Студопедия — Драматургия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Драматургия






В традиционной иранской литературе драматургия как таковая отсутствовала. Драматическое произведение определяется как художественный текст, который передается с помощью действия на сцене. Такой вид литературы называется драматургией. Он подразделяется на три жанра: комедию, трагедию и драму [362]. Такая литература не получила распространения в персидской традиции, но нельзя утверждать, что в Иранене было совсем никаких драматических произведений. Про­стые театральные действа представлены религиозными церемониями, представлениями «на хаузе», религиозной мистерией (та‘зийа), оплакиванием (раузахвани), театром теней, представлениями Хаджжи Фируза, различными празднествами, клоунадами, выступлениями рассказ­чиков, церемониями побиения магов и т. д. Если в Иранеи не было драматургии и театра в европейском понимании этого слова, отдельные элементы драматического действа здесь все же можно найти [363].

Возможно, одной из причин нераспространенности драматургии в Иранебыло то, что иранцы не знали о греческой драматической традиции. В начале переводческого движения в исламском халифате, когда активно переводились многие труды с сирийского на арабский язык, Абу Бишр Матавыполнил перевод книги Аристотеля Поэтика на арабский язык. Однако переводчики того времени не были знакомы с театром и соответствующие термины переводили неправильно. Так, по Аристотелю, основу искусства составляет подражание, причем истинным смыслом подражания является представление. Абу Бишр Матаи Ибн Рушдпередали понятие «представление» словами «уподобление» и «имитация», Фараби —словом «уподобление», а Ибн Сина — «имитация». Но ни один из этих терминов в арабском языке не передавал точно аристотелевского понятия «подражание» [364].

Единственным видом иранского драматического искусства, в котором соблюдалась гармония эстетического оформления и социально-философского содержания, была очень популярная в народе религиозная мистерия. Эти мистерии возникли в ответ на трагические события — гибель в 61 г. л. х./680 г. соратников имама Хусайна(мир с ним!). Они стали ставиться со времен Му‘изз ал-Даула Дайлами(IV в. л. х./X в.), что придало официальный характер трауру по шахидам Кер­белы.

Первоисточниками религиозной мистерии были религиозно-исто­рические эпические произведения. Во времена Тимуридов, когда были сложены многочисленные поэмы и стихи о роде Пророка, для этих мистерий возник и обильный литературный материал. Исполнители пьес активно пользовались поэмой Хаваран-нама, написанной в 830 г. л. х./1426 г. Ибн Хусамом и повествующей о путешествиях и битвах имама ‘Али(мир с ним!), а также книгой Хамла-йи Хайдари (Нашествие Хайдара)Мухаммада Рафи‘-хана Базила. Многие выдающиеся поэты и писатели слагали элегические стихи в память о событиях в Кербеле(Мухташам Кашани, Катиби Туршизи, Висал Ширази).

Появилась особая группа литераторов (мактал-навис), обладавших особым искусством в описании мученической гибели героев Кербелы, проведении траурных мероприятий и мистерий. Они зачастую были исполнителями своих произведений, проводили мистерии и сохранили эту традицию до времени правления династии Каджаров.

В этих мистериях рассказывается о мучениках Кербелы, о битве между предводителями веры и их злобными врагами. Внешне это тра­гическое столкновение заканчивается военной победой злодеев, но зри­телю становится очевидно, что настоящая победа достается предводителям веры. В мистерии обычно присутствует тема угнетенности, несправедливости и жестокости в отношении праведников. Изданы мно­гочисленные сборники религиозных мистерий, из которых можно выделить сборники под редакцией Хучку(33 текста), Пули(37 текстов), Лейтена(15 текстов) и Чарвали(1055 мистерий) [365].

Таким образом, драматический жанр религиозной мистерии существовал в Иранес эпохи Сафавидов. Эта шиитская династия оказывала ему покровительство и способствовала его развитию. Мулла Хусайн Ва‘из Кашифисобрал факты о событиях Кербелыв книге Раузат ал-шухада (Сад шахидов), что также способствовало развитию жанра мис­терии.

Но драматургия в обычном понимании этого слова появилась в Иранетолько при шахе Насир ал-дине Каджаре(т. е. с середины прав­ления этой династии). Возможными причинами нераспространенности драматического искусства в Иранедо того времени могли стать классовая структура общества, особые традиции народа и деспотичная власть. Но при Каджарахдеспотичная власть немного ослабла, а административное давление уменьшилось. Это позволило проявиться критическим настроениям, что способствовало распространению драматургии социального критицизма.

‘Абд ар-Рахим Абу Талиб Наджжар Табризи, известный по фамилии Талыбов, в своей книге Сафина-йи Талиби (Корабль Талиби), написанной в стиле Эмиля Руссо, распределил реплики в диалогах между членами семьи, чем помог заложить основы национального театра. Эта книга была написана в 1307 г. л. х./1890 г., а издана в 1311 г. л. х./ 1893 г. Она была написана простым языком и незамысловатым стилем и послужила образцом для других иранских писателей. Второй том этой книги посвящен политическим вопросам, а в третьем томе излагаются принципы и законы конституционной монархии [366].

Огромную помощь развитию драматургии в Иранеоказал мирза Ака-хан Кирмани, который написал три письма, явившихся, по сути, рассказами в виде пьес. Хотя это и не совсем драматургические произведения, в них активно применяются диалоги. Издание этих первых драматических сочинений и интерес народных масс к театральным постановкам способствовали дальнейшему развитию национальной драматургии.

С начала XIV в. л. х./XX в. в вечерних газетах появился новый тип материалов, в которых передавались диалоги. Обычно это были вопросы и ответы. Такие материалы имели определенное сходство с театральными пьесами. Мирза Малкум-ханзаложил основы этого нового публицистического жанра в газете «Канун», и именно поэтому Мухаммад-Таки Бахарв третьем томе своего исследования литературных стилей говорит о «школе Малкума» [367]. В этом стиле все не сводилось только к вопросам и ответам. Иногда здесь имелись также элементы разработки сценографии и описания персонажей. Все это были элементы, предварявшие зарождение драматургии (сценический дизайн, раскрытие образов персонажей, интрига) [368]. Из особенностей диалогов можно выделить статичность действия и персонажей. Иногда мирза Малкум-хандавал указания относительно постановки эпизодов, т. е. где сделать паузу, как двигаться и т. д.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что большинство первых драматургов именно через эти простые диалоги пришли к драматургическому творчеству. Но первым, кто создал иранскую драматургическую традицию в подражание европейской, стал мирза Фатх ‘Али Ахунд-зада (Ахундов). Его пьесы были написаны преимущественно в стиле русского театра (всего шесть пьес, объединенных в сбор­ник Тамсилат). В них прослеживается комическое начало. Ахунд-задане только сам писал пьесы, но и выступал в качестве театрального критика. Таким образом, он сыграл очень заметную роль в популяризации этого искусства в Иране.

Одним из тех, кто вошел в мир драматургии посредством пьес Ахунд-зады, стал мирза Ака Табризи. Им были написаны такие пьесы, как Саргузашт-и Ашраф-хан-и хаким-и ‘Арабистан (История аравийского правителя Ашраф-хана), Саргузашт-и Шах-кули-мирза дар Кирманшах (Происшествие с Шах-кули-мирзой в Керманшахе), Тарикат-и хукумат-и Заман-хан (Правление Заман-хана), Кисса-йи ‘ишкбази-йи Ака Хашим Халхали (История о любви Ака Хашима Халхали)[369]. Интересно отметить, что до 1955 г. эти четыре пьесы приписывали перу мирзы Малкум-хана. Даже такой известный исследователь, как Эдвард Браун, впал здесь в ошибку [370].

С 1931 г. началась работа по переводу известных европейских театральных пьес на персидский язык. В частности, можно отметить такие произведения, как Вишневый сад Чехова, Синяя птица Метерлинка, Шоколадный солдат Бернарда Шоу, Испачканные руки Сартра, Носорог Ионеско, Враги М. Горькогои др.

Некоторые пытались переделать в пьесы старые поэмы. Так, ‘Али Асгар Гармсиринаписал пьесу Илаха-йи Миср (Египетская богиня)по мотивам предания о Йусуфеи Зулайхе. На основании Маснави Маулавинаписал свою пьесу Пирчанги Хусайн ‘Али Маллах.

Повествовательная литература (дастан) в Иране

Повествовательная литература имеет долгую историю в рамках традиционной персидской литературы. В ней присутствуют сказки и предания, которые, как нам представляется, сыграли и роль драматических произведений. С давних пор в Иранесуществовали рассказчики, которые собирали людей на улицах городов и рассказывали им старинные сказки и предания. Изначально это было устное народное творчество. После наступления исламской эры постепенно стала происходить кодификация этих историй, причем их авторов именовали «дафтарнавис». До нас дошли имена хорасанских рассказчиков времен Фирдауси. Азад Сарв Систани, который жил в Мерве, а также Мах Пириз Хорасанаупомянуты в предисловии к Шах-нама-йи Абу Мансури. [371]

У иранских и индийских падишахов при дворе были люди, которые рассказывали сказки и легенды, а в IX в. л. х./ XV в. появились и те, кто стал их записывать. Можно выделить десять видов традиционных иранских повествований (дастанов):

11) Любовные истории;

12) Суфийские, религиозно-мистические истории;

13) Богатырский эпос;

14) Религиозные сказания;

15) Сатирические рассказы;

16) Философско-символические рассказы;

17) Фольклорные повествования;

18) Реалистические истории;

19) Макамы;

10) Басни.

Эти произведения существуют как в прозе, так и в стихах. Постараемся вкратце рассказать о самых известных повествовательных произведениях в персидской литературе.

1) Любовные истории

Основной темой таких повествований являются чувства и поступки влюбленных. Лейтмотив этих историй — любовь и отношения между влюбленными без каких-либо подтекстов и толкований. Основу для этих историй можно найти в Шах-нама Фирдаусив сказаниях о любви между Рудабойи Залем, а также между Тахминойи Рустамом, где, впрочем, основным является эпическое содержание, а не лирическое. Вис и Рамин Фахр ал-дина Ас‘ада Гургани, Лайли и Маджнун и Хусрау и Ширин Низами, а также Йусуф и Зулайха — примеры повествований большого формата. Так как стиль Низамистал образцом для подражания для многих поэтов более позднего времени, многие произведения этих поэтов также могут быть включены в раздел любовных историй.

2) Суфийские, религиозно-мистические истории

Эти истории обычно основаны на суфийских идеях. Они начали распространяться в персидской литературе в VI в. л. х./XII в. Их активно использовали Сана’ив Хадике, ‘Аттарв Беседе птиц и Мауланав Маснави. Хотя внешне эти истории напоминают любовные и фольклорные рассказы, в них обычно содержится философский подтекст. Так, в Маснави Маулавирассказ о служанке и падишахе — характерная история любви, но каждый из его персонажей и элементов несет в себе определенный религиозно-мистический смысл.

3) Богатырский эпос

Из названия этого вида повествований становится ясно, что в них говорится о богатырях, описываются их поведение и характер. Причем эти рассказы могут быть двух видов: легенды и историко-религиозные повествования. Легенды о богатырях (таких как Рустам, Исфандийари Сухраб) приведены в соответствующем разделе Шах-нама Фирдауси. Видимо, это были очень распространенные в иранском обществе сказания. Историко-религиозные повествования получили рас­простране­ние в персидской литературе в VI в. л. х./XII в., причем при Сафавидах значительно усилилась их религиозная составляющая. Сре­ди таких произведений можно выделить дастаны об Искандаре, Самаке ‘Аййареи Дараб-нама Тарсуси.

4) Религиозные сказания

Героями этих повествований обычно выступают религиозные праведники. Такие рассказы могут быть включены в религиозный эпос или выступать в качестве отдельных произведений (Сира-йи Хамза, Абу Муслим-нама).

5) Сатирические рассказы

Это обычно короткие и лаконичные истории, которые не получили большого распространения в традиционной литературе и встречаются только у ‘Убайда Закани, в частности Ахлак ал-ашраф (О нравах высокородных)и стихотворный дастан Муш ва гурба (Мышь и кошка). К этой же категории относятся распространенные в персидской литературе рассказы о мулле Наср ал-дине (Насреддине).

6) Философско-символические рассказы

В этих рассказах автор в соответствии со своими философскими взглядами выводит персонажей, несущих на себе отпечаток символиз­ма в закодированном виде. В персидской литературе основу этой литературной традиции положил Ибн Синасо своим произведением Хайй б. йакзан (Живой, сын Бодрствующего). Наибольшего развития этот вид литературы получил в персидских повествованиях шайха Ишрака: ‘Акл-и сурх (Раскаленный разум), Аваз-и парр-и Джабра’ил (Песнь крыла Гавриила), Руз-и ба джама‘ат-и суфийан (Один день среди суфиев), Кисса-йи гурбат ал-гарбийа (Рассказ о западной чужбине). Сюда же можно включить рассказ Гунбад-и сийах (Черный купол)из поэмы Низами Семь красавиц.

7) Фольклорные повествования

Фольклорные рассказы составляют значительную часть литературы любого народа. Выполняя обычно развлекательную функцию, эти истории несут в себе свидетельство о строе мышления общества. К со­жалению, сколько-нибудь полного исследования этого вопроса на пер­сидском языке произведено не было. Поэтому можно только отметить рассказы о джиннах и пари, например ‘Аджа’иб ал-махлукат, а также развлекательные дастаны типа Синдбад-нама, Хизар ва йак шаб (Тысяча и одна ночь), Бахтийар-нама и Тути-нама.

8) Реалистические истории

Эти повествования реалистически рассказывают о жизни героев соответствующего произведения. Из самых древних образцов такой литературы можно отметить рассказы о жизни Абу Са‘ида Аби ал-Хайра, написанные его внуками, — Асрар ал-таухид (Тайны единобожияХалат ва суханан-и Абу Са‘ид (Жизнь и речи Абу Са‘ида). Возможно, в эту же группу можно включить и рассказы, которые вклю­чил в свою Тазкират ал-аулийа ‘Аттар.

9) Макамы

Макамы — это короткие рассказы, в которых рассказчик повествует об определенном человеке в разных ситуациях. Они имеют автора, который специально написал их в определенное время. Первым образцом таких сочинений на персидском языке явились Макамат-иХамиди (559 г. л. х./1164 г.). Герой макамы в конце сюжета исчезает и не сообщает рассказчику о своей дальнейшей судьбе. Са‘див Гулистане также использовал такого рода рассказы, доказав свое превосходство над другими авторами и в этом отношении. Большинство макамов Са‘ди, за очень небольшим исключением, отличаются особой художественной краткостью.

10) Басни

Это рассказы, которые приводятся в качестве иллюстрации. В персидской литературе в них обычно действуют животные, что принято и в европейской басне. Обычно в притчах и баснях выражается одна идея, один моральный или мировоззренческий принцип, который автор в заключительной части басни высказывает открытым текстом в качестве морали. В баснях персонажи-животные используются для описания человеческих типов. Замечательным примером такой литературы является книга Калила и Димна, переведенная с древних индийских источников. Затем в персидской литературе появились такие произведения этого жанра, как Марзбан-нама и Анвар-и Сухайли.



Использованная литература

Ажанд, Йа‘куб. Новая иранская литература (Адабиййат-и нувин-и Иран). Тегеран: Амир Кабир, 1363/1984.

Азка’и, Парвиз. Слово о Бабе Тахире (Баба Тахир-нама). Тегеран: Интишарат-и Тус, 1375/1996.

Айати, ‘Абд ал-Хамид. Избранное из Хусрау и Ширин Низами (Гузида-йи Хусрав ва Ширин-и Низами). Тегеран: Интишарат-и инкилаб-и ислами, 1370/1991.

‘Айн ал-Кузат Хамадани, ‘Абд Аллах б. Мухаммад. Тамхидат / Сост. ‘Афиф ‘Асиран. Тегеран: Китабхана-йи Манучихри, 1370/1991.

Ансари, Касим. Основы религиозного мистицизма и суфизма (Мабани-йи ‘ирфан ва тасаввуф). Тегеран: Китабхана-йи тахури, 1372/1993.

Арбори, Джон Артур. Классическая персидская литература (Адабиййат-и классик-и фарси) / Пер. Асад Аллах Азад. Мешхед: Астан-и кудс-и разави, 1371/ 1992.

Аташ, Ахмад. Научный сборник об Иране и исламе (Даниш-нама-йи Иран ва ислам) / Ред. Ихсан Йаршатир. Тегеран: Бунгах-и тарджума ва нашр-и китаб, 1356/1977.

‘Ауфи, Мухаммад б. Мухаммад. Лубаб ал-албаб / Ред. Эдвард Гранвиль Бра­ун. Тегеран: Китабфуруши-йи фахр рази, 1361/1982.

ал-Афлаки, Шамс ал-дин. Добродетели мистиков (Манакиб ал-‘арифин) / Ред. Хусайн Йазиджи. Тегеран: Дунйа-йи китаб, 1362/1983. Т. 2.

Баба Тахир. Поэтический диван (Диван-и аш‘ар). Тегеран: Интишарат-и икбал, 1361/1982.

Бакли Ширази, Рузбихан. Жасмин влюбленных (‘Абхар ал-‘ашикин) / Ред. Анри Корбен, Мухаммад Му‘ин. Тегеран: Интишарат-и анститу-йи Иран ва Фаранса, 1337/1958.

Бахар, Мухаммад-Таки. Литературные стили (Сабкшинаси). Тегеран: Амир Кабир, 1373/1958. Т. 3.

Большая исламская энциклопедия (Да’ират ал-ма‘ариф-и бузург-и ислами): В 4 т. Тегеран: Марказ-и да’ират ал-ма‘ариф-и бузург-и ислами, 1370/1991.

Браун, Эдвард Дж. Литературная история Ирана (Тарихи-и адаби-йи Иран) / Пер. Рашид Йасими. Тегеран, б. г. Т. 4.

Браун, Эдвард Дж. Литературная история Ирана (Тарихи-и адаби-йи Иран) / Пер. Гулам-Хусайн Садри Афшар. Тегеран: Нашр-и мурварид, 1363/1984.

Ва‘из Кашифи Сабзавари, Камал ал-дин. Изящество мысли в поэтической технике (Бадайи‘ ал-афкар фи санайи‘ ал-аш‘ар) / Ред. Мир Джамал ал-дин Кузази. Тегеран: Нашр-и марказ, 1369/1990.

Гани, Касим. О творчестве, взглядах и жизни Хафиза (Бахр дар аса рва ахвал ва афкар-и Хафиз): В 2 т. Тегеран: Интишарат-и зуввар, 1356/1977.

Гулбун, Мухаммад. Бахар и персидская литература (Бахар ва адаб-и фарси): В 2 т. Тегеран: Ширкат-и сахами-йи китабхйи джиби, 1371/1992.

Дабир Сийаки, Мухаммад. Образы и радость (Тасвирха ва шадиха). Тегеран: Интишарат-и сухан, 1373/1994.

Дабир Сийаки, Мухаммад. Систанский поэт (Сухангустар-и систани). Тегеран: Интишарат-и джахан, 1373/1994.

Дарйагашт, Мухаммад Расул. Са’иб и индийский стиль (Са’иб ва сабк-и хинди). Тегеран: Нашр-и катра, 1371/1992.

Дашти, ‘Али. Хакани — запоздавшее признание (Хакани ша‘ир-и дир аши­на). Тегеран: Интишарат-и асатир, 1364/1985.

Джами, ‘Абд ал-Рахман. Нафахат ал-унс мин хазрат ал-кудс / Предисл. Мухаммада ‘Абиди. Тегеран: Иттала‘ат, 1370/1991.

Джами, Нур ал-дин ‘Абд ал-Рахман. Нафахат ал-унс фи хазрат ал-кудс / Ред. Махди Таухидпур. Тегеран: Интишарат-и Махмуди, 1336/1957.

Диххуда, ‘Али-Акбар. Словарь (Лугат-нама). Тегеран: Интишарат-и даниш­гах-и Тихран, 1372/1993.

Зайн ‘Амили, Мухаммад-Хусайн. Шиизм в истории (Ши‘а дар тарих) / Пер. Мухаммад-Риза ‘Атифи. Мешхед: Астан-и кудс-и разави, 1370/1991.

Замани Джа‘фари, Карим. Най-нама. Тегеран: Нашр-и най, 1368/1989.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Изыскания в суфизме (Джустуджу дар тасаввуф): В 2 т. Тегеран: Амир Кабир, 1363/1984.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Море в кувшине (Бахр дар куза). Тегеран: Интишарат-и ‘илми ва фарханги, 1368/1989.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Очерк персидской поэзии (Сайр-и дар ши‘р-и фарси). Тегеран: Интишарат-и ‘илми ва фарханги, 1372/1993.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Побег из школы (Фарар аз мадраса). Тегеран: Амир Кабир, 1356/1977.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. С караваном одежд (Ба карван-и хулла). Тегеран: Интишарат-и ‘илми ва фарханги, 1372/1993.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Ценность суфийского наследия (Арзиш-и мирас-и суфийа). Тегеран: Амир Кабир, 1373/1994.

Зарринкуб, ‘Абд ал-Хусайн. Честный стих, открытый стих (Ши‘р-и бидуруг ши‘р-и биникаб). Тегеран: Интишарат-и ‘илми ва фарханги, 1372/1993.

Зикавати Карагузлу, ‘Али-Риза. Избранные стихи в индийском стиле (Гузида-йи аш‘ар-и сабк-и хинди). Тегеран: Марказ-и нашр-и данишгахи, 1372/1993.

Зипполи, Рикардо. Почему индийский стиль на Западе называют барокко? (Чара сабк-и хинди дар дунйа-йи гарб барук хванда мишавад?). Тегеран: Анджуман-и фарханги-йи италийа), 1363/1984.

‘Ибадийан, Махмуд. Введение в современную литературу (Дар-амади бар адабиййат-и му‘асир). Тегеран: Нашр-и гухар, 1371/1992.

‘Ибадийан, Махмуд. Формирование персидской газели и роль Са‘ди (Таквин-и газал-и фарси ва накш-и Са‘ди). Тегеран: Хуш ва ибтикар, 1372/1993.

Ибн Абу Са‘ид, Джамал ал-дин. Жизнь и речи шайха Абу Са‘ида (Халат ва суханани-и шайх Абу Са‘ид) / Испр. Ирадж Афшар. Тегеран: Китабфуруши-йи фуруги, 1349/1970.

Ибн Абу Са‘ид, Мухаммад б. Мунаввар. Тайны единобожия (Асрар ал-таухид). Тегеран: Китабхана-йи тахури, 1357/1978.

Ибн ‘Араби, Мухий ал-дин. Геммы мудрости (Фусус ал-хикам) / Коммент. Абу ал-‘Ала ‘Афифи. Каир, 1949.

Ибрахими Динани, Гулам-Хусайн. Мысль и созерцание в философии Сухраварди (Шу‘а‘-и андиша ва шухуд дар фалсафа-йи Сухраварди). Тегеран: Интишарат-и хикмат, 1364/1985.

Ислами Надушан, Мухаммад-‘Али. Повесть повестей (Дастан-и дастанха). Тегеран: Нашр-и асар, 1368/1989.

Исфахани, Джамал ал-дин ‘Абд ал-Раззак. Поэтический диван (Диван-и аш‘ар) / Ред. Вахид Дастгарди. Тегеран: Интишарат-и визарат-и фарханг, 1320/ 1941.

Исфахани, Хатиф. Поэтический диван (Диван-и аш‘ар) / Ред. Вахид Даст­гарди. Тегеран: Китабфуруши-йи адаб, 1332/1953.

Йаршатир, Ихсан. Персидская поэзия при Шахрухе (Ши‘р дар ‘ахд-и Шахрух). Тегеран: Интишарат-и данишгах-и Тихран, 1334/1955.

Кай Кавус б. Искандар. Кабус-нама / Ред. Гулам-Хусайн Йусуфи. Тегеран: Бунгах-и тарджума ва нашр, 1352/1973.

Кристиансен, Артур. Первый человек, первый монарх в легендарной иранской истории (Нухустин инсан ва нохостин шахрийар) / Пер. Ахмад Тафаззули и Жала-йи Амузгар. Тегеран: Нашр-и нау, 1368/1989.

Корбен, Анри. История исламской философии (Тарих-и фалсафа-йи ислами) / Пер. Джавад Табатаба’и). Тегеран: Интишарат-и кавир, 1374/1995.

Майил Харави, Наджиб. Зеркальность (Хассиййат-и айинаги). Тегеран: Нашр-и най, 1374/1995.

Маликпур, Джамшид. Драматическая литература в Иране (Адабиййат-и намайиши дар Иран): В 2 т. Тегеран: Интишарат-и тус, 1363/1984.

Маскуб, Шахрух. Предисловие к сказанию о Рустаме и Исфандийаре (Мукаддама-йи бар Рустам ва Исфандийар). Тегеран: Ширкат-и сахами-йи китабха-йи джиби, 1369/1990.

Массе, Анри. Исследования о Са‘ди (Тахкик дар бара-йи Са‘ди) /Пер. Гулам-Хусайн Йусифи и Мухаммад-Хасан Махдави Ардабили. Тегеран: Интишарат-и Тус, 1364/1985.

Махджуб, Мухаммад-Джа‘фар. Хорасанский стиль персидской поэзии (Сабк-и хурасани дар ши‘р-и фарси). Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, б. г.

Моль, Жюль. Предисловие к Шахнаме (Шах-нама (дибача)) / Пер. Джахангир Афкари.Тегеран: Ширкат-и сахами-йи китабха-йи джиби, 1369/1990.

Музара‘и, Фахр ал-дин. Понятие «ринди» в поэзии Хафиза (Мафхум-и ринди дар ши‘р-и Хафиз) / Пер. Камбиз Махмуд-зада. Тегеран: Интишарат-и кавир, 1373/1994.

Мусахиб, Гулам-Хусайн. Исламская энциклопедия (Да’ират ал-ма‘ариф-и ислами): В 3 т. Тегеран: Му’ассиса-йи китабха-йи джиби, 1365/1986.

Мустауфи, Хамд Аллах. Избранная история (Тарих-и гузида) / Ред. ‘Абд ал-Хусайн Нава’и. Тегеран: Амир Кабир, 1339/1950.

Му’тамин, Зайн ал-‘Абидин. Развитие персидской поэзии (Тахаввул-и ши‘р-и фарси). Тегеран: Китабхана-йи тахури, 1371/1992.

Мутаххари, Муртаза. Знакомство с исламскими науками (Ашинайи ба ‘улум-и ислами). Тегеран: Интишарат-и садра, б. г.

Мутаххари, Муртаза. Рифмованный комментарий (Шарх-и манзума): В 2 т. Тегеран: Интишарат-и хикмат, 1361/1982.

Насафи, ‘Изз ал-дин. Совершенный человек (ал-Инсан ал-камил) / Ред. Ма­ри-Жан Муле. Б. м., б. г.

Насир-и Хусрау, Абу Му‘ин. Сафар-нама / Ред. Мухаммад Дабир Сийаки. Тегеран: Интишарат-и зуввар, 1368/1989.

Наср Аллах Мунши, Абу ал-Ма‘али. Калила и Димна (Калила ва Димна) / Ред. Муджтаба Минави. Тегеран: Амир Кабир, 1372/1993.

Наср, саййид Хусайн. Три исламских философа (Са хаким-и мусалман) / Пер. Ахмад Арам. Тегеран: Ширкат-и сахами-йи китабха-йи джиби, 1371/1992.

Насри, ‘Абд Аллах. Образ совершенного человека (Сима-йи инсан-и камил). Тегеран: Интишарат-и данишгах-и ‘аллама Табатаба’и, 1372/1993.

Натил Ханлари, Парвиз. История персидского языка (Тарих-и забан-и фарси): В 4 т. Тегеран: Бунйад-и фарханг-и Иран, 1375/1996.

Нафиси, Са‘ид и Брагинский. Диван Рудаки (Диван-и Рудаки). Тегеран: Интишарат-и нигах, 1373/1994.

Нафиси, Са‘ид. Истоки суфизма в Иране (Сарчишма-йи тасаввуф дар Иран). Тегеран: Китабфуруши-йи фуруги, б. г.

Нафиси, Са‘ид. История поэзии и прозы в Иране (Тарих-и назм ва наср-и фарси): В 2 т. Тегеран: Китабфуруши-йи фуруги, 1344/1965.

Низами ‘Арузи Самарканди, Ахмад б. ‘Умар б. ‘Али. Четыре беседы (Чахар макала) / Ред. ‘аллама Мухаммад Казвини. Тегеран: Нашр-и джам, 1372/1993.

Николсон, Р. А. Комментарий к Маснави (Тафсир-и Маснави) / Пер. Аванис Аванисийан. Тегеран: Нашр-и най, 1366/1987.

Пурнамдарийан, Таки. Встреча с Симургом (Дидар ба Симург). Тегеран: Марказ-и муталаат ва пажухишгах-и ‘улум-и инсани, 1375/1996.

Пурнамдарийан, Таки. Рассказы о пророках в диване Шамса (Дастан-и пайамбаран дар куллиййат-и Шамс). Тегеран: Му’ассиса-йи муталаат ва тахкикат-и фарханги, 1364/1985.

Пурхалики Чатруди, Махдухт. Словарь рассказов о пророках в Маснави (Фарханг-и киссаха-йи пайамбаран дар маснави). Мешхед: Астан-и кудс-и разави, 1374/1995.

Рази, Наджм ал-дин. Мирсад ал-‘ибад / Ред. д-р Мухаммад Амин Рийахи. Тегеран: Интишарат-и инкилаб-и ислами, 1372/1993.

Размджу, Хусайн. Литературные жанры (Анва‘-и адаби). Мешхед: Астан-и кудс-и разави, 1370/1991.

Рашад, Мухаммад. Философия от начала истории (Фалсафа аз агаз-и тарих): В 2 т. Тегеран: Китабхана-йи садр, 1365/1986.

Риза-зада-йи Шафак, Садик. История иранской литературы (Тарих-и адабиййат-и Иран). Шираз: Данишгах-и Шираз, 1352/1973.

Рипка, Ян. История персидской литературы (Тарих-и адабиййат-и Иран) / Пер. ‘Иса Шихаби. Тегеран: Бунгах-и тарджума ва нашр-и китаб, 1354/1975.

Са‘ди Ширази, шайх Муслих ал-дин. Собрание сочинений (Куллиййат-и аш‘ар ва асар) / Ред. Мухаммад-‘Али Фуруги. Тегеран: Амир Кабир, 1367/1988.

Са’иб Табризи, Мухаммад ‘Али. Диван газелей (Диван-и газалиййат) / Предисл. Амири Фирузкухи. Тегеран: Анджуман-и асар-и милли, 1345/1966.

Сабзавари, хаджж мулла Хади. Поэма «Логика и мудрость» (Манзума-йи мантик ва хикмат). Тегеран: Чап-и Насири, б. г.

Сабур, Дарйуш. Горизонты персидской газели (Афак-и газал-и фарси). Тегеран: Нашр-и гуфтур, 1370/1991.

Саджжади, саййид Зийа ал-дин. Основы исламского мистицизма и суфизма (Мабани-йи ‘ирфан ва тасаввуф). Тегеран: Интишарат-и симат, 1372/1993.

Садикийан, Махиндухт. Словарь языка Хафиза (Фарханг-и важжанима-йи Хафиз). Тегеран: Амир Кабир, 1366/1987.

Салиба, Джамил. Философский словарь (Фаханг-и фалсафи) / Пер. Манучихр Сани‘и Дарра Биди. Тегеран: Интишарат-и хикмат, 1366/1987.

Самарканди, Даулат-шах. Жития поэтов (Тазкират ал-шу‘ара) / Ред. Э. Г. Бра­ун; Сост. Мухаммад Рамазани. Тегеран: Падида (кулала-йи хавар), 1366/1987.

Сафа, Забих Аллах. Введение в суфизм (Мукаддама бар тасаввуф). Тегеран: Гухар нашр, 1371/1992.

Сафа, Забих Аллах. История литературы в Иране (Тарих-и адабиййат дар Иран): В 8 т. Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, 1372/1993.

Сафа, Забих Аллах. Краткий очерк развития персидской поэзии и прозы (Мухтасар-и дар тарих-и тахаввул-и назм ва наср-и фарси). Тегеран: Нашр-и Кукнус, 1372/1993.

Сафа, Забих Аллах. Эпос в Иране (Хамасасарайи дар Иран). Тегеран: Амир Кабир, 1352/1973.

Сухраварди, Шихаб ал-дин Йахйа. Сборник персидских произведений (Мад­жму‘а-йи асар-и фарси-йи шайх-и ишрак) / Сост. д-р саййид Хусайн Наср и Анри Корбен. Тегеран: Анститу-йи фарансави-йи пажухишха-йи ‘илми дар Иран, 1348/1969.

Сухраварди, Шихаб ал-дин Йахйа. Философия озарения (Хикмат ал-иш­рак) / Пер. саййид Джа‘фар Саджжади. Тегеран: Интишарат-и данишгах-и Тихран, 1367/1988.

Таква, Шахрийар. Лексикография в Индии и Пакистане (Фархангнависи дар Хинд два Пакистан). Тегеран: Идара-йи кулл-и нигариш ва визарат-и фарханг, 1341/1962.

Тамимдари, Ахмад. Религиозный мистицизм и литература при Сафавидах (‘Ирфан ва адаб дар ‘аср-и Сафави). Тегеран: Интишарат-и хикмат, 1372/1993. Т. 2.

Тихрани, Ака Бузург. Ал-зари‘а ила-тасаниф ал-ши‘а: В 8 т. Тегеран: Чап-и Наджаф ва Тихран, 1369/1949.

Фаррманиш, Рахим. Жизнь и творчество ‘Айн ал-Кузата (Ахвал ва асар-и ‘Айн ал-Кузат). Тегеран: Интишарат-и Ибн Сина, 1338/1959.

Фаршидвард, Хусрау. О литературе и литературной критике (Дар бара-йи адабиййат ва накд-и адаби): В 2 т. Тегеран: Амир Кабир, 1363/1984.

Фахри, Маджид. История философии в исламском мире (Сайр-и фалсафа дар джахан-и ислам) / Пер. под ред. д-ра Наср Аллаха Пурджавади. Тегеран: Нашр-и данишгахи, 1372/1993.

Фирдауси, Абу ал-Касим. Шах-нама: В 4 т. Тегеран: Нашр-и катра (на основе московского издания в 9 томах под ред. Са‘ида Хамидийана), 1374/1995.

Фурузанфар, Бади‘ ал-Заман. Источники сказаний и притч Маснави (Ма’а­хиз-и кисас ва тамсилат-и Маснави). Тегеран: Амир Кабир, 1347/1968.

Фурузанфар, Бади‘ ал-Заман. Хадисы Маснави (Ахадис-и Маснави). Тегеран: Амир Кабир, 1361/1982.

Фурузанфар, Бади‘ ал-Заман. Слово и поэты (Сухан ва суханваран). Тегеран: Интишарат-и хваразми, 1350/1971.

Халаби, ‘Али-Асгар. История философии в Иране и в исламском мире (Тарих-и фалсафа дар Иран ва джахан-и ислам). Тегеран: Интишарат-и асатир, 1372/1993.

Ханлари, Парвиз. Метрика персидского стиха (Вазн-и ши‘р-и фарси). Тегеран: Бунйад-и фарханг-и Иран, 1345/1966.

Хатиби, Хусайн. Искусство прозы в персидской литературе (Фанн-и наср дар адаб-и парси). Тегеран: Интишарат-и зуввар, 1366/1987.

Хатами, Ахмад. История персидской литературы в эпоху литературного Возвращения (Тарих-и адабиййат-и Иран дар даура-йи базгашт-и адаби): В 2 т. Тегеран: Интишарат-и пайа, 1373/1994.

Хафиз Ширази, Шамс ал-дин Мухаммад. Поэтический диван (Диван-и аш‘ар) / Ред. Мухаммад Казвини и Касим Гани. Тегеран: Нашр-и нигах, 1372/ 1993.

Хидайат, Риза-Кули-Хан. Собрание красноречивых (Маджма‘ ал-фуса­ха) / Сост. Музахир Мусаффа. Тегеран: Амир Кабир, б. г.

Хидайат, Риза-Кули-Хан. Рийаз ал-‘арифин / Сост. Михр ‘Али Гургани. Тегеран: Махмуди, 1344/1965.

Хидайат, Садик. Песни Хайяма (Таранаха-йи Хаййам). Тегеран: Амир Ка­бир, 1346/1967.

Хума’и, Джалал ал-дин. Газали-нама. Тегеран: Китабхана-йи Тихран, 1315/ 1936.

Хума’и, Джалал ал-дин. Искусство красноречия и литературных тропов (Фунун-и балагат ва сана‘ат-и адаби). Тегеран: Нашр-и Хума, 1371/1992.

Хума’и, Джалал ал-дин. Комментарий к Маснави Маулави (Тафсир-и Маснави-йи Маулави). Тегеран: Нашр-и агах, 1360/1981.

Хусайни, Хасан. Бидил, Сипихри и индийский стиль (Бидил, Сипихри ва сабк-и хинди). Тегеран: Суруш, 1368/1989.

Шайган, Дарйуш. Анри Корбен / Пер. Бакир Пархам. Тегеран: Нашр-и фарзан, 1373/1994.

Шамиса, Сирус. Изучение стилей поэзии (Сабкшинаси-йи ши‘р). Тегеран, Интишарат-и Фирдауси, 1374/1995.

Шамиса, Сирус. Литературные жанры (Анва‘-и адаби). Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, 1372/1993.

Шамиса, Сирус. Развитие газели в персидской поэзии (Сайр-и газал дар ши‘р-и фарси). Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, 1369/1990.

Шамиса, Сирус. Развитие руба‘и в персидской поэзии (Сайр-и руба‘и дар ши‘р-и фарси). Тегеран: Интишарат-и аштийани, 1363/1984.

Шамиса, Сирус. Собрание статей по вопросам стилей (Куллиййат-и саб­кшинаси). Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, 1372/1993.

Шамс Лангруди, Мухаммад. Школа Возвращения (Мактаб-и базгашт). Тегеран: Чап-и синаубар, 1372/1993.

Шамс-и Кайс Рази. Свод правил поэзии ‘Аджама (ал-Ма‘джам фи ма‘а’ир ал-аш‘ар ал-‘Аджам) / Ред. Сирус Шамиса. Тегеран: Интишарат-и Фирдауси, 1373/1994.

Шафи‘и Кадкани, Мухаммад-Риза. Бичи суфия (Тазийанаха-йи сулук). Те­геран: Нашр-и агах, 1372/1993.

Шафи‘и Кадкани, Мухаммад-Риза. Литературные образы в персидской поэзии (Сувар-и хийал дар ши‘р-и фарси). Тегеран: Нашр-и агах, 1367/1988.

Шафи‘и Кадкани, Мухаммад-Риза. Обнищавший алхимик (Муфлис-и кимйа­фуруш). Тегеран: Интишарат-и сухан, 1372/1993.

ал-Шахристани, Аби ал-Фатх Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим. Народы и секты (ал-Милал ва ал-нихал) / Ред. шайх Ахмад Фахми Мухаммад. Б. м., 1948.

Шахрзури, Шамс ал-дин Мухаммад. Непорочность душ и сад наслаждений (Нузхат ал-арвах ва раузат ал-афрах) / Пер. Максуд-‘Али Табризи; Сост. Мухаммад-Таки Данишпажух и Мухаммад-Сарвар Мулла’и. Тегеран: Интишарат-и ‘илми ва фарханги, 1365/1986.

Ши‘ар, Джа‘фар и Зайн ал-‘Абидин Му’тамин. Избранная поэзия Са’иба Табризи (Гузида-йи аш‘ар-и Са’иб Табризи). Тегеран: Интишарат-и бунйад, 1371/1992.

Ширази, Махмуд Ма‘сум. Пути истин (Тара’ик ал-хака’ик): В 3 т. / Ред. Мухаммад-Джа‘фар Махджуб. Тегеран: Китабфуруши-йи барани, 1345/1966.

 

The Encyclopaedia of Islam. Leiden, New Edition, 1983. V. II.

Affifi, A. The mystical philosophy of Ibn al-‘Arabi. Cambridge, 1938.

Nicholson, R. Studies in Islamic Mysticism. Cambridge, 1921.









Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 842. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия