Студопедия — Философская мысль в Иране
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философская мысль в Иране






В Иране и сопредельных с ним странах Ближнего Востока с древних времен господствовал маздаизм (ре­лигия, в которой высшим богом признавался Ахурамазда, в греческой передаче Ормузд). В собрании священ­ных книг этой религии, носящем название «Авеста», ее учение возвещает пророк Заратуштра, и поэтому маз­даизм называется также зороастризмом.

В основе маздаизма лежало дуалистическое миро­воззрение, выраженное в мифологической форме. Глав­ное в нем — мысль о борьбе противоположных сил — света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла и т. д. Исто­рическое значение маздаизма состоит именно в том, что в его учении о двух субстанциях, или началах мирозда­ния, выражена идея о борьбе противоположностей как основе всего существующего.

В дальнейшем (III—VII вв.) маздаизм претерпева­ет некоторые изменения, вызванные борьбой различных течений. Главным предметом спора становится вопрос о единстве или двойственности первоначальной субстан­ции. Среди сторонников теории единой субстанции были такие, которые проповедовали материалистические и атеистические идеи, — зарванисты. Они учили, что не существует ничего, кроме материи, что нет бога, бессмертного духа, ада и рая. По их учению, все про­исходящее в мире есть порождения бесконечного вре­мени (зарван).

В III в. возникло новое религиозно-философское учение — манихейство. Основатель его Мани (216 или 217—276) пытался создать новую религию на основе маздаизма и буддизма. В философском отношении ма­нихейство было одной из разновидностей гностицизма (мистического учения об особом знании, раскрывающем тайну бытия и путь к спасению души) и восточного пантеизма. По своей классовой сущности манихейство было протестом угнетенных масс против зарождавше­гося феодализма. Мани учил, что для победы добра над злом необходимо вести аскетический образ жизни; в этом заключалось его главное расхождение с зороаст­ризмом.

В V—VI вв. широкое распространение в Иране, Азербайджане и Средней Азии получил маздакизм — уравнительное плебейское движение. Вождь этого дви­жения Маздак (ум. 529) проповедовал идею о неизбеж­ной победе света над тьмой, добра над злом, социаль­ной справедливости над неравенством людей. Он призы­вал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства и требовал общности иму­щества и уравнительного пользования им. Пропаганда Маздака подняла народ на восстание, беднота стала от­нимать имущество у богатых и изгонять феодалов. После временного успеха маздакитское движение было подавлено и маздакиты истреблялись с ужасающей же­стокостью.

В VI в. при Хосрове I началось проникновение в Иран греческой науки и философии. Изгнанные из Ви­зантии представители афинской философской школы после ее закрытия нашли убежище у Хосрова I. Стали переводиться на персидский язык произведения Аристо­теля и Платона. В самом Иране образовались научные центры, в которых разрабатывались медицина, естество­знание, астрономия и философия. Крупными представителями философской мысли Ирана были известный врач, и химик Ар-Рази и выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям.

Ар-Рази (864—925) в своем знаменитом медицин­ском труде «Книга объемлющая» советовал не следо­вать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на наблюдениях и экспериментах. Ар-Рази просла­вился не только как естествоиспытатель, но и как вы­дающийся философ-материалист. В своих философских трудах «Естественные законы в философии», «Рассуж­дение о времени и пространстве» он развивает учение о вечных началах. Согласно Ар-Рази, таких начал пять: творец, общий дух, праматерия, абсолютное пространст­во и абсолютное время. В этом учении, явно отличаю­щемся от мусульманской космогонии, материя с ее ат­рибутами пространства и времени рассматривается как равноценное с богом начало. Ар-Рази говорил о тесной связи души и тела; движение он считал неотъемлемым свойством материи. Он был сторонником материалисти­ческого сенсуализма.

Дальнейшее развитие философии и общественной мысли в Иране после завоевания страны арабами и ут­верждения ислама проходило под знаком исламизма.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 555. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия