Студопедия — ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА






Рассмотренная выше структурная организация общества представля­ет собой особого рода идеализированную модель, которая как бы вы­рвана из " живого" общественного развития. Это неизбежный шаг, по­зволивший нам выделить общественные отношения и элементы в " чистом" виде. Но одновременно необходимо понимать, что общество как система находится не в статике, а в постоянном движении и разви­тии. Поэтому все ее элементы и структурные связи приобретают каче­ственные особенности, связанные с функционированием общества. Та­ким образом, наш подход к анализу общества представляет собой сис­темно-функциональный анализ, цель которого - " понять, каким образом система, разделенная на многие части, способна существовать и изме­няться как единое целое, как возникают интегральные свойства целого, которых лишены образующие его части" 1.

Соответственно постановка такой задачи потребует от нас выявления узлового пункта функционирования всей системы общественных отно­шений. В качестве такого двигательного компонента, придающего всей общественной системе динамичность, выступают потребности людей


(различных социальных групп), которые реализуются в отстаивании и проведении соответствующих интересов. В этом плане систему потреб­ностей можно сравнить с кровотоком живого организма, благодаря ко­торому он функционирует. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что как нарушение доступа крови к тем или иным частям живого орга­низма приводит к различного рода болезням, так же и в обществе на­рушение системы функциональных связей приводит к сбоям функцио­нирования всей системы в целом.

Уточняя далее поставленную задачу, можно сказать, что системно-функциональный анализ должен выявить связи, существующие между выделенными выше типами деятельности людей и тем самым уточнить их качественные субстанциальные свойства в зависимости от влияния на них различных систем человеческих потребностей.

В качестве важнейшей причины, на которой основывается взаимо­действие между типами деятельности людей, вырабатывается система потребностей и затем проводятся в жизнь интересы различных социаль­ных групп, выступает практическая мотивация. В этом плане приори­тет практики, как справедливо указывает К.Х. Момджян, является свое­образным " законом-тенденцией", который проявляется как объективная необходимость для любого общества.

Одновременно нам хотелось бы вступить в полемику с цитируемым автором не по сути самой идеи (мы ее полностью разделяем), а по уточнению некоторых моментов, связанных с различением специфики действия физических и социальных законов. Конечно, в обществе, где функционируют живые люди (и из живых же людей созданы социальные институты), сознание которых проникнуто не только логико-рацио­нальными схемами, но и эмоциональными компонентами, этот закон иногда нарушается. Однако не в этом принципиальное отличие общест­венных законов от законов, например, физических, как утверждает ав­тор1. Приводимый пример закона всемирного тяготения в качестве не­нарушаемого физического принципа не совсем корректен, так как здесь смешиваются степени общности противопоставляемых физических и общественных законов.

С одной стороны, можно привести массу примеров нарушения физи­ческих законов применительно к более локальным системам (и мы это сделаем ниже). А с другой стороны, само общество - это иная система, включенная внутрь физических закономерностей. Глобальная физиче­ская катастрофа, например, группы островов Японии, не сможет спасти никакая система самых гармоничных общественных отношений, и от­нюдь не во всех случаях развитие науки здесь способно предсказать ряд


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 367.


1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 403-404.


таких катастроф. Поэтому внутри общества можно выделить глобаль­ные закономерности, которые с необходимостью наступят и никто не сможет их нарушить.

Таким образом, следует уточнить данное положение. Действие любо­го закона (если это закон) нарушить нельзя, можно попытаться созна­тельно или бессознательно его проигнорировать. Отличие физических законов от общественных связано скорее со скоростью " ответной реак­ции" на такое нарушение (временем ее протекания), ее предсказуемо­стью и возможностью блокировки последствий. Например, нарушение физического закона о том, что тела расширяются при нагревании, мо­жет привести в конкретной системе (например, автомобиле) к приоста­новке ее функционирования или полному разрушению, что можно про­гнозировать с почти абсолютной степенью точности. Это позволяет в некоторых случаях " спасти ситуацию", например остановив работу дви­гателя. Закон продолжает работать, и мы просто приостановили его действие для конкретной системы.

В обществе ситуация иная. Здесь законы, отражающие объективные связи и необходимости, также обязательно себя проявят, приведя к сбо­ям функционирования общественной системы. И сам автор об этом пи­шет, но заменяя термин " нарушение" несколько иным по значению термином " игнорирование" (можно закон игнорировать, вовсе не нару­шая его в смысле полной остановки). " Социальная система может игно­рировать практические потребности людей, приносить их в жертву " идейным соображениям", но, поступая таким образом, она с необходи­мостью обрекает себя на катаклизмы, стагнацию, разрушение в бли­жайшей или дальнейшей исторической перспективе" 1.

Таким образом, система общественных связей и опосредований бо­лее индивидуализирована (в смысле действия реальной личности), здесь в большей степени происходит вмешательство субъекта, обладающего собственными волей и мотивами. И наконец, последствия указанного " игнорирования" всегда затрагивают живых людей, которые могут в ре­зультате этого просто прекратить свое существование. Поэтому в обще­стве невозможна приостановка функционирования системы с целью возвращения к изначальной точке, чтобы вновь вернуться к началу кри­зиса или другому общественном катаклизму, необходимо немного вы­ждать, продумать меры исправления (как при перегретом двигателе), заменить необходимые детали (с заменой кадров это всегда сложнее). И наконец, опять исходя из позиции автора, игнорирование закона может осуществляться сознательно, быть выгодным определенным социальным


группам, отвечать их интересам, даже если в перспективе оно может привести к негативным социальным последствиям.

Практика, реализующаяся в качестве функциональной закономерно­сти общественного развития, реализуется в целом ряде форм, имеющих качественное отличие и значимость. Это и практика, отвечающая целям материального производства, и политическая практика, и социальная и т.д. В качестве важнейшего звена в системе функциональных зависимо­стей выступает сформулированный Марксом закон определяющей роли материального способа производства.

Выделение этого закона позволило Марксу как бы связать в единое целое всю систему общества. Приведем эту известную мысль Маркса, в которой четко изложена суть этого закона:

" В общественном производстве своей жизни люди вступают в опре­деленные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - произ­водственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и по­литическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни

вообще" 1.

Существует множество теоретических попыток заменить этот общий закон другими общественными закономерностями, однако в конечном счете история развития общества на каждой последующей ступени сво­его развития лишь подтверждает его. При этом, безусловно, происходит его уточнение, что является нормальной ситуацией в науке. В частно­сти, необходимо (как это делал Маркс и в еще большей степени Эн­гельс) понимать и относительность определяющей роли способа произ­водства. Относительность здесь заключается прежде всего в конкретно-исторической форме проявления данного закона, который в разных об­ществах может проявиться несколько иным, отличным от общей модели образом. Зависимость социальной, политической, духовной жизни от способа производства не снимает собственной логики развития данных компонентов общества. Поэтому нельзя вульгарно-материалистически, например, объяснить творчество какого-либо художника лишь матери­альными обстоятельствами, хотя они, безусловно, влияют на сам харак­тер творчества.


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7.

1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию^ М., 1997. С. 404.


 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1081. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия