Студопедия — Философские основания педагогики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские основания педагогики






В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопози­тивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — Н.А.Бердяев, Л. И. Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Гер­мания), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма — существова­ние (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погружен­ного в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир суще­ствует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существо­вание объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность зна­ний определяется тем, насколько они важны для конкретной лич­ности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзи­стенциализм выступает в качестве философского основания ин­дивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи сред­невекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущ­ности», его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается неспособной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, ут­верждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверх­разумом», посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канинг-хэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный. Послед­ний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источ­ники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся сис­тема обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направ­лена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX—XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления — позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыс­лить научные достижения, характерна абсолютизация естествен­ных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью ко­личественных методов. Они объявляют псевдонаучными пробле­мы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, со­циальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к облас­ти мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики неопо­зитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполез­ные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представи­тель неопозитивизма — Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» и др. ока­зали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60—70-е годы XX столетия. Они отдают приоритет методам по­знания, а не его содержанию: главное, «не знания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX— XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой философии, стоящей вне идеализма и мате­риализма. Главные понятия в прагматизме — «опыт», «дело» (греч. «прагма»). Познание действительности они сводят к индивидуаль­ному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важней­ших принципов обучения и воспитания: развитие активности де­тей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — «опыт», Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного про­цесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склон­ностей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наибо­лее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е годы XIX в. Широкое распростране­ние он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наибо­лее крупные его представители — К. Маркс и Ф. Энгельс — рас­пространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и яв­ляется его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детер­минизма); все предметы и явления находятся в состоянии движе­ния, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место за­нимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отри­цание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лично­сти играет воспитание, которое представляет собой сложный со­циальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня пред­ставляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения кото­рой будут показаны в следующей главе.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 644. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия