Студопедия — Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен






С середины XIX в. феодальный Китай начал превра­щаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния ино­странных держав и предательская политика маньчжур­ской династии вызвали резкое недовольство передовых сил страны. После поражения Китая в «опиумной» войне с Англией это недовольство вылилось в открытое крестьянское восстание, вошедшее в историю под на­званием восстания тайпинов (1851 —1864). В создан­ном тайпинами на освобожденной от маньчжурского владычества территории «Небесном государстве» были проведены прогрессивные реформы, и в первую очередь земельная. В силу ряда исторических причин Тайпинское восстание было подавлено. Однако оно явилось мощным толчком в идейной жизни китайского народа. Революционная программа демократических преобразо­ваний, которую пытались осуществить тайпины, стала злободневной для Китая, а идея равенства, проповедуе­мая тайпинами, на протяжении десятилетий оставалась самой революционной идеей крестьянского движения. В этих условиях в 90-е годы возникает реформаторское движение, которое также было подавлено (1898). Оно сыграло прогрессивную роль и революционизировало передовые слои китайского общества.

Одним из передовых идеологов-реформаторов был Тань Сытун (1865—1898). Продолжая лучшие традиции многовековой материалистической философии Китая, Тань Сытун, хорошо усвоив естественнонаучные знания того времени, пытался на их основе создать свою фило­софскую систему. В книге «Женьсюэ» («Учение о гу­манности») Тань Сытун связывает традиционное в ки­тайской философии понятие ци с понятием эфира, за­имствованным им из европейской науки. Материальную субстанцию он называет итай. Итай — это нечто незри­мое, вездесущее, оно существует вечно и находится в беспрерывном движении и изменении. Количество этой субстанции итай в мировом пространстве не увеличи­вается и не уменьшается. Материальный мир, в основе которого лежит итай, постоянно обновляется, в нем непрерывно происходит смена старого новым. Источник вечного движения и изменения вещей — две противодействующие друг другу силы, внутренне присущие материальной субстанции итай. Тань Сытун отрицал ка­кую бы то ни было зависимость итай от сверхъестест­венных сил, однако придерживался учения гилозоизма Так, он приписывал электричеству способность ц функцию человеческого мозга.

Философский материализм Тань Сытуна был теоре­тической основой его общественно-политических взгля­дов. Поскольку материальный мир находится в вечном изменении, говорил Тань Сытун, должно постоянно об­новляться и человеческое общество как его составная часть. Он считал, что китайский феодализм уже отжил свой век и должен уступить место новому общественно­му строю, основанному на принципах всеобщего равен­ства. Тань Сытун проповедовал идею братства и мира между народами и мечтал о наступлении такого време­ни, когда на всем земном шаре «не будет государств, не будет войн... не будет господства и деспотизма», ког­да «каждый человек будет свободным и в обществе не будет разницы между благородными и подлыми, бедны­ми и богатыми».

Самым выдающимся революционером Китая конца XIX — первой четверти XX в. был Сунь Ятсен (1866 — 1925). Свои основные идеи Сунь Ятсен воплотил в зна­менитых трех принципах, впервые сформулированных им в 1907 г.: национализм (консолидация нации в борь­бе за освобождение от маньчжурского владычества), демократизм (создание республиканского строя) и прин­цип народного благосостояния (уравнение прав на зем­лю посредством национализации земли). Учение Сунь Ятсена выражало стремление китайского народа покон­чить с феодальным и империалистическим гнетом и соз­дать свободное, независимое китайское государство.

Экономическая программа Сунь Ятсена объективно открывала перед Китаем путь капиталистического раз­вития, хотя сам он считал, что осуществление его эко­номической программы в Китае может «предупредить» развитие капитализма.

В философских взглядах Сунь Ятсена сильна мате­риалистическая тенденция. Он был сторонником теория Дарвина о происхождении видов и положительно отно­сился к его теории эволюции. Однако в учении Сунь: Ятсена имеются элементы эклектики, немало противо­речивых моментов. В ряде вопросов (например, искус­ственная классификация людей на три группы по интеллектуальным данным, виталистическое учение о так называемом жизненном элементе и др.) Сунь Ятсен придерживался идеалистических взглядов.

Учение Сунь Ятсена, несмотря на его противоречи­вость и непоследовательность, было большим шагом вперед в общественной мысли Китая нового времени. Характерно для этого учения то, что в ходе революци­онной борьбы оно постоянно обогащалось, освобожда­ясь от былой ограниченности.

Философская и социологическая мысль Сунь Ятсена, который не был последовательным материалистом, бы­ла направлена главным образом на решение задач ос­вободительного движения китайского народа против феодализма и империализма.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в России Сунь Ятсен, пересмотрев свои взгляды, развил дальше свое учение о трех народных принципах, дополнив его тремя политическими установ­ками: сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян в их борьбе за широкую демокра­тизацию всей общественной жизни Китая, союз с СССР.

Сунь Ятсен был искренним другом Советского Сою­за. Он горячо приветствовал Октябрьскую революцию, назвав ее «великой надеждой человечества». Сунь Ят­сен верил в нерушимость советско-китайской дружбы. 11 марта 1925 г., за день до смерти, в «Послании Со­ветскому Союзу» он писал: «Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет при­ветствовать могучий и свободный Китай, когда в вели­кой битве за свободу угнетенных наций мира обе стра­ны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Таким образом, в России, Польше, Болгарии, Сер­бии, Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии в XIX в., в Китае конца XIX—начала XX в. и в ряде других стран, переходивших от феодализма к капитализму, развива­лась революционно-демократическая мысль. Философ­ские воззрения революционеров-демократов России и Других стран Европы носили в большинстве случаев материалистический характер, нередко содержа­ли в себе глубокие диалектические идеи, служил освободительной борьбе народных масс, представляли собой теоретическое обоснование демократической рево­люции, передовой науки и искусства.

В отличие от других философов домарксистского пе­риода революционеры-демократы не были уже одиноч­ками, они так или иначе были связаны с освободитель­ным движением народа, выражали интересы угнетен­ных, по преимуществу крестьянских, масс, хотя круг этих революционеров был сравнительно немногочислен­ным и их философские идеи не могли еще стать знаме­нем широких народных масс. Материалистическая фи­лософия и диалектика революционных демократов была высшим достижением домарксистского материализ­ма. Наиболее последовательные революционные демократы неустанно боролись с разными формами идеа­лизма, вплотную подошли, по выражению В. И. Ле­нина, к диалектическому материализму и остановились! перед историческим материализмом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия