Студопедия — Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий






В V в. до н. э. в Южной Италии на­ряду с Элеей и городами, где жили пифагорейцы, новым очагом философской мысли стал сицилийский город Агригент, место деятельности Эмпедокла. О его жизни подобно жизни Пифагора сообщает­ся больше вымыслов, чем достоверных фактов. Он про­славился как философ, врач, основавший особое направ­ление в развитии греческой медицины, как физик и «фисиолог».

В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неиз­менности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. «Возникновение» вещей есть на деле лишь соединение этих вечных, не

невозникающих начал, «корней всех вещей»; их «гибель» есть разложение вещей на первичные начала. Следовательно, все в мире находится в процессе соединения и разложе­ния. Помимо четырех вещественных (элементарных) на­чал в мире существуют также две вещественные движу­щие силы - любовь и вражда, деятельность которых объясняет возникновение множества чувственно воспри­нимаемых вещей.

В развитии астрономических и физических взглядов Эмпедокл делает шаг вперед сравнительно с Пифагором и Парменидом. Он отличает неподвижные звезды от Движущихся планет точнее, чем Парменид, объясняет затмения прохождением между Землей и Солнцем темной Луны. Поразительны догадка Эмпедокла о том, что свету необходимо время для распространения в прост­ранстве, и указание на огромную скорость света как на причину, по которой мы не замечаем длительности этого распространения. Большой интерес представляют также биологические воззрения Эмпедокла. Он утверждал, в частности, что растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось посте­пенно. На первой стадии возникли не животные, а от­дельные органы будущих животных. На второй стадии эти органы, случайно соединяясь, стали порождать чудо­вищные существа — сочетания разнородных частей. Но все эти чудовища погибли потому, что части их были совершенно различны. Уцелели только те, в которых ча­сти случайно оказались подходящими друг другу. Из со­хранившихся образований на третьей стадии состави­лось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появля­ются только на четвертой стадии — стадии порождений, В то время как учение Эмпедокла о «четырех корнях», о любви, вражде несет на себе печать мифологических представлений, его физика, космология, биология по су­ществу уже независимы от религии.. С середины V в. до н. э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Экономическое и политическое возвышение Афин, возглавивших в начале V в. до н. э. победоносное отражение персидского нашествия, вскоре создало здесь предпосылки для будущего блестящего развития искусства, театра и литературы. Около сере­дины V в. до н. э. при Перикле, выдающемся руководи­теле демократической державы, в Афинах появляется и философия. Ее первым крупным представителем был Анаксагор, введенный Перикломв круг ближайших сподвижников главы государства. Политические против­ники рабовладельческой демократии, стремясь подорвать авторитет Перикла, повели борьбу против Анаксагора, обвинив его в безбожии. Поводом для обвинения послу­жило утверждение Анаксагора о том, что Солнце пред­ставляет собой материальное тело. Это утверждение противоречило религиозным представлениям тех руково­дителей афинской рабовладельческой демократии, кото­рые враждебно относились к свободомыслию исследователей природы. Анаксагор был осужден на изгнание и поселился в Лампсаке (Малая Азия), где и умер.

Основная задача философии Анаксагора — согласо­вание провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множест­вом, о которых свидетельствуют чувства. Мир, согласно Анаксагору, не есть единство, чуждое различий и множества. Он состоит из бесконечного числа «семян» — делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой. Как в «семени» находятся во­лосы, ногти, сухожилия, артерии, нервы, кости, так и во всех остальных вещах находится другое: например, в бе­лом заключается черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое, в легком — тяжелое.

Жизнь мира, по Анаксагору, согласному в этом с Эмпедоклом и Гераклитом, есть процесс. Поэтому объяс­нить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме частиц необходимо признать сущест­вование отдельной от них силы, приводящей частицы в движение и производящей видимое в настоящее время состояние мира. Эту силу Анаксагор назвал «умом» (noys). Однако «ум» Анаксагора не столько целесообразно действующая и сознающая свои цели сила, сколько механическая причина, производящая одни лишь меха­нические действия.

В исходном состоянии мира все вещи были смешаны и только «ум» не был смешан ни с чем и существовал сам по себе. Затем «ум», т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вслед­ствие которого стали отделяться друг от друга ранее, смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, свет­лое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огром­ные области: область огненного эфира — теплого, свет­лого и сухого вещества иобласть воздуха — вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В даль­нейшем путем сгущения выделились облака, из обла­ков — вода, из воды — земля и из земли — камни. Земля, по Анаксагору, плоская, имеет форму барабана и дер­жится на воздухе. Светила — камни, захваченные круговращением эфира. Солнце — раскаленная глыба величиной больше Пелопоннеса. В природе господствует необ­ходимость. «Судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные астрономические представления Анаксагора казались большинству афинян не только нечестивыми, но и сума­сбродными. Впечатление, производимое учением Анак­сагора, усиливалось его утверждением, что религиозные мифы в эпосе Гомера должны пониматься не буквально, а как образно выраженное понятие о доблести и справедливости. Гениальна догадка Анаксагора, объясняв­шего превосходство человеческого разума над животным в том, что человек имеет руки. Таким образом, материали­стическое учение Анаксагора явилось выдающимся за­воеванием не только философской, но и естественнона­учной мысли его времени.

В учении Эмпедокла и Анаксагора материализм при­обретает новые черты сравнительно с материализмом: ионийских ученых Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита. Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой понятия либо иносказанием, выражающим научную философскую истину. «Любовь» и «вражда» Эмпедок­ла — больше движущие силы, чем мифические божест­венные существа. Освобождение философских понятий от мифов особенно заметно у Анаксагора. Во-вторых, изменяется понятие о материальной первооснове. для большинства милетцев и для Гераклита первооснова — одно из веществ, известных нам из наблюдений: -вода, воздух, огонь. Уже у Эмпедокла четыре «корня» (или элемента) вещей состоят из множества частиц. Еще большую роль частицы играют в физике Анаксагора, со­гласно которой вещи состоят не из элементов, а именно из частиц.

Учения Эмпедокла и Анаксагора о частицах подго­товили возникновение атомистического материализма Левкиппа и Демокрита, хотя в отличие от атомов Демо­крита частицы Эмпедокла и Анаксагора мыслились как способные к беспредельному делению.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия