Студопедия — Централизация государственной власти
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Централизация государственной власти






Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны и, в первую очередь, римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Российское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.
Объединение русских земель и окончательное освобождение от татаро-монгольского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.
Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Существование именно этого органа не позволяло великому князю сосредоточить в своих руках абсолютную власть. Старая аристократия была еще сильна экономически и независима, что позволяло ей влиять на великого князя. Значительную роль в государстве стали играть митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы - Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти - приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.
При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. " Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие " вольные слуги" великого князя.
Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать степени их родовитости.
Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу XVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина и до уборки урожая, и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). Из стремления навести порядок в бесконечных переходах крестьян в Судебнике 1497 г. и появляется статья о Юрьевом дне. Но тем самым было положено начало складыванию крепостного права.
Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было " простое", в глазах русских он был только старший среди равных. При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.
Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние. Монгольское влияние - к этому времени более 200 лет на Руси длилось татаро-монгольское иго. В Орде хан был неограниченным правителем.
Русские князья стали перенимать стиль поведения ханов, модель политического устройства Орды. Византийское влияние - вторым браком Ивана III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок - османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать ее замуж за овдовевшего русского правителя. В далекую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.
Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул " Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: " шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

§ 6. Культура формирующейся великорусской народности (XIV - начало XVI в.)

Нет в эпохе средневековой Руси времени страшнее, чем трагический XIII век. На русские земли обрушились татаро-монгольские завоеватели. Многие города были сожжены дотла или разграблены, погибла 1/10 часть населения, из 74 русских городов XII - XIII вв. 49 были разрушены, в огне пожаров погибли храмы, летописи, памятники искусства, художники были убиты или уведены в плен. На Руси исчезли такие виды искусства, как скань, зернь, камнерезное дело. Прекратил свое существование путь " из варяг в греки", прервались связи юга и центра Руси с Западной Европой.
На длительный срок Русь оказалась под мощным воздействием Золотой Орды, стоявшей вне христианского мира. Завоеватели причинили огромный вред русской культуре, но русская культура не погибла. Культурные традиции домонгольского периода имели мощные культурные основания. Русская культура смогла сохранить свой национальный облик и получить дальнейшее развитие, оставаясь европейской по типу и направленности.
Хозяйственное, культурное запустение на Руси продолжалось около 100 лет. Возрождение городов, оживление торговли, культуры начинается в середине XIV века. Победа Руси над Золотой Ордой в 1380 г. на Куликовом поле вызвала подъем национального самосознания. Значительную роль в экономическом, политическом и культурном возрождении русских земель сыграла Москва.
Содержание русской культуры, направление ее развития в XIV - XV вв. определяли две тесно связанных между собой задачи: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства. Одной из ведущих идей в культуре становится идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом.
Фольклор. Во второй половине XIII - XIV вв. продолжало развиваться устное народное творчество. Главной его темой стала борьба против татаро-монгольского нашествия и золотоордынского ига. Появились сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.
Новую жизнь получили старинные былины Киева и Новгорода. С нынешним врагом - татаро-монголами боролись герои Киевской Руси: Владимир Красное Солнышко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Теперь в былинах повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович изгоняли захватчиков. Киев в былинах предстает как воплощение русской государственности, князь Владимир Красное Солнышко в былинах становится " представителем всего Русского государства". Именно былины начинают выражать идею общерусского единства.
В этот же период времени появляется новый жанр устного народного творчества - историческая песня. В отличие от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия конкретно - историческое, хотя сюжет и герои зачастую вымышленные. Главная тема первых военных песен - страдания русского народа. Самой известной исторической песней, в которой наиболее ярко представлены страдания русского народа в период татаро-монгольского нашествия, стала песня " Щелкан Дюдентевич". Она является откликом на восстание в Твери 1327 г. против ханского наместника Чолкана, особо выделявшегося своей жестокостью и наглым произволом. В этой песне Щелкан представлен как типичный носитель зла, характерный представитель ордынской власти. Моральное осуждение Щелкана достигает кульминации в невероятном, гиперболизирующем его злую волю эпизоде: Щелкан убивает родного сына и пьет его кровь " в уплату" за свое назначение наместником в Тверь. Сила воздействия песни о Щелкане на слушателя была невероятно велика.
Страдания русского народа нашли отражения и в своеобразных песнях - балладах. Основная тема их - страдания женщин - полонянок. В них повествовалось об обычных русских женщинах, попавших в татарский плен, об их беззащитности, смирении перед татарским пленом. В исторических песнях воспевается и подвиг простых людей, пытавшихся сопротивляться захватчикам. Одна из таких песен - о Авдотье Рязаночке. Героиня ее - простая горожанка, совершает подвиг: она уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город.
Возникли новые легенды, например, " Сказание о граде Китеже" - цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в оз. Светлояр (в совр. Воскресенском районе Нижегородской области) вместе со всеми защитниками и жителями и таким образом, избежавшим разорения татарами. По преданию, до сих пор в этом озере в тихую погоду можно услышать звон колоколов, а в глубине озера увидеть здания утонувшего города.
Просвещение. В результате татаро-монгольского нашествия грамотности населения был нанесен значительный урон. Но традиции просвещения, книжности, заложенные в период Киевской Руси, оказались прочными. С начала XIV в. вместе с оживлением хозяйственной жизни стали восстанавливаться и расширяться монастырские и церковные школы, в них начала оживляться переписка и создание новых книг. Грамотность была широко распространена не только среди князей, боярства, духовенства, но и среди широких слоев населения. Довольно грамотным было торгово-ремесленное население городов, так как занятие торговлей и ремеслом требовало известных знаний, грамотности. О широком развитии грамотности среди широких слоев населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах (См. дополнительный иллюстративный материал). Грамоты представляют собой частные письма, хозяйственные записи, долговые расписки и т.д. Обнаружение берестяных грамот продолжается, и в настоящее время число их достигает более 800. Большая распространенность берестяных грамот свидетельствует о и том, что они были привычным элементом новгородского средневекового быта, переписка не была профессиональным признаком, она стала повседневным явлением. В Новгороде была также обнаружена деревянная дощечка с вырезанной на ней азбукой от " а" до " я". Вероятно, такие азбуки изготовлялись на продажу и служили учебными пособиями при обучении детей. Уникальной находкой являются учебные тетради новгородского мальчика Онфима (вторая половина XIII в.) 6-7-ми лет, дающие представление о методах обучения чтению и письму в школе того времени.
Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях - " книжниках" содержатся в житиях русских святых XIV - XV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквах, и учителями в них были в основном представители низшего духовенства. В житиях святых, составленных в средние века, указывается, что обучение грамоте начиналось " на седьмом году". Учили письму, чтению по псалтыри и часослову и церковному пению и, возможно, счету, т.е. давали самое элементарное образование. В XV в. такие училища существовали не только в городах, но и в сельской местности.
Книжное дело. Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при них существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице - Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. Книгописные мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.
Развитие книжности и письменного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом, из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строгого " уставного" письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и " скоропись", что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной.
В книжной продукции преобладали богослужебные книги. Наряду с переводными патристическими произведениями в них имелись оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно - назидательной литературой соседствовали произведения светского характера - отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление в этих сборниках статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи " О широте и долготе земли", " О стадиях и поприщах", " О расстоянии между небом и землею", " Лунное течение", " О земном устроении" и т.д. Автор этих статей порывал с представлениями церковной литературы о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии, выписки из сочинений римского ученого и врача II в. Галена.
Русская книга XIV - XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы прошлого и в распространении современных ей произведений идейно - политического звучания.
Литература. Русская литература XIV - XV вв. была тесно связана с темами устного народного творчества. В основном она была посвящена важнейшим проблемам политической жизни Руси.
Летописание. Первое время после татаро-монгольского нашествия русское летописание переживает упадок. В конце XIII - начале XIV вв. оно развивалось в региональных центрах. Со второй половины XIII в. до нас дошло незначительное количество летописей. Летописание стало кратким, более сухим. Наиболее полные летописи составлялись там, куда захватчики не дошли, - Пскове, Новгороде, Смоленске.
С начала XIV в. летописание начинает переживать подъем. Составляются грандиозные общерусские летописные своды, начинающиеся, как правило, с " Повести временных лет", что подчеркивало могущество и величие Руси в прошлом.
В конце XIV в. местное летописание появляется в Москве. Вначале оно также приоритет отдавало местным событиям, но с возрастанием роли Москвы среди русских земель московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер, в нем стала отражаться роль Москвы как центра всех русских земель, как преемницы Киева и Владимира. Постепенно центром летописания становится Москва.
В 1408 г. в Москве был составлен первый Общерусский свод, так называемая Троицкая летопись, названная по имени Троице - Сергиева монастыря, в библиотеке которого она долгое время хранилась. Во время московского пожара 1812 г. летопись погибла. Троицкая летопись начиналась с " Повести временных лет" и доводила рассказ до событий 1408 года. Она включала сообщения о Куликовской битве, нашествиях Тохтамыша, Едигея и др. Летопись проводила идею необходимости объединения русских земель под началом Москвы. Около 1418 г. при участии митрополита Фотия было предпринято составление нового летописного свода (Владимирский полихрон). В этом своде главной идеей был союз московской великокняжеской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов (1456; 1472). Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 года. Все московское летописание пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти.
Гражданская литература. В первой половине XV в., как свидетельство роста национального самосознания, появляются исторические сочинения. К ним относятся хронографы, в которых освещались события как русской, так и мировой истории. Первый хронограф был составлен в 1442 г. выходцем из Сербии Пахомием Логофетом на основании южнославянских, переведенных с греческого, и русских сочинений. Известным сочинением по мировой истории был " Еллинский и Римский летописец". Появление таких произведений свидетельствовало о том, что Русь начинала себя ощущать участницей мирового историко-культурного процесса.
Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть.
В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра - " Повесть о разорении Рязани Батыем". Основную часть ее содержания составляет рассказ о разорении Рязани татарами в 1237 г. и о судьбе княжеской семьи. Автор рисует страшную картину героической гибели рязанского князя с дружиной, княжеской семьи и всех горожан, так и не дождавшихся помощи владимирского князя Юрия Всеволодовича. Автор осуждает великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, осуждает феодальные раздоры как основную причину поражения русских. Особый интерес представляют включенные в повесть два рассказа народнопоэтического происхождения - о гибели князя Федора, его жены Евпраксии и их сына и о Евпатии Коловрате, - раскрывающие трагизм разгрома Руси татаро-монголами. Завершается повесть плачем о павших и рассказом о возрождении Рязанской земли.
Победа над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания. Под ее воздействием возник Куликовский цикл произведений, который объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является " Задонщина" - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы (конец XIV в.). Особенность " Задонщины" заключается в том, что она является своеобразным ответом на " Слово о полку Игореве". В этом произведении сознательно сопоставляются события прошлого (борьба с половцами) и настоящего (борьба с татарами). Победа на Куликовом поле - это возмездие Руси за поражение от половцев в 1185 г., она положила конец господству степняков над Русью, восстановила прежнее могущество и славу Руси.
Еще одним произведением Куликовского цикла является " Сказание о Мамаевом побоище". Это не хроника событий, а своего рода осмысление значительности произошедшего события для всей русской истории. " Сказание" - это глубокие, даже философские размышления о смысле исторического столкновения двух миров: самобытной, отстаивающей право на самостоятельное бытие православной Руси и кочевого мира в лице Золотой Орды. Сама победа на Куликовом поле рассматривается как духовное торжество православной веры над идолопоклонством и магометанством.
Одним из распространенных жанров XIV - XV вв. были жития - повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. В них также проводилась мысль о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви как главном условии усиления Руси. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупных церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего митрополию из Владимира в Москву, Сергия Радонежского, основателя Троице - Сергиева монастыря и др. Особую известность приобрели " Слово о житии Дмитрия Ивановича" и " Житие Сергия Радонежского". " Житие Сергия Радонежского" (от селения Радонеж, недалеко от которого Сергий основал Троице - Сергиев монастырь) было написано Епифанием Премудрым в начале XV в., через 20 лет после кончины преподобного (1393). Следует сказать, что авторитет отца Сергия был необычайно велик на Руси. В те непростые годы вокруг Сергия собрались самые сильные духом люди того времени. Недалеко от Москвы он основал Троицкую обитель, которая со временем стала духовным центром России. Сергия Радонежского называют " собирателем Руси". Он был и большим тружеником, и церковным деятелем, и политиком. В непростое время он неустанно призывал русских князей к единству, мирил их, призывал младших покориться старшим.
Одним из наиболее распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались " хождения" (путешествия) в святые места: Палестину, Царьград, на Афон. Выдающимся памятником русской культуры XV в. было " Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. По воле случая русский купец из Твери оказался в далекой Индии. Его " Хождение" - это живая запись продолжительного и трудного путешествия. Наблюдательный и духовно богатый русский человек оставил много точных и ценных наблюдений об Индии и других странах, встретившихся Афанасию Никитину на пути.
Общественно - политическая мысль. В XIV - XV вв. происходит подъем общественно - политической мысли. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от татаро-монгольского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом " царь". Изменилось и международное положение Руси.
Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. " По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, " вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.
И вот теперь требовалось идеологическое обоснование и стремительному возвышению в русской истории московских князей, и изменившемуся международному положению Руси. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, необходимость существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале XVI в.
Важнейшими стали три идеи.
1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299-1328) и Москве (с 1328). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.
2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется " Сказание о князьях владимирских". В основе " Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем " всеа вселенныа" императором Августом. В " Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в XII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул " цезарь" (на Руси царь).
3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием " Москва - третий Рим". Теория " Москва - третий Рим" была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь в 1453 г. был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, " третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. " Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.
Еретическое движение. В конце XIV - XV вв. в русском обществе происходит накопление практических знаний. Мыслящих людей уже не удовлетворяют религиозные представления о природе и обществе. В обществе, в среде самих церковников появляется критическое отношение к церкви. В конце XV в., по словам современников, в церкви разразилась еретическая " буря". " Буря" вышла за пределы церкви, и споры по острейшим общественным вопросам велись " в домех, и на путех, и на торжищех".
Еретическое движение возникло в Новгороде, Пскове, а затем и в Москве во второй половине XIV в. В 70-е годы XIV в. в среде псковского низшего духовенства возникла псковско - новгородская ересь стригольников. По одной из версий ересь стригольничествополучила свое название от дьяка Карпа, обладавшего " художеством стригольника" - цирюльника. С этой ереси и начались " раздоры" в церкви, сотрясавшие ее и в последующие века. Первопричиной критического отношения к церкви стало недовольство церковным стяжательством, в частности, поставлением клириков " по мзде". А так как " по мзде" поставлялись епископы, митрополиты, и даже сам патриарх константинопольский, то стригольники стали их всех считать незаконными и призывали не принимать ни их учений, ни их священнодействий. В конце концов, они стали отрицать церковную иерархию, основные православные догматы, в том числе и догмат о троичности божества. В конце концов, они дошли до полного разрыва с официальной церковью и пришли к заключению, что только апостолы были истинными пастырями и учителями и только апостольские писания должны служить источником истинной христианской церкви. Они утверждали также, что Христос в свое время не имел своей церкви на земле, поэтому быть проповедником может быть каждый.
Ересь стригольников была подавлена официальной церковью, но недовольство церковью в 1470 - 71 в Новгороде вызвало " ересь жидовствующих". Названа она была так по имени еврея Схарии, прибывшего в Новгород в свите киевского князя. Она имела более широкую социальную и идейную основу, чем ересь стригольников, но в то же время была с ней сходна. Эта ересь вобрала в себя элементы самых разнообразных ересей, переосмысленных на основе Ветхого завета. Но они не были защитниками только ветхозаветной религиозности. В этом учении ярко выразилось просветительское направление. Они выступали за право каждого человека обращаться к мирским знаниям, занимались логикой, астрономией. Ересь стала очень быстро распространяться в Новгороде. В 80-х гг. в Москве образовался кружок " жидовствующих" во главе с посольским дьяком Федором Курицыным. К кружку примкнуло много грамотных людей из знатных лиц, в том числе и невестка великого князя Ивана III Елена, дочь господаря молдавского. Члены кружка подрывали авторитет церкви, отрицали монашество. Великий князь Иван III, стремившийся к абсолютизму, вначале благосклонно относился к членам кружка и не поддавался на требования церковников репрессий в отношении еретиков. Между тем новгородский архиепископ Геннадий начал с еретиками беспощадную борьбу. Несмотря на симпатии Ивана III, церковный собор 1490 г. осудил еретиков. Геннадий привлек на свою сторону известного церковного полемиста Иосифа Волоцкого, который повел борьбу пером. В своем " Просветителе" он доказывал неправильность " нового учения", призывал не верить их покаяниям, преследовать, заточать и казнить их. После раскрытия заговора на его жизнь Иван III стал понимать, к чему может привести вольнолюбие. В придворных партиях происходит перемещение, и на первые роли выдвинулись архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий, сделавшие заявления о необходимости единодержавии. Для Ивана III, боровшегося с боярством и удельными князьями, это было очень важным. Церковный собор 1505 г. также осудил еретиков. Главные их представители были сожжены в клетках, остальные разосланы по тюрьмам.
Существенным звеном в еретическом движении были народные выступления в 50-60-е гг. XVI в. под влиянием идей беглого холопа Феодосия Косого. Он призывал к установлению полного равенства на земле, выводя его из равенства людей перед Богом.
Ересь была раздавлена, но волнение, поднятое ею в обществе, нашло выход в других проявлениях, не имевших ничего общего с ересью. Пришло в движение дворянство, начинавшее осознавать свои интересы в обществе. Казнь еретиков побудила образованных людей того времени взяться за перо. Новгородское движение развернулось в знаменитый спор иосифлян и нестяжателей, выдвинувший имена Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека.
В ходе борьбы с еретиками в церкви возникли два течения: иосифляне и нестяжатели. Первое из этих направлений возглавил игумен Иосифо - Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Вначале он был сторонником теории о превосходстве духовной власти над светской. Что касается монастырской жизни, то он считал, что большую часть дня инок должен проводить не работая, а на богослужении, поэтому монастырям на содержание монашества и помощи бедным нужны села и земли. В целом ряде посланий он отстаивал церковное и монастырское землевладение, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т.д. Одержать верх в споре с нестяжателями ему помогла близость к Ивану III. Он к этому времени осознал нереальность осуществления теории превосходства церкви в государстве и перешел на позиции поддержки великого князя в его борьбе с удельными князьями и выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и ее ответственности перед Богом. Иосиф Волоцкий утверждал, что государь " естеством подобен всем человекам, властию же - Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви. В свою очередь, светская власть должна заботиться о благополучии церкви, которая освящает светскую власть. Иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли.
Основателем второго направления - доктрины " нестяжательства" был Нил Сорский. Он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, в котором с самого основания хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Нил Сорский совершил путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон. На Афоне он пробыл особенно долго, после чего его религиозное мировоззрение окончательно приобрело созерцательный характер. Он стал проповедовать аскетизм и нравственное самоусовершенствование как средство поднятия авторитета церкви. Иночество, по его мнению, должно быть не телесным, а духовным. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Он был противником всякой внешности, считал излишним иметь в церкви дорогие сосуды, украшать церковь, церковь должна иметь только самое необходимое. Важнейшим фактом его биографии стал протест против землевладельческих прав монастырей на церковном соборе 1503 года. Монастырские владения в то время равнялись одной трети всей государственной территории и являлись причиной деморализации монашества. Против Нила Сорского решительно выступил Иосиф Волоцкий. Но окончание борьбы Нил Сорский не увидел, он умер в 1508 г., в самом ее начале.
Борьбу Нила Сорского продолжил его ученик князь - инок Вассиан Патрикеев. Вассиан конкретно поставил вопрос о лишении монастырей их прав и привилегий.
Взгляды Вассиана во многом разделял Максим Грек, прибывший по просьбе великого князя Василия III с Афона в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Он не знал русского языка, но братия посылавшего его монастыря в послании великому князю выразила надежду, что Максим Грек, благодаря своим способностям и познаниям " и русскому языку борзо навыкнот". После выполнения поставленной задачи, несмотря на просьбы, Максим Грек назад отпущен не будет. Он продолжит трудиться в Москве и внесет большой вклад в развитие русской культуры, познакомив русских со многими ранее неизвестными религиозными произведениями. Человек таких познаний не мог вести келейную жизнь, он стал знакомиться с жизнью Москвы. Многообразные проявления московского быта, рез







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1711. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия