Студопедия — О свободе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О свободе






Что же неожиданного вносит сюда свобода творчество?

Она преодолевает последние бастионы социологического натурализма всюду, и в частности в экономике, демонстрируя, что основным богатством общества является творческая свобода человека. Рабы тоталитарных режимов не покладая рук делали муравьиную работу, но воздвигнутые ими монументы – каналы и дамбы, БАМЫ и повороты рек – находятся по ту сторону и мира богатства, и мира Красоты.

Что мы должны в связи с вопросом о свободе уяснить? Чем больше в гражданском обществе автономно действующих субъектов, тем больший круг проблем оно способно охватить своим вниманием, тем успешнее развеществляется мир, обретая человеческое лицо. С этим, в частности, связан современный бум мелкого предпринимательства на Западе. Речь идет о бесконечном множестве альтернативных экономических проектов, которые выдвигают венчурные фирмы, осваивая новые рынки, ресурсы, технологии. Как пишет один итальянский экономист, «… в стране, которая всегда была бедна природными ресурсами, общество сумело произвести в изобилии один продукт – предпринимательство, который с течением лет стал фундаментальным ресурсом.

Моносубъектный характер тоталитарных обществ, где все решения принимаются центральной властью, порождает особого рода дальтонизм: огромное множество проблем, затрагивающих повседневную жизнь людей не замечается и остается бесхозным. Наша административно-командная система семьдесят лет билась над проблемой: как сделать систему предписаний полной и всеохватывающей – такой, которая бы сделала работу миллионов чисто исполнительской, «претворяющей в жизнь» верховные замыслы. Иными словами она озабочена тем, как уменьшить риск от человеческого присутствия в мире, заменив субъекта соответствующим механизмом. В результате хаос нарастает, ибо бесконечный мир не может уложиться в конечную систему предписаний. Принцип самодеятельного гражданского общества реализуется посредством другой, партнерско – субъектной стратегии: через поиски свободного другого, способного осуществить деятельность, которая почему-либо не дается мне (одновременно заинтересовав его тем, в чем я сам творчески неповторим).

Исторические основы белорусской
государственности (Мазец В.Г.)

Развитие белорусской государственности имеет очень богатую более чем тысячелетнюю историю. В отечественной истории имеется большое количество фактов, касающихся развития и формирования правовых взглядов и их практического применения, которые представляют ценность для разработки идеологии белорусской государственности на современном этапе. Поэтому обратимся к процессу эволюции государственности на белорусских землях.

Государством принято считать территориальный, суверенный союз граждан, созданный с целью защиты их жизни, свободы и имущества. В качестве главных признаков государства выступают наличие определённой территории, в пределах которой государство реализует свою власть, а также форм собственности и государственного права.

Сведения о существовании государственности на белорусских землях ещё до нашей эры можно найти в исследованиях античного историка Геродота. В его повествовании о войне персов со скифами в 513 году до нашей эры упоминаются будины и невры, которые в то время населяли белорусские земли. Наличие у будинов и невров царей, отмеченное Геродотом, по мнению авторитетного историка-правоведа И.А.Юхо, являлось свидетельством существования у них определённой политической самоорганизации. О государственных образованиях у восточных славян в начале нашей эры содержатся в Иокимовской летописи.

В IX – XIII вв. на территории Беларуси сформировался ряд княжеств, среди которых необходимо отметить Полоцкое, Туровское, Пинское, Гродненское и др. Система управления в княжествах в целом строилась в соответствии с общеевропейскими средневековыми традициями. Вместе с тем, в ряде городов важнейшим органом самоуправления являлось вече – народное собрание, на котором коллегиально решались важнейшие вопросы общественно-политической жизни. Первые раннефеодальные княжества, существовавшие на территории Беларуси, являются истоком её государственности. Одно из наиболее могущественных княжеств – Полоцкое, во время правления Всеслава Брячиславовича (1044 – 1101) по своей территории превосходило в то время многие западноевропейские королевства.

В условиях борьбы с агрессией крестоносцев и ввиду угрозы монголо-татарского нашествия в первой половине 13 века в верхнем Понемонье возникло белорусско-литовское государственное образование с центром в Наваградке, которое стало ядром мощного европейского государства – Великого Княжества Литовского, Русского, Жемойтского.

Первый князь этого государственного образования – Миндовг (1248 – 1263) – в 1253 году короновался в Наваградке. Великий князь Витень (1293 – 1316) во время своего правления ввёл общегосударственный герб Погоня. Его решение в значительной мере было обусловлено тем, что идея защиты родного края, сфокусированная в традиции народной погони, стала цементирующей государственной идеологией для всех жителей Великого княжества и превратилась в идеологический знак и символ эпохи, а под влиянием европейской геральдики реализовалась в графический символ – герб «Погоня».

Во время княжения Гедимина (1316 – 1341) границы государства охватывали почти всю белорусскую территорию, а его столицей стала Вильня. Включение белорусских земель в состав данного государства имело добровольный характер, оно осуществлялось путём заключения соглашений великих князей литовских с феодалами белорусских земель при сохранении льгот, привилегий и относительной автономии. Государственно-политическое объединение всех земель Беларуси в рамках одного государства обусловило рост этнообразующих связей между различными территориальными частями населения, что содействовало процессу формирования белорусской народности. Вместе с тем активизировались и процессы социально-экономического развития. Основные формы феодального землевладения и основные формы крестьянского землепользования, а также категории феодалов и феодально-зависимого населения сложились в ВКЛ в 13 – 14 вв. Первоначально в ВКЛ, как и в других государствах, существовало право собственности крестьян на землю. К середине 16 века основная масса крестьян была закрепощена и лишилась этого права. На протяжении 15 – 16 веков увеличилось количество городов и местечек, повысилась товарность и продуктивность сельского хозяйства.

Постепенно в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском (ВКЛ) белорусские земли приобрели определяющее значение во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни, а белорусский язык являлся государственным. На белорусских землях было сконцентрировано большинство великокняжеских и государственных имений. Крупные феодалы белорусских земель Олельковичи, Друцкие, Радзивиллы, Сапеги и др. занимали важные государственные посты. Есть все основания рассматривать ВКЛ первой половины 16 века в качестве уникального образца общественно-политического строя, для которого было характерно мирное сосуществование и сотрудничество представителей разных народов и конфессий.

По форме политического строя ВКЛ являлось сословно-представительной монархией, где власть великого князя была ограничена сеймом и радой, что было закреплено соответствующими документами. Важное значение в процессе формированиях правовых основ государственности ВКЛ имел общеземский привилей 1447 великого князя литовского Казимира, который законодательно закреплял территориальную целостность государства и его суверенные права (статья 13), запрещал правительству раздавать государственное имущество и должности иностранцам. В статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. были изложены нормы, которые определяли территориальный состав государства, порядок формирования и деятельности государственных органов, права сословий. Статут 1529 г. предоставлял равные права всему «люду посполитому», независимо от сословного происхождения и конфессиональной принадлежности. При этом законодательно закреплялось принципиальное положение, в соответствии с которым иностранцам запрещалось занимать государственные должности и приобретать в собственность землю в пределах ВКЛ (разд. III., статья 3). В соответствии со Статутом 1566 г. великим князем была дана гарантия «всех князей и панов-рад, как духовных, так и светских, и всех чиновников земских и дворных, шляхту, рыцарство, мещане и всех людей посполитых в Великом княжестве Литовском… заховати при свободах и вольностях» (разд. III, арт.2).

В законодательных актах ВКЛ XV – XVI ст. ст. было закреплено функциональное разделение деятельности различных ветвей власти. Данное обстоятельство даёт основание сделать вывод о воплощении в законодательных актах ВКЛ идеи правового государства.

Под влиянием внешнеполитических обстоятельств, связанных с Ливонской войной, в соответствии с Люблинской унией 1569 года была образована Речь Посполитая. Данное государственное образование являлось федерацией, состоящей из Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. ВКЛ сохранило собственный административный аппарат, своё войско и финансы, законодательство и судебную систему, что было закреплено Статутом ВКЛ 1588 года. Данным Статутом запрещалось приобретение польскими феодалами земли на территории ВКЛ.

В итоге трёх разделов Речи Посполитой в конце XVIII века белорусские земли были включены в состав Российской империи. Царское правительство отрицало существование белорусского этноса, стремилось интегрировать белорусские земли в империю путём насаждения российского дворянского землевладения и проведения политики русификации. В крайне неблагоприятных условиях в 19 веке происходило формирование белорусской нации. Белорусский этнос, лишённый каких-либо форм собственной государственности или хотя бы автономии, оказался беззащитным перед угрозой этнической ассимиляции. С 1840 года было запрещено в официальных документах использовать названия Беларусь и Литва, вместо которых начал употребляться термин Северо-Западный край России. После подавления восстания 1863 – 1864 гг. на белорусских землях был установлен военно-полицейский режим, усилилась русификация края.

Несмотря на усиление ассимиляционных процессов, национальная консолидация белорусов продолжалась. Реальные предпосылки для формирования основ белорусской государственности сложились в годы Первой мировой войны. Глубокий всеобщий кризис и последовавший за ним распад Российской империи благоприятствовали ускорению эволюции национального движения от общей идеи свободной Беларуси к её конкретизации в направлении практического государственно-независимого самоопределения. Национально-освободительные идеи активизировали самосознание многих белорусов: рабочих, военных, тысяч беженцев, которые были объединены в различных белорусских организациях в Петрограде, Москве, Одессе, Киеве и других городах, а также на фронтах Первой мировой войны.

После Февральской революции 1917 года белорусское национальное движение стало активно развиваться и на территории, которая сохранялась под контролем России. Анализ развития белорусского национального движения на протяжении 1917 года даёт все основания сделать заключение о том, что осуществление права на самоопределение с неизбежностью должно было поставить на повестку дня вопрос о создании белорусским народом в той или иной форме своей национальной государственности.

Практическую попытку реализовать национально-государственные идеалы в виде свободной независимой Беларуси белорусские политики предприняли в декабре 1917 года на Всебелорусском съезде. На съезде был представлен фактически весь спектр политических течений белорусского национального движения – от членов революционно-демократических партий до представителей большевиков и левых эсеров. В работе съезда принимали участие 1872 делегата от Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Смоленской губерний.

Подходы делегатов съезда к разрешению социально-экономических и культурных проблем свидетельствовали о приверженности их социалистическим идеям. В резолюциях ряда секций и комиссий съезда была отражена идея социальной справедливости, подчёркивалась необходимость обеспечения равенства граждан, независимо от национального и социального происхождения. При обсуждении многих конкретных проблем делегаты убеждались, что их разрешение в интересах большинства белорусского населения невозможно без организации собственного государства и краевой власти, которая бы могла опереться на реальную вооружённую силу.

В ночь с 17 на 18 декабря 1917 года делегаты съезда обсудили и приняли резолюцию, в соответствии с которой делегаты съезда постановили выделить из своего состава орган краевой власти в лице Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, которому было поручено осуществлять всю полноту власти в Беларуси вплоть до созыва Всебелорусского Учредительного собрания. Всебелорусское Учредительное собрание должно было окончательно закрепить легитимный характер самоопределения Беларуси. Идея самоопределения Беларуси была фактически единогласно поддержана делегатами съезда в качестве альтернативы политике Северо-Западного обкома РСДРП(б) по национальному вопросу. Решение делегатов сьезда о создании краевого органа власти противоречило стремлению Северо-Западного обкома РСДРП(б) сохранить свою монопольную власть в Беларуси, поэтому был осуществлён принудительный роспуск Всебелорусского съезда.

Однако данные меры не могли остановить закономерный процесс национально-государственного строительства в Беларуси. Делегатами съезда на очередном заседании 18 декабря 1917 года было принято решение признать Совет съезда исполнительным органом съезда, в обязанности которого входило проведение в жизнь всех решений и постановлений съезда. Вышеизложенные факты дают нам основание сделать следующие выводы. Всебелорусский съезд, во-первых имел наивысшую в условиях того времени степень легитимности для практической реализации идеи белорусской государственности. Во-вторых, легитимно созданные съездом исполнительные органы имели право принимать абсолютно легитимные решения, которые касались вопросов национально-государственного строительства, и после насильственного разгона съезда.

Оккупация немцами в конце февраля 1918 года большей части территории Беларуси и заключение 3 марта 1918 года Брестского мира оказали существенное влияние на дальнейшее развитие белорусского национального движения. Руководствуясь решениями Всебелорусского съезда, Исполнительный комитет Совета съезда 20 февраля 1918 года провозглашает себя временной властью на Беларуси, что и было зафиксировано в Первой Уставной Грамоте. Было создано также и правительство – Народный Секретариат во главе с Иосифом Воронко. Заключение Брестского мира без учёта интересов белорусского народа ускорило процесс политического самоопределения Беларуси.

9 марта 1918 года была принята Вторая Уставная грамота, которая провозгласила Беларусь Народной Республикой, а также целый ряд демократических свобод: свобода слова, печати, собраний и забастовок, неприкасаемость личности и жилья. Была продекларирована отмена частной собственности на землю, которая передавалась без выкупа тем, кто её обрабатывает. Собственностью БНР были объявлены лесные и водные ресурсы, а также недра земли.

Провозглашение Белорусской Народной Республики явилось свидетельством наивысшего подъёма белорусского национального движения. Вместе с тем, провозглашение БНР явилось только начальным этапом на сложном пути национально-государственного строительства.

Провозглашение 25 марта 1918 года независимости Белорусской Народной Республики было исторической закономерностью, логическим и необходимым звеном в борьбе за практическую реализацию идеи национальной государственности.

Таким образом, уставными грамотами были провозглашены политические и социальные основы Белорусской Народной Республики как демократического, социально-правового государства. Идея создания правового, социально ориентированного государства, сформулированная в Уставных грамотах БНР, не утратила своей актуальности и в нынешних условиях. Провозглашение Белорусской Народной Республики произошло в очень сложных, противоречивых и весьма неблагоприятных геополитических обстоятельствах. Достигнуть реальной государственной независимости, когда территории страны находятся оккупационные войска, не представляется возможным.

Вместе с тем, провозглашение Белорусской Народной Республики и деятельность её органов явились одним из факторов, вызвавшим провозглашение 1 января 1919 года на шестой Северо-Западной конференции РКП(б) в Смоленске белоруской государственности на советской основе – БССР. Однако уже в начале февраля 1919 года на Первом Всебелорусском съезде Советов наряду с признанием независимости принимается решение о фактической ликвидации БССР путём передачи Смоленской, Витебской и Могилёвской губерний в состав РСФСР и слияния Белорусской с Литовской ССР. Повторное провозглашение БССР состоялось 31 июля 1920 года. Территория возобновлённой БССР после заключения Рижского мира включала шесть уездов Минской губернии с населением 1, 4 млн. человек. Политическая и экономическая жизнь Беларуси находилась под строгим контролем центральных партийных органов. Несмотря на дважды провозлашённую и признанную правительством РСФСР независимость БССР, её суверенитет постепенно уменшался. Произошло это в результате заключения в 1922 году договора о создании СССР. Вместе с тем БССР сохранила определённую самостоятельность в развитии культуры, образования и частично экономики. Проведение политики белорусизации содействовало усилению консолидационных процессов белорусской нации. В конце 1920 – начале 1930-х г. происходит трансформации авторитарного однопартийного режима в тоталитарный, которая сопровождалась централизацией управления экономикой и полной ликвидацией суверенитета республик и массовыми репрессиями представителей белорусской национальной интеллигенции. Процесс уничтожения суверенитета союзных республик был официально закреплён конституцией СССР 1936 года. В 1945 году БССР стала членом ООН и формальным субъектом международного права, однако этот факт не привёл к получении республикой реального суверенитета. Послевоенная национальная политика центра характеризовалась усилением русификаторских тенденций, которые привели к деформации национального самосознания значительной части населения Беларуси. Таким образом, БССР в составе СССР обладала только формальным суверенитетом.

В 1991 году после распада СССР, была провозглашена Республика Беларусь, и белорусский народ получил реальную возможность построения суверенного, независимого государства.

Идеология и социальная мифология
(Алпеева Т.М.)

Развитие и функционирование всех исторических типов общества, имеющих сложную социально-политическую иерархизированную структуру, взаимопереплетающиеся и взаимоисключающиеся совокупности интересов и потреб­ностей различных общественных субъектов, было бы про­сто немыслимо без определенных объединяющих их интересов, мировоззренческих универсалий. Но как они возникают и, самое главное, почему они осознаются агентами в качестве общих, единых и необходимых для реализации в данных исторических условиях. Проблема достаточно сложная. На уровне обыденного сознания эта «объективность» интереса не воспроизводится, «а материальные связи и отношения, выходящие за рамки межличностных и групповых контактов, не фиксируются»[1]. В то же время осуществление деятельности в пределах конкретной социальной системы развертывается на основе сознания ее субъектами единых интересов и потребностей в качестве целей и мотивов действий. А оно может быть не только различным, но и противоположным у разных субъектов действия. Следовательно, возникает необходимость выработки некоего общего интереса, объединяющего действия различных социальных и политических слоев и групп в единой системе социальной деятельности. И если эта проблема в средневековых обществах решалась с помощью мировоззренческого универсализма религии, то в даль­нейшем ее реализация перемещается в идеологию. Хотя даже в современных обществах говорить о полном исчез­новении значения религиозных универсалий в устранении мировоззренческого партикуляризма не приходится. Од­нако совершенно очевиден тот факт, что функция интег­рации социальных субъектов сегодня реализуется в сфере идеологии. Отличительной особенностью является то, что она осуществляет эту функцию с помощью продуцирования мифов. Назначение идеологических мифов, следова­тельно, состоит в «систематизации политических и социальных ценностей, образцов социальной и политической реальности для объединения материальных интересов групп, противостоящих друг другу».[2] Их функционирование в качестве мировоззренческих универсалий обеспечивает на некоторое время стабильность развития социальной системы в целом и отдельных ее структур, обусловливает привилегированное положение определенных общественных слоев и групп. В этой связи два масштабных идеологических мифа Европы XX в. – фашистский миф о превосходстве арийской расы и миф о реальном социализме – наиболее показательны.

Идеологические мифы представляют собой результат рационализированной квазинаучной обработки первич­ных образований сознания, маскирующей подлинные ин­тересы социального субъекта. Они предстают как концептуально оформленные системы социально-полити­ческих идей, фальсифицирующие и извращающие обще­ственные явления и процессы с позиций интересов господствующих социальных сил, предназначенные для усвоения массовым сознанием в целях стабилизации и укрепления существующих политических порядков. Соци­ально созданные, рационализированные идеологические мифы призваны скрыть подлинные интересы определен­ных общественных сил посредством оправдания противо­речий и катаклизмов, присущих социальному строю, представить их массовому сознанию как случайность или, наоборот, социальную необходимость, изменить которую человек не в состоянии. Например, Данэм указывает, что современное общество характеризуется тремя особенно­стями, которые идеологические мифы призваны скрыть: это экономическое неравенство, социальное неравнопра­вие, невозможность достижения общественного изобилия. Чтобы люди не стремились к этим целям, нужны идеоло­гические доктрины, которые бы обосновали неосуществи­мость целей или их нежелательность.[3] Указанные Данэмом особенности современного общества и необходи­мость их сокрытия с помощью мифотворчества характерны для любых обществ. И в этом плане они представляют собой инвариантные структуры идеологических мифов. Хотя, разумеется, в зависимости от политических режимов конкретное их наполнение будет различным.

Итак, функция интеграции индивидов в общественную систему, навязывая им господствующие отношения как смысл и цель их жизнедеятельности, в структуре духовного производства[4] осуществляется с помощью идеологических мифов. Кроме того, последние можно рассматривать как явление, обусловленное объективной необходимостью взаимосвязи «верхов» и «низов» общества. Г.Лебон в своем труде «Психология социализма» (1898 г.) указывал на троичность формулы «масса – миф – вождь», лежащей в основе идеологии и политики. Осо­бенность развития массового сознания он видел в стрем­лении масс двигаться в направлении цезаря. В случае их совпадения с идеями вождя создается благоприятная по­чва для реализации программы гениев. Бессилие масс в их собственных стремлениях, направленных на улучшение положения (они имеют самые наивные и смутные пред­ставления о способах и средствах, которые могли бы слу­жить изменению ситуации), привело к формированию устойчивого психологического стереотипа (исторически трансформировавшегося в бессознательный архетип), суть которого в том, что дефицит возможностей масс за­менялся верой в возможности гениев, вождей.[5] Воспро­изведению и воспроизводству этой веры способствует идеологический миф. От христианства до наших дней ми­фы нацеливают сознание людей на то, что воцарившееся в мире зло может быть уничтожено с появлением внешней силы – Христа, или реального мессии – пролетариата, который на место злой и несправедливой иерархии поста­вит иерархию, творящую добро. Как верно заметил Ж. Сорель, «масса и миф принадлежат друг другу. Масса создается при помощи мифа. Точнее говоря, миф порож­дает общность людей, так как он направлен в самое сер­дце человека... Он ликвидирует изоляцию человека... Он осуществляет дело координации человеческих действий... Oн помогает возникнуть согласию. Миф – организующее начало. От него исходит вдохновение, которому человече­ство обязано своим существованием и величием. Миф дополняет и укрепляет ту веру, на основе которой совершаются великие исторические дела».[6]

Таким образом, идеологический миф, реализуя интегрирующую и стабилизирующую функции, представляет собой концептуально оформленную систему идей, форми­рующую обобщенный, иллюзорный образ социального бы­тия, воспринимаемый историческими субъектами в качестве единственной реальности. Особенность этих псевдорациональных идеологических конструкций в том, что их «категории» непосредственно переносятся на явле­ние без проверки, верификации, т.е. такие чисто прагма­тические концепты являются скорее «идеологией практического действия». Природа и степень всеобщности этих клише может колебаться от культурных универсалий до стандартов социальных групп. Социальная жизнь на­полнена такого рода «привидениями мысли», которые об­ретают в высшей степени вид реальности в головах их носителей. Эти конструкции реально функционируют и формируют внутренний мир. Их проникновение в практи­ческое мышление и поведение связано с идеологическим давлением на личность. «Идеологический миф заставляет не просто в себя верить – в него очень хочется верить самому, дабы остаться в здравом уме и в состоянии пси­хологической стабильности».[7] В результате из области «ложного» идеологического сознания человек не способен вырваться ни в какой ситуации и обречен на неподлинное поведение. Индивид в нем выступает как соучастник и проводник осуществляемой над ним духовно-идеологиче­ской манипуляции. Наличная социальная организация подчиняет его внутренний мир лишь потому, что в страхе перед ее репрессией он соглашается на полусознательное самовнушение.[8] В этой связи специфика идеологическо­го мифа состоит в том, что он предстает как квинтэссен­ция политических, правовых, нравственных, религиозных, философских идей, синтезированных в единую концепцию, подчиняющуюся главной мифологеме, содержание кото­рой определяется направленностью социальных интере­сов экономически господствующих субъектов. Их апологетика составляет тот архитектурный остов, на ко­тором строится идеологический миф.

Учитывая то обстоятельство, что социальный интерес является центральным в идеологическом мифе, остано­вимся более подробно на его анализе. Использование ка­тегории «интерес» в объяснении процессов общественной жизни впервые было предпринято в философских теориях французских материалистов XVIII в. Гельвеция, Гольба­ха, Дидро. В интересе они обнаружили реальное основа­ние общественной жизни в целом, ее политики, нравственности и т.д. Гельвеций по этому поводу писал, что «если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть духовный волшебник, изменяющий в глазах всех живых существ вид всякого предмет».[9] В противоположность французским материалистам, сводив­шим социальный интерес к чувственной природе челове­ка, Гегель, например, интерпретировал эту категорию как нечто большее, чем содержание намерения и сознания; и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в ис­тории через бесконечное многообразие потребностей и ин­тересов. «Ближайшее рассмотрение истории, – писал Гегель, – убеждает нас в том, что действия людей выте­кают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль».[10] В марксистской фи­лософии социальный интерес рассматривается как фено­мен, несводимый только к экономическим потребностям (хотя в конечном итоге интересы любой социальной груп­пы обусловлены их экономическим положением). Содер­жание интересов гораздо шире экономических потребностей, так как в них находит отражение отноше­ние той или иной социально-классовой общности ко всей совокупности материально-духовных ценностей. Будучи выраженными в определенной системе идей, теорий, в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакций, соци­альные интересы пронизывают и общественную психоло­гию. Принципиальное теоретико-методологическое значение имеет выявленная марксизмом связь между ин­тересами и идеологией. «Идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса»[11], – пи­сал Маркс. И вот здесь встает вопрос отделения крите­рия, на основании которого можно было бы дифференцировать подлинные, истинные интересы и лож­ные. Как пишет А.Ципко, «что, к примеру, давало основа­ние Сталину полагать, что большие фабрики зерна суть подлинные интересы крестьянства, а привязанность к сво­ему клочку земли – мнимые, ложные интересы?»

Сталин, как и Троцкий, апеллировал к «великой исто­рической задаче», к идее создания общества, где не будет крестьян. Но ведь сама мысль о подобной великой цели относится к разряду гипотетических идей марксизма[12]. Критерий, представленный марксизмом, как выявила об­щественно-историческая практика, не может рассматри­ваться в качестве универсального и единственно верного. Как известно, истинность социальных интересов тракто­валась Марксом, Энгельсом и Лениным как соответствие интересам тех общественных сил, которые определяют прогрессивную направленность развития общества и тем самым способствуют реализации объективных законов. Поскольку таким законом был определен закон револю­ционной смены буржуазной общественно-экономической формации коммунистической и главной силой, реализую­щей его, был выдвинут пролетариат, то естественно, что его интересы, направленные на уничтожение старого строя и строительство нового (т.е. как соответствующие объективному ходу общественного процесса), полагались как единственно истинные и подлинные. В соответствии с этой схемой определялись истинность и ложность интере­сов классов прошлых эпох, например, интересы нарожда­ющейся буржуазии рассматривались как истинные, феодалов – как ложные и т.д. И если данный ход мысли вполне адекватен предшествующему Марксу историче­скому развитию, то в его попытках моделирования буду­щего он ведет к утопизму. Обнаруживается это, прежде всего в том, что центральным звеном этой модели, ее бетонным каркасом выдвигается идея пролетариата как субъекта социалистической революции и общественного прогресса. Данный вывод Маркса, пожалуй, стал основой дальнейшей мифотворческой деятельности в теории и по­литике. Мифоутопичность самой идеи обнаруживается в противоречивости самих рассуждений Маркса. Так, в ранних своих работах, анализируя качественное состоя­ние пролетариата, исходя из экономических отношений капитализма, Маркс справедливо рассматривает его как продукт разложения буржуазного строя, он понимает, что действительный смысл уничтожение частной собственно­сти будет иметь тогда, когда оно совершится духовно развитым, цивилизованным пролетариатом. А в первом томе «Капитала» Маркс уже связывает социалистиче­скую революцию с обнищанием и пауперизацией боль­шинства рабочего класса.[13] «Маркс, – писал Э. Бернштейн, – излагает теорию переворота, в которой говорится не о силе и зрелости пролетариата, а о его вырождении и рабстве».[14]

Противоречие между учением о социализме и учением о субъекте социалистической революции было отмечено П.Струве: «Свое эмпирическое основание «теория крушений» нашла у Маркса в учении о естественно-необходимом обнищании народных масс с течением капиталистического развития... И если бы это учение было правильно, его правильность была бы только доказательством против возможности социализма, само высвобождение пролетариата и прогресс культуры, таким образом, против возможности марксовского социализ­ма».[15] Как показала практика, пророком оказался П. Струве, а отнюдь не Маркс. Его же идеи провоцирова­ли реализацию самых агрессивных инстинктов людей, обозленных и обездоленных, жаждущих мести и разру­шения, а не созидания. Тем более странной представля­ется логика Маркса, что исторический опыт уже продемонстрировал силы агрессии в социальном дейст­вии. И тот же Маркс писал, что «весь французский тер­роризм был не чем иным, как плебейским способом разделаться с врагами буржуазии, с абсолютизмом, фео­дализмом, мещанством»[16], а Ленин еще в 1905 г. призы­вал «разделаться с царизмом по-якобински, или, если хотите, по-плебейски»[17]. Апогеем утопизма учения о субъекте революционного переустройства общества был вывод о необходимости диктатуры пролетариата. Еще в 20-е годы С.Л.Франк в связи с этим отмечал, что причины крушений наших мечтаний заключаются не только в оши­бочности самого плана спасения, а «прежде всего в не­пригодности самого человеческого материала «спасителей» (будь то вожди движения или уверовавшие в них народные массы, принявшиеся осуществлять воображаемую правду и истреблять зло): эти «спасители», как мы теперь видим, безмерно преувеличивали в своей слепой ненависти зло прошлого, зло всей эмпирической, уже осуществленной, окружавшей их жизни и столь же безмерно преувеличивали в своей слепой гордыне свои собственные умственные и нравственные силы; да и сама ошибочность намеченного ими плана спасения проистека­ла, в конечном счете, из этой нравственной их слепоты. Гордые спасители мира, противопоставлявшие себя и свои стремления как высшее разумное и благое начало злу и хаосу всей реальной жизни, оказались сами прояв­лением и продуктом – и притом одним из самых худших – этой самой злой и хаотичной русской действительности; все накопившееся в русской жизни зло, ненависть и невнимание к людям, горечь обиды, легкомыслие и нравственная распущенность, невежество и легковерие, дух отвратительного самодурства, неуважение к праву и правде – оказались именно в них самих, мнивших себя высшими, как бы из иного мира пришедшими спасителями России от зла и страданий»[18].

Таким образом, в основе обоснования истинности и приоритетности интересов рабочего класса лежала мифоутопическая по своей сути концепция, которая имела огромное фундаментальное значение в деле ее практической реализации. Это был прямой путь к тоталитаризму и насилию, завуалированный высокими, мифоутопическими идеями защиты интересов пролетариата и всех трудящихся, соответствующих якобы объективному ходу исторического прогресса. Как следствие реализации главной мифологемы марксизма не только рабочий класс, но и общество в целом достигло результата прямо противоположного замыслам теоретиков. Иллюзорность идеи праведности интересов пролетариата, находясь в глубо­ком противоречии с действительностью, с социальным опытом человечества, постоянно требовала его снятия. Но мифологизированное общественное сознание в состоянии было сделать это только одним способом – созданием новых мифов.

Идеология, выражая и защищая интересы определен­ных социальных сил не может быть беспристрастной и объективной. А это обстоятельство детерминирует в большей или меньшей степени (что зависит от политического режима) сознательное искажение истины и неадекватное отражение наличного социального бытия в угоду корыст­ным целям







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 625. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия