Студопедия — Епископы. Хорепископы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Епископы. Хорепископы






Избрание епископов. В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (κ α τ α σ τ α σ ι ς), то есть утверждение избранного кандидата “согласием, ” “судом” и “решением” епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χ ε ι ρ ο τ ο ν ι α, χ ε ι ρ ο τ ο ν ε ι ν). В древней Церкви твердо установилась практика избpaния епископов посpeдством ψ η φ ο ς κ α ι δ ο κ ι μ α σ ι α. Ω η φ ω — значит камешек, шарик, в дальнейшем баллотировка, подача голосов. Δ ο κ ι μ α σ ι α — это испытание пригодности, суж­дение о правоспособности лица, проверка, аппробация. Самая молитва посвящения начиналась в древности словами: “Ψ η φ ω κ α ι δ ο κ ι μ α σ ι α τ ω ν θ ε ο φ ι λ ε σ τ α τ ω ν ε π ι σ κ ο π ω ν η θ ε ι α χ α ρ ι ς π ρ ο χ ε ι ρ ι ζ ε τ α ι.” Слово “π ρ ο χ ε ι ρ ι ζ ε τ α ι ” означает “поставлять под руки” (Например “π ρ ο χ ε ι ρ ο ς β ι β λ ο ς ” — справочная книга). Лишь по позднейшей практике слова “Божественная благодать, всегда немощная врачующи...” произносил епископ, а в Кон­стантинопольской Церкви их читал архидиакон, — и поэтому уже не смотрели на них, как на совершительную формулу. Они составили лишь приготовление к хиротонии и представляли собою определение Константинопольского σ υ ν ο δ ο ς ε ν δ η μ ο υ σ α об избрании кандидата во епископы. Эта формула имела значение наших архиерейских грамот и не называлась молитвою, а κ ι τ α τ ω ρ ι ο ν, citatorium, приглашение, почему и заканчивалась часто диаконскими словами: “помолимся убо о нем.” Новоизбран­ный в целях объявления о своем постановлении во епископы отправлял епископам, не принимавшим в нем участия, пос­лание, прилагая к нему исповедание веры. Это послание называлось ε ω θ ρ ο ν ι σ τ ι κ η или σ υ ν ο δ ι κ η, так как новый епископ писал его тогда, когда Собор еще не расходился. Принимавшие личное участие в выборе прилагали к этому исповеданию свои подписи и тем уже подтверждали свое единомыслие с но­воизбранным. Повидимому, в самое древнее время выборы епис­копов происходили спокойно. Император Александр Север (222-235 г.) рекомендует язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане при выборах епископа. Но с IV-го века дело меняется. Участие мирян становится очень энергичным и страстным. В последующие века может быть это обстоятельство дает некоторый повод ограничить участие мирян присутствием на выборах лишь высшей администрации или даже указанием только императора. В слове Иоанна Златоуста описано, как иногда приезжавшие на выборы епис­копы соседних епархий заставали целую бурю. Бывали случаи, когда, вследствие несогласия, епископы брали в свои руки решение дела. В виду прокравшихся с IV-го века злоупотреб­лений в дело избрания епископов, возникает целый ряд церковно-законодательных актов, которыми упорядочивается это дело и строго устанавливается соборный порядок, каким должны быть избираемы епископы. Одни из канонов по дан­ному предмету касаются так сказать епископской стороны Собора, другие — мирской. К первым относятся, например, каноны 1-го Вселенского Собора — 4-ый и 6-ой, Антиохийского — каноны 16-ый, 19-ый и 23-й. Смысл этих канонов тот, что в Соборе, поставляющем епископа, должны принимать участие, по возможности, все епископы области и обязательно митро­политы. Так как эти правила говорят только об епископах, то они часто подают повод к недоразумению: эти правила пони­мают иногда в смысле узаконения, требования, чтобы выборы епископов производились лишь одними епископами. Насколько такое понимание неосновательно, видно хотя бы из того, что тот же Никейский Собор, который 4-ым каноном определяет: “епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам, ” — в послании к Египетским Церквам пишет, что законным иерархом может быть признан только тот, “кого и народ изберет” (Socrat. Histor. eccles. I, 6); а историк Никейского Собора, Геласий Кизический, сообщает, что открывшиеся, после низложения на Соборе арианских епископов, кафедры за­мещались согласно “решению того же Собора, и клира и мирян каждой епархии” (Gelasii — Historia concil. Nic. II. c. 23). Очевидно, и участники, и современники Никейского Собора были того же убеждения, что народное избрание не только не отменено соборными канонами, а на­против, является необходимым моментом законного возведения во епископский сан. А Антиохийские каноны прямо упоминают о народном избрании. 16-ое правило, говоря, что епископ, захвативший епархию, без соизволения Собора, “отвергается, ” замечает: “... хотя бы его избрал весь народ. ” В самой Антиохии, во время близкое к Собору, епископы, по свиде­тельству историков, избирались всенародно. Так, всем народом был избран Евсевий (Euseb. De vita Constant. III, 60: Socrat. H. eccl. I, 24). Об Евстафии Антиохийском Блажен­ный Феодорит свидетельствует, что его избрали “архиереи, иереи и весь христолюбивый народ” (Theod. Hist. eccl. I, 6). Апостольские поста­новления (книга 8-ая) узаконяют: “во епископа рукополагать того, кто беспорочен, избран всем народом, как наилучший; когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие.” Лаодикийский Собор постановляет: “да не будет позволено сборищу народа (τ ο ι ς ο χ λ ο ι ς) избирать имеющих произвестися во священство” (13-ое правило). “Ο χ λ ο ς ” — случайное, неорганизованное собрание, толпа, сборище, чернь. Миряне, избирающие епископа, должны представлять из себя не случайных людей, не толпу, или сборище, а организованное церковное собрание (ε κ κ λ η σ ι α ν) местной парикии. По Феодориту (ibidem) “христолюбивый народ, ” или, как выражается святой Киприан, “верные (stantes, а не lapsi) миряне, ” т.е. для участия в избрании епископа требовался как бы некоторый моральный ценз (Святой Киприан (ср. 67, 5; по рус. пер. 56) пишет: “должно соблюдать то, что, по Божественному преданию и апостольскому примеру, и соблюдается у нас, а также во всех почти провинциях, чтобы к тому народу, для которого поставляется предстоятель, сходились ближайшие епископы той же провинции, и епископ избирался в присутствии народа (deligatur plebe presente), что и у вас, мы видим, сделано было При постановлении собрата нашего Сабина, так как рука на него была возложена по голосовании всего братства и по суду епископов”). Так как с IV-го века арианствующие и вообще еретичествующие императоры желали проводить на ка­федры единомышленных им лиц, то Церковь тогда со всею ясностью формулировала свой принцип, что народное собрание по делам церковным не может быть заменено участием начальства. Редактированное вероятно около этого времени апостольское 30-ое правило гласило: “Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую во Церкви власть: да будет извержен и отлучен.” К со­жалению, в последующее время императоры законодательным путем лишили христианский народ издревле принадлежав­шего ему права. Юстиниановские новеллы — 123 и 137 пра­во участия народа передают только знатнейшим, а потом — императору.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия