Студопедия — От присваивающего хозяйства к производящему
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От присваивающего хозяйства к производящему






ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА. В проис­хождении производящего хозяйства много неясного. До сих пор остает­ся нерешенным вопрос: возникло ли оно где-то в одном месте и отсюда было заимствовано другими народами или же в разных местах планеты его возникновение происходило самостоятельно. Долгое время считалось бесспорным, что от присваивающего хозяйства человек сначала перешел к скотоводству и только потом к земледелию. Сейчас большинство ис­следователей склоняется к мнению, что в разных регионах в зависимос­ти от местных условий в качестве первой отрасли производящего хозяй­ства могли возникнуть и скотоводство, и земледелие.

Наиболее ранние следы земледельческого производства, относящи­еся к 10-9 тыс. до н. э., обнаружены в Таиланде. Первыми одомашнен­ными растениями здесь стали овощные культуры и плодовые деревья. Между тем фрукты и овощи относятся к числу скоропортящихся продук­тов. Поэтому их культивирование хотя и делало возможным сокращение хозяйственной территории, ' которая могла обеспечить существование человека, но не позволяло создавать запасы пищи и тем самым не устра­няло прежней зависимости человека от природы.

Совершенно иное значение в этом отношении имело окультурива­ние злаков, которые могут храниться на протяжении долгого времени. Как установил советский ботаник Николай Иванович Вавилов (1887-1943), на планете существовало восемь центров произрастания диких злаков: Северная Африка, Передняя Азия, Центральная Азия, Индостан, Восточные Гималаи, Индокитай, Центральная Америка. Поэтому только здесь кризис присваивающего хозяйства мог привести к возникновению земледелия.

В отличие от фруктов и большинства овощей употребление злаков в пищу предполагает их предварительную обработку на огне. Поэтому становлению земледельческого производства предшествовало появление глиняной посуды. Гончарное производство возникло тогда, когда чело­век обратил внимание, что, попадая в огонь, глина приобретает не харак­терную для нее твердость. Глина широко распространена в природе, но не везде. Поэтому не везде могло возникнуть и гончарное производство. Одним из регионов планеты, где в древности существовало сочетание этих условий (произрастание диких злаков и широкое распространение глинистых почв) был Ближний Восток. Именно здесь в 8-7 тысячелети­ях до н. э. зародилось зерновое производство.

В становлении земледелия можно выделить по крайней мере три стадии. Первая из них характеризовалась тем, что человек от простого собирательства переходил к уходу за дикими растениями. Затем про­изошло их одомашнивание, возникло земледелие. Но первоначально оно играло вспомогательную роль в обеспечении человека продукта­ми. Превращение земледелия в основу производящего хозяйства было связано с изменением техники обработки земли и повышением произ­водительности труда.

Занимаясь собирательством, человек использовал такие орудия как палка-копалка и заступ, представлявший собою разновидность лопаты. Соединение палки-копалки с заступом привело к появлению мотыги. Мотыга являлась главным орудием обработки земли на стадии становле­ния земледельческого производства. Проведенные эксперименты пока­зывают, что производительность труда при обработке земли каменной мотыгой составляла около 10 м2/час или же 120 м2/день. Это значит, что для обработки одного гектара требовалось примерно 80 дней.

При столь низкой производительности труда мотыжное земледе­лие могло обеспечить необходимые потребности человека в пище толь­ко там, где в условиях теплого климата для нормального функциониро­вания человека требовалось наименьшее количество калорий и в силу благоприятных условий земля давала высокий урожай. Это были тропи­ки и субтропики. Однако даже здесь мотыжное земледелие не позволяло получать значительный избыток продуктов. Чем дальше от тропиков на север и юг, тем в меньшей степени мотыжное земледелие могло иметь самостоятельный характер и служить основой хозяйства.

По мере того, как падала роль присваивающего хозяйства и возрас­тала роль земледелия, усиливалась необходимость повышения скорости и эффективности обработки земли. В результате появились первые па­хотные орудия. Первоначально они приводились в движение людьми. Позднее для этой цели стали использовать скот. Использование тяглово­го скота для вспашки земли позволило повысить производительность; труда до 0, 25 — 0, 5 га/день и сократить расход рабочего времени на один гектар с 80 до 2-4 дней. Это был самый настоящий переворот в экономике, который некоторые авторы характеризуют как технологическую революцию. Поэтому у большинства народов, даже у тех, у кого земледе­лие зародилось ранее животноводства, оно могло стать ведущей отраслью производящего хозяйства только тогда, когда эти народы перешли к ис­пользованию тяглового скота. Наиболее пригодными для этого оказались лошадь и крупный рогатый скот.

Одомашнивание животных началось еще в палеолите, когда чело­век сумел приручить собаку. Ее стали использовать для охоты. Тогда же: началось одомашнивание животных, на которых охотился человек. От­дельные их особи, которых удавалось захватить живьем и которых чело­век не мог съесть сразу, стали пускать в загородку и подкармливать, пока до них не дойдет очередь убоя. Содержание диких животных со временем привело к приручению некоторых из них и их последующему разве­дению. Подобная концепция одомашнивания животных получила название концепции «живых консервов».

Дикий крупный рогатый скот был распространен на просторах Азии, Африки и Европы. Дикая лошадь обитала на более ограниченной территории, главным образом в степях Евразии. На американском кон­тиненте человеку в качестве тяглового скота удалось приручить только ламу, не способную по своим физическим данным конкурировать с ло­шадью и крупным рогатым скотом. В Австралии вообще не было ни од­ного вида дикого скота, который мог быть приручен в качестве тяглово­го. Таким образом, если австралийские племена вообще были лишены возможности самостоятельно перейти от присваивающего хозяйства к производящему, то американские индейцы не могли самостоятельно под­няться на стадию развитого пашенного земледелия.

Самые ранние останки одомашненного крупного рогатого скота обнаружены на территории Ближнего Востока. Их датируют 8-7-м тыся­челетиями до н. э. Лошадь была приручена еще позднее, не ранее 4-3-го тысячелетий до н. э. Только после этого тягловый скот мог появиться в тех местах планеты, где не существовало соответствующих видов диких животных.

 

Те народы, которые ко времени появления тяглового скота уже за­нимались земледелием, получили возможность перейти от мотыжной обработки земли к ее вспашке. Земледелие стало превращаться в основу производящего хозяйства, а производящее хозяйство — в основу эконо­мики. Народы, сумевшие одомашнить некоторые виды животных, но еще не знавшие земледелия, стали скотоводами. В отличие от земледельцев скотоводы вели кочевой образ жизни, перемещаясь вместе со своими ста­дами. Особую подвижность среди них приобрели кочевники, приручив­шие лошадь. На протяжении нескольких тысячелетий их волны устрем­лялись из степей Евразии на восток, запад и юг.

Развитие кочевового скотоводства было связано с изобретением колеса, которое появилось на Ближнем Востоке примерно в 4-3-м тыся­челетиях до н. э. До этого все наземные перемещения грузов человек мог производить, только используя свою мускульную силу. Зарождение ско­товодства привело к появлению вьючных животных. На дальние рассто­яния человек может переносить грузы до 20-30 кг. Лошадная или воло­вья повозка позволяла увеличить этот показатель, как минимум, до 100-200 кг. Следовательно, появление тяглового скота представляло собою переворот не только в земледелии, но и на транспорте. Это в свою оче­редь открыло новые возможности в других отраслях производства, а также в сфере обмена.

Между тем появление и усовершенствование колесной повозки ста­ло возможно только с возникновением и развитием металлургии, т. е. с переходом от каменных орудий труда к металлическим.

ДРЕВНЯЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. Народы, сумевшие осуществить по­добный переход, получили возможность увеличить производительность труда, ускорить темпы и масштабы накопления избыточного продукта и тем самым обеспечить себе дальнейшее развитие. А поскольку знаком­ство человека с металлами имело случайный характер, оно первоначаль­но происходило там, где рудные месторождения имели выход на поверх­ность земли. Чаще всего это были берега рек или горные разломы.

Познакомившись с металлами и установив их способность плавить­ся на огне, человек далеко не сразу смог создать металлургическое про­изводство. Одна из важнейших проблем, с которой он столкнулся на этом пути, заключалась в получении необходимой температуры. Сгорание древесины в костре позволяет получать максимум 600-700 °С. И, хотя некоторые металлы начинают плавиться при более низкой температуре, для выжигания примесей ее недостаточно. Так, температура плавления олова 232 °С, но для завершения плавки требуется не менее 800 °С. Тем­пература плавления меди — 1083 °С, а железа — 1539 °С.

Поэтому металлургия возникла тогда, когда человек сумел найти способ повышения температуры выше того уровня, который дает про­стое сгорание древесины в костре. Решающее значение в данном случае имели два наблюдения. Во-первых, то, что при большем притоке воздуха процесс горения идет интенсивнее, а температура поднимается быстрее и выше обычного уровня. Во-вторых, то, что она зависит не только от интенсивности процесса горения, но, и от сохранения выделяемого теп­ла. В результате на смену костру пришла печь и появились устройства для специальной подачи воздуха в огонь. Так возник плавильный горн.

У многих народов металлургия началась с плавки меди. Самые ран­ние медные изделия обнаружены на территории Ближнего Востока в вер­ховьях реки Тигр и датируются 8-6-м тысячелетиями до н. э. Однако между этими и позднейшими находками изделий из меди существует большой и труднообъяснимый хронологический разрыв. Плавка меди, как более или менее распространенное явление, прослеживается на тер­ритории Передней Азии только с 4-3-го тысячелетий до н. э. Правда, сама медь не отличается твердостью. Поэтому металлические изделия стали вытеснять каменные только тогда, когда удалось получить брон­зу — отличающиеся большей твердостью сплавы меди с оловом, мышь­яком, свинцом или сурьмой. Самым твердым из них является сплав меди и олова.

Древнейшие разработки месторождений олова известны на полуос­трове Малакка (территория Малайзии и Таиланда). Именно здесь в 4-м тысячелетия до н. э. впервые возникло производство бронзы. Однако таи­ландские мастера строго оберегали открытую ими технологию, в резуль­тате чего сделанное открытие не оказало особого влияния даже на сосед­ние народы. В первой половине 3-го тысячелетия до н. э. секрет плавки бронзы был открыт «египтскими рудознатцами», а затем стал известен другим народам.

Начался переход от каменного века к бронзовому. Переход от камен­ных орудий труда к металлическим способствовал повышению произво­дительности труда. Изменилась строительная техника. Металлическая пила позволила изготавливать доски и совершенствовать как наземный транс­порт, так и судостроение. Появилось бронзовое оружие. Лук и копье про­должали играть важную роль в военном деле, но в ближнем бою воин, вооруженный металлическим кинжалом или мечом, мог встретить серьез­ное сопротивление только со стороны воина, имевшего такое же оружие.

ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ. Переход от присваиваю­щего хозяйства к производящему повлек за собою повышение эффек­тивности трудовой деятельности человека, увеличение и накопление так называемого прибавочного, или же избыточного продукта. Это открыло возможность содержания части общества, которая, не участвуя в произ­водстве средств существования, могла заниматься управлением, военным делом, религией, обменом, могла превращать избыточный продукт в пред­меты материальной и духовной культуры. В связи с этим все дальнейшее развитие общество было поставлено в зависимость от возможности на­копления материальных и духовных ценностей. Осуществление подоб­ного накопления делало возможным прогрессивное развитие общества, с прекращением накопления развитие общества приобретало регрессив­ный характер.

Между отдельными обществами и внутри каждого из них развер­нулась борьба за обладание создаваемыми материальными и духовными ценностями. Возникли государство, частная собственность, эксплуата­ция. Произошло разделение общества на классы.

Все или почти все историки сходятся в том, что превращение про­изводящего хозяйства в основу экономики сделало ненужным существо­вание прежней родоплеменной организации и повлекло за собою ее рас­падение на отдельные семьи. В результате этого на смену родовой общине пришла община соседская, или территориальная. Историки сходятся и в том, что переход к производящему хозяйству повлек за собой сначала имущественную, затем социальную дифференциацию. А далее начина­ются разногласия.

В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали концепцию, в соответствии с которой разложение родовой общины привело к разде­лу родоплеменной территории и возникновению частной собственнос­ти на землю. Разные семьи оказывались обеспеченными землей по-раз­ному. Те, кто захватил больше земель, составили господствующий класс (рабовладельцев или феодалов). Другие стали крестьянами. Для укреп­ления и сохранения своего господства класс земельных собственников создал специальные органы принуждения. Так, как инструмент наси­лия, как аппарат господства одного класса над другим возникло госу­дарство.

Однако накопленный фактический материал свидетельствует, что у многих народов формирование государства, частной собственности и

классов происходило иначе.

Если родовладыка имел возможность совмещать исполнение обя­занностей главы рода с участием в добывании пищи, то племенному вож­дю подобное совмещение осуществлять было труднее. В его деятельнос­ти осуществление управленческих функций играло уже главную роль.

С переходом к производящему хозяйству происходило сокращение необходимой для обеспечения человека продуктами питания хозяйствен­ной территории. Там, где раньше едва мог прокормиться род (т.е. несколь­ко десятков человек), теперь уживались рядом сотни и тысячи людей. В этих условиях отпочкование нового племени делало возможным сохра­нение им связей и регулярных контактов с тем племенем, из которого оно вышло. Так появляются союзы и даже суперсоюзы племен.

Вождь союза племен, состоящего из нескольких тысяч человек, уже не мог отвлекаться от исполнения управленческих обязанностей и дол­жен был иметь помощников. На уровне суперсоюза племен, объединяв­шего несколько десятков тысяч человек, неизбежно происходило фор­мирование государства. Государство — это совокупность обособленных от народа учреждений, занимающихся управлением общества, т. е. ис­полнением законодательных, исполнительных, судебных, а во многих

случаях и духовных функций.

Первыми учреждениями, которые обособились от народа, были армия и церковь. В первобытном обществе все взрослые мужчины, явля­ясь охотниками, имели оружие. По этой причине старейшина и вождь племени выступали в качестве военачальников. С переходом к произво­дящему хозяйству охота отходит на второй план. Основным занятием мужского населения становится сельское хозяйство. Вместе с тем, по­явившееся металлическое оружие было дорого и доступно немногим. Это. делало неизбежным выделение из общества группы лиц, которые брали на себя исполнение военных функций.

Первоначально армия поддерживала также порядок на местах, т. е. выступала в качестве полицейской силы, осуществляла суд, собирала налоги. И только затем, по мере увеличения численности населения, она начинает передавать отдельные функции другим, специально создавае­мым для этого учреждениям. Воины, обособившиеся от народа, во мно­гих случаях становились ядром господствующего класса. В Западной Европе это были рыцари, в Японии — самураи.

Раньше все, что добывалось членами родовой общины, передава­лось старейшине для раздела внутри рода. Распадение рода, выделение из него большой патриархальной семьи и замена родовой общины тер­риториальной породили стремление к сокращению количества продук­тов, которые отдельные семьи готовы были добровольно передавать родовладыке, а отдельные родовые общины - вождю племени. Это должно было стимулировать ответные, силовые действия со стороны старейшин и племенных вождей. В результате прежние дары постепенно трансфор­мировались в общественную подать и превратились в налог.

Эффективность его взимания возрастала по мере разоружения на­рода и обособления армии. Происходившее в связи с этим ослабление контроля над властью родовладыки и вождя племени со стороны народа сопровождалось сокращением круга лиц, с которыми они считали необ­ходимым делиться поступавшими к ним продуктами. Как правило, ими становились те, с чьей помощью и родовладыка, и вождь осуществляли свои общественные функции. К этому кругу лиц в первую очередь при­надлежали их ближайшие родственники.

Появление стабильного избыточного продукта породило борьбу за его распределение не только внутри общества, но и между отдельными племенами. Побежденные племена оказывались вынужденными делиться с победителями избыточным продуктом, который таким образом превра­щался в дань, а победители — в господствующий класс. С этого времени вся последующая история человечества стала историей непрекращающихся войн. За последние 3, 5 тысячи лет на планете было только около 300 мир­ных лет. За 5, 6 тысяч лет произошло более 14, 5 тыс. военных конфликтов, которые унесли 3, 6 млрд человеческих жизней. Ровно столько людей про­живало на нашей планете во второй половине XX в.

Таким образом, присвоение определенной части избыточного про­дукта началось задолго до появления индивидуальной частной собствен­ности на землю и было связано не с собственностью на землю, а с пуб­личной властью или же военным превосходством. В первом случае возникало стремление родоплеменной знати закрепить свое положение и передать власть по наследству. Важную роль в этом отношении играло исполнение вождем жреческих функций и функций военачальника. Про­шло много времени, прежде чем наследование публичной власти стало возможным.

Объясняя происхождение классов, Ф. Энегельс писал: «Пока сово­купный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов обще­ства, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственного произ­водительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделе­ния труда».

Усложнение хозяйственной жизни человека и формирование госу­дарства породили необходимость записи информации. В результате это­го зарождается и получает развитие письменность. Различают три вида письма: рисуночное, иероглифическое и буквенное. Наиболее ранние сведения о рисуночном письме относятся к мезолиту. На стадии перехо­да от неолита к бронзовому веку возникает иероглифическая письмен­ность. Появление письменности открыло возможность сохранения и на­копления культурного опыта, а также передачи его не только в результате личного общения, но и на расстояние. Поэтому, если возникновение про­изводящего хозяйства открыло возможность накопления материальных ценностей, возникновение письменности способствовало накоплению духовных ценностей.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему и возник­новение письменности стимулировали зарождение и развитие элемен­тарных научных знаний: агрономических, астрономических, зоотехни­ческих, математических, физических, химических и т. д.

С формированием государственности было связано возникновение поселения нового типа, получившего название «город». Во-первых, по­явление города свидетельствовало о возникновении обособившегося ад­министративного центра, а значит, элементов государственности. Во-вто­рых, город — это религиозный или культовый центр, что дает основание говорить о появлении церкви и духовенства (жречества). В-третьих, само слово «город» в русском языке и в языке многих других народов обозна­чает укрепление или крепость, а поэтому свидетельствует об обособле­нии армии (дружины). В-четвертых, город — обычно представлял собою торгово-ремесленный центр, даже если ремесленное производство и об­мен еще находились на самом низком уровне своего развития. В-пятых, появление города свидетельствовало о существовании имущественного и социального неравенства, пусть даже в зачаточной форме. В-шестых, существование города означало развитие процесса накопления, причем не только материальных, но и духовных ценностей. Поэтому возникно­вение городов можно рассматривать как свидетельство перехода обще­ства к новой стадии развития.

Превращение производящего хозяйства в основу экономики, воз­никновение государства и письменности свидетельствовали о складыва­нии совершенно нового типа общества, которого не знала предшествую­щая эпоха. Эта стадия в развитии человечества получила название «цивилизации» (от латинского слова civilis — гражданский, обществен­ный). Цивилизациями называют также отдельные общества, находящие­ся на данной стадии развития и имеющие свои особые черты. А поскольку в развитии производящего хозяйства выделяется два этапа (на первом из них преобладало сельское хозяйство, на втором — промышленность, или индустрия), можно выделить два типа обществ или цивилизаций: 1грарные и индустриальные.

 

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3187. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия