Студопедия — Дубайти
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дубайти






Дубайти (или тарана) подобно руба‘и. Этот вид четверостиший также состоит из четырех миср, и рифма в нем такая же, как и в руба‘и. Такие стихи назывались еще фахлави или фахлавийат. Имеется в виду язык пахлави (среднеперсидский), который был распространен в Иранево времена правления династии Сасанидов, а затем, после наступления исламской эры, сохранился в виде многочисленных диалектов в различных районах Иранаи за его пределами. Тот факт, что эти стихи получили название по языковому признаку, показывает, что автор мно­гих из них был неизвестен [305]. Эта стихотворная форма незначительно отличается от руба‘и. Отличие заключается в специфике стихотворного размера дубайти, представляющего собой одно из ответвлений размера хазадж, в котором два раза повторяется мафа‘илун и один раз мафа‘ил или фа‘у­лун [306]. Иными словами, размер дубайти представлен следующим образом: мафа‘илун-мафа‘илун-фа‘улун (или мафа‘ил). Ма­лик ал-Шу‘ара Бахарустановил, что этот размер присутствовал в поэзии сасанидскогоИрана, а в исламскую эпоху в нем произошли определенные изменения, т. е. он стал подчиняться правилам ‘аруза. Так было написано старинное среднеперсидское произведение Драхт-и асу­рик [307].

Шамс-и Кайсв книге ал-Ма‘джам также говорит о стихотворном размере дубайти. Приводя его варианты, он называет его «одним из лучших размеров пахлавийских стихов», тогда как в другой его разновидности усматривает стяжение в метрических стопах (размер мушакил), добавляя, что усеченный вид этого размера также считался фахлавий [308].

Но впоследствии его взгляды на эту тему подверглись сомнению. Так, проф. Джалал ал-дин Хума’иполагает, что размер мафа‘илун мафа‘илун фа‘улун — это размер тарана [309]. Д-р Ханларив своей ценнейшей книге Вазн-и ши‘р-и фарси (Метрика персидского стиха)рассматривал вопросы стихотворного размера (‘аруза) и лингвистических особенностей дубайти с научной точки зрения. Он полагает, что ударение, длительность слогов, а также неравное число слогов в каждом полустишии являются ключевыми особенностями этого вида поэзии, играющими в нем основную роль [310]. С другой стороны, при рассмотрении структуры дубайти следует отметить также, что размер и синтаксическая структура этого вида стихов в определенной мере обусловливаются характеристиками диалекта персидского языка, на котором эти четверостишия создаются. Так как этот вид поэзии продолжает иранскую национальную поэтическую традицию, другой стороной этой же медали можно считать фольклорные произведения. Не следует ожидать от дубайти стройной, упорядоченной структуры классического стиха.

Эта поэзия во все века была распространена преимущественно сре­ди народных масс, тогда как ее присутствие в творчестве признанных поэтов было незначительно. В центральном литературном центре с V в. л. х./XI в. при дворе Буидовжил поэт по имени хваджа Камал ал-дин Бундар Рази, современник Маджд ал-Даула Дайлами. Он писал стихи на народном говоре г. Рея, который теперь вошел в состав Тегеранаи находится в его южной части. Впрочем, Шамс-и Кайсполагал, что язык этого поэта был близок к языку фарси-дари [311]. В наше время уже нельзя высказать точные суждения относительно его творчества, ибо трудно и даже невозможно реконструировать народный говор жителей Реятого времени. Шамс-и Кайс, сам будучи жителем этого города, так писал о стихах Бундара Рази: «Бундар Разибыл не новатором, а по­следователем других» [312]. Этот поэт слагал и панегирические стихи, пример которых находим в книге ал-Ма‘джам:

О, тот, кто превыше всех и в ком утверждается время,

Вот правление венценосного Мусафа Харави [313].

Хамд Аллах Мустауфитак отзывался о диване этого поэта: «Это известный и авторитетный диван». Очень известна также книга Бундари Чамуш-нама [314].

В V в. л. х./XI в. самым крупным автором персидских дубайти был Баба Тахир. Он жил в середине V в. л. х./XI в. и был современником Тогрула Салджуки. Поэт родился в конце IV в., в 447 г. л. х./1055 г. Тогрулвстречался с Баба Тахиром, который к тому времени был уже признанным религиозным мистиком и прошел несколько стоянок (макамат). Автор книги Рахат ал-судур рассказывает об этой встрече на страницах 98—99 своего труда.

Рашид Йасамиотносит дату рождения этого поэта к 390—391 гг. л. х./1000—1001 гг., полагая, что он появился на свет в Хамаданеили в Лурестане [315]. Хидайатсчитает, что Баба Тахирскончался в 410 г. л. х./ 1019 г., что представляется очень маловероятным [316]. В одних источниках его называют жителем Хамадана, а в других — лурестанцем. Мож­но предположить, что жизнь поэта проходила между этими двумя областями. Сейчас в Хоррамабадеимеется район, названный в честь Бабы Тахира. Но в его стихах говорится о Хамаданеи о горе Альванд. Усыпальница поэта расположена в Хамаданена холме в северо-за­падной части города, в районе, который ранее назывался Бун-базар.

До нас дошел сборник афоризмов Бабы Тахирана арабском языке, где выражаются его мистические взгляды ( здесь присутствуют темы зикра, знания (ма‘рифат), религиозного экстаза (ваджд)и мистической любви (мухаббат) ). Но особе значение имеют его тарана — стихи, наполненные свежими лирическими эмоциями, переданными искренне и красиво. Лирический герой этих стихов — поэт, слагающий элегические стихи. Некоторые полагают, что Баба Тахирписал на лурском языке, но исследования, проведенные Хаданком, показали, что поэт не писал на чистом лурском диалекте, а пользовался смесью нескольких говоров. Кельман Хаварпредложил использовать для характеристики языка этого поэта термин «исламский пахлави».

Дубайти Бабы Тахирадостаточно ограничены по содержанию. Среди них есть любовная лирика, а также несколько стихов о мистической любви. Некоторые его четверостишия представ­ляют собой про­стые молитвы, обращенные к Богу, тогда как остальная их часть носит личный характер, описывая жизнь бедного дарвиша. Но и эти описания выполнены очень эстетично. Дарвиш, ложась спать, кладет под голову не подушку, а глиняный кирпич, он не выносит духовной суеты, но при этом живет в печали и тоске. Один современный исследователь дал тематическую классификацию стихам поэта, выделив следующие ключевые темы его творчества: стремление к природе (таби‘атгира’и), самопознание (худшинаси), боговидение (худабини), лю­бовь (‘ишкварзи), описание красавицы (васф-и дилбар), духовное вол­нение (шуридаги), неприкаянность (саргардани), стенания и плач (муйа ва зари), страдание (суз ва гудаз), жалоба (гилла ва фарйад), гнев и размышления о смерти (хашм гирифтан ва маргандиши) [317]. Чтобы иметь некоторое представление о четверостишиях Бабы Тахира, приведем одно из них:

Я тот ринд, имя которому бродячий дарвиш,

Нет у меня ни дома, ни пристанища.

Как день настанет, брожу по пыльным дорогам,

А ночью кладу голову на кирпич и сплю.

В этом четверостишии мистического содержания присутствует описание неприкаянности и духовного изумления дарвиша. Согласно тому, что мы сказали выше, поэт в своих стихах использовал особый говор V в. л. х./XI в., что полностью нашло свое отражение и в приведенном нами стихе. Народный язык он использует как часть эстетической формы своего четверостишия. Здесь обращают на себя внимание такие выражения, как «дарвиш-гуляка», «гулять по кварталу», «класть голову на кирпич» и т. д. Все это создает особый стиль поэта. Четверостишия Бабы Тахираказались настолько естественными и безыскус­ными, что народ принимал их за народные произведения, что способствовало их широкому распространению среди народных масс — они были созвучны требования общества того времени. Это, кстати, создало большие труд­ности в работе по собиранию стихов Бабы Тахира, так как ему стали приписывать многие другие стихи, написанные на таком же местном говоре. Его четверостишия неоднократно печатались. Впер­вые они были изданы в Тегеранев 1274 г. л. х./1857 г. литографическим способом вместе с руба‘и Хаййама. Затем последовали издания в Бомбее, Парижеи Лондоне.

Самыми известными являются издания 1922 и 1952 гг., подготовленные покойным Вахидом Дастгардии содержащие 356 четверостиший, куда включены также и афоризмы Бабы Тахира. Последнее издание его стихов состоялось в 1971 г.[318]

Приведем известные его четверостишия:

Отправился я на охоту,

Злодей пустил в меня стрелу,

Так не гуляй беспечно у источников —

Как проявишь беспечность, получишь стрелу.

 

Земледелец сеял тюльпаны в степи,

Причитая и с кровавыми слезами,

Сеял и сеял и приговаривал он,

Что за жизнь, что надо тут сеять в степи.

В VI в. л. х./XII в. слагал четверостишия дубайти также ширазец Пур Фаридун. В VIII в. л. х./XIV в. эту поэтическую форму использовал Шараф-шах ‘Ариф Гилакив книге Аш‘ар (Стихотворения). Его стихи собрал и издал Ибрахим Фахра’и. Мухаммад Магриби Табризи(809 г. л. х./1406 г.) является автором ряда дубайти на азербайджанском языке. В эпоху Сафавидовдубайти писали мулла Сахари Тихрании Суфи Мазандарани(1035 г. л. х./1625 г.). Также авторами таких стихов являются Наджма-йи Ширази, Хусайн Систании Искандар Бабадай, о жизни которых нам ничего не известно. И сейчас пишется дубайти (в частности, Фа’из Даштистани — ум. в 1330 г. л. х./1620 г.).

Касида

Слово «касида» буквально обозначает «намерение» и «цель», но в литературе оно стало термином, обозначающим стихотворение, написанное с определенным умыслом, причем первоначально речь шла о желании воспеть хвалу кому-либо [319]. Утверждается, что это первая стихотворная форма в персидской поэзии, которая появилась уже после установления ислама в Иране, возможно, в подражание соответствующей форме арабской литературы. Касида внешне и композиционно отличается от других видов поэзии. Обычно в каждом байте первое полустишие (мисра) в касиде рифмуется со вторым. Количество байтов иногда может составлять от 20 до 170, хотя иногда встречаются и 15-байтовые касиды, и определяется темой касиды, мастерством поэта, выбором стихотворного размера и мелодической структурой (размер и рифма). Поэтому касида, повествующая о победе и триумфе, может иногда сочиняться и более чем в 170 байтах [320].

В касиде могут отражаться различные темы: восхваление (мадх), проповедь (ва‘з), мудрость (хикмат), поздравление (тахнийат), соболезнование (та‘зийат), жалоба (шикайат), описание (васф), триумф (фатх-нама), винные темы (хамрийа). Одна из особенностей касиды — повторение начального байта (тадждид-и матла‘), что характерно имен­но для персидских касид, когда поэт, сочиняя иногда новый зачин в виде полустишия, обновляет зачин всей касиды. Как утверждается в книге ал-Ма‘джам, если в персидской касиде не прибегать к этому приему, то она будет похожа на кит‘а [321]. Композиционно касида состоит из четырех частей:

1. Зачин касиды называется ташбиб, насиб или тагаззул. Обычно в нем говорится о прелести возлюбленной, великолепии природы, пир­шестве и т. д. Эта часть касиды должна была оказывать психологическое воздействие на восхваляемое лицо, готовя его к основной, панегирической части стиха. В этой части касиды присутствует поэтический взгляд на мир, что выражается метафорами и использованием образного поэтического языка. Иногда она просто становится отдельным стихом романтического содержания. Если в касиде нет этой части, то она называется «сокращенной» (муктазаб).

2. Обычно между зачином касиды и ее основной частью ( панегириком (мадх) ) имеются один-два байта, посредством которых поэт делает переход от вступления к панегирику. Эта часть называется тахаллус, и именно в ней проявляется искусство поэта, он должен обеспечить плавный переход между двумя композици­он­ным частями ка­сиды. Так пишет Манучихри(432 г. л. х./1040 г.) в одной из своих касид после описания праздника Нового года (науруза), сада, цветов и возлюбленной:

Птицы на цветах возносят молитвы о благе,

На тело и на душу владыки да снизойдет благословение.

Пусть Господь благословит его,

Ибо он каждый шаг свой по земле делает во имя Бога.

И после этого перехода поэт начинает панегирическую часть касиды в честь султана Махмуда Газнави.

3. Основная, ключевая часть касиды — панегирик (мадх), где поэт проявляет тягу к эпическом жанру, представляя восхваляемое лицо в качестве эпического богатыря. Поэтому иногда на это лицо переносятся сверхъестественные способности и достоинства былинного богатыря со всеми присущими им преувеличениями. В панегирике повышается частотность употребления слов эпического и военного характера, причем на описание каждого качества восхваляемого лица отводится несколько байтов. Сомнительно, что восхваляемый человек действительно отвечал всем этим качествам. Но ведь поэт писал панегирик в соответствии со вкусом заказчика. Поэтому язык стихотворения отходит от образности и метафоричности, переходя в плоскость намека, но легко расшифровываемого. Иногда поэт ставит своего «героя» выше всех и всего, даже мужество и храбрость его превозносит по сравнению с Рустамом, Исфандийароми другими былинными персонажами. Структурная глубина касиды проявляется в панегирике, и именно поэтому говорят, что квинтэссенция касиды — эпос [322].

4. Касида заканчивается структурной частью, которая называется шарита (букв.: «условие»), когда поэт молится за восхваляемое лицо, и эта молитва обычно называется «молитва о вечной жизни» (ду‘а-йи та’бид), причем она написана в условной манере, потому и получила такое название.

Касида активно присутствовала в персидской литературе до начала VII в. л. х./XIII в., но самые яркие авторы этого вида поэзии жили в IV, V и VI вв./X, XI и XII вв. В эти три столетия касида была основной поэтической формой в большинстве литературных центров в самом Иранеи за его пределами. Но в результате общественно-политической ситуации, сложившейся в ту эпоху, в VII в. л. х./XIII в. начался закат касиды. Са‘дистал последним поэтом, который писал касиды на высоком поэтическом уровне, но содержание его касид составляет уже не панегирик (мадх), а дидактика (насихат). Он такими словами увещевает восхва­ляемое им лицо:

В этом бренном мире цари приходят и уходят,

Сейчас твоя очередь — так будь же справедлив.

Постепенно касида, которая составляла основу персидской поэзии в течение трех столетий, под воздействием метаморфоз в литературных жанрах стала превращаться в газель. Широкое распространение в газели получила такая структурная особенность касиды, как зачин.

Персидская касида получала различные названия в зависимости от ее содержания, тематики или ритмической структуры. Иногда из-за рифмы на букву «алиф» ее называли алифи, а из-за рифмы на «б» — ба’ийа (т — та’ийа). Если зачин ее был посвящен описанию весны, то это была весенняя касида (бахарийа), а если осени — осенняя (хазанийа). Если касида носила панегирический характер, то она так и называлась — мадхийа, если характер жалобы — то шиква’ийа, а если описывала заключение — то хабсийа [323].

Первым персидским поэтом, создавшим касиду с соблюдением всех ее структурных особенностей, был Рудаки. Абу ‘Абд Аллах Джа‘фар б. Мухаммадродился в селении Рудакнедалеко от города Самарканда. Во время правления Саманидовв Хорасанеон вместе с Абу Шукуром Балхи, Абу ал-Му’аййидом Бухара’и, Фаралави, Шахидом Балхии другими персидскими поэтами достиг наивысшего поэтического мастерства, поставив персидский стих на один уровень с арабским. Нам мало известно о начале его жизни. Примерно в 290 г. л. х./ 902 г. Рудакив своем родном селении, которое сейчас находится в северной части Таджикистанаи называется кишлак Панджруд, стал известен как поэт и музыкант, что и позволило ему предстать перед двором Саманидов. Эта связь с двором и дружба с государственными деятелями Саманидскойдинастии оказали свое влияние на жизнь поэта. Сначала Рудакистал перелагать в стихах книгу Калила и Димна, но до нас дошло только несколько байтов из этого труда. Поэт был слеп, что также отразилось на его творчестве. Был ли он слеп от рождения? ‘Ауфии Джамиполагают, что он родился слепым. Но его стихи свидетельствуют об обратном. Видимо, он в 325 г. л. х./936 г. по обвинению в принадлежности к секте карматов был изгнан из двора, а затем приговорен к ослеплению [324]. Рудакибыл дружен с вазиром Абу ал-Фазлем Бал‘ами, который в 326 г. л. х./937 г. был смещен со своего поста.

Рассказывают, что у Рудакивсегда был при себе чтец стихов. В персидской литературной традиции таким чтецом (рави) называли человека, который запоминал наизусть стихи поэта, а затем декламировал их на собраниях. Чтеца, состоявшего при Рудаки, звали Мадж. Если верить сообщениям житийной литературы, Рудакибыл одним из самых плодовитых поэтов мира. Так, Рашиди Самарканди(VI в. л. х./ XII в.) в книге Са‘д-нама сообщает, что поэт написал в целом 1 мил­лион 300 тысяч байтов. Джамиопределяет общее количество его байтов цифрой 100 300. Возможно, здесь приняты во внимание также Калила и Димна, известный дастан Синдбад-нама, а также поэма Ардавираф-нама, написанные Рудаки. Но особое значение имеет твор­че­ство поэта в области создания касиды. В его касидах нет гипербол и неумеренных восхвалений в адрес того, кому посвящено стихотворение. Даже молитвенная часть его касиды ограничивается пожеланием долгих лет жизни. Рудакитакже с большим искусством писал элегические стихи. Ему особенно удались элегии на смерть Шахида Балхии Муради. Приведем оттуда один известный байт:

Караван Шахидапрошел вперед,

А мы остались и думаем о нем.

Двумя глазами и одним телом стало меньше,

Разум уменьшился в тысячу раз.

Рудакисочинил элегию на персидском языке о мудреце и философе Шахиде Балхив рамках традиции для таких стихов. В касидах поэта можно найти и образцы стихотворных инвектив (хаджв), причем лишенных каких-либо неуместных преувеличений и кажущихся обыч­но достаточно мягкими и безобидными.

Лирические зачины (тагаззул)в его касидах заложили основу развития персидской газели. Описание возлюбленной и мира, в котором находятся влюбленные, придает особую красоту его лирическим стихам. Только век спустя подобные стихи стал писать Фаррухи. Застольная (винная) поэзия (хамрийат), присутствующая в значительной степени в греческой, арабской и других литературах, занимала особое место и в творчестве Рудаки. Его стиль отличали устойчивые сравнения и оригинальные метафоры.

Принеси вина, такого, что подумаешь — текучий яхонт,

Или того, что сверкает на солнце, как выхваченный клинок.

В этой винной касиде он доводит до совершенства использование возможностей персидского языка:

Мать вина должны были принести в жертву,

Ее дитя забрали и заключили в темницу.

В начале XX в. стихи Рудакибыли изучены и исследованы на до­стоверность проф. Са‘идом Нафиси. К сожалению, из всего наследия поэта до нас дошло только 1047 байтов ( в основном в ста­рых словарях и житийных книгах (тазкира) ). Рудакиумер в 329 г. л. х./ 940 г.

Хаким Маджд ал-дин Абу ал-Хасан (или Абу Исхак Киса’и Марвази)был еще одним известным поэтом-сочинителем касид в Хорасане. Как сообщал сам поэт, он родился в 341 г. л. х./ 952 г., и его жизнь продолжалась до 391 г. л. х./1000 г. Он также жил при дворе Саманидови застал эпоху Газнавидов. Вначале он был панегиристом (маддах), но потом разочаровался в этом виде поэзии и перешел к проповеднической тематике (ва‘з). Можно утверждать, что он по исповеданию был шиитом, о чем свидетельствуют его восхваления имама ‘Али(мир с ним!) и траурные элегии (риса)на гибель шахидов Кербелы. Он был первым персидским поэтом, сочинившим такие элегии на тему событий в Кербеле, заложив тем самым основы формирования шиитской поэзии. Киса’испециализировался на касиде и отличался особым мастерством в создании нового по содержанию стиха, выработке и передаче понятий, в описаниях и сравнениях. Кроме того, он достиг высоких ступеней в религиозной проповеди и философии, став предтечей такого поэта, как Насир-и Хусрау. Поэт так говорил о философских темах в одной из своих касид:

Душа и Разум идут по голубому небосводу,

Или оба скрываются в земле.

Насир-и Хусраув одной из своих касид дал ответ на это утверждение, хотя некоторые и сомневаются в том, правильно ли ему приписывается этот текст [325].

Абу ал-Хасан ‘Али, сын Джулуга, известный под именем Фаррухи Систани, был выдающимся автором касид конца IV в. л. х./конца X в. Как сообщается в книге Чахар макала (Четыре беседы), его родиной был Систан. Сам он в своих стихах говорил так: «Я все меряю систанской мерой, ибо это моя родина». Его семья имела отношение к амиру Халаф Бануи состояла в родстве с династией Саффаридов, правившей в Систане. Мы не знаем, когда Систани начал заниматься поэтическим творчеством, а в Четырех беседах на эту тему дается слишком краткая и неполная информация. Рассказывают, что, устав от низкого дохода, который давал ему земледельческий труд, он в возрасте 20—30 лет отправился ко двору Чаганидов, где создал касиду О поэзии, которая не имела себе равных в то время.

Из Систаная вышел с караваном одежд,

Одежд, сотканных из струн сердца и души.

Эта касида так подействовала на правителя, что один из его вазиров заметил: «Господи! Это поэт, подобного которому я не видел после смерти Дакики!» [326]

Фаррухи, видимо, был связан с двором Газнавидов, правивших в Хорасане. Он был одним из поэтов, которые в 421 г. л. х./1030 г. могли воочию наблюдать события вокруг этой династии. В его диване мы находим множество панегирических стихов в честь Газнавидов. Утвер­ждают, что Фаррухискончался в 429 г. л. х./1037 г. еще в достаточно молодом возрасте. Полный диван Фаррухи насчитывает более 9 тысяч байтов. Его последнее исправленное критическое издание осуществлено д-ром Мухаммадом Дабиром Сийаки.

Фаррухизанимает особое место в персидской поэзии благодаря своим мелодичным лирическим стихам, которые он слагал в качестве зачинов (тагаззул) к касидам. Он писал их простым и понятным языком, не пытался прибегать к недоступным для восприятия сравнениям, проявляя в своей поэзии буколическую искренность, потому его стихи напоминают в чем-то газели Са‘ди, великого поэта VII в. л. х./XIII в. Приводимая ниже касида была написана в восхваление одного из газнавидскихвизирей. Она начинается следующим лирическим предисловием:

Мое сердце бьется в печали,

Ведь мы когда-то расстанемся…

Я выдержу это испытание,

Смотри на меня и испытывай меня еще больше…

‘Унсури — другой мастер персидской касиды. Абу ал-Касим Хасан б. Ахмад ‘Унсуриродился в Балхе. Говорят, что во время одного путешествия он подвергся нападению разбойников, которые похитили все его имущество. Даулат-шахутверждал, что он был учеником Абу ал-Фараджа Сагзи, поэта IV в. л. х./X в.[327]

После 390 г. л. х./1000 г. он попал ко двору Газнавидови постепенно получил там значительную власть и влияние. Поэты последующих столетий даже не преминули описать принадлежавшие ему богатства. Поэт скончался в 431 г. л. х./1039 г. Он оставил поcле себя диван из более чем трех тысяч байтов, до нас дошло не более двух тысяч. Он писал не только касиды, но и маснави. Так как ‘Унсурипринимал непосредственное участие в захватнических походах Газнавидов, то многие касиды посвящены именно этой теме (они назывались фатх-нама — «слово о победах»). Поэт не только писал панегирические касиды, но и затрагивал научные вопросы, в которых имел значительные познания. Логический склад его ума проявлялся в особой упорядоченности байтов в стихах.

В V в. л. х./XI в. касиды писал также Абу ал-Наджм Ахмад б. Каус б. Ахмад Манучихри Дамгани. Он родился в Балхев конце IV в. л. х./ X в. во времена правления султана Мас‘уда Газнави(421—432 гг. л. х./ 1030—1040 гг.). Сам поэт указывает на Дамганв качестве места своего проживания. Он скончался в 432 г. л. х./1040 г. Его иногда называли «Шасткула», путая с другим поэтом, по имени Ахмад б. Манучихр Шасткула, жившим при Сельджукидах. Манучихриполучил свой тахаллус от одного из известных правителей Дайламаи Табарестана, при дворе которого провел несколько лет. Некоторые биографы считают, что он был учеником Абу ал-Фараджа Сагзи, но д-р Сафавыражает сомнения в истинности этого утверждения [328]. Кто-то полагает, что он поддерживал отношения с имам ал-харамайном Джувайни [329]. ‘Ауфив книге Лубаб ал-албаб называет его панегиристом Махмуда Газнави. Стиль его касид несколько отличается от других поэтов. Будучи хорошо знакомым с арабской литературой и с астрономической, медицинской и религиозной терминологией, он активно применял свои зна­ния в поэзии. Его касиды более музыкальны, чем у других поэтов. Ино­гда он проявлял большие вольности в подборе лексики для своих сти­хов, используя даже устаревшие арабские слова либо создавая новые слова по арабским моделям. Особое значение имеет мастерство поэта в создании стихотворных образов. Обычно это вертикальные образы, созданные гармоничным воображением и содержащие в себе расширенные словесные понятия. Ему удавалось с большим мастерством создавать поэтические образы на основе стандартной тематики арабской поэзии. Это и определило большее разнообразие его работ по сравнению с тем, что делали его современники. Приведем небольшой пример из его касиды:

Плачет ворон о несовершенстве мира

И нас своими стенаниями заставляет рыдать.

 

Разбей же палатку в поле,

Ведь авангард уже вышел из города…

Поэтический диван Манучихрибыл подготовлен к печати Дабиром Сийакии вышел в свет в Тегеранев 1950 г.

В V в. л. х./XI в. персидская касида получила новое развитие в творчестве Насир-и Хусрау. Он противопоставил себя другим мастерам касиды и тем, к кому она обращена, придав касиде новую смысловую глубину.

Абу Му‘ин Насир б. Хусрау б. Харисродился в Кубадийане (Балх). Так как он был ‘исма‘илитом, ему дали прозвище «Худжжат». Некоторое время он жил в Мерве, где работал на канцелярской должности. Хидайатустанавливает его генеалогическую связь с родом имама ‘Али(мир с ним!) [330]. Возможно, его привязанность к роду ‘Али послужила причиной того, что его стали называть ‘Алави. Сам поэт в одном из стихов указывает, что родился в 394 г. л. х./1003 г.:

От хиджры прошло 394 года,

Мать принесла меня на середину земли.

Вначале он жил и работал при дворе Газнавидов, но после того как в 432 г. л. х./1040 г. Балхбыл завоеван Сельджукидами, он переехал в Мерв, где сохранил свою канцелярскую должность при дворе Сулаймана Чагры-бека.

Живя при дворе, поэт ни в чем не знал недостатка и жил в роскоши образ жизни, но внезапно в его жизни произошло важное изменение, которое заставило его отказаться от всей этой роскоши и отправиться на поиски истины. Возможно, причиной такой коренной перемены стало изучение философии во время жизни при дворе. Он от­правился в путешествие в Туркестан, Синди Индию, пытаясь позна­комиться с различными религиозными традициями [331].

В 437 г. л. х./1045 г. начался второй этап его жизни. Как сообщает сам поэт в книге Сафар-нама, он под предлогом хаджжа до 444 г. л. х./1052 г. путешествовал и за это время сумел посетить все самые известные страны мусульманского Востока, бесценным свидетельством чего и является его книга Сафар-нама. В Египтеон познакомился с фатимидскими или ‘исма‘илитскими халифами, где ему и было присвоено звание «худжжат», т. е. третья степень в ‘исма‘илитской иерархии. После этого наступает третий этап его жизни, когда он начинает заниматься литературным творчеством.

Из-за своих религиозных взглядов, выражавшихся им прямо и резко, Насир-и Хусраубыл вынужден оставить родные края и искать убе­жища в ущелье Йумганв горах Бадахшана(ныне территория Афганистана). Он скончался в 481 г. л. х./1088 г.

Насир-и Хусрау написал следующие произведения: маснави Са‘а­дат-нама, Раушана’и-нама, прозаические произведения Зад ал-муса­фирин (Путевой запас путников), Ваджх-и дин (Лик веры), Хван-и ихван, Шаш фасл (Шесть глав) прозаическая Раушана’и-нама, Гушайиш ва рахайиш, Бустан ал-‘укул, ‘Аджа’иб ал-сан‘а, Лисан ал-‘алам, Джами‘ ал-хикматайн и некоторые другие произведения, которые все были написаны до 462 г. л. х./1069 г.

Поэтический диван был составлен в третий период его жизни, основ­ное его ядро составляют религиозно-философские произведения. Скла­дывается впечатление, что он подражал своему предшественнику, шиитскому поэту Киса’и, иногда давая поэтический ответ на отдельные стихи последнего. Стихи Насир-и Хусрауносили ярко выраженный ‘исма‘илитский характер. В них он активно развивал философские мысли, превратив касиду в чисто формальное поэтическое средство для более яркого выражения своих философских взглядов. Хотя невозможно игнорировать его мастерство в использовании исконно персидских слов для передачи философских понятий, следует также отметить, что он расширил тематику и содержание традиционной касиды, развив в ней ту составляющую, которая называется касд (букв.: «намерение, цель») и которая, собственно, и дала название этой поэтической форме. Если у него и есть панегирические касиды, то они обращены обычно на восхваление рода Пророка или фатимидскиххалифов, а также имама ‘Али(мир с ним!) — поэт был шиитом. В его касидах присутствует и политический лейтмотив — он выступает против сельджукских правителей. Будучи ‘исма‘илитом, Насир-и Хусрау придавал особое значение экзегетике, что также отразилось в его поэтическом диване. Он полагал, что Коран, воспринятый буквально и без соответствующего истолкования, — это как соленая морская вода [332]. В его стихах присутствуют и жалобы на то, что ему пришлось поселиться вдали от Хорасанав ущелье Йумган. Эти стихи пронизаны горечью и стра­да­нием, но отражают и твердость духа поэта.

Насир-и Хусраупроявлял большое мастерство в описаниях. Кроме того, можно предположить, что он уничтожил стихи, написанные в первый период своей жизни и носившие преимущественно панегирический характер. В одной из своих касид в лирической части (тагаззул) он так описывает ночь:

Ночь темна, как безбрежное смоляное море,

Небо как степь, наполненная лепестками лазоревых цветов.

Диван стихов Насир-и Хусраупервоначально вышел под редакцией Наср Аллаха Такваи состоял из 11 тысяч байтов, но в последующем издании количество байтов сократилось до 7500. Последнее исправленное критическое издание было осуществлено Муджтабой Минувии д-ром Махди Мухаккиком.

Приведем пример касид поэта:

О семь мудрецов, что сидите в шахском шатре,

Насколько вы ушли и когда вернетесь?

 

Не порочь лазоревый небосвод,

Отбрось легкомыслие и неразумность.

 

Скорпион чужбины изранил мое сердце,

Будто никого в мире не нашел ничтожнее меня.

Начало тюремной элегии (хабсийа)в персидской поэзии положил Мас‘уд-и Са‘д. Его касиды стали лучшим образцом описания страшных тюрем и застенков жестоких правителей. Он писал во второй половине V в.—начале VI в. л. х./XI—XII вв. Его называли Са‘д ал-Дау­ла и Са‘д ал-дин, а также Ибн Са‘д-и Салман. ‘Ауфиполагает, что он был родом из Хамадана, но сам поэт указывает, что родился в Лахоре:

О Лахор, как ты без меня?

Как ты освещаешься, когда нет яркого солнца?

В продолжение той же касиды, посвященной Лахору, он называет себя возлюбленным сыном этого города:

Внезапно твой возлюбленный сын отдалился от тебя,

Плачешь ли ты о нем, стенаешь ли?

Его отец занимал должность начальника по сбору податей в администрации Газнавидови считался важным придворным деятелем. Возможно, именно в силу своего поста при дворе он был направлен в Ла­хор, где и родился (примерно в 438—440 гг./1046—1048 гг.) Мас‘уд-и Са‘д. Он начал писать стихи во время правления султана Ибрахима Газ­нави(450—492 гг. л. х./1058—1098 гг.). Именно этот султан в 496 г. л. х./1102 г. или, как указано в Чахар макала (Четырех беседах), в 472 г. л. х./1079 г. (д-р Сафаприводит дату 480 г. л. х./ 1087 г.) раз­гневался на своего сына Сайф ал-Даула, отстранил его от должности и бросил в тюрьму вместе со всеми его приближенными, одним из которых оказался и Мас‘уд-и Са‘д. Его арестовали по навету. Он просидел 7 лет в крепости Су и 3 года в крепости Най, о чем сам сообщал в своих стихах.

Самые известные тюремные элегии (хабсийа)написаны им в тюрьме Най, в частности следующая касида:

Я как свирель тоскую от этого тоскливого Ная,

Никто не видел радости в тоскливом Нае.

Эта тюрьма, видимо, находилась в каком-то неблагоприятном месте, и в ней содержались политические узники в эпоху Газнавидов. Как говорил сам Мас‘уд, даже прохладный ветерок не решался приблизиться к этому месту, чтобы уменьшить изнуряющую жару. Выйдя из тюрьмы, Мас‘уд-и Са‘днаписал несколько панегирических стихов в честь известного индийского придворного ГазнавидовАбу Насра Парси, с помощью которого он стал правителем местечка Чаландар, или Джалахандар, недалеко от Лахора. Но Абу Наср Парсивпал в немилость и был брошен в тюрьму, а с ним — и Мас‘уд-и Са‘д, причем все имущество поэта было разграблено. Видимо, гнев султана вызвала его касида с резкими суждениями об административных должностях при дворе. Поэт был заключен в тюрьму Марадж, где провел 8 лет, и только в 500 г. л. х./1106 г. его освободили по ходатайству одного из амиров. Тогда ему было уже около 62 лет, он был стар и слаб. Сам поэт пишет об этом так:

От горести печень моя источилась,

А седые волосы упали на плечи.

После освобождения Мас‘удстал работать в Газнавидской биб­ли­отеке и в 515 г. л. х./1121 г. умер. Диван поэта насчитывает 303 касиды, которые изначально были собраны поэтом хакимом Сана’и. Его касиды носят преимущественно панегирический характер, но в них встречаются также описания событий жизни поэта, жалобы и назидания. Впрочем, поэт рассказывает о своей жизни во всех своих касидах, жалуясь на превратности судьбы и тяготы тюремного заключения и печаль. Его описания тюремной жизни не имеют себе равных во всей персидской поэзии. Ведь он сам все это пережил и прочувствовал, а потому эти описания искренни, носят очень живой и достоверный характер. Даже западная тюремная лирика не идет ни в какое сравнение со стихами Мас‘уд-и Са‘да. Поэма Байрона Шильонский узник также написана с большим мастерством, но ее невозможно и рядом поставить со стихами Мас‘уда [333].

Основное содержание стихов иранского поэта — это описание боли и печали, где проявляется истинное «я» поэта. Даже в описаниях можно проследить следы его особого настроения и общественного положения. Его стихи обычно не отличаются динамизмом, особенно в том, что касается описаний природы. Но он очень сильно передает свои чувства и эмоции. Особенности индийской природы также наложили свой отпечаток на его стихи. Хотя в его стихах в очень незначительной степени использованы слова из санскрита, мы находим здесь следы индийской философии и науки, особенно в вопросах астрологии. Великолепны обращения поэта к природе и неживому миру. В его стихах много абстракций, что напоминает стихи Хаййама. Приведем здесь зачины некоторых из самых известных его касид:

Доколь усталое сердце в мысль погружать,

Доколь приписывать свое преступление кому-либо еще.

Я раскаиваюсь в содеянном,

Мне ничего не остается, кроме раскаяния.

Вчера ты мне сказала о темноте ночи —

Это локон гурии и взгляд Ахримана.

Мое рыдание исходит из сердца, ибо моя свирель за оградой Ная,

Мое мужество стало низостью из-за этого высокого места.

После Мас‘уд-и Са‘дасамыми известными сочинителями касид были Мухтари, Му‘иззи, ‘Ам‘ак, Сузани, Адиб Сабири Анвари, причем последний наиболее известный.

Мухаммад б. ‘Али Анвари, которого также называли иногда Ауха­д ал-дин







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1279. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия