Студопедия — Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы






Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского университе­та. Однако уже через год он покидает богословский факультет и переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля в университете. В 1827—1828 гг. он начинает сомневаться в истинности гегелевского учения о логической основе природы. Тем не менее в своей диссер­тации «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828) он все еще стоит на позициях объективного идеализма. В 1828 г. Фейербах начинает преподавательскую деятельность в Эрлангенском университете, откуда его увольняют через два года за опубликова­ние «Мыслей о смерти и бессмертии», в которых он отвергает личное бессмертие и утверждает, что бес­смертны лишь великие деяния человеческого разума.

С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (пре­имущественно в деревне), публикуя свои философские труды, в которых он постепенно отходит от гегелевской философии. Подобно Штраусу и Б. Бауэру он ставит своей целью критику религии, освобождение человека от порабощающего его религиозного сознания. К 1839 г. Фейербах окончательно порывает с идеализмом. В ра­боте «К критике философии Гегеля» он уже материа­листически решает основной вопрос философии и рас­сматривает природу, бытие, материю как реальность, которая с необходимостью порождает мыслящий разум. В 1841 г. выходит главный труд Фейербаха — «Сущность христианства». Впечатление, произведенное этой книгой, было огромно, В последующие годы он опубликовал «Предварительные тезисы к реформе филосо­фии» (1842), «Основные положения философии буду­щего» (1843), В революции 1848 г. он не принял ак­тивного участия и отказался баллотироваться в Нацио­нальное (Франкфуртское) собрание.

В пореволюционный период Фейербах опубликовал ряд новых работ, которые, впрочем, не привлекли к себе внимания. Буржуазия отвернулась от своего вы­дающегося мыслителя. Что же касается пролетариата, то он уже в меру своей сознательности и организован­ности становился под идейное знамя Маркса и Энгельса,

В конце своей жизни Фейербах обратил свой взор к научному социализму, Он изучал «Капитал» Марк­са, а в 1870 г. стал социал-демократом, но на пози­ции диалектического и исторического материализма так и не смог перейти.

Фейербах о задачах и предмете «новой философии»

Фейербах рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувст­венной деятельности и потребностей, то «новая философия», или «философия будущего» — так называет Фейербах свое учение, — исходит из того, что реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же в свою очередь продукт природы.

Отвергая противопоставление умозрительной фило­софии эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы философия также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Филосо­фия должна заключить союз с естествознанием.

Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле осуществить то, что ре­лигия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реаль­ных возможностей в достижении счастья.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фей­ербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разре­шение. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, — пишет Фейербах, — когда основа­нием, субъектом этого единства берется человек» (Л. Фейербах.Избранные философские произведения в двух томах, т. I. M., 1955, стр. 199 ).

Науки, изучающие деятельность человека, позволя­ют полностью вскрыть несостоятельность спекулятив­но-идеалистического представления о мышлении и ду­ховном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материаль­ными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т. д. Человек неотделим от природы, следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность. «Новая философия, — пишет Фейербах, — превращает человека, включая и природу как базис человека, в единствен­ный, универсальный и высший предмет философии, пре­вращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Там же, стр. 202).

Таким образом, Фейербах стремится разработать материалистическую систему взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Конечно, такое по­нимание предмета материалистической философии носит односторонний характер, но в борьбе против идеа­листического гегелевского учения о божественности мышления оно сыграло прогрессивную роль.

Фейербах возражал против характеристики своего учения как материалистического в особенности пото­му, что в 50—60-х годах XIX в. в немецкой буржуазной философии подвизались так называемые вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт), ко­торые рассматривали мышление как особого рода ве­щество, выделяемое мозгом. Отмежевываясь от этих вульгаризаторов материалистической философии, Фей­ербах отказывался и от самого названия «материа­лизм», что свидетельствовало о его непоследовательно­сти в борьбе против идеализма.

Характерную особенность антропологического ма­териализма Фейербаха составляет отрицание дуализ­ма тела и души, признание и обоснование материалистического положения о единстве духовного и телесно­го, субъективного и объективного, психического и фи­зического, мышления и бытия.

Антропологизм Фейербаха не сводится лишь к определенной постановке и решению основного вопроса фи­лософии. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по мысли Фейербаха, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Но что такое эта сущность? Это, но Фейербаху, прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообра­зие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью и т. д. Речь идет, следовательно, о том, чтобы рассматривать различные формы общест­венного сознания, в первую очередь религию, с точки зрения заключающегося в них жизненного содержания. В этом отношении Фейербах идет дальше предшествую­щих материалистов, которые утверждали, что религия есть совокупность фантастических представлений и по­тому она лишена реального содержания. Фейербах же сводит сверхъестественное к естественному, фантастическое — к реальному, сверхчувственное — к чувствен­ному; в этом основная черта его антропологического метода.

Антропологизм Фейербаха заключает в себе зачатки материалистического понимания истории, попытки ма­териалистического истолкования религии как отра­жения реальной жизни людей. Однако эту реаль­ную жизнь людей, сущность человека Фейербах по­нимает абстрактно, вне связи с определенными исто­рическими общественными отношениями, классовым делением общества.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия