Студопедия — Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальное расслоение. Новый путь экономического развития Кореи






 

Социальное расслоение в Корее ХУП-ХУШ вв. происходило пу­тем формирования трех основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу)[190], крестьян, имеющих землю (чонхо), и без­земельных крестьян-арендаторов (мучжонхо).

Важнейшим корейским сословием ХУП-ХУШ вв. становились крупные частные землевладельцы. Откуда они появлялись? Во-пер­вых, многие янбане сохраняли прежние экономические позиции. Во-вторых, этому способствовала государственная политика предостав­ления права собственности на разрабатываемые пустоши и заброшен­ные поля. В-третьих, рост производительности труда в сельском хо­зяйстве и развитие внутреннего рынка позволяли части крестьян ста­новиться богаче и приобретать в собственность все больше полей.

Служилое сословие янбан, несмотря на то, что формально как категория населения оно не исчезло, начало утрачивать характер доминирующего социального слоя в рамках господствующего клас­са и постепенно стало подвергаться процессу социального расслое­ния. Прежде всего это было связано с процессом обнищания янбан. К ХУП-ХУШ вв. появилось много янбан по происхождению, которые настолько обеднели, что стали либо заниматься сельским хозяйством на своих полях, либо превратились в безземельных арендаторов. Ины­ми словами, часть янбан, формально оставаясь янбанами, фактически превратилась в крестьян с землей или без нее. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, отмирание в XVI в. системы полей чикчон означало, что у казны уже не оставалось свободных полей, которые можно было бы продолжать раздавать чиновникам за службу. Увели­чение площади полей в результате поднятия пустошей и заброшенных земель в XVII столетии происходило главным образом за счет част­ных владельцев, поэтому эти поля не стали собственностью казны и, следовательно, не уменьшился дефицит казенных земель. Во-вторых, резкое увеличение народонаселения, в том числе и среди янбан, от­разилось на процессе наследования земли. Большее количество детей означало меньшие площади владений, достававшихся в наследство от отца. Тем более, что, согласно конфуцианской традиции, окончатель­но оформившейся при династии Ли, преимуществами в наследовании обладал старший сын - продолжатель рода и ответственный как за заботу о родителях, так и за все ритуалы, связанные с культом пред­ков, для нормального обеспечения которых требовалась соответству­ющая материальная база. Поэтому малоземельные или безземельные наследники отца- янбана были янбанами только по родословной и по воспитанию, но не по экономическому и социальному положению, по­скольку часто не находились на государственной службе.

Трансформация социального слоя янбан, связанная с утратой ка­честв «полноценного» служилого сословия, связана также с тем, что, благодаря процессу социального расслоения, в частности обогащению отдельных крестьян, последние различными путями стали получать янбанское, т. е. «аристократическое» звание. Легальный путь состоял в том, что после накопления достаточного количества богатств и при­обретения значительного влияния на местах крестьяне официально обращались в местную администрацию с просьбой о повышении соци­ального статуса. Нелегальный путь заключался в подделке родослов­ных, что становилось возможным также благодаря влиянию на мест­ную администрацию, которое оказывалось при помощи вновь приоб­ретенных богатств. Свои родословные могли подделывать не только крестьяне, но и лично-зависимые ноби.

Таким образом, к ХVII-ХVIII вв. янбане фактически перестали быть полноценным сословием, расслоившись на крупных землевла­дельцев и крестьян. Причем «новые янбане» не были таковыми ни по знаниям, ни по унаследованной культуре, ни по роду занятий.

При династии Ли появилось еще одно новое сословие, сыграв­шее немаловажную роль в социально-экономических процессах XVII-XVIII вв. Это так называемые «средние люди» — чуиъин — сословие, занимавшее промежуточное положение между янбанами и простона­родьем. К сословию чуньин относились представители мелкого сто­личного и провинциального чиновничества, исполнявшие «техниче­ские» обязанности, например писцы, переводчики, гадатели, счетчи­ки, а также низший командный состав в армии. В эпоху Коре мелкое чиновничество формально относилось к категории ямбам. Но с кон­ца Коре —начала династии Ли привилегии мелкого чиновничества значительно сократились, а социальный статус понизился. Необходи­мость обладания практическими знаниями способствовала тому, что должности чунъин стали передаваться по наследству. Одновременно появились ограничения для занятия должностей выходцами из сосло­вия чунъип. К категории чуиъин также стали относиться и дети янбан от наложниц.

В ХУП-ХУШ вв., с началом активизации контактов с цинским Китаем и ростом потребностей в переводчиках, многие представители сословия чунъип стали заниматься легальной и нелегальной торгов­лей, в результате чего они значительно разбогатели. Считается, что чунъип — это одно из основных сословий, которое восприняло идеи модернизации и способствовало развитию Кореи. Поскольку предста­вители чунъии, как правило, не имели земельных владений и не были связаны с земледелием, то они находились несколько в стороне от процесса формирования новых сословий крупных землевладельцев и крестьян- арендаторов.

Старое сословие лично-зависимых ноби, подобно сословию ямбам, также подвергалось процессу социального расслоения в направлении землевладельцы — крестьяне. Формально сословие ноби просущество­вало до конца XIX столетия, пока не было окончательно упразднено по указу 1894 г. Фактически в ХУП-ХУШ вв. все большее число ноби становились крестьянами (с землей или без нее), приобретая одновре­менно статус «доброго люда» янбан. В отдельных случаях бывшие ноби могли становиться крупными землевладельцами. И это прино­сило выгоды государству, потому что крестьяне, в особенности соб­ственники земли, должны были платить налоги, тем самым, попол­няя казну, в то время как безземельные ноби были освобождены от налогообложения.

Процесс сокращения числа ноби и переход их в статус «добро­го люда» сопровождался принятием ряда законодательных актов. До середины XVII в. считалось, что если один из родителей принадле­жит к категории ноби, то и ребенок также должен был наследовать этот статус. В 1669 г. был издан закон, согласно которому статус но­би определялся по социальному статусу матери. Таким образом, если мать была свободной, то ребенок также был лично свободным.

На рубеже ХУП-ХУШ вв. в среде правящего класса все чаще зву­чало мнение о необходимости отмены категории ноби. И хотя такие идеи еще не получили реализации на общегосударственном уровне, время от времени издавались указы о переводе большого количества ноби в разряд «доброго люда». Так, в 1801 г. 66 067 ноби, приписанных к королевскому двору, а также придворному ведомству, занимавше­муся материальным обеспечением многочисленных королевских двор­цов, были освобождены, и им был присвоен статус «доброго люда».

Окончательно процесс социального расслоения и формирования новых классов и сословий завершился лишь в конце XIX в., когда в 1886 г. были упразднены старые сословия янбан, янмин и ноби.

При этом личная зависимость, которую в литературе иногда именуют «рабством», окончательно была отменена только в 1894 г.

Одновременно с формированием сословий крупных землевладель­цев, крестьян — владельцев земли и крестьян — арендаторов нового типа постепенно повышалась социальная роль торговцев и ремесленников, главным образом частных.

Принимая во внимание все изложенное, можно говорить о том, что Корея ХУП-ХУШ вв. шла по пути развития товарно-денежных отношений. Поэтому будущие корейские реформы конца XIX в., направленные на модернизацию капиталистического типа, независимо от того, кем конкретно они инициировались — корейцами или какими-либо внешними силами, были подготовлены предшествующим ходом истории Кореи, т. е. в ХУП-ХУШ вв. Вместе с тем к началу XIX в. при всех указанных позитивных изменениях Корея оказалась ослаб­ленной настолько, что не смогла в должной мере противостоять воз­действию внешних сил. Возможно, ответ на вопрос, почему так сло­жилось, удастся найти, если обратиться к рассмотрению особенностей королевской власти того времени.

На протяжении ХУП-ХУШ столетий не прекращалась борьба «партий». После прихода к власти государя Инчжо (1623-1649) и раз­грома «Северной партии» основными соперниками при дворе стали сторонники «Западной партии» и «Южной партии». В 1683 г. «За­падная партия» раскололась на «Партию старых» (Норон) и «Пар­тию молодых» (Сорок). Одной из причин раскола стало расхождение по вопросу наказаний ряда последователей «Южной партии», обви­ненных в подготовке заговора с целью низложения в 1680 г. государя Сукчона (1674-1720). В 1689 г. «южане» снова приобрели влияние при дворе, воспользовавшись спорами об определении престолона­следника. Тогда же по королевскому «приказанию умереть» покончил жизнь самоубийством лидер «Партии старых», известнейший корей­ский конфуцианский ученый XVII столетия Сон Сирёль (1607-1689). В 1694 г. «западные» снова вернули свои позиции при дворе. Толь­ко с 1728 г., после подавления мятежа «Партии молодых», государь Ёнчжо (1724-1776) стал проводить осознанную политику «умиротво­рения», т.е. прекращения борьбы «партий» и уменьшения их влияния при дворе.

Однако же фактическое прекращение борьбы «партий» к концу XVIII столетия совсем не означало исчезновения придворных груп­пировок, которые сохранились, но формировались уже по несколько иным принципам, нередко с доминированием связей по линии семьи и общности родных мест.

Королевская власть, хотя и реализовывала ряд мероприятий, на­правленных на улучшение политического и экономического положения страны, не поспевала за динамичными социально-экономически­ми изменениями в Корее ХУП-ХУШ вв. В таких условиях отдельные представители правящего класса Кореи понимали необходимость бо­лее радикальных перемен в обществе и структуре власти. Их идеи постепенно оформились в идейное течение под названием «[за] реаль­ные науки» — сирхак.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 606. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия