Студопедия — ЧЕЛОВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЧЕЛОВЕКА






Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его исто­рическом и индивидуальном развитии. Кроме учения Ч. Дарвина и его последователей о происхождении человека естественным путем, рели­гиозных концепций о божественном акте сотворения человека, сущест­вует гипотеза о внеземном происхождении жизни, хотя пока нет досто­верных научных данных, подтверждающих это предположение (как нет, между прочим, и достоверных данных о возникновении жизни на Зем­ле). Несомненно, однако, что социоантропогенез связан с тем, что пред-человек в процессе трудовой деятельности (и это уже отмечалось выше) естественным образом изменял свои руки, приспосабливая их к прими­тивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми; язык стал также средством про­никновения в сущность вещей и процессов, он фиксировал в себе су­щественные связи и отношения, знание которых позволило ему не толь­ко лучше, чем животным, приспосабливаться к среде, но и в известной мере приспосабливать окружающий мир к своим нуждам и интересам. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, возникновение навыков вызывания огня, а также прируче­ние некоторых видов животных, увеличившее его силы в его отношени­ях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек ра­зумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социаль­ными качествами, необходимыми для осуществления своего обществен­но-исторического развития.

В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологиза-торская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распро­странились особенно широко среди сторонников марксистской фило­софии на основе своеобразной интерпретации тезиса К. Маркса о чело­веке как совокупности общественных отношений. Правда, среди при­верженцев марксизма немало и таких философов и социологов, кото­рые считают, что в данном случае К. Маркс имел в виду понятие " человек" как " общество", а личность человека полагал особым про­дуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность


социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов соци­ального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа этих и всех других болезней социальна. Оп­поненты такого социологизаторства справедливо указывали на несводи­мость всех этиологических факторов к социальным (есть и непосредст­венно воздействующие факторы чисто химического, физического и биологического характера), а главное - что все патофизиологические процессы не социальны, а сугубо биологичны (например, при развитии туберкулезного процесса в легких человека, где этиология может быть, конечно, социальной).

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие " сверх­человек"), погибают или должны погибать, якобы по Дарвину, все сла­бые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на " высшие" и " низшие"; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими. Значительно влияние на Западе так называемой социобиоло-гии (одним из ее основоположников является американский энтомолог Э.О. Уилсон). Ее представители стремятся объяснить социальные дейст­вия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека, в молекулярной генетике (они про­возглашают " генетический детерминизм"). Изучая " физический ^азис" личности, американский биолог В. Моттрем абсолютизирует этот " базис". В соответствии с данными генетики он указывает, что пол че­ловека формируется хромосомным влиянием. Половые железы, в свою очередь, через их секреции в кровь оказывают существенное влияние на характер человека. Более того, смысл бытия человека он видит в поло­вой деятельности; его формула: " пол определяет личность". Особенно­сти физического строения отдельных личностей, по Моттрему, детер­минируют также ход человеческой истории. Он заявлял некоторое вре­мя тому назад буквально следующее: мы не знаем, как личность царе­вича была обусловлена гемофилией, но знаем, что это обстоятельство привело к потерям русских в первой мировой войне, падению династии Романовых и возникновению СССР. Английский биолог Р. Докинс про­возглашает универсальность эгоизма. Организм он рассматривает как " колонию генов", а основным свойством организма (или " колонии ге-


нов") он считает эгоизм, выводимый из " эгоизма генов". Все, что эво­люционировало, утверждает он, должно быть эгоистичным. Если мы и встречаем среди организмов проявления альтруизма, то альтруизм все равно оказывается подчиненным " эгоизму". Хотя человек и уникален среди живого (в данном отношении), тем не менее и его эволюция, как и развитие всей цивилизации, направляема эгоистичным геном. В из­вестной концепции " социоэтолога" К. Лоренца на первый план выдви­гается агрессивность человека. С его точки зрения, в генах человека, как и в генах животных, запрограммирована агрессивность. Эволюция видов выработала различные механизмы запрета, сдерживающие у жи­вотных проявление агрессивности в отношении особей одного и того же вида. Но у человека с развитием техники ликвидировано функциональ­ное равновесие между агрессивным инстинктом и его запретительным ограничением. Современное военное дело с его безличными методами умерщвления, ведущегося с возрастающих дистанций, искореняет наше инстинктивное нежелание умерщвлять, поскольку устраняет факторы, стимулирующие запрет на убийство. Тот, кто сбрасывает бомбы с бом­бардировщика, нажимая на соответствующие кнопки, не получает ров­ным счетом никакого сигнала, который позволил бы прочувствовать последствия своих действий. Возможность проявления агрессивности человека таким образом возрастает. Но К. Лоренц не склонен к песси­мизму. Он полагает, что агрессивность можно свести к минимуму, про­тивопоставив ей " искусственные", " культурные" факторы; одним из таких факторов он считает международный спорт.

Итак, мы видим, что в трактовке природы человека социологизатор-ская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к ин­стинктам, к тем или иным " свойствам" генов. Человек - социобиологи-ческое существо. Как личность он является бесспорно социологиче­ским по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможно­стями при определенных условиях реализовать эту способность к мыш­лению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная сре­да, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т.п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -биологическая и социальная.


Рассмотрим одно из важнейших качеств человеческой личности - ее способность к творчеству.

Творчество есть процесс человеческой деятельности, создающий ка­чественно новые материальные и духовные ценности. И оно характери­зует человеческую личность в высшем ее проявлении; в творчестве че­ловек выражает себя, находит в нем удовлетворение и смысл бытия. Творение идей или предметов происходит часто под влиянием социаль­ной необходимости и для других людей, а не только для данной лично­сти. Но творчество немыслимо без личности, без физиолого-биологической и генетической организации индивидуума. Оно невоз­можно без органов чувств, без рассудочного мышления, развертывающе­гося в материальном биологическом субстрате - головном мозге. У зна­чительной части гениальных талантливых людей действует " ген шизоф­рении", стимулирующий мозговую активность; он способен передавать­ся по наследству. Далеко не у всех людей, обладающих этим геном, проявляются гениальные способности, и при его отсутствии возможен талант. Так или иначе, а его наличие увеличивает вероятность появле­ния гениальных ученых или художников. Исследователи установили, например, что А. Эйнштейн был носителем " гена шизофрении", кото­рый воздействовал положительно на его умственные способности; сам же он не страдал душевным заболеванием. В то же время у его сына врачи диагностировали шизофрению; здесь " ген шизофрении" проявил себя негативно. Считается, что в общей массе населения " ген шизофре­нии" имеется у 5-6%; и если многие из них заболевают, то это надо признать за цену, уплачиваемую человечеством за высокую одаренность отдельных своих представителей1. К биологическим факторам научного творчества относятся также " ген алкоголизма", " ген миопии (близору­кости)", склонность к подагре и др.

Биологическую обусловленность творчество имеет и тогда, когда за­вершается интуитивный процесс и на " выходе" результат оказывается лишь вероятностным. Без интуиции, как известно, нельзя обойтись в творческом процессе. Сама она происходит в бессознательной сфере человеческой психики, на базе особого вещественного субстрата. Она далеко не всегда дает истину, а чаще всего вероятностный (проблема­тичный) вывод. Но откуда появилась эта способность личности человека к вероятностным заключениям? Как полагают исследователи, она унас­ледована биологическим механизмом организма от предков человека, от животных, от их способности реагировать вероятностным образом на

1 См. Лук А.Н. Аналитический обзор: Творческие способности: истоки и методы поиска // Проблемы научного творчества. Вып. 3. ИНИОН АН СССР. М., 1983. С. 49.


вероятностные (а не на однозначные и полные) факторы жизненной обстановки. В условиях социальной среды вероятностный характер ин­туиции снимается дискурсивным мышлением и практикой. А она, как мы видели выше, по существу своему социальна.

Социальными являются по своей сути и открытия в науке, несмотря на свою детерминированность биологическими и генетическими факто­рами, несмотря на свою видимую случайность и неповторимость. Так, личность и открытие Г. Менделя неповторимы, уникальны, но вместе с тем известно, что точно такое же открытие совершили спустя несколь­ко десятилетий Чермак, Корренс и де Фриз. Истории известны " совпадения" открытий Ч. Дарвина и Уоллеса, А. Пуанкаре и А. Эйн­штейна и др. Эти факты указывают на то, что " случайность" и " биологическая обусловленность" открытий перекрываются в обществе определенной социальной необходимостью, формированием реальных социальных предпосылок научного творчества.

Итак, рассмотрение творчества отдельной личности приводит к вы­воду, что хотя в личности ведущую роль играет социальный фактор, она в своем генезисе и в детерминированности своих проявлений выступает как социально-природное образование. В то же время организм челове­ка (индивидуума) в целом биологичен, хотя и находится под постоян­ным социальным воздействием. Как справедливо отмечает Л.П. Буева1, человек - особое биологическое существо, способное выжить, сохра­нить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нор­мальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую " экологию человека" являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможен не только человеческий образ жизни, но и само вы­живание - функционирование человеческого организма. В силу этого все связи человека с миром его обитания и развития - структурные, функциональные, энергетические, информационные и возможные дру­гие - предполагают изучение взаимодействия различных систем и зако­нов, их регулирующих, - природных, социальных и культурных, причем все они историчны, изменяют свои формы и, следовательно, типы взаи­модействия. Социальная среда, как и природная, задавала функциональ­ную " парадигму" действия человека. Развитие социальных и техниче­ских систем деятельности побуждало организм к формированию специ­фических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реа-

Буева Л.П. Человеческая жизнь в социокультурном контексте // Совеща­ние по философским проблемам современной медицины. Сборник материалов. М., 1997. С. 20.


лизации которых " использовался" и тренировался потенциал биологиче­ских возможностей.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 697. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия