Студопедия — ГЛОССАРИЙ. Абстрактный(идеальный) конструкт — центральный структури­рующий элемент системы знания, представляющий собой совокуп­ность идеальных элементов и их связей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛОССАРИЙ. Абстрактный(идеальный) конструкт — центральный структури­рующий элемент системы знания, представляющий собой совокуп­ность идеальных элементов и их связей






Абстрактный (идеальный) конструкт — центральный структури­рующий элемент системы знания, представляющий собой совокуп­ность идеальных элементов и их связей, репрезентируЮщИХ реаль­ные элементы и связи исследуемого объекта.

Агностицизм — философское учение, частично иди полностью отрицающее познаваемость мира.

Адекватность — соответствие, соразмерность, верность точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждециях и других формах знания объективных связей и отношений Действительности.

Аксиология — философское учение о природе ценностей их свя­зях между собой, с социальными и культурными факторами и струк­турой личности.

Аксиома — исходное положение научной теории, которое исполь­зуется в качестве истинного без логического доказательства и ле­жит в основе доказательства других положений этой теории

Алгоритм — правило (программа), предписывающее конечное счетное, упорядоченное и эффективное множество действий (опера­ций) по переходу от определенного исходного состояния какой-либо системы к конечному как в определенном смысле завершенному (например, от исходных условий задачи к ее решению).

Амбивалентность (двойственность) — характеристика чувств пе­реживаний, аксиологического и гносеологического отношений к ре­альности, содержащая одновременно две противоположные позиции к их объекту — любви и ненависти, симпатии и антипатии, призна­ния позитивности и негативности, истинности и ложности.

Антимония — сочетание обоюдно противоречащих высказыва­ний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство.

Антикумулятивизм — модель развития научного знания, отри­цающая его непрерывность и преемственность.

Анторопоцентризм — воззрение, согласно которому человек на­ходится в центре мира и является его высшей целью.

Антропоморфизм — уподобление человеку, наделение человечес­кими психическими свойствами предметов и явлений неживой при­роды, небесных тел, живых организмов, мифических существ.

Апория — трудноразрешаемая проблема, связанная обычно с про­тиворечием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Априорный — предшествующий; характеристика фрагмента зна­ния, предшествующего опыту и независимого от него.

Аргумент — суждение или совокупность взаимосвязанных суж­дений, приводимых в доказательство истинности какого-либо друго­го суждения, закона, теории.

Вещь — отдельный предмет материальной действительности, об­ладающий относительной независимостью и устойчивостью суще­ствования.

Виртуальный — способный быть, существовать.

Вопрос — поисковая форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение зна­ния о предмете мысли в определенном аспекте.

Генезис — философская категория, выражающая возникновение, происхождение и становление развивающихся объектов.

Генетический метод — метод научного познания, посредством которого исследуется возникновение и становление развивающихся объектов. Предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта или явления и выведение из него последующих состояний. Прообразами генетического метода были попытки осмысления про­исхождения мира, отдельных объектов и явлений в мифологии и древней философии. Непосредственно в науке генетический метод сложился в конце XVIII — начале XIX в. С конца XIX в. началось его противопоставление структурно-функциональному подходу. В со­временной науке осмыслена необходимость соединения генетичес­кого (диахронного) и структурно-фунционального (синхронного) ис­следования объектов. В рамках последнего делаются попытки моди­фикации структурно-функционального подхода с тем, чтобы сделать возможным изучение генезиса и развития структур.

Герменевтика — искусство толкования текстов, перевода, объяс­нения и понимания, философское учение о понимании, являющемся целью и средством человеческого бытия.

Гетерогенный — разнородный, составленный из элементов раз­личной природы, не объединенный общим началом.

Гештальт — образование, свойства частей которого обусловлены спецификой целого и одновременно взаимно поддерживают и опре­деляют друг друга.

Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности сущего.

Гипостазирование — приписывание отвлеченным понятиям са­мостоятельного существования.

Гомогенный — однородный, состоящий из элементов единой природы.

Гуманизм — тип философского мировоззрения, согласно которому высшей ценностью является человек.

Дедуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют гипотетические обобщения, из которых методом дедукции выводятся следствия, сопоставляе­мые с эмпирическими данными.

Дескрипция — описание с помощью средств естественных или искусственных языков.

Детерминизм — философское учение об объективной закономер­ной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Дискретность — прерывность: противопоставляется непрерыв­ности (континуальности).

Дискурс — процесс получения знания путем логического рас­суждения.

Дихотомическое деление — деление объема понятия (класса, мно­жества) на два соподчиненных (произвольных) класса без остатка.

Достоверность — характеристика знаний как обоснованных, до­казанных, истинных. В экспериментальном естествознании досто­верными знаниями считаются те, которые получили эмпирическое подтверждение в ходе наблюдений и экспериментов. Логический критерий достоверности знаний связан с правильностью обработки эмпирических данных и логических операций с совокупностью зна­ний, достоверность которых была установлена ранее. Наиболее пол­ным и глубоким критерием достоверности знаний является об­щественно-историческая практика. Достоверные знания (например, достоверное суждение) следует отличать от вероятностных знаний, соответствие которых действительности утверждается только в ка­честве их возможной характеристики (в случае введения количе­ственных критериев определяются степень такой возможности).

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знание — проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и других знаковых формах.

Идеализированный объект — то же, что и абстрактный (идеаль­ный) конструкт.

Идентификация — установление тождества объектов на основе определенных признаков.

Иерархия — отношение зависимости (подчинения) частей какого-либо целостного образования.

Измерение — определение отношения одной (измеряемой) вели­чины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения).

Имманентный — внутренне присущий; то, что всегда остается внутри границ возможного опыта.

Императив — правило, выражающее долженствование, т.е. при­нуждение поступать исключительно предписываемым образом.

Инвариантность — свойство некоторых существенных для систе­мы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях.

Интеллигибельный — умственный, постигаемый лишь с помо­щью интеллекта; то, что дано разуму и отсутствует в чувствах.

Индетерминизм — философское учение и методологическая по­зиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют эмпирические опытные дан­ные, на основании которых методом индукции делаются теорети­ческие обобщения.

Интенциональность — направленность сознания на какой-либо предмет.

Интерпретация — в широком смысле предписывание опреде­ленных значений исследуемому объекту или процессу; в специаль­ном — экстраполяция исходных положений какой-либо формаль­ной системы на какую-либо содержательную систему, исходные по­ложения которой определяются независимо от формальной системы.

Интуиция — процесс внезапного отчетливого достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконт­рольности ведущих к нему путей.

Истина — адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Исчисление — основанный на четко сформулированных прави­лах формальный аппарат оперирования со знаниями определенного вида, позволяющий дать исчерпывающее точное описание некоторого класса задач, а для некоторых подклассов этого класса — и алго­ритм решения.

Иррационализм — тип философского мировоззрения, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведе­нии человека.

Категория — форма осмысления всеобщих способов отношения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности.

Конвенционализм — познавательный принцип, согласно которо­му истинность (достоверность) научного знания определяется согла­шениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.

Коммуникация — социальное взаимодействие людей, представ­ляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.

Конвергенция — возникновение сходных или одинаковых явле­ний и тенденций развития в системах, сформировавшихся на раз­личной основе независимо друг от друга.

Контекст — законченный фрагмент текста или устной речи, обес­печивающий понимание его содержания и определение смысла вхо­дящих в него слов и фраз. В более широком смысле — окружение, с которым предмет мысли соединен тесной связью.

Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.

Космос — в древнегреческой философии мир как структурно орга­низованное целое, противоположное хаосу; в современном смысле — астрономическая Вселенная.

Креативность — способность к творчеству, созданию нового.

Кумулятивизм — модель развития научного знания, в соответ­ствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс на­копления нового знания на основе имеющегося, а в старом знании имеют ценность только те элементы, которые соответствуют совре­менным теориям — более точным и адекватным в сравнении с предшествующими.

Менталитет — совокупность осознаваемых и неосознаваемых, ра­циональных и внерациональных представлений индивидуального человека и общности людей о мире и своем месте в нем, определяю­щая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода " общий фон" индивидуальных и групповых мыслитель­ных стереотипов.

Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы и свой­ства какой-либо другой теории — так называемой предметной (или объектной) теории.

Метаязык — язык, средствами которого описываются и исследу­ются свойства некоторого другого языка — так называемого (объек­тного) языка.

Модальность — вид, способ бытия вещей, явлений, процессов, со­бытий в их обусловленности обстоятельствами.

Мышление — высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном по­знании человеком существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Научно-исследовательская программа — совокупность идей и принципов научного познания, состоящая из жесткого ядра постула­тов, защитного пояса гипотез и эвристики, которые определяют дол­госрочное направление исследований и теоретические критерии ис­тинности их результатов.

Научный метод — система предписаний (правил, норм, принци­пов), регламентирующих познавательные действия (операции, про­цедуры) исследователя.

Непротиворечивость — свойство системы предложений какой-либо теории, в соответствии с которым с помощью логических средств дайной теории нельзя вывести из этой системы два предложения, каждое из которых является отрицанием другого.

Обоснование — мысленная процедура, направленная на приня­тие определенной системы знаний, оценок, норм, способов деятельно­сти путем установления их связи с другими духовными образовани­ями (более широкой системой знаний, оценок, норм, представлением об успешном способе действия).

Объект — то в объективной реальности, на что направлена пред­метно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное в познавательной деятельности и как подлежащее преобразованию в предметно-практической.

Объективизм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познавательной деятельности на " нейтральность", на воздержание от суждений о ее социальных ценностях и целях, от анализа мировоззренческих и моральных проблем науки.

Объективное — то, что принадлежит самому объекту, существует как независимое от действующего субъекта и его сознания. Термин " объективное" имеет несколько содержательных аспектов. Онтоло­гический аспект включает представление об объективном как су­ществующем вне и независимо от человека и человечества (напри­мер, о размерах и конфигурациях вещей). Гносеологический аспект связан с представлением об объективном как свойстве знаний, неза­висимости их содержания от человека и человечества, убежденности в том, что они отражают исследуемый объект " в своих собственных характеристиках".

Объективация — выделение в исследуемой реальности дискрет­ного содержания, позволяющее достаточно определенно разграничить ее фрагмент (предмет, явление, процесс) и среду (условия) его суще­ствования и представить данный фрагмент в качестве объекта реф­лексивно осмысленной деятельности.

Объективная реальность — совокупность независимых от чело­веческого сознания объектов, процессов, явлений, связей, отношений, взаимодействий, объединенных в неживые, живые и социально-орга­низованные системы.

Объяснение — раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики.

Определение — логическая операция, раскрывающая содержа­ние понятия, в результате чего достигается возможность формулиро­вать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточнять значение терминов (слов и словосочетаний). В отличие от некоторых иных логических средств (например правил вывода) определения формулируются в процессе научного исследования в явном виде и составляют важ­нейшую часть научных теорий, их фрагментов, вообще любых отно­сительно законченных рассуждений. Отражая объекты в их суще­ственных признаках, определения сокращают сложные описания и заменяют их более простыми.

Отражение — всеобщее свойство материи, состоящее в воспроиз­ведении отражающей системой свойств и отношений отражаемого объекта.

Отчуждение — превращение продуктов человеческой деятельно­сти, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними.

Парадигма — способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле — совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих суще­ствование и поддержание познавательной традиции.

Панлогизм — философское учение, согласно которому все в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим за­конам.

Парадокс — противоречие, сторонами которого являются два вза­имоисключающих в равной степени доказуемые суждения.

Полнота — в логике и дедуктивных науках это свойство аксио­матической теории, характеризующее достаточность для каких-либо определенных целей ее выразительных и дедуктивных средств.

Понимание — в широком значении перевод общезначимых смыс­лов в личностные; как феномен познавательного процесса понима­ние необходимо связывается с доказательством истинности или лож­ности понятого.

Понятие — форма мысли, отражающая предметы и явления дей­ствительности посредством фиксации общих и специфических при­знаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явле­ний и отношения между ними.

Постулат — положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.

Проблема — поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посред­ством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Пропедевтика — введение в какую-либо науку.

Принцип — основа, первоначало, руководящая идея, основное пра­вило поведения и деятельности; то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов и знаний; в логическом смысле центральное понятие, основание системы знания, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Пролиферация — принцип научного познания, согласно которому умножение и конкуренция гипотез и теорий является условием про­гресса научного познания.

Рациовитализм — философское учение, согласно которому ра­зум и жизнь едины.

Рационализм — принцип познания и поведения, согласно кото­рому разум и его требования являются их основанием.

Редукция — действия, процессы, направленные на упрощение структуры объекта, сведение данных к исходным началам.

Репрезентация — представительство, достаточное для того, чтобы судить о генеральной совокупности исследуемых объектов и про­цессов.

Референт — предмет, к которому относится слово или знак.

Рефлексия — обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Ригоризм — безусловность выполнения повелений, требований, правил, принципов; строгое проведение какого-либо принципа в дей­ствии, поведении и мышлении, исключающее какие-либо компро­миссы, учет других принципов, отличных от исходного.

Сайентизм —философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Символ — отличительный знак, которому придает особое значе­ние какая-либо группа людей.

Субъект познания — носитель человеческой активности, направ­ленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний.

Творчество — человеческая деятельность, направленная на дос­тижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством.

Условие — существенный компонент комплекса объектов (ве­щей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необхо­димость следует существование данного явления.

Фальсификация — научная процедура, устанавливающая лож­ность гипотезы или теории в результате экспериментальной или те­оретической проверки.

Экзистенция — понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфичес­ких эмоциональных переживаниях.

Эпистема — понятие, обозначающее общее пространство знания (эпистемологическую сферу) и порядок чувственно не воспринимае­мых взаимосвязей слоев и вещей.

 


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 1997. С. 194-195

[2] Панченко АЛ. Эвристические функции принципа наблюдаемости в современной физике // Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1986

[3] Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Из-во иностранной литературы, 1956. С. 18.

[4] Ортега и Гасеет X. Положение науки и исторический разум // Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 197

[5] Турнье М, Новый век. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб.: Амфора, 1999

[6] Яблонский А.Л. Математические модели в исследовании науки. М.: Наука, 1986. С. 284.

[7] Койре А. Очерки истории философский мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 14-15.

[8] Цит. по: " Философий и методология науки" / Под ред. В.И. Кузнецова. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 52

[9] Дынич ВЛ., Толкачев ЕЛ., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. Мн.: ВГУ, 2000. С. 12

[10] Дышлевый П.С. Методическое звание и метод // Теория и метод. М.: Центр совет фил ос. (методол.) семинаров, 1987

[11] То, что здоровый находит сладким, больной воспринимает как горькое; при одинаковом ветре многие люди чувствуют себя по-разному (для одного он бодрящий, другой мерзнет, третий мерзнет в меньшей степени, чем второй и т.д.).

[12] Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 327.

[13] Там же. С. 327-328.

[14] Наиболее отчетливо эти представления изложены в работе Платона " Государ­ство" и диалоге " Федр".

[15] Аристотель. Вторая аналитика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 307.

[16] Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 1. С. 431.

 

[17] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979. С. 307-308

[18] Его содержание относится и к науке, поскольку до XVII в. ренессансная наука не отделяла себя от философии

[19] Цит. по: Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрож­дения. М.: Мысль, 1977. С. 145

[20] Наиболее системно и последовательно данная трактовка была в свое время изложена в работе. Becker C.L. The heavenly city of the eighteenth — century philosophers. New haven: Yale univ. press, 1932

[21] Работы М. Вартофского, И. Лакатоса, П.П. Гайденко, А.В. Ахутина, В.П. Визгина и др. В наиболее системном варианте это осуществлено в работах Л.М. Косаревой, в частности, Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Фило­софский аспект проблемы. М.: Наука, 1989.

[22] Косарева Л.М. Социокултурный генезис науки. Нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989. С. 117

[23] Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 116-118

[24] Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Счинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 260

[25] Ортег- и-Гассет X. Положение науки и исторический разум // Что такое философия. М.: Наука, 1991. С. 193

[26] Guerlac H. Neuton at Epicure // Essays and papers in the history of modern science. Baltimore; L., 1997. P. 82-106; Laudan L. Science and hypotheses: History essays on science methodology. Dordrecht etc., 1981. P. 27-58; Rogers GAJ. Decarts and the method of English science // Annals of science. L., 1972. Vol. 29. № 3. P. 237-255; Shapiro B.J. Probably and certainly in seventeenth century England. Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1983. X, 347 p.

[27] " Джентльменами науки" англоязычные исследователи ее истории в XIX в. называли сторонников ориентации на упрочение доминирующего положения физи­ческой науки в системе наук, на внедрение физики в образовательные программы в качестве образца формирования интеллектуальных качеств обучаемых, на развитие фундаментальных исследований и депрофанацию образа науки в обществе.

[28] Dewey J. Logic. The theory of Inquiry. N.Y., 1995. P. 105.

[29] Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопр. философии. 2000. № 5. С. 107-108

[30] Маркс К. Капитал. Т. 1. Послесловие ко второму изданию // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения в 50 т., 2-е изд., М.: Изд-во политической литературы. 1995. Т. 23. С. 21-22.

[31] Кузькин В.Г. Объект и метод в генетике // Взаимодействие методов естествен­ных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976; Методология " Капитала" К. Маркса и современная наука. Л: Изд-во ЛГУ, 1984; Губаревич А.И. Философский анализ эво­люции понятия " ген". Мн.: Наука и техника, 1985.

[32] Лпкатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 217-218.

[33] Там же С. 219-220.

[34] Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge, 1987. P. 408.

[35] Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М.: Мысль, 1984, а также работы А.Г. Барабашева, Н. Бурбаки, Б.В. Гнеденко, Г.М. Идлис, В.Я. Перминова, С А. Янов­ской.

[36] Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 69.

[37] Ньютон-Смит В. Рациональность науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Логос, 1996. С. 246.

[38] Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФРАН, 1994. С. 78-90.

[39] Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космо­логии // Космология: теории и наблюдения. М.: Наука, 1978. С. 372.

[40] Там же. С. 373

[41] Балашов Ю.В. " Антропные элементы" в современной космологии // Вопр. философии. 1988. N° 7. С. 126-127

[42] Щоисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр. философии. 1990. N° 6. С. 38.

[43] Русскоязычные названия обоих типов вопросов предложены В.Е. Никифоро­вым и, на мой взгляд, наиболее адекватно выражают взаимосвязь процессуального и содержательного аспектов проблемы. См.: Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Балт. рус. ун-т, 2002

[44] Употребление для названия методов данной группы термина " прием" (достаточ­но устоявшееся) сопряжено с очевидным фактом их фундаментального гносеологи­ческого статуса: включенность в качестве незаменимых элементов во все другие схе­мы, регламентирующие содержание и последовательность познавательных действий.

[45] Чешев В.В. Взаимосвязь инженерной деятельности и научного знания // Вопр. философии. 1986. № 3.

[46] Хилькевич АЛ. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М.: Наука. 1999; Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом (обзор зарубежных методик научного и технического творчества) // Природа научного открытия. М.: Наука, 1986.

[47] Ramsey F.P. Foundations of Mathematics and other Essays. New Jersy, 1960.

[48] Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1978. С. 95.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 757. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия