвергающиеся дли­тельное время действию факторов, вызывающих отрицательные эмоции чаще болеют различными заболеваниями. Острые психические травмы могут приводить к развитию острых язв желудка с кровотечением или перфорацией, инфаркту миокарда, кровоизлиянию в мозг и другим забо­леваниям.

Вместе с тем, если отрицательные эмоции приводят к напряжению ре-гуляторных механизмов, сопровождаясь повышенным распадом энергети­ческих и пластических субстратов, то положительные эмоции формируют в организме устойчивость к конфликтным ситуациям и другим стрессор-ным агентам. Мобилизация воли, аутогенная тренировка, стойкие положи­тельные эмоции могут настолько повысить устойчивость организма, что многие заведомо патогенные факторы оказываются недостаточными, что­бы вызвать пато юпно. Так, в Болгарии, Греции, Индии существуют рели­гиозные секты, поклоняющиеся oi ню. В дни своих празднеств члены этих сект ходят босиком по раскаленным камням и горячим углям. По свиде­тельству очевидцев, в том числе врачей, подобный обряд совершается по­сле длительной подготовки психики, что приводит к развитию экстаза или транса, 14 в этих условиях ожог кожи не развивается.

Все изложенное играет весьма важную роль в мудрости врачевания. Медицинский аспект эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональное со­стояние, эмоциональное напряжение) заключается в следующем.

• Для нормальной функции ЦНС, стабилизации высших регуляторных механизмов существенное значение имеет величина факторов, вызы­вающих различные эмоции. Среднее соотношение эмоциональных реакций в единицу времени, обеспечивающее стабильность функций ЦНС, составляет; нейтральные эмоции - 60°о. положительные 35%, отрицательные - 5%.


ГЛ \В V 111. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИМ

• > пизодическис отрицательные эмоции умеренной величины не яв­ляются фатальными патогенными факторами для здоровья. В своей основе изменения, возникающие в организме в ответ на отрицатель­ные эмоции, являются результатом приспособительных реакций. Бо­лее того, повторные слабые отрицательные эмоции необходимы для формирования устойчивости организма к конфликтным сигуациям. Следовательно, для здоровья человека опасность представляют не все отрицательные эмоции, а только эмоции определенной силы и длительности, часто повшряющиеся или непрерывные конфликтные ситуации.

• Стойкие положительные эмоции - это объективные факторы лечебно-

го процесса, поскольку они воздействуют не только на психику, но и на гуморальный п юрмона 1ьный гомеостаз.

• В развитии болезни, ее происхождении и течении, а также исходе и
сроках выздоровления огромная роль принадлежит личности челове­
ка. Но, с другой стороны, стойкие отрицательные эмоции оказывают
весьма существенное влияние на психику, меняя свойства личности
(интеллект, мышление, память, темперамент, характер). Нарушения
психики у соматического больного при длительном течении болезни
чаще всего проявляются быстрой утомляемостью, ослаблением воли,
раздражительностью, снижением круга интересов, повышенной эмо­
циональной ранимостью или депрессией. Все это в значительной
степени затрудняет коп такт с больным.

• Так как возникновение и проявление эмоций в значительной степени

зависят от индивидуальных особенностей пациента, то одна и та же болезнь протекает по-разному и переживается каждым больным по-своему. В связи с этим врачи нередко сталкиваются с несоответстви­ем жалоб больного (субъективное проявление болезни) степени функционально-морфологических нарушений, имеющихся в орга­низме (объективное проявление болезни), что порождает диагности­ческие и тактические ошибки.

• Поскольку эмоции поддаются 1ренировке так же, как мышцы
(П.К.Апохин), то задача врача устранить не только источник отрица­
тельных эмоций, по и «переключить» психику больного на положи­
тельные эмоции, создать условия, чтобы они могли возникнуть, нро-
лош провать их действие. Смех, радость, хорошее настроение - это
не только свидетели здоровья, но и настоящие творцы его.


ГЛАВА Ш ВРАЧЕБНАЯ ДЬОШОПпГИЯ

• Наибольшее влияние на психику больною оказывает слоьо врача
И.П.Павлов писал, что слово «...такой же реальный раздражиiель,
как и все остальные.,., но вместе с тем гакой миогообьемлющип, как
никакие другие, не идущий в этом отношении пи в какое количест­
венное и качественное сравнение». Известно, что с помощью слова
(внушение, гипноз) можно обеспечить обе '.болниающип > ффект и
выполнить непродолжительную операцию, а можно вызнать времен­
ную утрату движений, слуха, речи, ожог холодным предметом м т.д.
Такова сила слова!

Однако на психику человека, его эмоции может действовать не только слово, но и зрительные образы, звуковые сигналы, запахи. Следовательно, врач обязан научиться психотерапии: комплексу факторов (слова, жесты, выражение лица, поведение, внешний вид и т.д.), которые активно воздей­ствуют на психику пациента.

Б.Е.Вотчал делит психотерапию на «большую» и «малую» Рели для выполнения «большой» психотерапии требуются специальные профессио­нальные знания, то «малой» психотерапией обязаны заниматься все врачи. Главными методами «малой» психотерапии являются внушение и убежде­ние. Эти методы должны применяться повсеместно по принципу: не все в убеждении и внушении, но убеждение и внушение во всем.

Выдающийся невропатолог В.М.Бехтерев говорил: «Если больному после беседы с врачом не становится л^гче - это не врач». Таков весьма же­сткий, но адекватный критерий врача. Доктор, не пользующийся доверием больных, игнорирующий психотерапию, лечить не может.

Как завоевать доверие больных, приобрести должный авторитет? Нуж­но стать хорошим врачом! Речь идет не только о повышении профессио­нальных знаний, но п о совершенствовании душевных качеств. Проявлять добрые чувства к людям, особенно к больным, для врача должно стать по­требностью. Только в этих условиях могут наладиться необходимый кон­такт и добрые взаимоотношения. При правильном поведении врача, щепе­тильном соблюдении дсонтологических положении доверие к нему появля­ется с первого взгляда и, уж во всяком случае, после первой беседы. Док­тор обязан сделать все от пего зависящее, чтобы понравиться больному, поскольку пациенты, которые уважают своего врача, верят в пего, скорее выздоравливают.

Факторы, которые могут оказывать влияние на доверие к врачу.

• Внешний вид врача. Больные весьма часто в своих суждениях и дей­
ствиях руководствуются пословицей: «Встречают по одежке...», по-


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

лому, зайдя в кабинет на прием, пациент прежде всего обращает внимание на внешний вид врача: халат, колпак, прическу, одежду обувь и т.д. Небритое лицо, некрасивая прическа, помятый халат, не­брежно надетый колпак, грязная обувь и т.п. вызывают негативное отношение больного к личности врача, его знаниям и умению. По­этому внешний вид доктора должен импонировать пациенту. Следо­вательно, внешний вид врача (на приеме, в быту) - тго не его личное дело, а атрибут его специальности, элемент абстрактной личности. В связи с этим врач не имеет права демонстрировать открытое проти­вопоставление собственного взгляда, мнения, внешнего вида традиционно­му, общепринятому. Иными словами, врач не должен быть законодателем моды, иначе он вызовет негативное отношение к себе со стороны своих па­циентов. Врач должен воспринимать и следовать моде тогда, когда у боль­шинства членов общества она не вызывает отрицательных эмоций Это дань добровольно избранной специальности, один из элементов повсед­невного подвига врача.

• Физическое состояние врача. Врачу нельзя демонстрировать перед больными, как, впрочем, и перед здоровыми людьми, свои недуги. Больной человек, несмотря на совершенно реальное мышление, под­сознательно наделяет не только врачебную специальность, по и лю­дей с врачебным дипломом ореолом исключительности, таинствен­ности, способностью исцелять. Но какая же исключительность в че­ловеке, который жалуется на боли в пояснице, суставах, отеки нот, кашляет и чихает? Такой врач не может лечить больных, он не может быть исцелителем; он в глазах пациента слишком примитивен, по­скольку сам нуждается в сочувствии. Поэтому, врач, прежде всего - исцели себя.

Доктор, явившийся на работу нездоровым, совершает не подвиг а, во-первых, деонтологическую ошибку- это нарушает его взаимоотноше­ния с больным; во-вторых, такие врачи нередко являются источником массового рассеивания информации; в-третьих, указанное поведение вра­ча свидетельствует о том, что он не исповедует и не соблюдает режим, ко­торый рекомендует аналогичным больным. Следовательно, врачи, совер­шающие подобные «подвиги», нарушают главный принцип медицины «Не вреди». Вместе с тем иногда могут возникнуть ситуации, когда врач, несмотря на свое физическое или психическое состояние, обязан прийти на помощь больному, по в них случаях он должен по возможности скрыть свой недуг


ГЛАВА Ш. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

• Общение врача с больным. Многие пациент считают, чго их болезнь наиболее сложная и опасная, поэтому рассчитывают на особое вни­мание. Не вызывает сомнения, что каждый больной требует соответ­ствующего внимания. Несмотря на наличие более тяжелых и менее тяжелых заболеваний, внимание к больному определяется не только болезнью, но и его психическим страданием, ею субъективной оцен­кой картины болезни. Больной приходит к врачу отнюдь не за рецептом или больничным ли­стком (хотя такое случается), а затем, чтобы увидеть участие врача, почув­ствовать доброе отношение и сострадание, услышать искреннее понима­ние и ободрение. Поэтому, если врач, осмотрев больного, не поговорит с ним, не рассеет страх, сомнения, тягостное чувство, не выразит искренне­го сострадания, больной останется неудовлетворенным.

Следует всегда помнить крылатое выражение известного писателя М.М.Пришвина: «По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе вни­мания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врач боль­ных поднимает с постели».

Испытывать сострадание — это дол1 врача. Поэтому общение с боль­ным, базирующееся только на профессиональных знаниях, а не на чувст­вах, неминуемо превратится в пошлость, игру в милосердие и сострадание, и больной это очень быстро поймет.

Главным средством общения людей является слово (диалог). В этом плане особенно важное значение имеет разговор с больным но поводу его заболевания, методов лечения и прогноза. В пределах возможного заинте­ресованное обсуждение с больным принципов лечения и исхода болезни помогает привлечь самого больного к лечебному процессу. Врачебной тай­ны болезни по отношению к больному не может быть. В пределах разум­ного и щадящего режима психики необходимо информировать его о всех интересующих вопросах, в противном случае больные будут искать эти сведения из других источников, что нередко приводит к неприятным по­следствиям.

Вместе с тем рассчитывать на здравый смысл, на объективный харак­тер подхода больного к своему заболеванию нельзя, поэтому при тяжелом, опасном для жизни заболевании пациент не должен знать всей правды. Врач обязан быть хорошим психологом. Просьбы и требования больных сообщить им всю правду о их болезни ошюдь не свидетельствует о том, чю они действительно желают знать правду. В подавляющем большинстве случаев подобное поведение говорит о желании больного услышать заве­рения, что его болезнь не опасна для жизни.


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Следовательно, больным со злокачественными новообразованиями (рак, саркома, меланома и т.д.), тяжелыми прогрессирующими заболевани­ями правду о н\ болезни сообщать нельзя. Подобная правда убивает людей. А правда, которая убивает, во сто краг хуже, чем ложь, которая может обо­дрить больного. По этому поводу Н.А.Некрасов писал: «Не сграшно уме­реть, а страшно умирать»

Таким образом, «святая ложь» (СП. Боткин) нужна, она совершенно необходима, особенно умирающим людям, и врачу не следует бояться ею пользоваться. «Если обман помогает больному, то это уже не жалкая ложь, а отличное лекарство» (С. Цвейг).

Важное значение имеет форма общения врача с людьми пожилого и старческого возраста. Проявление элементов халашости, невнимательного отношения к данной категории больных подрывает ав горите г врача. Следу­ет помнить, что пожилые люди более чувствительны и более обидчивы, они чаще делятся и обмениваются своими впечаглениями о врачах, их заботы весьма часто ограничены собственным здоровьем, поэтому любой промах врача в поведении с ними делается достоянием большого круга людей.

Главное в общении с людьми пожилого возраста - это умение выслу­шать их.

Свою специфику имеет общение врача с больным ребенком. Ребенок переживает совсем не так, как взрослый. Его чувства - это гипертрофиро­ванные эмоции, чувства-великаны. Более того, его С) ждения прямолиней­ны, простодушны и категоричны, он не терпит никакой фальши, капрю больного ребенка -- это форма его жизни. Поэтому врач при контакте с ре­бенком обязан быть особенно внимательным, терпеливым, добрым и лас­ковым.

• Образ жизни врача. А.П.Чехов, будучи врачом по образованию, вло­жил в уста врача Астрова (пьеса «Дядя Ваня») следующее суждение: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такой образ человека обязан исповедовать врач. Ес­ли врач в быту не соответствует подобному образу, если он ведет се­бя неподобающе, то возникают непреодолимые трудности в леч еб-ном процессе. На доверие больных в этих случаях рассчитывать нельзя. Ни один уважающий себя больной не доверит своего здоро­вья и своей жизни врачу, злоупотребляющему алкоголем, дебоширу и хулигану. Аналогичное влияние на взаимоотношения врача с боль­ным оказывают меркантильность врача, распущенность и амораль­ное поведение.


ГЛАВА III ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИИ

Претензии врача на достаток, определенный уровень материального обеспечения вполне закономерны, однако взятка - по не метод исправле­ния государственной политики.

Для врача общечеловеческие нормы морали - это не формальная пеш-на, а внутренняя потребность, вторая натура. «Надо быть ясным умствен­но, чистым нравственно и опрятным физически» (А.П.Чехов).

Основная масса конфликтных ситуации в медицине возникает не в свя­зи с неадекватным лечением, а вследствие неправильного поведения вра­чей. Необходимо усвоить, что жалобы на врачей поступают главным обра­зом не от больных, а от родственников.

Самая распространенная причина, порождающая жалобы, - это недо­статочное внимание, уделяемое близким родственникам больного при не­благоприятном исходе пли тяжелом осложнении болезни, возникшем в про­цессе лечения. Врач, сделавший все возможное для спасения больного, обя­зан сообщить об этом родственникам. Более тою, люди, потерявшие близ­кого человека, нуждаются в сочувствии, утешении, особенно со стороны ле­чащего врача. Они законно рассчитывают на подобное поведение врача, ко­торый присутствовал у постели больного в последние минуты его жизни Поэтому, несмотря на личные переживания, физическую и психическую ус­талость, занятость, врач обязан выполнить свои долi и представить родст­венникам необходимую информацию, утешить их В противном случае мо­жет возникнуть жалоба. Если жалоба поступила, значит врач совершил ка­кое-то неправильное действие. Даже в тех случаях, если больной или его родственники несправедливо добиваются каких-то льгот, врач обязан iepne-ливо и по-доброму, не оскорбляя человеческого достоинства, не считаясь со временем, объяснить их ошибки и заблуждения -это предотвратит жалобу.

Жалобы наиболее часто появляются в тех случаях, когда врач, стараясь избежать нарекании в свой адрес, употребляет следующие выражения: «больной поздно обратился за помощью», «больного поздно направили в стационар» и т.д. Подобные выражения вызывают жалобы, поскольку не­редко больной уже обращался к другому врачу, и родственники обвинят этого врача в невнимательности, в профессиональном невежестве и т.п. Ес­тественно, чем позднее поступает больной в стационар, тем чаще возника­ют осложнения и пеблаюприятные исходы. Однако это далеко не аксиома и тем более не дает права врачу стационара собственную ответственность прикрывать сроком поступления пациента. Такое поведение врача это грубое нарушение положений деонтологии, поскольку умышленно прово­цируется конфликтная ситуация.


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Позднее направление больного в стационар, дна! ностические ошибки, к сожалению, имеют место в медицинской практике (и будут иметь), но они должны обсуждаться не публично, не с родственниками больного, а на вра­чебных клинических, клинпко-анатомических конференциях или на засе­дании комиссии врачебного контроля.

С другой стороны, правильные, конкретные, душевные взаимоотноше­ния с близкими роде пленниками больного помогают привлечь их к лечеб­ному процессу.

Особенно сложно установить контакт с матерью больного ребенка. Для матери здоровье ребенка - эю ее жизнь, все ее помыслы, все желания По­этому, если мать не почувствует доброго отношения к ее больному ребен­ку со стороны врача, то неминуемо возникает конфликтная ситуация.

Подчеркивая значимость привлечения родственников и окружения больного к лечебному процессу, следует всегда учитывать интересы боль­ного, которые заключаются прежде всего в сохранении тайны ею болезни. Если больной заинтересован сохранить в гайне какие-то сведения из его жизни, причины развития или характер заболевания врач не имеет права разглашать их даже среди самых близких родственников. В этом заключа­ется врачебная тайна.

Однако, если существует опасность неблагоприятного исхода заболе­вания, то врач обязан информировать близких родственников о возможных последствиях. Более того, интересы членов семьи, коллектива нередко тре­буют, в связи с заболеванием больного, проведения ряда профилактичес­ких мероприятий, а тто возможно только при раскрытии врачебной таймы В подобных случаях тайна разглашается только в пределах ограниченною круга людей, которые непосредственно занимаются организацией профи­лактики и лечения опасных заболеваний или обеспечением общественного порядка.

Следовательно, врачебная тайна - это соблюдение личных интересов больного, но не в ущерб его окружающим и обществу.

Научно-технический прогресс в медицине породил ряд деонтологиче-ских проблем, которые оказывают существенное влияние на лечебно-диа­гностический процесс.

Во-первых, некоторые врачи всю диагностику стали строить на резуль­татах анализов или инструментальных методов исследования, что привело к увеличению диагностических ошибок. Следует помнить - инструмен­тальные методы исследования являются дополнительными в диагностике. Во-вторых, нередко лечение основывается исключительно на данных лабораторных и инструментальных методов исследования. Не умаляя ро-


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

ли и значения ппх методов диагностики, необходимо иметь в виду, что на­рушения гомеостаза отражают не только патологию, по и результат адапта­ции организма к действию патогенного фактора. Потому попытка огуль­ной коррекции всех отклонении от нормы - это не патогенетически обос­нованная терапия, а примитивный фельдшеризм.

В-третьих, мноше инструментальные методы исследования весьма тя­гостны для больных, а иногда опасны для жизни. Существует деонтоло-гическое положение: инструментальные методы исследования никогда не должны быть опаснее болезни. Поэтому применение сложных инстру­ментальных или лабораторных методов исследования, которые не явля­ются в достаточной степени безопасными или очень тягостны для боль­ного, без абсолютных показании и без согласия обследуемого нациста недопустимо.

Весьма актуальной проблемой врачебной деоиюлогпп является отказ некоторых больных от лечения. Это особенно остро проявляется в хирур­гии и онкологии.

Наиболее частой формой сопротивления терапии является скрытый от­каз 01 лечения. Многие больные хроническими заболеваниями знают о воз­можных осложнениях того или иного лечения, поэтому в целях «самосо­хранения», тайно ог врача не выполняют режим, не принимают лекарства пли применяют в другой дозировке, в результате чего снижается эффектив­ность лечебного процесса. Исходя из изложенного, врач, назначая то или иное лечение, обязан добиться его исполнения. Для этого нужно объяснить оо п.иому, а при необходимости и родственникам, суишоаь лечения и со­блюдения режима.

Второй вид сопротивления терапии - категорическая форма отказа от лечения. В принципе лечить пациента без его согласия нельзя, так как здо­ровье и жизнь - это его достояние и он имеет право распоряжаться ими но своему усмотрению. Однако больной человек, во-первых, не имеет нрава подвергать опасности здоровье и жизнь окружающих, полому при ряде за­болеваний (инфекционные болезни, сифилис, проказа, СПИД) лечение проводится в обязательном порядке, а при необходимости принудительно.

Во-вторых, больной человек не всегда может реально оцепить грозя­щую ему опасность; тяжелое состояние иногда лишает больною возмож­ности разумно принимать решение. В этих случаях главными помощни­ками врача являются родственники больного и его ближайшее окружение.

Если состояние больного крайне тяжелое и он неадекватно реагирует на окружающее пли находится в бессознательном состоянии, необходимо


ГЛЛВЛ 111. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

вызвать родственников и получить их согласие на лечение (операцию), что документируется соответствующей записью в истории болезни. Если вы­звать родственников не представляется возможным, То созывается консили­ум, на котором решают вопрос о необходимости того или иного лечения. За­ключение документируется подписями врачей, участвующих в консилиуме. В-третьих, отказ от лечения может быть связан со страхом перед лече­нием (операция, сложная манипуляция). Страх перед оперативным вмеша­тельством, сложной манипуляцией - явление закономерное, одно из досто­инств человека заключается в преодолении страха. [I в этом врач обязан помочь пациенту.

Мотивами отказа от операции чаще всего являются боязнь наркоза («засну и не проснусь») и страх перед неизвестностью. Независимо ог внешнего проявления страха одни больные его легко и просто подавляют сами, другим это дается определенным напряжением воли, третьи нужда­ются в посторонней поддержке. Подобная поддержка нужна mhoi им боль­ным, хотя они могут бравировать смелостью. Однако данная помощь должна оказываться деликатно, путем убеждения и ободрения. Но все это возможно при наличии доверия больного врачу. Поэтому главной причи­ной отказа от операции может быть недоверие врачу. Чем чаще отказыва­ются пациенты от операции у данного врача, тем нике ею авторитет сре­ди больных.

С деонтологнческой точки зрения необходимо признать за больным право выбора лечащего врача, тем более - оперирующего хирурга. Если больной не доверяет врачу, то конфликтная ситуации неизбежна, поэтому просьба больного о смене лечащего врача должна удовлетворяться. Следу­ет помнить, что недоверие к себе врач создает сам. Поэтому при возникно­вении подобных ситуаций врач должен спросить себя: «Что и когда я сде­лал неправильно».

Отказ больного от оперативного лечения иногда связан с тем, что хи­рург сам не уверен в необходимости данной операции и реальной возмож­ности выполнить ее Известный польский врач В.Беганьски пишет: «...Больной никогда не поверит в то, в чем ты сам (врач. - II.М.) пе уверен». Поэтому прежде чем предлагать операцию больному, врач должен быть убежден в ее необходимости и возможности выполнения.

И, наконец, отказ о г операции может быть обусловлен различными предрассудками, в том числе религиозного порядка. И в этой ситуации есть определенная вина врача, поскольку он не нашел путь к сердцу и душе па­циента, а он обязан это делать лучше, чем священник


ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

В связи с успехами трансплантологии встала отческая проблема до­норства тканей и органов. Взятие opi анов и тканей у трупа не вызывает су­щественных возражений, поскольку речь в подобных случаях может идти только о соблюдении этических принципов по отношению к форме тела умерших). Вместе с тем пересадка большинства органов эффективна тогда, когда изъятие их производится в условиях сохранившегося кровотока. Это, в частности, относится к пересадке сердца. Следовательно, сердце для трансплантации берется не у трупа, а у умирающего человека. И хотя су­ществуют критерии, позволяющие констатировать смерть мозга и тем са­мым санкционировать взятие органов для трансплантации, тем не менее официального законодательства в Республике Беларусь до настоящею вре­мени не существует. Что касается трансплантации органов и тканей от здо­ровых людей, то это производится только с добровольного согласия доно­ра и чаще всего от близких родственников.

Весьма часто врач в своей деятельности сталкивается с вопросом лече­ния своих родственников. Лечение родственников, особенно близких, -проблема более сложная, чем лечение «чужих» больных.

Во-первых, семейная близость, советы родственников неминуемо ока­жу! влияние на выбор метода лечения.

Во-вторых, между врачом и родственником практически невозможны те взаимоотношения, которые необходимы для врачевания. Доктор в этих > словиях остается для больного обычным родственником, поэтому психо­логический компонент воздействия будет значительно ослаблен.

В-третьих, при неблагоприятном исходе лечения на врача обрушивает­ся огромная тяжесть, усугубляющаяся близостью больного.

Следовательно, в принципе врач должен привлекать к лечению своих родственников других врачей. Однако, если больной настаивает па участии в лечении родственника-врача, то отказ в данной просьбе может оказать от­рицательное воздействие.

В практической деятельности врача возможны ситуации, когда ему приходится лечить больных, с которыми он в быту или на работе имел кон­фликты. Врач в подобных случаях обязан сделать для больного все от него зависящее и при этом никаких напоминаний о конфликте не должно быть Врач обязан оказывать помощь даже военнослужащим враждебной армии, если они лишены возможности получить ее в своих медицинских учрежде­ниях. Врач имеет право отказать в лечении больному только в двух случаях:

• если он сам болен и не в состоянии оказать помощь;

• если он не владеет техникой той или иной манипуляции или опера­ции и его действия могут привести к тяжелым последствиям.


Г 1 \В \ III. ВРАЧЕБНАЯ ДГОНТОЛОГИЯ


Чрезвычайно актуальной проблемой врачебной деонтологии является ятрогенкя Ятрагенная патология - по болезни, причиной возникновения которых служит неправильное поведение пли действие врачей

Ятрогснные заболевания по своему характеру делятся па две формы:

• психогенные - мнимые, воображаемые болезни, индуцированные врачами путем неумышленного внушения;

• соматогенные - истинные болезни, вызванные неправильными, оши­бочными действиями врачей (медсестер).

Психогенные заболевания ятрогенной этиологии возникают у больных или здоровых людей вследствие невольного, неумышленного словесного внушении или неправильного поведения врача. Весьма частой причиной чгрогенпи являются такие высказывания врачей: «У Вас плохой анализ крови», «У Вас плохая моча», «У Вас грубые складки слизистой желудка» и др. Вызвать ягрогению могут неправильно сформулированный диагноз, затянувшаяся диагностика, вызов большого количества консультантов, ин­формация больного о подозрении, что у него какое-то тяжелое заболевание, сомнения в правильности установленного диагноза либо адекватности ле­чения, высказанные в присутствии больного.

Патогенез психогенной ятро1еинн заключается в том, что постоянные повторные отрицательные эмоции через эндокринную и вегетативную нервную системы реализуются соответствующей соматогенной симптома­тикой и ощущениями наличия болезни Следовательно, психическая ятро-гения - это не притворство здорового человека, не симуляция, подобные больные действительно страдают воображаемой болезнью.

Подчеркивая роль внушения в патогенезе психической ятрогеиии, на­до все же иметь в виду, что развитие данною страдания связано с особен­ностями личности больного. Предшествующие неврозы, тревожно-мни­тельные состояния создают соответствующий фон, поэтому «ятрогениая болезнь скорее не воображаемая болезнь по вине врача, а болезнь вообра­жения» (II.A. Кассирский). Таким образом, при развитии психогенной яг-рогении не следует во всем винить врача, необходимо тщательно изучить анамнез и личность больного. Например, канцерофобия (страх развития рака) - одно из тяжелых навязчивых состояний, чаще развивается вследст­вие чтения соответствующей литературы и общения с больными, страдаю­щими новообразованиями.

Нельзя лечить больных с психогенной ятрогенией путем обвинения их в аггравации (умышленное преувеличение симптомов заболевания) пли симуляции (умышленная имитация симптомов заболевания) - это не


 



ГЛАВА III. ВРАЧЕБНАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

только не помогает, но и оскорбляет пациентов, способствует развитию агрессивности или депрессии, усугублению течения ятрогении. При приеме такого больного врач обязан признать наличие симптомов болез­ни, по терпеливо, настойчиво и достаточно аргументированно убедить пациента, что все тги симптомы связаны с функциональными расстрой­ствами, которые можно эффективно лечить. И действительно их нужно лечить!

Лечение психогенной ятрогении весьма сложно. Оно включает психо­терапию, применение транквилизаторов, физиотерапию, лечебную физ­культуру, режим питания и работы. В ряде случаев эти больные должны направляться к психотерапевтам.

Соматогенная ятрогения - эго, как уже отмечалось, органические за­болевания, вызванные неправильными, ошибочными действиями врача: развитие заболеваний вследствие дефектов применяемой аппаратуры, не­правильного проведения инструментального исследования, введения ле­карств (превышение дозы и длительности введения, неправильныи путь введения), некоторых ошибок при выполнении операций. Однако понятие соматогенной ятрогении нельзя распространять на все случаи неудачного лечения больных, поскольку ряд осложнений, связанных с тем или иным методом лечения или оперативным вмешательством, обусловлен современ­ным уровнем медицинской науки и практики.

Вместе с тем техническая неграмотность, манипуляции и оперативные вмешательства, выполненные не по показаниям или при неправильном ди­агнозе, повлекшие за собой развитие нового заболевания пли тяжелого ос­ложнения, относятся к ятрогении.

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВРАЧА С КОЛЛЕГАМИ, СРЕДНИМ И МЛАДШИМ МЕДИЦИНСКИМ

ПЕРСОНАЛОМ

Медицинский, врачебный коллектив - это тесное содружество людей, объединенных общим стремлением, - охрана здоровья людей и помощь больному человеку.

Главная задача медицинского коллектива -- обеспечить максимальную полезность лечебно-профилактических мероприятии Решение данной за­дачи зависит прежде всего от авторитета коллектива (учреждения), поэто­му все члены коллектива обязаны работать, поддерживая высокий автори­тет лечебного учреждения. А это возможно только в том случае, если чле-


глав \ in. вр хчег.илм деои гология

ны ко.пек-шил обладают •ысокнм профессиональным мастерством и дей­ствуют как единое целое.

Результаты труди ко гчемпва в значите тьпой степени определяются ат­мосферой, в которой проходит его деятельность.

Если в коллективе чиданы атмосфера доброжелательности, доверия, творческая обстановка и труд оценивается принципиально с высокой тре­бовательностью, то человек в этих условиях может реализоваться в пол­ную меру Неполная реализация сил и возможностей сотрудников учрежде­ния, отсутствие спроса на инициатив} и способности неминуемо приведет к застою и конфликтным ситуациям.

Чтобы создать ко i юктпв, сплотить его, нужна не только общая задача (проблема), но и соответствующая обстановка, порождающая духовную близость люден. Роль руководителя в формировании коллектива весьма от­ветственна. Взаимоотношения между руководителем коллектива (началь­ником) и ею членами (подчиненными) характеризуют морально-этичес­кую обстановку любого учреждения. Авторитет и истинное достоинство руководителя определяются общественным мнением коллектива. Завое­вать доверие и авторитет можно только своими знаниями, умением, добро­совестным отношением к делу, принципиальным подходом к решению раз­личных вопросов и ровным отношением ко всем членам коллектива.

Подбор н расстановка кадров чрезвычайно сложная проблема, eii должно уделяться самое серьезное внимание. «Благодаря застенчивости людей способных и умных, более глупые, но нахальные люди выдвигают себя вперед, оттирают более умных и получается отбор навыворот, а это досадно, да и вредно, с какой точки зрения не посмотри» (И. Арманд). По­добное возможно не только при подборе руководителя, но и при выдвиже­нии членов коллектива не по деловым качествам, а но видимой активнос­ти, знакомству, родственным связям.

Самолюбие и честолюбие - не последние факторы в регуляции жизни и деятельности человека, а у некоторых люден они порождают страстное стремление выделиться чем угодно, в том числе показной активностью, подхалимеibom, громкими словами о преданности делу и т.п. А руководи­телю коллектива не всегда удается, да и не всегда хочется различать, где служебное рвение, а где угодничество, подхалимство.

Одной из причин, обусловливающих конфликтные ситуации в коллек­тиве, является властолюбие. Испытание властью - это самый







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 826. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия