Студопедия — Диалектика как метод
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектика как метод






Диалектика как искусство вопрошания

Чтобы понять суть диалектической традиции, следует обратиться к ее изначальному смыслу, к тем ее образцам, которые выкристаллизовались в античной философии. В своем истоке диалек­тика означала искусство ведения беседы. Бесе­ды, в которой есть вопрошающий и слушающий, равно как и ответствующий. Вопрошающий должен задать осмысленный вопрос, тот, кто внемлет, должен понять вопрос и постараться дать на него ответ. Как пишет Э. Ильенков, «искусство думать начинается с умения задавать вопросы». Каждый из участни­ков беседы находится в особой познавательной позиции и под­чиняется соответствующей логике познавательного процесса, Тот, кто полагает, что он все знает лучше других, не способен спрашивать. Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, то есть знать о своем незнании. Смысл спрашивания в том, чтобы раскрыть спрашиваемое в его проблема­тичности.

«В силу этого способ, которым осуществляется диалектика, есть вопрошание и ответствование, или, лучше сказать, он заключается в том, что всякое знание проходит через вопрос. Спрашивать — значит выводить в открытое. Открытость спрашиваемого состоит в неустановленности ответа... Не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, научиться видеть проблематическое. Пример Сократа учит нас, скорее, что все дело здесь в знании незнания. Сократова диалектика, ведущая к этому знанию благодаря своему ис­кусству приводить в замешательство, создает тем самым предпосыл­ки для спрашивания.» (X. -Г. Гадамер. Истина и метод.—1988, — с. 427—430.)

Интеллектуальные усилия ответствующего, связанные с поисками ответа, есть путь к знанию. Ведь и по своему перво­начальному смыслу «знание» есть наличие в нашем сознании ответа на поставленный вопрос. Ответ предполагает, что у со­беседника имеется набор возможных ответов, из которых он должен сделать выбор в пользу одного из них. Обоснованный {95} выбор и есть решение вопроса. Мы не можем судить об истинности высказывания собеседника, если не знаем и не понимаем вопрос, ответом на который он является. Любое возраже­ние на ответ, осуществляемое с какой-либо иной точки зрения, неприемлемо. Вот почему, когда мы критикуем те или иные положения прошлых философских систем, мы прежде всего должны ясно понять, ответом на какие вопросы они являются.

Диалектика есть искусство вопрошания как метода по­иска истины. Поэтому тот, кто умеет спрашивать, должен на­правлять беседу вглубь проблемы, не отклоняясь в сторону, и на аргументы выдвигать контраргументы. Искусство вопрошания есть, следовательно, искусство мышления в его подлин­ной свободе, в его открытости истине.

«Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы, вопросы же всегда схватывают противоположности между «да» и «нет», между «так» и «иначе». Лишь потому, что знание в широком смысле слова диалектично, возможна вообще «диалектика», сознательно делающая противоположность между «да» и «нет» своим предметом». (Там же, 429.)

Диалектика мышления непосредственно связана со столк­новением двух противоположных суждений, с противоречием. Диалектика есть поиск истины в свободном предметном и язы­ковом пространстве мысли, в котором постоянно сталкивают­ся речь и противо-речь. Такова диалектика Сократа и Платона.

В средние века диалектическое искусство обнаруживает себя в тех многочисленных философских диспутах, в которых было принято приводить не только все «за» и «против», прежде чем выскажешь свой взгляд на предмет спора, но и с серьезно­стью развивать все аргументы вообще, как бы оценивая их вес и основательность.

В Новое время своеобразный вариант диалектики разви­вает в рамках своего учения о монадологии Лейбниц. Но осо­бое внимание в этом отношении привлекли к себе изыскания {96} Канта. Речь идет в первую очередь о знаменитых кантовских «антиномиях», подробный анализ которых будет дан в следую­щей главе. Сейчас же отметим только, что кантовское учение об антиномиях вновь привлекло внимание к диалектике как фун­даментальной проблеме философии.

Диалектика Гегеля

Его идеи были подхвачены и развиты Гегелем. В фактах противоречивости познания Гегель увидел не только субъек­тивный момент, но и указание на внутреннюю противоречи­вость самой действительности. В русле этих размышлений постепенно сформировался диа­лектический метод Гегеля. Философ полагал, что надо отличать от наших мыслительных образований, которые существуют лишь в человеческой голове, так называемое «объективное понятие», имеющее надличностную природу. Та­кое понятие, будучи тождественным с самой сущностью вещей, содержит в себе внутреннее противоречие, т. е. в содержание его входит как то, что выражается тезисом, так и то, что выгля­дит как антитезис. Противоположность тезиса и антитезиса ведет к их слиянию в новое качество, к синтезу. Такое самораз­витие понятий есть одновременно и развитие действительнос­ти. Логика совпадает с диалектикой. Развитие циклично, каждый цикл имеет как бы три ступени: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис), отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Исконный смысл диалектики как искусства вести беседу, оперируя противоположными суждениями, уже в своих антич­ных версиях был тесно связан с идеей Логоса. Сократ называл свой метод майевтикой, повивальным искусством слова и мыс­ли. Смысл сократического диалога не в том, чтобы выявить разные мнения собеседников о данном предмете, а в том, что­бы предмет раскрылся в своей истине. Гегелевская диалектика в неявном виде содержит в себе идею диалога, подчиненного Логосу. Но у Гегеля спор живых индивидов превращается в {97} диалог разума с самим собой, т. е. в монолог и, кроме того, — и это самое важное — речь идет о монологе объективного, абсолютного Разума. Нетрудно заметить, что Гегель онтологизирует диалог. Мир «вещей в себе», мир сущего заговорил. Заго­ворил на языке «чистых понятий». Еще одно новшество геге­левской диалектики — идея синтеза противоположных опре­делений, в результате которого возникает новое понятие, но­вый смысл, новая, более богатая по своему содержанию реалия. Противоположности сталкиваются, а затем преодолеваются в высшем синтезе.

Диалектический метод Маркса

Серьезным преемником гегелевской диалектики принято считать К. Маркса. Последний действительно в течение всей своей творческой жизни обращал особое внимание на проблему метода. Отталкиваясь от гегелевского наследия, Маркс пред­принял колоссальные усилия по разработке своего собствен­ного диалектического метода. Образцы его применения мы на­ходим прежде всего в «Капитале». Маркса не устраивала та ми­стификация, которую претерпела диалектика в трудах Гегеля. Он писал: «Мой диалектический метод по своей основе не толь­ко отличен от гегелевского, но является его прямой противо­положностью. Для Гегеля процесс мышления, который он пре­вращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внеш­нее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., — Т.23 — с. 21.)

Однако, как и всякий классик, Маркс в своем методе ока­зался неповторим. Повторить специфическую диалектическую технологию Маркса по «восхождению от абстрактного к конк­ретному» никогда и никому не удалось. И здесь не должно сму­щать то обстоятельство, что под видом диалектики Маркса мы {98} находим в марксистских учебниках по философии целый свод великолепных деклараций о смысле и полезности диалектиче­ского подхода ко всем природным, социальным и духовным явлениям. Декларации — это далеко не открытия или техноло­гии, вместе с тем нельзя сказать, что в русле марксистской мысли не было оригинальных разработок в области диалекти­ки и диалектического метода. Достаточно упомянуть Г. Лукача или менее известных на Западе Э. Ильенкова и Г. Батищева. В этом смысле диалектика как своеобразная интеллектуальная традиция бессмертна, ибо отражает глубинные основы челове­ческого искания истины.

Диалектика как теория

Если взглянуть на диалектику не только как на метод мышления, но и как на мироустроительную концепцию, то можно заметить, что та ее форма, которая восходит к Гераклиту и Гегелю, основывалась на категориальной оппозиции изменчивости и постоянства, рассматриваемых в качестве главных характеристик мира.

И в самом деле, текучесть, изменчивость, как и стабиль­ность, мира — чрезвычайно важные атрибуты действительно­сти, в которой мы живем. Так, если бы атомы не обладали свой­ством стабильности, то не было бы и устойчивого мира вещей, а без них невозможна была бы и сама жизнь. Известно, сколь важна стабильность генов, обусловливающих наследствен­ность. Без изменчивости, однако, невозможен прогресс, пере­ход к новому качеству, восходящее развитие. В марксистской философии укоренилась традиция (вслед за Гегелем) называть метафизикой ту концепцию, которая за исходное берет момент устойчивости, а ту концепцию, которая отталкивается от мо­мента текучести, называть диалектикой. Хотя переосмысление слов «метафизика» и «диалектика» именно таким образом ис­торически оправдано и логически безупречно (ибо понятие, вве­денное по определению, не может быть оспариваемо), все же сегодня следует заметить, что оба эти понятия широко приме­няются и в других контекстах. {99}

О «метафизике» в аристотелевском смысле мы уже гово­рили. Что касается диалектики, то здесь хотелось бы добавить следующее. Как мы уже знаем, в истории философии понятие «диалектика» имело различные значения: диалектика Платона и Сократа, Кузанского и Спинозы, Дидро и Канта. За исключе­нием Гераклита, диалектика как основная характеристика процессуальности мира никогда не рассматривалась в качестве главной и изначальной характеристики бытия. И лишь в XIX в. частично Гегель, а главным образом, Маркс и Энгельс рассматривают «весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. — М., — 1969, — с. 19). На эту идею опирались важнейшие социально-исторические категории марксизма — прогресс, революция, борьба классов, движущие силы, переход от одной формации к другой и т. п.

«Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсо­лютных состояниях человечества так же, как буржуазия посредством крупной промышленности, конкуренции и всемирного рынка практи­чески разрушает все устоявшиеся, веками освященные учреждения. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установ­ленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме не­прерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного вос­хождения от низшего к высшему». (Ф. Энгельс. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, — М., — 1982, — с. 8).

Энгельс говорит о том, что метафизика прошлых веков имела свое оправдание в самой логике развития науки, ибо прежде чем исследовать предмет в развитии, его надо сначала рассмотреть «в статике», с точки зрения его устойчивых форм и структур. Но на определенном этапе развития научного познания и социальной практики этот метод оказывается недостаточным. «Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, {100} более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и за­путывается в неразрешимых противоречиях, потому что за от­дельными вещами он не видит их взаимной связи, за их быти­ем — их возникновение и исчезновение, из-за их покоя забы­вает движение, за деревьями не видит леса.» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг.— М., — 1969— с. 17).

Сегодня — в канун третьего тысячелетия — многие фило­софы по-прежнему убеждены в том, что диалектика и материа­листическое понимание истории — два важнейших достиже­ния философской мысли XIX века. Эти два результата в каче­стве единого концептуально скрепленного целого шаг за шагом вырастают в культурном контексте столетия в некие универсальные основания как мировоззренческого, так и ме­тодологического порядка.

Выполняя роль общекультурной мировоззренческой мат­рицы, эта диалектика вместе с тем не могла не заключать в себе и не отражать в своем содержании историческую ограничен­ность и некоторые специфические особенности в категориаль­ном строе, которые были непосредственно связаны с интел­лектуальным климатом именно XIX века. Одной из таких особенностей можно с очевидностью считать то, что в этот пе­риод она предстает перед нами преимущественно как диалек­тика становления, изменения и развития. В центре внима­ния — объяснение механизмов движения развивающегося целого, выявление внутренних источников, движущих сил раз­вития. Другими словами, в фокусе теории здесь, прежде всего, находится процессуальный аспект диалектики. Чем объясня­лась обращенность к этой стороне дела? Прежде всего — уско­рением темпов общественных изменений, теми глубокими социальными потрясениями, которые переживал XIX век. {101}

Гносеологическая причина такой обращенности была так­же налицо: логика развития естествознания и теоретической мысли в целом с необходимостью подводила к идее развития. Понятие «изменение», «прогресс», качественный скачок», «революционное преобразование» и т. п. были у всех на слуху, со­ставляли как бы основной категориальный пучок, характеризу­ющий стиль мышления этого времени.

Изменчивость форм растительного и животного мира, скачкообразность в развитии человеческой истории, гераклитовская текучесть мирового целого — таков был способ виде­ния реальности. Идея эволюции, принцип становления и раз­вития стали ключевыми для учения Дарвина в биологии, их широко использует в языкознании один из крупнейших пред­ставителей младограмматиков Г. Пауль в своей работе «Прин­ципы истории языка». Эволюционный подход получил деталь­ную, хотя и во многом спекулятивную разработку в учении о всеобщей эволюции Г. Спенсера, попытавшегося под «форму­лу эволюции» подвести все явления — от неорганических до социальных и психических.

Концепция развития

Сделав ядром диалектики именно концепцию развития, ученые прошлого века дали свой ответ на те мировоззренческие и методологиче­ские вопросы, которые были поставлены самой логикой истории в социальной, культурной и научной областях. В марксизме эта концепция получила свое выражение, превратившись в учение «о развитии в его наиболее полном, глу­боком и свободном от односторонности виде». (Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т.23, — с. 43—44). На базе этого учения был разработан диалектический метод мышления как совокупность ос­новных регулятивов и принципов подхода к познанию развивающихся систем. {102}

Марксистская диалектика представляла собой систему принципов, законов и категорий. К числу законов диалектики традиционно относились: закон единства и борьбы противо­положностей, закон перехода количественных изменений в ка­чественные, закон отрицания отрицания.

Марксизм утверждал, что все явления природного, соци­ального и духовного миров характеризуются внутренней про­тиворечивостью, борьбой противоположных начал. Связь между противоположностями определяется несколькими важ­ными моментами:

• противоположности нельзя оторвать друг от друга, по­добно тому как нельзя отделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образуют единое, нераздельное целое;

• противоположности взаимоисключают друг друга (прав­да и ложь, добро и зло, мир и вражда);

• противоположности могут переходить друг в друга (любовь — в ненависть, сила — в слабость, победа — в пора­жение).

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает сущность и источник развития, видя его во взаимодействии противоположных сил и тенденций.

Закон взаимосвязи количественных и качественных изме­нений утверждает, что любые количественные изменения не могут продолжаться бесконечно; на каком-то этапе эти измене­ния достигают точки («узловая точка меры»), за пределами которой количественная характеристика процесса стабилизи­руется (так, например, при нагревании воды ее температура не­прерывно повышается, пока не достигнет точки кипения); ко­личественные изменения, дойдя до узловой точки меры, сопровождаются скачкообразным переходом от одного качества к другому; диапазон изменений, в пределах которого качество предмета остается одним и тем же, называется мерой. {103}

Закон отрицания отрицания демонстрирует, что всякое развитие имеет определенную направленность — от простого к сложному, от низшего к высшему, от хаоса — к порядку. Суть диалектического отрицания заключается в том, что при упразднении старого качества все ценное, жизнеспособное в нем сохраняется, удерживается и переносится в новое качество. Тем самым обеспечивается преемственность и поступательность в развитии.

Концепция развития играла на протяжении более чем полутора столетий столь важную роль во всем диалектико-материалистическом учении, что можно с полным правом сказать, что диалектика — это и есть учение о развитии, о предельно общих основаниях социального обновления общества и человека, втянутого в исторический процесс переустройства своего бытия. Предложенная марксизмом модель развития всего природного, социального и духовного мира частично сохранила свое значение и в нашем столетии, в век крупнейших социальных революций и научно-технического прогресса.

Вместе с тем в XX столетии стали все более четко просматриваться и другие, не связанные с процессуальностью аспекты многогранного понятия диалектики. Шаг за шагом прояснялось то обстоятельство, что категориальные основы диалектики таят в себе новые, еще далеко не раскрывшиеся методологические и концептуальные возможности. Необходимость в реализации этих возможностей диктовалась проблемами и социально-историческими реалиями нашего времени. Для того, чтобы быть адекватным методологическим инструментом в современных условиях, диалектика как теория должна усвоить и отразить в своем категориальном строе новый социальный опыт, итоги развития в сфере культуры, науки и техники. Она должна была, в частности, чутко и активно реагировать на важнейшие «гносеологические уроки» современной научной революции и на все глубинные изменения в стиле мышления естественных и гуманитарных наук XX века. {104}

Уже революция в физике на рубеже XIX—XX вв. постави­ла ученых перед необходимостью философского осмысления диалектики прерывного и непрерывного, волнового и корпус­кулярного, «синхронного» и «диахронного». Позднее, при фор­мировании квантовой физики на первый план всплыли такие вопросы, как соотношение необходимого и случайного, части и целого, субъективного и объективного. Проблема абсолют­ного и относительного стала особенно важной в свете разра­зившегося концептуального кризиса. Следует, однако, признать, что указанная задача в рамках традиционной материалистиче­ской диалектики так и не была последовательно решена. Дело не только в том, что в культурно-историческом опыте XX сто­летия выявились новые грани и проблемные поля диалекти­ки, — сегодня существует необходимость пересмотреть сами онтологические и логико-гносеологические основы диалекти­ческого мышления с учетом тех «методологических уроков», которые преподала нам современная наука. Частично пробле­мы такого рода были осмыслены в рамках системного подхо­да, в синергетике, в интервальной диалектике как методоло­гии изучения многомерного мира. {105}

?

1. Какими проблемами занимается философия? 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Основные отличия материалисти­ческого и идеалистического представления о мире и познании. 4. Почему истинно философское размышление часто бывает парадок­сальным? 5. «Интеллектуальная честность» — как Вы понимаете этот принцип? 6. Назовите основные формы философской рефлексии 7 Что такое «проблематизация»? 8. В каком смысле диалектика есть искусство вести беседу? 9. В чем историческая ограниченность марк­систской диалектики?

{106}







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия