Студопедия — ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 7 • ВОСПРИЯТИЕ






ПОНЯТИЕ

Восприятие - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

В процессе приема и переработки человеком различной инфор­мации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит сли­яние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отде­льных свойств и качеств, предмет выделения существенных призна­ков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы про­шлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и пси­хические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощу­пывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или прого^ варивание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется вос­приятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоцио­нальную окраску.

Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечива­ющих данный акт восприятия.

Перцептивные действия - основные, структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представ­ление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Опознание предмета, как правило, проис­ходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фикси­рованных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за бо­лее короткое время (порядка долей секунды), чем процессы перво­начального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).

Перцептивный - относящийся к восприятию.

ФУНКЦИИ

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориен­тировку и регулирование поведения в соответствии с объективны­ми условиями среды и субъективными потребностями воспринима­ющего субъекта деятельности и поведения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Восприятие- результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополня­ется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия явля­ется условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Каждое воспри­ятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть нерав­нозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета. Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштей-на показали, что сформированные перцептивные образы, стано­вясь акцепторами действия, обусловливают афферентацию и регу­лируют протекание исполнительной деятельности.

Акцептор действия - нейродинамическая модель результата пред­стоящего действия, представленная в центральной нервной систе­ме. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин ввел П.К. Анохин.

Афферентация - передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ

Современная психология восприятия представляет собой доста­точно пеструю картину разнообразных подходов, методов и част­ных концепций, нацеленных на упорядочение непрерывно расши­ряющегося потока эмпирических данных. Тем не менее проблема восприятия принадлежит к числу классических. Наиболее сильное влияние на ее развитие оказали эмпирическая психология и психо­логия целостности. С точки зрения эмпирической психологии ме­ханизм восприятия таков: раздражение органов чувств восприни­маемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).

Берлинская школа целостности (гештальтпсихология) предло­жила рассматривать в качестве первоосновы психических образова­ний не ощущения, а структуру (гештальт).

Главное направление их исследований касалось организации эле­ментов зрительного поля (Коффка, Келер).

В отечественной психологии проблема восприятия всегда зани­мала одно из центральных мест. Здесь восприятие рассматривает­ся как субъективное отражение объективной действительности, как процесс формирования образа этой действительности, который со­вершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружаю­щим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).

На современном этапе можно выделить три ведущих направле­ния исследований психологии восприятия: когнитивное, экологи­ческое и личностное.

Началом появления когнитивного (информационного) подхо­да послужил резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, познавательная сфера индивида аналогична современной ЭВМ, то есть принимает, хранит и использует поступающую извне информацию. Процесс осущест­вляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норманн). Центральное место в структуре исследований теперь заняли проблемы распознания обра­зов, формирование различных когнитивных структур, маскировки и селективности восприятия.

Экологический подход представляет собой несколько концеп­ций, объединенных общей направленностью на выявление стимуль-ной структуры окружающей индивида среды (Гибсон и др.). В ее ос­нове лежат два фундаментальных положения: принцип единства ор­ганизма и среды и постулат непосредственного восприятия стимуль­

ной информации. Согласно первому принципу, объектом воспри­ятия выступают не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.

Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и меха­низмы, а то, что отражается в этом процессе, что является его дейс­твительным стимулом.

Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и вос­приятия как некоторых природных свойств организма выдвигается задача реконструкции человеком образа окружающей действитель­ности (Келли, Найсер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобрать­ся в потоке впечатлений и адекватно себя вести в своем окружении, человек должен извлекать существенное из всей этой информации, объяснять происходящие события, прогнозировать результаты своего поведения (подобно ученому). Чтобы преуспеть в этом, чело­век вырабатывает у себя систему, своеобразную сеть оценочных ко­ординат, через которую он начинает воспринимать происходящее. У каждого человека свой набор конструктов. По количеству конс­труктов, с помощью которых субъект создает образ окружающей действительности, выделяют два крайних типа - людей когнитивно простых и когнитивно сложных (см. Когнитивные стили).

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси­хологии, возникшая в Германии в 1-й четверти XX в. и выдвинувшая в качестве основного объяснительного принципа психологии целос­тное объединение элементов психической жизни, несводимое к сум­ме составляющих, - гештальт (нем. Gestalt - образ, форма, структура). Представители: М. Вертгеймер, К. Каффка, В. Келер, К. Левин и др.

Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, ге-штальтпсихологии ввели ряд новых понятий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ВОСПРИЯТИЯ

1. По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное,

б) слуховое,

в) осязательное,

г) обонятельное,

д) вкусовое.

2. По характеру активности:

а) непроизвольное,

б) произвольное.

3. По степени организованности:

а) неорганизованное,

б) организованное (наблюдение).

4. По характеру и продолжительности:

а) симультанное,

б) сукцессивное.

5. По формам существования материи:

а) восприятие пространства,

б) восприятие времени,

в) восприятие движения.

6. По объекту восприятия:

а) восприятие предметов,

б) восприятие речи,

в) восприятие человека,

г) восприятие музыки,

д) восприятие ситуаций и т.п.

Восприятие зрительное - это восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Восприятие слуховое - это восприятие в системе слухового анали­затора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Обе эти системы и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

Восприятие осязательное- это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное- это восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувстви­тельности.

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постанов­кой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправ­ленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае вос­приятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное воспри­ятие является высшей психическая функцией и присуще только че­ловеку.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномо­ментное, обобщенное, целостное. Например, целостное воспри­ятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное на­блюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг дру­га и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной де­ятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярно­го анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе биноку­лярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­

ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (кон­вергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помо­щью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элемен­ты изображений, имеющие определенную насыщенность, ориента­цию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделе­ния предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделе­ние контура, то есть границы, пространственных элементов фигу­ры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и по­верхности объектов, перемещения человека и частей его тела в про­странстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует акко­модации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Измене­ние кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объ­екте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительны­ми осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе ин­формацию о расстоянии до объекта.

Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измере­ниях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и вос­приятие трехмерности самих объектов.

Восприятие времени- это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, на­иболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется ха­рактером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, устано­вок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм вос­приятия человеком времени часто связывают с биологическими ча­сами - определенной последовательностью и ритмикой биологичес­ких обменных процессов, происходящих в его организме. В качест­ве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и ки­нестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящи­ми в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения - расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

Восприятие подпороговое (бессознательное) - феномен, когда ин­формация преодолевает физиологический порог, но не достигает порога осознанного восприятия. Информация все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции.

Восприятие человека человеком - процесс психологического поз­нания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предме­

тов - в большей пристрастности, что проявляется в слитности ког­нитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оце­ночной и ценностной окраске, в более прямой зависимости пред­ставления о другом человеке от мотивационно-смысловой структу­ры деятельности воспринимающего субъекта. При восприятии но­вого человека главное внимание субъект уделяет внешним проявле­ниям: физическому облику, оформлению, экспрессии лица и выра­зительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А. А. Бодал ев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого челове­ка путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия - по­нимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - понима­ние другого человека путем эмоционального вчувствования в его пе­реживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого че­ловека на основе сложившихся социальных стереотипов.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Гешталыпа законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зри­тельного поля, законы, по которым отдельные элементы объединя­ются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров та­ких законов.

1. Закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест (рисвос-принимается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизмен­но, иллюстрирует действие того фактора, что крест состоит из ка­чественно одинаковых элементов.

2. Закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятнос­тью они организуются в единые, целостные образы (фигуры).

3. Закон «хорошего продолжения»: элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигу­ра- группируются. Участки линий на рис.17 группируются так, что А объединяется сД, аСсВ, анеАсВиСсД, потому что первые па­ры образуют друг с другом плавный контур.

4. Закон «хорошей линии»: фактор определяет избирательность восприятия двух или более пересекающихся или касающихся линий (рис. 18). Воспринимается прежде «хорошая линия» (которую не­льзя упростить путем изменения восприятия). В данном случае пре­жде воспринимается прямая линия (б), потом - фигура (в), а не (г) и (д).

5. Закон замкнутости: чем в большей степени элементы зри­тельного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовнос­тью они будут организовываться в отдельные образы - квадрат, круг, «рыбку». Такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

6. Закон установки: если человеку предъявлять изображение, ко­торое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква «В», то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, восприни­мается как 13, а если в ряду букв - то как «В».

7. Прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: со-бакаестмясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естес­твенно, такой организации не произойдет.

На основе законов гештальта были выработаны свойства воспри­ятия.

Предметность восприятия - способность отражать объекты и яв­ления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования амери­канских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треу­гольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на ос­нове движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Сеченов). Предметность проявляется в выделении воспри­нимаемого предмета из фона.

Целостность восприятия - особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это не­которое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Нос, например, воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (напри­мер, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до не­которой целостной формы. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ вос­приятия имеет высокую избыточность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других ком­понентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зави­сит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объ­екта.

Отечественная психология рассматривает целостность вос­приятия как отражение целостности, объективно присущей вос­принимаемому предмету, а не как изначальное свойство воспри­ятия в гештальтпсихологии. Целостность - не изначально задан­ное свойство, она формируется в предметной деятельности чело­века.

Структурность восприятия — расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Че­ловек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах воспри­

нимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (рис. 20). В них фигура и фон могут меняться местами, происходит переструктурирование.

Осмысленность восприятия (категориальность) - осмыслить вос­приятие - значит осознать предмет, который оно отображает, вы­явить предметное значение его сенсорных данных, В процессе ос­мысления чувственное содержание восприятия подвергается ана­лизу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобще­нию.

Осмысление предмета завершается называнием его словом - по­нятием, то есть отнесением к определенной группе, классу, катего­рии предметов. Осмысленная информация опознается существен­но быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, несколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логичес­кого составляют существенную черту человеческого восприятия.

Обобщенность восприятия - А.Р. Лурия считал одним из самых важ­ных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совмест­ное отражение единичного и общего. Этому способствует и назва­ние предмета, поскольку слово и обобщает.

Избирательность восприятия - из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознан­

ностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует избира­тельность восприятия, которая зависит от интересов, в значитель­ной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Исследования А.И. Богословского, проведенные во время Отечественной войны, показали, что восприятие форм существенно повышалось, если рас­сматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражес­кого» самолета.

Константность восприятия (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А. Р. Лурия).

Апперцепция (от лат. ad - к и percipio - воспринимаю) - зависи­мость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие - не пассивное снятие ко­пий, слепков с действительности, а активный процесс построения психических моделей действительности, детерминированный все­ми сложившимися особенностями личности.

Термин введен немецким философом Г. Лейбницем. Так, опыт­ный психолог заметит больше особенностей воспринимаемой лич­ности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно и т.д.

Историчность восприятия - включенность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие действи­тельности на данной ступени развития вырастает на основе опосре­дования его всей прошлой общественной практикой, в процессе ко­торой переделывается и чувственность человека. Так, человеческий слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, а зрение - благодаря развитию геометрии и изобразитель­ному искусству. Всякое восприятие фактически является включени­ем воспринятого объекта в определенную систему представлений и

понятий, запечатлевшуюся в речи, которая представляет собой про­дукт общественно-исторического развития.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, нося­щее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен вос­приятия, существующий только в голове человека и не соответству­ющий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происхо­дить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, бе­лые предметы кажутся больше:

2) иллюзии, связанные с переоценкой величины вертикальных отрезков по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве:

3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая вели­чина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших:

4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигу­ры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра и др:

5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона:

К другому виду иллюзий восприятия относятся иллюзии видимого движения: 1) движение автокинетическое - хаотическое перемеще­ние объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в пол­ной темноте; 2) движение стробоскопическое - впечатление движе­ния объекта при быстром последовательном предъявлении двух не­подвижных стимулов в близком соседстве (киноизображение); 3) дви­жение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объек­та в сторону, противоположную движению окружающего фона.

К незрительным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажет­ся тяжелее.

Единой теории, объясняющей все иллюзии, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты - результат работы в необычных условиях тех же механизмов, что и в нормальных условиях.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие воспри­ятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувс­твенных данных ощущения, осознанием их предметного содержа­ния. Раннее осмысливание восприятия предметов не исключает то­го, что оно проходит длинный путь развития. В раннем восприятии ребенка значительное место принадлежит аффективно-моторным и эмоциональным реакциям и его познавательным установкам (что это?). Слабость анализа и синтеза влечет за собой неумение выде­лять существенное в воспринимаемых явлениях и невысокий уро­вень обобщения. По мере того как восприятие становится созна­тельным и целенаправленным актом, оно превращается в наблю­дение, развивающееся по определенным этапам. Огромную роль в процессе становления восприятия играют обучение и воспитание, опыт перцептивной деятельности. Ребенка необходимо обучать слежению за движением, дегустации, прислушиванию, манипуля­ции предметами и др.

Для развития восприятия необходимо использовать предметы, разнообразные по форме, цвету, структуре, фактуре, а также такие виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.

НАРУШЕНИЯ

Нарушениями восприятия могут быть иллюзии и галлюцинации, а также другие более сложные нарушения, которые описывает кли-

ническая психология (расстройства узнавания, искажения воспри­ятия времени, пространства, собственной личности и пр.). Зри­тельные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного об­раза (восприятие висящего в шкафу пальто как человека). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шу­мов, звуков (резкий шум за дверью может восприниматься как зво­нок в дверь). Вкусовые иллюзии выражаются в появлении «привку­сов». Наблюдаются и другие иллюзии (тактильные, болевые, темпе­ратурные).

Галлюцинации - это восприятия, возникающие без наличия реаль­ного объекта, сопровождающиеся убеждениями в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Восприятие объекта во многом зависит от особенностей личнос­ти. Поэтому индивидуальные особенности восприятия достаточно велики. Различия могут быть, например, по типу восприятия:

1) синтетический или аналитический; 2) объяснительный или описательный; 3) объективный или субъективный.

Люди различаются и по характеру наблюдательности (быстроте, степени преднамеренности, активности и др.). Существуют также индивидуальные различия в восприятии времени, пространства и движения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Изучение восприятия в науке шло экспериментальным путем. История науки знает многочисленные эксперименты, направлен­ные на исследования свойств восприятия, закономерностей, факто­ров, влияющих на его продуктивность и т.д.

В качестве примера приведем эксперимент американского пси­холога И. Колера о перестройке пространственной организации восприятия.

Этот исследователь надевал испытуемым призматические очки, которые перевертывали воспринимаемое изображение вверх нога­ми или справа налево. Сначала испытуемые совершенно не могли ориентироваться в окружающей среде, оставаясь полностью бес­помощными, однако при длительном и постоянном ношении та­ких очков они настолько адаптировались к ним, что извращение,

полученное с помощью очков, переставало влиять на их движения и они переставали воспринимать неправильность воспринимаемой их глазом картины.

Диагностические

Для диагностики различных особенностей восприятия использу­ются различные методы и методики, например:

- методика «Шкала приборов»;

- методика изучения восприятия времени;

- методика информационного поиска для изучения сенсорно-перцептивного процесса и др.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3665. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия