Студопедия — Возникновение города Рима
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возникновение города Рима






 

§ 4. От факторов, имевших общее значение для всех италийцев, перейдем к факторам, относящимся исключительно к римскому народу. Известная сага о возникновении Рима рассказывает, что город был основан Ромулом и Ремом, что по смерти Рема Ромул разделил все собравшееся около него общество на три группы - трибы (tribus), которые были названы ramnes, titles и luceres; несколько времени спустя к новому государству присоединилось племя сабинов, причем поводом к присоединению послужило известное похищение сабинянок; еще позднее к Риму присоединилось третье племя.

Эта сага, переданная здесь только в самых кратких чертах, не признается современной наукой за исторически достоверное предание. Рассказ об основании города Ромулом и Ремом возник, наверное, после того, как Рим стал двойным латино-сабинским государством, и вызван был, вероятно, стремлением объяснить эту двойственность. С большой вероятностью мы можем вывести из саги только то, что римский народ сложился из трех племен. Рим первоначально был городом только одного латинского племени, которое сага называет ramnes. Это племя, вероятно, образовалось из соединения нескольких союзов родов, pagi, о которых было говорено выше. Местом, где возник первоначальный Рим, был, вероятно, Палатинский холм. Так надо предполагать потому, что все местности, упоминаемые в саге об основании города Ромулом, находятся на этом холме. Еще во времена Тацита видели древний вал, окружавший этот холм. С течением времени в состав латинского государства входит другое племя, сабинское, составившее ту трибу titles, о которой упоминает сага. Местом первоначального поселения сабинян был, вероятно, Квиринальский холм. Это подтверждается тем, что сага приписывает трибе tities отдельное местожительство на Квиринальском холме, и тем, что comitium, площадь, на которой были общие собрания всего народа, помещался между двумя холмами - Палатинским и Квиринальским.

Включение сабинского племени в состав Римского государства должно было отразиться и на строе этого последнего, и на характере народа, постепенно образовавшегося из слияния латинского и сабинского племен. Укажем на некоторые последствия, которые можно с вероятностью приписать рассматриваемому событию.

1) Как увидим ниже, весь древнейший римский народ делился на курии (curiae). Каждая курия представляла соединение нескольких родов. Весьма возможно, что это искусственное деление возникло именно вследствие присоединения сабинян, так как для участия новых граждан в решении общих дел необходимо было членов обоих племен включить в какую-нибудь общую организацию.

2) Многие древнейшие римские учреждения носят двойственный характер, т.е. они сами или их члены являются в числе двух или в таком числе, которое есть только умножение двух, например, весталок было 4, коллегий (религиозных) салиев 2 (одна для ramnes, другая для tities), фециалов (жрецы) было 20. Эта двойственность может быть объяснена тем, что Римское государство долгое время состояло только из двух равноправных племен, из которых каждое требовало одинакового участия в общегосударственных учреждениях.

3) Можно думать, что сабины главным образом внесли в римский характер тот консерватизм, который играет столь важную роль в истории римского права, и ту суровую чистоту нравов, которой отличались римляне в лучшее время республики и которую часто приходится принимать в расчет для правильного понимания юридических и государственных учреждений Рима. Такое влияние сабинского элемента можно допустить по следующим основаниям. Сабины до соединения с Римом были горными жителями, а известно, что это обстоятельство всегда придает народу два указанных свойства. Далее, сага выставляет сабинянина Нуму Помпилия основателем почти всех религиозных учреждений Рима, из чего можно заключить, что сабины оказали сильное влияние на образование религии древних римлян, а в религии, на ранних ступенях народной жизни, обыкновенно сосредоточивается вся нравственная жизнь народа, и консерватизм составляет ее существенную принадлежность. Затем, по преданию, во времена Тарквиния Древнего сабинский авгур Attus Navius является поборником старых патрицианских учреждений против реформаторских стремлений Тарквиния. Наконец, в исторические времена главным образом сабинские роды борются за сохранение патрицианских преимуществ.

Судя по тому, что римский народ, при всем уважении и пощаде к своим старым учреждениям, неустанно развивал и обновлял их, и припоминая сказанное раньше (§ 3) о высшей культуре латинских земледельцев, мы вправе заключить, что латинские ramnes, в противоположность сабинским tities, внесли в римский характер начало прогресса, движения.

Таким образом, в римском народе уже в самом начале его жизни появляются противоположности, которые должны были естественно вступить в борьбу друг с другом. Подобно тому, как борьба страстей в отдельном человеке, если он выходит из нее победителем, развивает в нем личную энергию, как говорят, закаляет его характер, так и эта борьба племенных темпераментов, происходящая в недрах народа, если она, как у римлян, оканчивается примирением противоположностей, закаляет народный характер, т.е. развивает в нем энергию: железная энергия древних римлян общеизвестна*(26).

Эти особенности римского характера - консерватизм, строгая нравственность и железная энергия - являются важными факторами в истории римского права. Образование римского народа из смешения разных племен указывает нам на источник (конечно, не единственный) этих особенностей.

4) Если верно сообщение римских писателей, что сабинское племя называлось quirites, то нужно признать, что от него это название перешло на весь римский народ: известно, что этот последний в официальных актах и формулах часто называется Populus Romanus Quiritium, P.R. Quirites или просто Quirites. Потому же нужно признать, что и римское древнейшее право, носящее строго национальный характер, от сабинян получило свое название jus Quiritium.

Что касается третьего племени, luceres, то о нем нельзя сказать ничего сколько-нибудь достоверного.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 584. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия