Студопедия — Философские идеи просветителей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские идеи просветителей






Поставив вопрос о назначении философии, Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стре­мились освободить ее из-под опеки теологии, тракто­вали ее как вполне самостоятельную науку, доказывая, что философия призвана быть «наукой наук», которая дает, по словам Козельского, «одни только генераль­ные познания о вещах и делах человеческих» («Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVIII века», т. I. M., 1952, стр. 428) В со­став философской науки просветители включали логи­ку, метафизику, психологию, этику, правовые идеи, исключая из нее теологию, астрологию, кабалистику. Философские воззрения Козельского, Батурина, Аничкова и некоторых других просветителей на при­роду и ее законы, на человека и характер человеческо­го знания были в основном материалистическими. Прав­да, их материализм был непоследовательным, нередко облекался в форму деизма, поскольку просветители не отвергали еще бога как первотворца, делая в данном вопросе серьезные уступки религии. Некоторые из них (например, Аничков) отступали от материализма в сторону религии, признавая бессмертие души, пытаясь примирить это признание с материалистическим взгля­дом на природу. Природа, по их учению, выйдя из рук. творца, далее развивается по собственным законам. Каждая вещь имеет свою естественную основу и при­чину, которая скрыта или в самой вещи, или в других вещах. Вещи и предметы в природе находятся во взаи­модействии и взаимосвязи. В космологии просветители, были сторонниками гелиоцентрической теории, идеи о бесконечности Вселенной и бесчисленном в ней множе­стве миров. Козельский и Батурин разделяли атоми­стическую теорию строения материи, рассматривая атомы как мельчайшие материальные частицы. Они от­стаивали закон сохранения вещества в природе, считая его незыблемым и вечным, и утверждали, что все ми­ровое пространство заполнено тончайшей материей. Аничков, Козельский и Батурин взяли под сомнение телеологическое учение Лейбница о предустановленной гармонии, согласно которому все в мире заранее пре­допределено богом, все совершается по воле бога. Они доказывали, что в мире все происходит сообразно с естественными законами, вытекающими из взаимной связи вещей.

Некоторые просветители-материалисты отвергали вольфианское идеалистическое учение о «совершенстве мира», а также принципы вольфианской «нравоучитель­ной философии». Так, в «Философических предложе­ниях» Козельский, рассматривая проблемы нравствен­ности, подвергает критике телеологические наслоения в леибницевско-вольфианской этике, в частности пре­словутую теорию «непротивления злу». Используя те или другие определения из логики вольфианцев, Ко­зельский, Аничков и другие очищали их от религиозно-мистического налета; они отбрасывали как не имеющее отношение к философии так называемое естественное богословие, посвященное определению божественных атрибутов.

В труде Батурина «Исследование книги о заблуж­дениях и истине» (1790) были подвергнуты острой кри­тике мистические бредни масонов, их увлечения алхи­мией, кабалистикой, хиромантией, астрологией, изы­сканием «философского камня» и «жизненного элексира.

В своих произведениях Аничков, Козельский и Ба­турин решали с позиций материалистического сенсуа­лизма и вопросы теории познания. Солидаризируясь с Локком, они утверждали, что нет ничего в человеческом уме, что прежде не находилось в чувствах. «Чувства наши, — заявлял Аничков, — по справедливости почита­ются вратами, чрез которые виды, от внешних вещей отвлеченные, входят в нашу душу, откуда потом про­исходит всякое познание» («Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVII века», т. I, стр. 143.). Если бы человек, доказы­вали они, не имел чувств, то он не мог бы выработать в себе понятий, идей, суждений.

Аничков отверг идеалистическую теорию Декарта и Лейбница о врожденных идеях, показывая несостоя­тельность этой теории. Так, новорожденные младенцы, говорил он, не имеют никаких понятий и представлений, а приобретают их постепенно в течение жизни, в про­цессе общения с другими людьми. «Чувствованием», «воображением» и «памятью», по его убеждению, об­ладают в известной мере не только люди, но и многие животные, тогда как «разумение», «внимание», «отвле­чение» присущи только человеческому разуму и отсут­ствуют у животных. Аничков и Козельский отмечали три ступени человеческого познания: а) чувственное восприятие, б) выработку душой понятия о восприня­том предмете и в) рассуждения. Чувства, воображения, отвлечения могут иногда вводить в заблуждение. Что­бы избежать этого, надо обращаться к опыту, наблю­дениям, экспериментам, отличать фантазию и вымысел от действительности.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 642. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия