Студопедия — Древний и «средневековый» Китай
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древний и «средневековый» Китай






 

У ИСТОКОВ КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. В 1920-е гг. в пеще­ре недалеко от Пекина археологи открыли поселение древнейших охот­ников, которое существовало еще в период раннего палеолита. Здесь были обнаружены останки первобытного человека, получившего название си­нантропа. Синантроп уже изготавливал каменные орудия, знал огонь и занимался охотой. В этой же пещере сохранились останки людей совре­менного типа, живших не позднее 25 тыс. лет назад.

Археологические находки, датируемые более близким к нам вре­менем, относятся уже к другой территории. Колыбелью китайской циви­лизации считается долина реки Хуанхэ, где обнаружены памятники пе­риода неолита (культура расписной керамики Яншао). В определении ее хронологических рамок до сих пор нет единства. Расхождения колеб­лются в пределах от 6 до 2-го тысячелетий до н. э. По всей видимости, ближе к истине те авторы, которые датируют культуру Яншао 5-3 тыся­челетиями.

Именно в это время здесь появилась керамика, которая открыла возможность употребления злаков, и тогда же древние китайцы стали выращивать гаолян (сорго), просо (чумизу) и рис. Чумиза получила рас­пространение в долине Хуанхэ, рис — в долине Янцзы. Однако долгое время рис в рационе китайцев занимал второстепенное место. Это было связано с тем, что его выращивание невозможно без орошения, а разви­тие ирригации зависело от использования рабочего скота и металличес­ких орудий. Между тем в это время Китай еще не был знаком с бронзой и не знал тяглового скота.

В древности на его территории обитали такие животные, которые с трудом поддаются одомашниванию. Исключение из этого правила со­ставляли только собаки и свиньи. Поэтому остальные виды домашних животных были заимствованы китайцами извне. Самые ранние останки коз относятся к середине 3-го тысячелетия, наиболее ранние останки домашней овцы—ко второй половине 3-го тысячелетия, останки прирученного крупного рогатого скота — к рубежу 3-2-го тысячелетий до н. э. Следовательно, вплоть до начала 2-го тысячелетия до н. э. китайское зем­леделие сохраняло мотыжный характер и по этой причине не могло иг­рать ведущей роли в экономике.

Примерно на рубеже 3-2-го тысячелетий до н. э. население Китая стало обрабатывать медь, а в середине 2-го тысячелетия—плавить бронзу (бассейн Хуанхэ и Янцзы). В возникновении китайской металлургии много неясного. Известные нам находки не позволяют проследить скла­дывание и развитие производства бронзы. Оно возникает сразу, без пере­ходных ступеней и на довольно высоком уровне. Одновременно появля­ются лошадь, колесница, письменность, резьба по камню, достаточно высокая строительная техника, позволившая перейти к градостроению, зачатки товарно-денежных отношений, административные структуры, элементы социальной дифференциации. Это придает убедительность мнению тех историков, которые считают, что трансформация культуры Яншао привела к складыванию китайской цивилизации в результате ее синтеза с культурой какого-то другого народа, принесшего с собою опыт металлургического производства и познакомившего древних китайцев с другими названными выше достижениями.

Первая (легендарная) династия Ся правила в 2100-1600 гг. до н. э. В этот период на территории Китая широкое распространение получило ско­товодство. Причем оно имело пастушеский или кочевой характер. В «Ис­торических записках» древнекитайского историка Сыма Цяня (ок. 145-86 до н. э.) китайцы-кочевники упоминаются вплоть до ХУ-Х1У вв. до н. э. Переход древних китайцев к земледелию и оседлому образу жизни про­изошел в середине 2-го тысячелетия до н. э.

Тогда же на территории Китая появились города. Руины одного из них (он получил в литературе название Дашани, т.е. Великий город Шан) удалось обнаружить в долине реки Хуанхе, недалеко от Аньяна. Этот город, по всей видимости, являлся центром древнейшего китайс­кого государства, во главе которого с 1600 по 1027 г. до н. э. стояла династия Шан-Инь.

Именно в это время расширяется употребление риса. Кроме риса, проса, гаоляна сеяли пшеницу и коноплю, выращивали тутовое дерево, использовавшееся в шелководстве. Землю обрабатывали мотыгой или примитивной сохой, которую первоначально приводил в движение чело­век. Лошадь появилась на просторах Китая не ранее середины 2-го тыся­челетия и на первых порах использовалась преимущественно в военном деле. Поголовье крупного рогатого скота долгое время было невелико.

В период правления династии Шан-Инь введению в хозяйствен­ный оборот новой пашни предшествовала расчистка полей из-под леса. Земледелие было экстенсивным, земля не удобрялась. О значении, кото­рое в это время придавалось земледелию, свидетельствует тот факт, что царь (ван) сам руководил расчисткой пашни из-под леса и организацией сельскохозяйственных работ.

ОТ ДИНАСТИИ ЧЖОУ К ДИНАСТИИ ЦИНЬ. В XII в. до н. э. на иньцев с севера обрушились племена Чжоу. Территория государства Шан-Инь была покорена завоевателями. Власть перешла к новой династии Чжоу, которая правила с 1027 г. до н. э. Столицей нового государства стал город Цзунчжоу.

На рубеже Х1-Х вв. до н. э. появился первый известный нам свод законов, который установил пять видов наказания. Одним из них была татуировка лица, символизировавшая порабощение.

По всей видимости, к этому времени относится складывание «сис­темы колодезных полей» (цзинтянь, от китайского иероглифа «цзинь» — колодец), для которой было характерно то, что крестьяне сообща обра­батывали землю, урожай с которой шел в пользу вана как главы государ­ства. Обычно 8 семей обрабатывали по одному полю на себя и одно поле совместно в пользу государства. Это значит, что степень эксплуатации составляла 1/9, или же немногим более 10 %.

Вся территория Чжоу делилась на уделы, предоставляемые в на­следственное владение и управление родственникам царя или его при­ближенным. Источники упоминают около 70 уделов, из которых более 50 было пожаловано братьям, сыновьям и племянникам первых чжоуских правителей. Со временем происходило усиление уделов и ослабле­ние центральной власти. Владельцы уделов начали проявлять стремле­ние к сепаратизму.

В IX в. до н. э. вспыхнули первые народные восстания, после чего государство Чжоу распалось. В 771 г. до н. э. правительственная рези­денция была перенесена в город Лои (современный Лоян).

Последовавший за этим период получил названия Чуньцю (от на­звания древнейшей летописи «Чюнь-цю», что означет «весны-осени») или Лего («период Отдельных государств»). Он продолжался с VIII до V в. до н. э. и характеризовался раздробленностью и непрекращавшими­ся междоусобицами. Процесс дробления привел к тому, что вскоре на территории Китая появилось более 1500 больших и малых государствен­ных образований (царств). Формально они продолжали считаться про­винциями единого государства, однако на деле представляли собою го­сударства в государстве. Если до этого существовала двухступенчатая система подчинения: ван-гун (царь — глава провинции), теперь склады­вается многоступенчатая система, напоминающая систему вассалитета.

Начиная с VII в. до н. э., в некоторых царствах земли, находившие­ся под юрисдикцией вана, стали делиться на уезды, во главе которых были поставлены назначаемые ваном наместники, как правило, из числа воинов (ши). В VI в. до н. э. подобная система получила почти повсеме­стное распространение. В то же время ваны начинают практиковать по­жалование не земель, а только доходов с них и лишь при условии несе­ния службы. В результате этого зарождается так называемое условное землевладение.

Процесс дробления продолжался до VII в. до н. э. Затем в действие приходят центростремительные силы. Начинается процесс объединения. Из 1500 царств в V в. до н. э. осталось несколько десятков.

Период раздробленности был периодом войн, которые требовали все нового и нового оружия. Между тем бронза была доступна не всем царствам. В связи с этим в VIII в. до н. э. на территории Китая возникла черная металлургия. Ее развитие позволило железу в V-IV вв. до н. э. оттеснить бронзу на второе место. Металлические орудия и оружие ста­ли более дешевыми и доступными. Это отразилось как на экономике, так и на военном деле.

К середине 1 тыс. до н. э. в районах старого проживания в основ­ном завершается освоение свободных земель. На юге прежняя перелож­но-залежная система начинает вытесняться двупольем, на севере — трех­польем. Появляется железный плуг. Одновременно в употребление входит удобрение пашни. Если до середины 1-го тысячелетия до н. э. китайцы не знали развитого орошаемого земледелия, то середина 1-го тысячеле­тия до н. э. характеризовалась созданием системы гидротехнических со­оружений в бассейне Хуанхэ, Хуайхэ и Янцзы. Это, позволило выйти за пределы речных пойм и приступить к освоению междуречья.

Только с этого времени рисоводство могло получить распростране­ние. Однако природно-климатические условия позволяли заниматься выращиванием риса только на юге Китая. Между тем в рассматриваемое время основная масса населения была сосредоточена на севере страны. И рисоводство продолжало занимать в китайском земледелии второсте­пенное место.

В У1-1У вв. до н. э. (в разных царствах — в разное время) была лик­видирована система колодезных полей и введен натуральный налог. Об­работка общего поля была заменена взиманием 1/10 или же 1/9 урожая. Был также упорядочен сбор дани, взимаемой с покоренных народов. Од­новременно происходило формирование индивидуальной частной соб­ственности на землю. Распространялось использование труда рабов. На­блюдалось усиление царской власти и складывалось стремление к объединению отдельных царств.

Выразителем подобных настроений стал странствующий проповед­ник из царства Лу, учитель Кун или Кунцзы, который в латинской транс­крипции превратился в Конфуция (551-479 гг. до н. э.). Конфуций проповедовал культ Неба, которое устанавливает на земле порядки, а поддержание их доверяет своим наместникам — ванам. Ван должен быть для всех строгим и заботливым отцом. Если правитель соответствует этим требованиям, все должны почитать его и беспрекословно ему повино­ваться. Идеалом Конфуция было «Великое единение», в котором не дол­жно быть места имущественному неравенству, социальной несправед­ливости и войнам. Для достижения этого все должно быть подчинено высшей цели и общему государственному интересу.

Период с V по III в. до н. э. получил название Чжаньго («период Борющихся царств»). К этому времени осталось только семь крупных царств, из которых на гегемонию претендовали два: царство Чу, нахо­дившееся в долине Янцзы, и царство Цинь, существовавшее на террито­рии современной провинции Шэньси.

В 356 г. до н. э. в царстве Цинь под руководством министра Шан Яна начались преобразования, в результате которых была отменена общинная собственность на землю. Крестьяне получили земельные наделы и право свободной купли-продажи земли. Правительство стало поощрять земле­делие и сооружение каналов. Под угрозой двойного налогообложения про­изошло разделение больших патриархальных семей на малые. Шан Ян объединил дворы в пятки и десятки и ввел круговую поруку. Он стал про­двигать людей по службе не за происхождение, а за заслуги. Многие ши пошли вверх. В 350 г. до н. э. царство было разделено на управляемые чи­новниками уезды, границы которых не совпадали с границами прежних родоплеменных территорий. Произошла унификация законов, судопроиз­водства, единиц измерения. Чиновники были разделены на классы. Про­движение по службе поставлено в зависимость от ранга чиновника. Ко­лесницы уступили место маневренной коннице, бронзовое оружие — железному. На изготовление оружия была введена монополия государства. Эти реформы позволили царству Цинь выйти победителем из той борьбы за объединение Китая, которая развернулась в конце IV - начале III в. до н. э. Борьба была жестокой и кровопролитной. Когда потерпело поражение царство Чжао, вся его армия — 400 тыс. чел. — была полно­стью уничтожена. Процесс объединения завершился к концу III в. до н. э. Первым императором единой китайской империи под именем Цинь Шихуанди (что означает «первый император Цинь») в 221 г. до н. э. был провозглашен циньский правитель Ин Чжэн /221-210 до н. э./. Столицей империи стал новый город Сяньян в долине реки Вэйхэ. По­рядки, которые до этого существовали в царстве Цинь, получили рас­пространение на всей территории империи. Страну разделили на 36 областей, границы которых не совпадали с границами прежних царств. Были введены общие законы и единицы измерения, единая монета и даже единый размер осей для повозок. Уничтожены прежние титулы, и население разделено на благородных и простонародье. Все свободные стали подданными императора, что означало ликвидацию вассальных отношений и феодального иммунитета. Прежняя система управления местных царств была уничтожена, а их войска распущены. Началось физическое истребление членов царских родов и насильственное пере­селение \10 тыс. знатных семей в столицу. Правительственное войско получило новое, железное оружие, производство которого государство монополизировало в своих руках. Произошла унификация письменно сти. Император создал первые государственные школы. Всех чиновников подразделили на 20 рангов. К первым восьми могли принадлежать простолюдины. Чиновники 19-20-го рангов (и то не все) приобрели право на кормление, т. е. на взимание налогов с пожалованных им зе­мель (административной власти на этих землях они не имели). На всю страну распространился принцип круговой поруки, который касался не только крестьян. Были введены жестокие меры наказания, вплоть до истребления ближайших родственников преступника.

При Цинь Шихуанди численность армии дошла до 300 тыс. чел. Для защиты от кочевников он продолжил начатое еще его предшественниками строительство Великой Китайской стены. Когда оно завершилось, стена протянулась от Ляодунского залива до современной провинции Ганьсу гтстыня Гоби) и имела длину более 4 тыс. км. Высота стены достигала 6р м. а ширина позволяла проехать пяти-шести всадникам. По некоторым данным, на строительстве этой стены трудилось 2 млн чел. Развернулось сооружение каналов, новых дорог. Цинь Шихуанди начал завоевание Се­верного Китая (за излучиной Хуанхэ), подчинил своей власти территорию южного Китая и даже часть вьетнамских земель. В 210 г. до н. э. после его смерти вспыхнули восстания. В 207 г. до н. э. династия Цинь прекратила свое существование.

 

 

ИМПЕРИЯ ХАНЬ. Восставшие под руководством мелкого чинов­ника, выходца из крестьян, Лю Бана вошли в столицу. В 202 г. до н. э. Лю 5ан был провозглашен императором под именем Гао-цзу /206-195 до н. эУ и стал основателем новой династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В этот период китайская цивилизация достигла особых успехов и по уров-5зо своих достижений приблизилась к античной цивилизации, а в чем-то «превзошла ее. До сих пор китайцы называют себя ханьцами.

В наследство новая династия получила не процветающую страну. •Хань, придя к власти после Цинь, — писал Сыма Цянь, — наследовали страшное разрушение. Мужчины находились в войсках. Полевые рабо­ты и перевозку зерна выполняли старики и слабосильные. Заниматься какой бы то ни было деятельностью было чрезвычайно трудно. Хозяй­ство истощилось. Для выезда императора невозможно было подобрать лошадей одной масти, а чиновники зачастую ездили в повозках, запря­женных быками».

Свое царствование Гао-цзу начал с уничтожения прежнего режима с его казарменными порядками и жестокими наказаниями. Была объявлена широкая амнистия. Амнистированные не только возвращались на прежнюю службу, но и получали обратно конфискованное имущество. Произошло освобождение рабов, как государственных, так и частновладельческих. Налог с крестьян сократился сначала до 1/15, затем до 1/30 доли урожая. Солдаты на 12 лет вообще были освобождены от налогов. В то же время Гао-цзу ввел подушную подать медной монетой, распространив ее на всех совершеннолетних от 15 до 56 лет. Увеличилось налогообложение купцов. Еше более, чем при Цинь Шихуанди, были ограничены права частных собственников. Значительную часть бюджетных средств Гао-цзу направил на восстановление и расширение ирригационной системы. Для укрепления авторитета императорской власти он использовал конфуцианство, которое стало превращаться в государственную идеологию. Все это способствова­ло восстановлению экономики, а затем не только экономическому, но и культурному подъему страны.

При Гао-цзу его приближенные снова стали получать в качестве пожалования уделы, которые превратились в оплот сепаратизма. Восполь­зовавшись после его смерти ослаблением центральной власти, владель­цы некоторых уделов сделали попытку обособиться, но потерпели пора­жение. После этого их права были ограничены. Им запретили иметь войско и назначать для управления отдельными территориями удела дол­жностных лиц.

В 121 г. до н. э. император У-ди /140-87 до н. э./ распорядился раз­делить уделы между наследниками их прежних владельцев. Империя была поделена на 102 области с ответственными перед императором губерна­торами. У-ди создал постоянную армию, конфисковал крупные земель­ные владения, ввел государственную монополию на выплавку железа и добычу соли, чеканку монет и винокурение.

На рубеже нашей эры общее население планеты составляло 250-280 млн чел. Из них, как считают некоторые авторы, 2/3, т. е. 165-185 млн. чел. проживало в Азии, в том числе 60 млн чел. в Китае. В это время население Римской империи достигало 55 млн. чел. Это значит, что по численности населения ханьский Китай не уступал Римской империи.

К началу нашей эры китайскими крестьянами было распахано 56 млн га земли. В 1949 г. под пашней в Китае находилось 98 млн га. Если учесть, что территория Китайской народной республики (9, 6 млн км2) превышает территорию империи Хань по меньшей мере в два раза, мож­но утверждать, что к началу нашей эры в границах этой империи были распаханы почти все земли, которые здесь находились под пашней впос­ледствии.

Казалось бы, это должно было стимулировать военную экспансию Китайской империи. И действительно, уже II—I вв. до н. э. характеризо­вались ростом агрессивности китайских феодалов. Однако ее сдержива­ли географические особенности Китая. Как известно, на западе он отре­зан от остального мира непроходимыми Гималаями, на северо-западе начинается пустыня Гоби, на севере раскинулись малопригодные для зем­леделия монгольские степи и маньчжурская тайга, на востоке и на юго-востоке Китай омывают моря Тихого океана, путь на юг преграждают труднопроходимые вьетнамские джунгли. Существенно и другое. Рим имел возможность за счет экспансии обеспечить приток хлеба и денег на Апеннинский полуостров. Китай такой возможности не имел. Ближай­шие к нему территории были заселены или племенами, еще только пере­ходившими к присваивающему хозяйству (Корея), или кочевниками (тер­ритория Манчжурии и Монголии), или народами, находящимися на стадии формирования государственности (Вьетнам).

В этих условиях Китайская империя должна была рассчитывать главным образом на свои собственные ресурсы. Исчерпание резерва сво­бодных земель означало, что решение продовольственной проблемы сле­довало искать на пути интенсификации сельскохозяйственного произ­водства. Там, где еще продолжала использоваться переложно-залежная система, необходимо было ускорить переход к трехполью или двуполью, а там, где были исчерпаны возможности этих систем, требовалось вне­дрение многополья. О том, что подобные опыты в рассматриваемое вре­мя уже делались, свидетельствует появление в севообороте китайского крестьянина люцерны.

Однако этот процесс отставал от роста численности населения. Поэтому к исходу I в. до н. э. Китай оказался перед лицом острейшей продовольственной проблемы. В поисках заработка разоряющиеся крес­тьяне отправлялись в города, в результате чего происходило развитие промышленного производства. Уже во П-1 вв. до н. э. в Китае имелись предприятия мануфактурного типа, на которых трудилось до 1 тыс. чел. Прежде всего это были шелкоткацкие мануфактуры, продукция которых получила широкую известность далеко за пределами страны. Развитие промышленности и торговли вело к росту численности городов и город­ского населения. В I в. до н. э. в новой столице империи городе Чанъань (недалеко от современного города. Сиань) проживало до 500 тыс. чел. Столь же значительным был город Линьцзы. Во многих городах числен­ность населения превышала 50 тыс. чел.

Несмотря на отмеченную выше неблагоприятность географичес­кого положения Китая, его императоры пытались вести активную вне­шнюю политику. У-ди удалось распространить влияние Китая на Север­ную Корею и частично Среднюю Азию. В 102 г. до н. э. китайская армия достигла Ферганы. После этого похода стал действовать один из круп­нейших торговых путей древности, вошедший в историю под названием Великий шелковый путь. Он шел до побережья Средиземного моря, от­куда китайские товары кораблями доставлялись на берега Балканского и даже Апеннинского полуострова. Протяженность Великого шелкового пути достигала 7 тыс. км.

 

Прорубив «окно на Запад», Китай расширил рынок для своей про­мышленности. Но она не могла поглотить все более и более возрастав­шее количество обезземеливающихся крестьян. В связи с этим в конце I в. до н. э. правительство вынуждено было пойти на ограничение прав частной собственности и ввело земельный максимум в размере 5 тыс. му (312, 5 га).* Позднее этот максимум был понижен до 30 цин (138 га). Был введен и предел на использование рабского труда: 200 чел. — для знати и 30 — для обычных людей.

В 8 в. н. э. родственник императрицы Ван Ман /9-23 н. э./ захва­тил власть, провозгласил себя новым императором и в 10 г. издал эдикт, по которому все земли объявлялись царскими, т. е., если пользоваться современной терминологией, национализировались. Для их обработки была восстановлена система колодезных полей. Каждая семья получила земельный надел в 100 му (6, 25 га) и за это должна была вместе с 7-ю другими крестьянскими семьями обрабатывать 100 му на государство. Это значит, что официально коэффициент эксплуатации был увеличен до 1/9 или же около 10 %. Земля перестала быть товаром. Ван Ман от­менил частное рабство (бывшие рабы переводились в категорию «частнозависимого» населения), но сохранил рабство государственное. Он начал регламентировать цены, возродил монополию на вино, соль, же­лезо, медь, изготовление монет и ввел монополию на кредит (при 10 % годовых).

Реформы Ван Мана представляли собою настоящий социальный переворот. Они вызвали недовольство земельных собственников и вла­дельцев рабов. Поэтому, когда в 11 г. н. э. Хуанхэ изменила свое русло, это было истолковано оппозицией как недовольство Неба политикой ре­форм. Перед угрозой открытой конфронтации Ван Ман вынужден был отказаться от важнейших своих законов, прежде всего от передела земли и отмены частного рабства.

Отказ от начатых реформ и возникший голод привели к серии ло­кальных восстаний. Они начались в 17-18 гг. н. э. и переросли в кресть­янскую войну, получившую название восстания «краснобровых». Оно появилось в связи с тем, что повстанцы, чтобы отличить своих от врагов, стали красить брови в красный цвет. В 23 г. н. э. восставшим удалось захватить столицу империи Чанъань. Но удержаться в ней они не смогли и вынуждены были отступить. К 29 г. н. э. восстание было подавлено, после чего на крестьянство обрушился массовый террор. В некоторых районах страны его жертвами стало более половины населения.

По переписи 2 г. н. э. в империи насчитывалось 60 млн. чел., в 25-27 гг. — немногим более 20 млн. При оценке последней цифры необхо­димо принимать во внимание и жертвы предшествовавшего крестьянс­кой войне голода, и неполноту учета населения в разгар войны, и, что не менее важно, переселение значительной части крестьян в новые районы, особенно на неосвоенный юг. И хотя мы не знаем точно, как именно эти факторы отразились на общей численности населения, то, что ее сокра­щение было связано и с крестьянской войной, не вызывает сомнений. В любом случае война привела к запустению многих сел и городов и тем самым способствовала ликвидации существовавшего к этому времени в Китае массового аграрного перенаселения.

После этого один из представителей правившего рода Лю Сю, при­нявший имя Гуан У-ди /25-57 н. э./, создал вторую Ханьскую династию (25^220 н. э.). Он вернулся к политике Ван Мана и передал крестьянам для обработки некоторые земли, находившиеся во владении император­ской фамилии и частных лиц, снизил налоги до 1/30 урожая, ограничил возможность обращения в рабство. Началось восстановление разрушен­ной экономики. Многие крестьяне вернулись на места прежнего прожи­вания. Все это способствовало росту численности населения, которая уже на рубеже 1-11 вв. превысила 50 млн, а к середине II в. достигла 60 млн чел., т. е. того уровня, который существовал к началу восстания «краснобровых». В стране снова появилось аграрное перенаселение и возроди­лись связанные с ним противоречия.

Со 2-й четверти II в. н. э. хроники пестрят сообщениями о восстани­ях. До конца столетия их насчитывается более ста. Среди крестьянства возникла даосская секта, представители которой считали необходимым перераспределение общественных богатств и земельной собственности. В качестве отличительного знака они носили желтые повязки. Секте уда­лось создать 36 массовых военизированных организаций, объединивших около 300 тыс. чел. В 184 г. «желтые повязки» начали восстание. Оно охва­тило значительную территорию и продолжалось до начала III в. Восстав­шие громили дворцы китайской знати, захватывали и делили ее имуще­ство, убивали наиболее ненавистных ее представителей. Правительству с большим трудом удалось подавить восстание. Правительственный террор отличался не меньшей жестокостью. По одним данным, при подавлении восстания погибло около 200 тыс. чел., по другим — только в ознаменова­ние победы у главных ворот столицы была сложена гора из нескольких сотен тысяч отрубленных голов восставших. Восстание было подавлено, но оно привело к резкому ослаблению императорской власти.

Следствием этого явилось усиление власти наместников, которые стали превращаться в «ванов». Одновременно происходило перераспре­деление налогов. В середине II в. н. э. податное население, уплачивавшее налоги в императорскую казну, составляло около 50 млн чел., через 100 лет — менее 8 млн.

Одновременно происходило разрушение тех товарно-денежных связей, которые формировались и развивались в предшествовавший пе­риод. Денежные налоги были заменены натуральными. Монеты изыма­лись из обращения. Вместо них все чаще стали использовать шелк и зер­но. Возрождался натуральный обмен. Во многих местах наблюдалось сокращение площади пашни и обращение пахотных земель под выгоны и виноградники. Сельское хозяйство не могло обеспечить продоволь­ственные потребности населения. Страну часто посещал голод. Проис­ходило обнищание крестьян.

В таких условиях стала приходить в упадок китайская культура, которая в период правления династии Хань достигла своего расцвета. В период ее правления прежде всего получили развитие научные знания. Особенно это касается математики. Ханьские математики не только зна­ли десятичные дроби и оперировали отрицательными числами, но и пользовались числом «71».

Астрономические наблюдения позволили китайцам создать Лун­но-солнечный календарь. Большой вклад в развитие китайской астроно­мии внес ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н. э.), которого считают изобрета­телем сейсмографа и глобуса. Он составил каталог, включавший в себя 2500 звезд, и распределил их на 320 созвездий, а также сформулировал идею о безграничной во времени и пространстве Вселенной.

В ханьском Китае был изобретен компас. Он представлял собою квадратную железную пластину с находящейся на ее поверхности маг­нитной «ложкой», которая могла свободно вращаться и ручка которой указывала на юг. Тогда же в Китае появились «водяное колесо» и водо­подъемный насос. Неоценимое значение для развития мировой культу­ры имела разработка технологии производства бумаги, которую перво­начально делали из отходов шелкового кокона, а затем из древесного

волокна. Данные археологии свидетельствуют, что бумага появилась в Китае в П-1 вв. до н. э.

Большое развитие в ханьском Китае получила медицина. В одном из медицинских каталогов I в. н. э. содержится перечень 35 трактатов по самым разным болезням. Во II в. н. э. китайские врачи использовали ме­тодику пульсовой диагностики и умели лечить некоторые эпидемиоло­гические заболевания.

Переход от экстенсивного земледелия к интенсивному повлек за собою развитие агрономических знаний. Из под пера ханьских агроно­мов вышел ряд сочинений, содержащих рекомендации по орошению и мелиорации, удобрению земли и предпосевной пропитке семян, чередо­ванию посевов (плодосмен) и использованию грядковой культуры.

На рубеже нашей эры широкое распространение в Китае получил интерес к прошлому. Именно он стимулировал поиски и собирание ста­рых рукописей. Многие из них затем были переписаны. Почти все, что известно нам о более древнем периоде китайской истории, дошло благо­даря копиям, сделанным в эпоху Хань. Именно в это время были созда­ны 130-томные «Исторические записки» Сыма Цяня, которые вобрали в себя опыт китайского летописания за многие столетия.

В 220 г. династия Хань прекратила свое существование, и китайс­кая держава распалась.

 

 

ВТОРОЕ «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ». После падения династии Хань в истории Китая начался период Саньго, что означает Троецарствие. Этот период охватывает время с 220 до 280 г., когда страна распалась на три государства: Вэй (220-265) на севере, Шу (221-263) на юго-западе и У (220-280) на юго-востоке.

В условиях раздробленности и междоусобий происходили дальней­шее разрушение хозяйства, массовая гибель населения, запустение сел и городов, забрасывание пашни, снижение общего агротехнического уров­ня земледелия. Был забыт опыт многополья, в некоторых местах возро­дилась переложно-залежная система.

Междоусобная борьба, которой был наполнен период Саньго, при­вела к своеобразной военизации всей жизни Китая. Даже в деревне ши­рокое распространение получили военные дворы и военные поселения. В царстве Вэй на их долю приходилось до 80 % податного населения. В обществе снова возродился забытый со времен Чуньцу (VIII-V вв. до н. э.) рыцарский романтизм. Это следует подчеркнуть, потому что в пред­шествовавший период профессия военного не пользовалась особым по­четом. Существовала даже поговорка: «Из хорошего металла не делают гвозди, хороший человек не идет в солдаты».

Новая раздробленность Китая по времени совпала с экспансией его северных соседей. IV в. характеризовался началом Великого переселе­ния народов. Среди тех племен, которые участвовали в нём, были и пле­мена сюну, или хунну. Они давно уже кочевали по территории современ­ной Монголии и находились в зависимости от Китая. Однако около 46 г. н. э. им удалось освободиться от его власти и создать на границе с ним два государства: Северное и Южное. ВI—II вв. началось переселение хунну на запад, где они получили название «гунны». Один поток гуннских ко­чевников повернул на юг и, как мы уже знаем, под их напором пала дер­жава Гуптов. Другой поток устремился в Великие степи между Уралом и Волгой. Достигнув Карпат, гунны начали штурмовать границы Римской империи. В то время, как северные хунну продвигались на запад, южные обрушились на Китай и в 316 г. смогли захватить Чанъань. Но вскоре они сами стали жертвой других кочевников. Один из этих кочевых народов (сяньбийцы), завоевав часть земель на севере Китая, в 386 г. создал здесь государство, во главе которого встала династия, получившая название Северная Вэй (386-535).

Спасаясь от междоусобий и кочевников, многие китайцы в IV в. стали переселяться на юг, где к этому времени еще имелись свободные земли, а в ряде мест сохранялся первобытнообщинный строй. В резуль­тате, если на севере Китая в период второй раздробленности происходи­ло сокращение площади обрабатываемых земель, на юге наблюдалось ее интенсивное расширение. Еще более важным было то, что здесь особое развитие получило рисоводство. В 1У-У вв. на территории Китая были заложены основы так называемого южного «рисового пояса». Постепен­но расширяясь, со временем он стал житницей Китая, а рис занял главное место в рационе китайцев. Однако в отличие от гаоляна, проса и пшени­цы выращивание риса требовало развития ирригационной системы и было связано с увеличением не только затрат труда, но и материальных расходов. Поэтому превращение рисоводства в ведущую отрасль китай­ского земледелия растянулось на несколько столетий.

Непрекращавшиеся на протяжении многих лет междоусобицы при­вели к тому, что в середине VI в. на севере утвердилось царство Север­ное Чжоу, а на юге — царство Чэнь. Борьба между ними за лидерство завершилось победой Севера. В 581 г. полководец Северного Чжоу Янь Цзянь был провозглашен императором под именем Вэнь-ди и положил начало новой династии Суй (581-618).

Вэнь-ди /581 -604/ добился перераспределения земельной собствен­ности в пользу государства на всей территории страны. Возродилась си­стема земельных пожалований за службу. Была обновлена надельная си­стема. Каждый взрослый работник, вплоть до раба, получил право на земельный надел: 80 му для мужчин и 40 му для женщин. С семейного надела в 120 му взымался налог в 3 даня зерна, т.е. 2, 5 кг с му (дань — один центнер). Кроме того, женщины должны были уплачивать промыс­ловый налог пряжей, а мужчины исполнять трудовую повинность (20 дней в году). Для наделения крестьян и рабов землей широко использо­вались целинные и залежные земли.

В период правления династии Суй был сооружен Великий канал, который соединил долины рек Янцзы и Хуанхэ. Его обслуживанием за­нималось около 80 тыс. чел. Трудовая повинность, которая представляла собою вид государственной «барщины», сначала была увеличена до 30 дней в году, затем фактически превратилась в бессрочную. Только на стро­ительстве в столице Лояне трудилось около 2 млн чел. Было продолжено возведение Великой Китайской стены. Это потребовало значительных расходов и вызвало недовольство не только крестьян, но и феодалов. В начале VII в. начались восстания и династия Суй прекратила свое суще­ствование.

 

КИТАЙСКОЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Шаньсийскому феодалу Ли Юаню удалось завладеть Чанъанем. Приняв имя Гао цзу /618-626/, он в 618г. стал первым императором новой династии — Тан (618-907).

Правление этой династии прежде всего характеризовалось внеш­ней экспансией. В результате западная граница Китайской империи дошла до Тянь-Шаня. Ее вассалом признала себя Фергана. В VII в. были захва­чены Южная Монголия и Южная Манчжурия, начато завоевание Кореи, которая тоже стала вассалом Китая. Были установлены связи с Тибетом, Индией, Бирмой. Территория империи стала приближаться к тем разме­рам, которые сейчас имеет Китайская народная республика. На этой тер­ритории в VIII-IX вв. проживало около 75 млн чел.

В 624 г. Гао цзу подтвердил права государства на все земли, в том числе и те, которыми владели феодалы. Надельная система сохранилась, но система наделения землей подверглась пересмотру. Надел обычной крестьянской семьи был сокращен до 100 му: 80 — пашня, 20 — сад и огород. В VII в. общее количество надельных крестьянских дворов со­ставляло 8 млн, численность населения превышала 40 млн чел., а пло­щадь обрабатываемых земель достигала 50 млн. га (40 млн. — пашня, 10 млн — сады и огороды). Это значит, что в начале правления династии Тан Китай почти восстановил прежнюю численность населения и тот уровень развития земледелия, который был достигнут им на рубеже на­шей эры в период расцвета династии Хань.

Налог остался таким же, каким он был в период правления динас­тии Суй — 2, 5 кг зерна с му пашни. Сохранилась трудовая повинность, но ее продолжительность сократилась до 20 дней в год. Основу налого­обложения составляли дин — тяглый крестьянин и члены его семьи (в среднем 5 чел.), затем ху — двор и бао — пять дворов. Пять бао состав­ляли деревенскую общину, пять общин — сельскую. С







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1117. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия