О красоте природыТворение Божие, мир, окружающий нас, не только мудро устроенный, отлаженный и таинственно управляемый механизм, но и прекрасное, радующее красотой создание. В рамках науки следует сухо сказать о значении красоты. Значение ее для жизни на Земле велико так, что Ф.М.Достоевский написал: ”Красота спасет мир”. Красота – неотъемлемое качество Божьего творения. “Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы читаем о том, что Бог окружен любящими Его тварями, ангелами, душами святых, допущенными к Богообщению людьми на земле. О них говорится, что ”близки к Богу”. Это окружение непрестанно славит Бога и молитва – исповедание окружает Его. Также Его окружает и красота всего тварного. Особенно прекрасен град Иерусалим будущего века. Апостол и евангелист Иоанн увидел этот град, ”сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Откровение. 21.2). Однако и ныне здравствующая Земля, которая погибнет в последний свой день при втором пришествии Господа Иисуса Христа, сейчас великолепна. Она прекрасной создана Богом, который даже траву полевую украсил более, чем мог украсить себя богатейший из царей Соломон: ”Посмотрите на полевые лилии, как они растут…” (Мф.6.28; Лк. 12.27). Не о красоте ли творения говорят слова: ”И увидел Бог, что это хорошо”, которыми завершается описание третьего и последующих дней творения (Быт., гл. 1, 10-25). Описание последнего дня творения, когда биосфера была завершена во всем совершенстве завершается словами: ”И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”. В раю ”Произрастил Господь Бог из Земли всякое древо, приятное на вид и хорошее для пищи и древо жизни…” (Быт. 2.9). Здесь опять рациональное неразрывно связано с иррациональным – красотой, которая неотъемлемое свойство Божьего мира. Безобразность же признак отстранения от Бога. Человека поселил Господь в раю, “чтобы возделывать его и хранить его”, чтобы хранить его красоту и еще, по мере сил украшать его. Православные христиане во все века исполняли завет об украшении Земли. В тринадцатом веке безвестный писатель Владимирской Руси ”Слово о погибели Рускыя земли по смерти Великого князя Ярослава” [Мудрого], умершего в 1054 г., начинает словами: ”О светло светлая и украшено украшена земля Руськая! Многими красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми рзноличными, птицами бещисленными, городы великими, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами – всего еси исполнена земля Русская, о правоверьная вера христианская! ” (“Изборник” – сборник произведений литературы Древней Руси. Изд. ”Художественная литература”. Москва.1969 г., с. 326, ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев). Так для чего же Господь украсил свое творение и повелел человеку, управляя Землей еще украсить ее садами, селами и городами, что было исполнено на Руси к моменту нашествия степных войск Батыя. Ответ мы находим у М.Ю. Лермонтова в стихотворении ”Когда волнуется желтеющая нива”. Нива – рукотворное украшение Земли, как и малиновая слива в саду, поставлены в ряд с явлениями дикой природы. Люди, по мысли М.Ю. Лермонотова, в согласии с Богом украсили Землю для чего? Ответ в последнем четверостишье: «Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером или в утра час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ, играя по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется в душе моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…»
Через красоту мы познаем Бога, милующего, доброго пастыря. Красота помогает любить красивое. Но высшая любовь распространяется и на объекты лишенные красоты. Об этом сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Господь любит людей, даже обезображенных грехами внутренне и внешне. От красоты, как от молитвы уходит волнение и отдыхает сердце. М.Ю. Лермонтову вторит А.К. Толстой в поэме ”Иоанн Дамаскин”: ”А все сокровища природы Степей безбережный простор Туманный очерк дальних гор, И моря пенистые воды, Земля и солнце и луна И всех созвездий хороводы, И в синей тверди глубина – То все одно лишь отраженье, Лишь тень таинственных красот, Которых вечное движенье В душе избранника живет! О, верь, ничем тот неподкупен, Кому сей чудный мир доступен, Кому Господь дозволил взгляд В то сокровенное горнило, Где первообразы кипят, Трепещут творческие силы! ”
и далее “Благословляю вас леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голубые небеса! …………………………….. О если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить! О если б мог в свой объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить! ” (А.К. Толстой. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Москва. 1963 г. С. 515-517). Наоборот, все бесовское безобразно. Преподобного Серафима Саровского спросили однажды, каковы бесы. Он кратко ответил: ”Гнусны”. У А.С. Пушкина: ”Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют? ………………………... Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне.”
А.С. Пушкин ”Бесы”
“Яко исчезает дым, да исчезнут”. Итак, созданная Богом биосфера устроена премудро и прекрасно. Соединить функциональное совершенство какого-либо изделия с прекрасным его видом может только большой опытный мастер. Такое сложнейшее и совершеннейшее создание, как биосфера, создать и наделить красотой мог только Великий Творец – Бог.
Вопросы по теме лекции 9. 1. Назовите некоторые законы, по которым функционирует биосфера. 2. Сущность закона поддержания стабильности численности популяции в экосистеме. 3. Значение сохранения численности популяции в экосистеме для сохранения экосистемы. 4. Определение понятия «экологическая ниша». 5. Закон лимитирующего фактора. 6. Священное Писание и искусство о красоте биосферных объектов. Духовное значение красоты. 7. Два назначения видового многообразия в экосистемах. 8. Понятие интродукции и связанные с ней опасности. 9. Понятие первичной и вторичной сукцессии. 10. Агроценоз и его отличие от природного биоценоза.
|