Студопедия — Материалистическая философия Локка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материалистическая философия Локка






Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Джон Локк (1632—1704). Он обосновал принцип материали­стического сенсуализма — происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Его фило­софская деятельность протекала в эпоху реставрации в Англии, во время второй английской буржуазной рево­люции (1688) и после нее. Эта революция закончилась политическим компромиссом между английской буржуа­зией и «новым дворянством», который создавал полити­ческие предпосылки для дальнейшего развития капита­лизма. Опираясь на уже достигнутые успехи, англий­ская буржуазия продолжила борьбу за расширение своих политических прав и устранение пережитков фео­дализма. Локк принимал участие в происходившей борь­бе в качестве философа, экономиста, политического пи­сателя, стремившегося обосновать правомерность ком­промисса между двумя господствующими классами английского общества.

Борьба против схоластики, начатая Галилеем, Бэко­ном, Гоббсом, выдвинула на первый план, как уже отме­чалось выше, вопрос о методе познания, который в свою очередь был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам посвящено главное произведение Локка — «Опыт о человеческом разуме» (1690).

Трактат Локка начинается с критики учения Декарта о врожденных идеях. Локк доказывает, что в уме чело­века нет никаких прирожденных уму идей, нет их ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убежде­ниях. Единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внешний и внут­ренний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных (эмпирических) источника наших идей: первый из них — ощущение, второй — рефлексия. Идеи ощуще­ния возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Таковы, например, идеи, приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и т. д. Идеи ощущения - основной фонд всех наших идей. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рас­сматривает внутренние состояния и деятельность нашей души. Таковы, например, идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях, желаниях и т. д.

Посредством идей ощущения мы воспринимаем каче­ства вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: 1) на идеи первичных качеств и 2) на идеи вторичных качеств. Первичными Локк называет качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими, они представляются нам в наших ощущениях. Первич­ные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях. Так как первичные качества находятся в самих телах, то Локк называет их реальными качествами; таковы плотность, протяжен­ность, фигура, движение (или покой) и число. Идеи пер­вичных качеств — копии самих этих качеств. Вторичными Локк называет качества, которые кажутся нам принад­лежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Идеями вторичных качеств Локк считает идеи цвета, звука, вкуса и т. д. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только известный объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц. Однако при всем различии между первичными и вторич­ными качествами в них есть и нечто общее: и те и дру­гие производят свои идеи через «толчок». Так, например, фиалка через «толчки» недоступных восприятию частиц материи, различающихся объемом и фигурой, степеня­ми и видами своих движений, производит в душе идеи голубого цвета и запаха этого цветка. Учение Локка о различии между первичными и вторичными качествами представляет собой развитие идей, намеченных древне­греческим атомистом Демокритом, а в новое время воз­рожденных Декартом и Галилеем. Учение это опирается на абсолютизирующее противопоставление субъективно­го объективному.

Локку принадлежит видная роль в создании так на­зываемого метафизического метода. Элементы этого метода намечались в ходе всего предшествующего раз­вития философии, окончательно складывается он в эпо­ху возникновения капиталистического способа производства. Развитие производительных сил буржуазного об­щества требует от науки анализа, расчленения явлений природы, классификации их, изучения каждого явления в отдельности. Этой же — временной — изоляции отдель­ных явлений требует и экспериментирование.

На первых порах развитие эксперимента приводило к тому, что анализ и изоляция изучаемых явлений полу­чали явное преобладание над синтезом и над рассмот­рением их связей и взаимодействий. Приучаясь в обста­новке различных экспериментов рассматривать явления природы не в их естественной целостности, а в расчле­нении, достигаемом посредством анализа, и не в их взаи­модействии, а в той изолированности, отдельности друг от друга, какая необходима для успешности эксперимен­та, исследователи, создававшие экспериментальное есте­ствознание Нового времени, переносили приемы анализа и изоляции, составлявшие только одно из условий иссле­дования, на всю природу в целом. Они невольно начи­нали думать, что не только в искусственной обстановке, какую они создали для опытов, но и в самой природе все вещи состоят из независимых друг от друга, не свя­занных взаимодействием элементов. Этот — метафизиче­ский, как его назвали Маркс и Энгельс, — способ рас­смотрения стихийно возник в мышлении естествоиспы­тателей. Энгельс отмечает, что Бэкон и Локк перенесли его из естествознания в философию, где он надолго стал господствующим.

По Локку, идеи, приобретенные из обоих источников опыта — из ощущения и из рефлексии, составляют лишь материал для знания, но не само знание. Для получения знания необходимо, чтобы этот материал прошел опре­деленную обработку, которая совершается деятель­ностью трех способностей души, отличных и от ощуще­ния, и от рефлексии: сравнением, сочетанием и отвлече­нием, или абстракцией. Посредством сравнения, сочета­ния и отвлечения душа преобразует простые идеи ощу­щения и идеи рефлексии в сложные. Так благодаря срав­нению образуются идеи о многочисленных отношениях. Установив источники идей — простых и сложных, Локк исследует вопрос о ценности идей для познания. Не все они одинаково ценны. Одни из них ясны и отчетливы, другие темны и спутаны. По своему значению для зна­ния идеи делятся на три класса: 1) реальные (или, на­против, фантастические); 2) адекватные (или, напротив, неадекватные) и 3) истинные (или, напротив, ложные). Реальные идеи имеют основание в природе, они сообраз­ны с действительной сущностью вещей. Фантастические идеи не имеют основания в природе, они не сообразны с реальной сущностью. Адекватные идеи полностью пред­ставляют те образцы, от которых они отвлечены. Все простые идеи адекватны. Истинность и ложность при­надлежат, по Локку, собственно, не идеям, а предложе­ниям (суждениям). Истинность всегда предполагает утверждение или отрицание.

В теории познания Локка важное значение имеет развитое им в «Опыте о человеческом разуме» учение о языке. С этим учением у Локка связана его теория абстракции. По Локку, слова — чувственные знаки, не­обходимые людям для общения. Большая часть слов языка не единичные обозначения, а общие термины. Отсюда возникает вопрос: если все вещи существуют только как единичные, то где мы находим те общие сущ­ности, которые, по предположению, обозначаются общи­ми терминами? Согласно Локку, слова становятся общи­ми оттого, что их делают знаками общих идей.

Но каким образом становятся общими идеи? Ответ на этот вопрос дает локковская теория абстракции. По разъяснению Локка, в опыте существует много вещей, частично сходных между собой по форме, по качествам и т. д. На этом основывается возможность образования общих понятий. Эти понятия возникают в результате выделения из состава нескольких предметов таких при­знаков, которые общи им всем; остальные же признаки исключаются. Так образуются отвлеченные общие идеи, например «человека», «животного», «растения», «живого существа» и т. д. Все отвлеченные общие идеи — произ­ведения разума, в основе их лежит сходство самих ве­щей. На этом Локк строит свое учение о знании и его видах. Следуя за Гоббсом, Локк определяет знание как восприятие соответствия (или несоответствия) друг другу двух идей.

Локк различает — в отношении достоверности— два вида знания: знание бесспорное, достоверное, точное и знание вероятное, или мнение. Бесспорным Локк считает все умозрительное знание, т. е. знание, приобретаемое рассмотрением в мысли наших представлений и отноше­ний между представлениями. Вероятным знанием Локк считает опытное (эмпирическое) знание, в котором суждения доказываются ссылкой на подтверждающие их факты опыта. По степени точности Локк различает три вида бесспорного знания: созерцательное (непосредст­венное, или интуитивное), демонстративное (доказатель­ное, или доказывающее) знание и чувственное знание, т. е. достигаемое посредством чувств и основанное на убеждении в существовании единичных предметов. По разъяснению Локка, чувственное познание выше простой вероятности, но ниже тех ступеней достоверно­сти, которые дает умозрительное (рациональное) знание. При всех оговорках, ограничивающих область агностицизма, характерного для последующего развития бур­жуазной идеалистической философии в Англии и Гер­мании. По мнению Локка, из неспособности ума полу­чить ясное и отчетливое познание не следует, будто чело­век обречен на полное незнание. Наша задача — знатьне все, а только то, что важно для нашего поведения, и такое знание нам вполне обеспечено. Характеризуя исто­рическое значение сенсуализма Локка, Маркс указывает: «Локк обосновал философию bon sens, здравого челове­ческого смысла, т. е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опи­рающегося на показания здоровых человеческих чувств» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 144).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 721. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия