Студопедия — Глава 5. - Что будем играть? - спросил Витька
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5. - Что будем играть? - спросил Витька






- Что будем играть? - спросил Витька.

- Твои вещи, конечно. Вещи-то клевые, - ответил Олег, увертываясь от дыма подгорающего костра.

- И твои, - Витька посмотрел на меня.

- Ну, не знаю, - сказал я, - они все-таки более панковские. Если у меня будет что-нибудь битовое, то можно и мои, но твои мне пока больше нравятся.

- Ну нет, надо что-то новое писать, насчет готовых я что-то сомневаюсь. Ну, " Друзей" можно делать, " Восьмиклассница" - она очень простенькая, я боюсь, что будет неинтересно...

- Не комплексуй, отличная песня! - сказал Олег.

- Да?

- Конечно.

- Ты так считаешь?

- Да тут и считать нечего. Всем же нравится.

- А ты как думаешь? - спросил Витька меня.

- Слушай, ну что ты, говорят же тебе - классная вещь.

- Ну, не знаю... " Зверей" твоих сделаем...

- Да " Звери" - это фигня полная. " Восьмиклассницу" сделаем, " Папу", " Бездельника"...

- Ну, " Папу" можно. " Бездельник", наверное, пойдет...

- " Бездельника" разложим на голоса, - сказал Олег. - Будет такой русский народный биг- бит.

- Да. круто может получиться, - поддержал я.

- Может...

- " Лето" можно сделать тоже с голосами - можно мощ-но подать.

- Можно...

- " Осень", в смысле " Песня для Б.Г."?

- Ну да.

- Да, это пойдет. Мне она нравится. Легкий рок-н-ролльчик...

" Песню для Б.Г." Витька написал совсем недавно - пос-ле посещения нами квартирного концерта " Аквариума". Во-обще-то она называлась " Осень", но Витька посвятил ее Борису и пел всегда в его манере - скороговоркой, отрыви-сто и быстро выбрасывая слова:

Последнее время я редко был дома, Так, что даже отвыкли звонить мне друзья. В разъездах, разгулах, конца лета симптомы Совсем перестали вдруг мучить меня.

- Так, - сказал Олег. - Так что будем играть - акустику, как " Аквариум"? Или электричество?

Аппарата-то нет.

- Ну. в идеале - электричество хотелось бы. Ты как, Леша? - Да, конечно, надо бы делать электричество. Только вот на чем?

- Подожди, - Олег перебил мои размышления, - аппарат можно собрать кое-какой. У нас в клубе что-то можно взять (он имел в виду аппарат " Пилигрима", который до сих пор стоял на нашей бывшей базе - в подростковом клубе " Рубин"), у Дюши что-нибудь откупим.

- Ни фига Дюша не продаст - он сам все покупает, пока до киловатта не доберет, не успокоится.

Ничего он нам не продаст. Надо точку искать, базу с аппаратом. В общаге какой-нибудь. А с другой стороны - свяжешься с ними, надо будет на танцах каких-нибудь им отыгрывать, - продолжал я размышлять вслух.

- Танцев мне в ПТУ хватает, - мрачно пробормотал Витька. - Достало меня гопников веселить. А покупать - покупайте. Ты, Леша, очень богатый, наверное? Такой же, как я. На какие деньги покупать?

- Да...

- Да...

- Я считаю так, - продолжал Витька, - надо сейчас репетировать, делать акустическую программу с расчетом на электричество. Чтобы, в случае чего, мы могли бы ее и в электричестве сыграть.

А сейчас отработаем программу и будем делать квартирные концерты - получать деньги и их пускать в аппаратуру. У нас даже инструментов нормальных нет. А другие деньги нам пока не светят.

s - Мне надо кое-что прикупить, - сказал Олег, - бонги там, всякие мелочи. Но с этим я разберусь - у меня же зар-плата ничего, как-нибудь осилю.

- Вот это правильно, - мы с Витькой улыбнулись.

- Да-вай, давай, прикупай.

- Ну вы уж тоже, напрягитесь как-нибудь, - сказал Олег.

- А тут напрягайся - не напрягайся... Надо квартирные концерты делать.

- Сначала программу, - поправил Витьку Олег.

- Ну ладно, - решил я. - Пока мы тут в палатке сидим - сколько нам тут еще - недели полторы загорать?

- Да, полторы - две, - ответил Олег.

- Ну вот, - я продолжал, - за это время мы здесь отрепе-тируем что-нибудь. Приедем домой - как раз - осень, сезон начинается, все люди приедут, можно будет с квартирниками разобраться.

- Леша, а у тебя есть кто-нибудь, кто квартирниками занимается? - спросил меня Витька.

- Надо подумать. Знаешь, лучше тебе на этот счет с Борькой поговорить, с Гребенщиковым - он тебя любит. Я думаю, он сможет в этом деле помочь. А ты случайно не знаешь, у " Аквариума" -то есть свой аппарат?

- Да вроде бы нет, - ответил он. - Если они делают электричество, то работают на чужом. Но Гребенщиков - это же фигура, я думаю, у него нет проблем с аппаратом. Нас-то никто не знает. Надо создавать имидж, делать про-грамму - надо подойти по-западному. Был бы материал хо-роший, а аппарат - дело наживное.

Да, с аппаратом в те годы дело обстояло туго. 99 про-центов того, что использовали ленинградские рок-группы на концертах, было самодельным - у советской фабричной аппаратуры, на которую могло хватить денег у рокеров, не хватало мощности для рокерских нужд, а та, у которой хва-тало, была чрезмерно дорога и практически недостижима для бойцов рок-н-ролла. И вырастали на сценах клубов и клубиков огромные самодельные гробы-колонки, дымились в глубине сцен самопальные усилители, ревели самопаль-ные гитары с самопальными " примочками"... Такая аппара-тура требовала постоянного ремонта - сработанные из ДСП колонки ломались при транспортировке, а сработанные из фанеры порой падали на музыкантов и ломали их. Усилите-ли аккуратно перегорали на каждом концерте - все настоль-ко свыклись с этим, что не обращали даже внимания, когда прямо на сцене, во время выступления внезапно переставал звучать один или несколько инструментов. Поскольку опе-раторских пультов тоже у большинства групп не было, то звук в залах, как правило, был просто ужасен. Басовые ди-намики хрипели и дребезжали, голосов, за редким исключе-нием, было практически не слышно, барабаны звучали где-то вдали - часто на их подзвучку не хватало микрофонов и усилителей.

Некоторые группы, из тех, кто побогаче и пошустрей, имели, правда, некоторое количество фирменной аппарату-ры, которую замешивали на сцене с самопальной, и получа-лось, в общем, сносно. Поставщиками фирменных гитар, усилителей и клавиш были, в основном, рок-группы из брат-ского социалистического лагеря - " Пудис", " Электра", " Скальды", " Сентябрь", " Ю" и другие рокеры-побратимы. Они изредка подкидывали в нашу Богом забытую страну кое-что из аппаратуры. Музыканты эти сами, как я сейчас понимаю, были не особенными богатеями и частенько про-давали жаждущим советским рокерам гитары и все осталь-ное. Во что они потом вкладывали полученные рубли, я не знаю, но наши рокеры вкладывали в эти рубли годы упорного труда и экономили на обедах и ужинах. Годы нищеты ушли на то, чтобы получить возможность купить эти красивые штучки.

" Самопальщикам" тоже приходилось несладко. У неко-торых из них строительство аппаратуры постепенно вышло на первое место в жизни и заслонило даже музыкальные занятия - музыка отошла на второй план, и они при встре-че хвастались друг другу частотными характеристиками вновь собранных усилителей и общей площадью диффузоров динамиков 2А-9, которые пользовались страшной популярностью и являлись обязательным атрибутом любой хард-роковой команды.

- В рок-клуб надо вступить, - развивал Витька программу действий, - тексты залитовать... Репетиция немедленно началась и продолжалась с перерывами на купание и выпивку все оставшиеся у нас полторы крымские недели. Каждый вечер мы давали кон-церт доя непривередливых селян, что очень помогало отта-чивать и чистить все песни, - селяне орали, пили, болтались мимо нас взад-вперед, что отвлекало от игры, но помогло нам научиться сосредоточиваться на музыке и уходить с го-ловой в жесткий ритм биг-бита. Юг нам быстро надоел. Мы, как и всякие молодые люди, были еще достаточно глупы для того, чтобы не скучать в одиночестве, и нам постоянно были нужны какие-то вне-шние раздражители, приток информации извне. Тем более, что у новой группы, которая родилась под горячим крымским солнцем и уже покорила сердца южан из Морского, были теперь грандиозные планы относительно завоевания Севера. Нам не терпелось вернуться в Ленинград и начать концертировать, ходить на собрания в рок-клуб - это сейчас они кажутся смешными и глупыми, а тогда все это было чрезвычайно интересно, репетировать, покупать инструмен-ты и аппаратуру, слушать новые пластинки. Хотелось уди-вить всех близких друзей новой группой, - в общем, тянуло домой.

Ленинградское небо, как ни странно, на этот раз не казалось нам серым и мрачным, хотя солнца не было и в помине. Мы были бодры и готовы к активным действиям, и мрачный серый город был для нас ареной, был одновремен-но и нашим зрителем, и инструментом, на котором мы со-бирались играть. Отсюда шли к нам темы новых песен - из этих дворов, квартир, подъездов, отсюда мы брали звуки нашей музыки - и нежные, и грубые, и назойливые, и пе-чальные, и смешные, и еще непонятно какие. Мы ничего специально не выдумывали - город был открыт нам весь, со всеми его прорехами и карманами, и мы с наслаждением обшаривали его, забирая все то, что было нужно для музыки " Гарина и Гиперболоидов".

Репетировали мы на двух акустических гитарах и бонгах попеременно - у Олега, у меня, у Витьки - это зависело от того, есть ли дома родители или нет. Мы плотно труди-лись весь остаток лета и сделали программу минут на сорок, которую уже можно было кому-то показывать и при этом не стыдиться. Некоторые песни аранжировал Витька, некото-рые - я, некоторые - все втроем, как, например, " Песня для Б.Г. (Осень)". Витька написал " Бездельника № 2" - просто переделал старого " Идиота" и придумал там классное гитарное соло, которое я никогда ни изменял и играл всегда в оригинальном варианте.

Нам ужасно нравилось то, что мы делали, когда мы на-чинали играть втроем, то нам действительно казалось, что мы - лучшая группа Ленинграда. Говорят, что артист всегда должен быть недоволен своей работой, если это, конечно, настоящий артист. Видимо, мы были ненастоящими, пото-му что нам, как раз, очень нравилась наша музыка, и чем больше мы " торчали" от собственной игры, тем лучше все получалось. Олег, как более или менее профессиональный певец, помогал Витьке справляться с довольно сложными вокальными партиями и подпевал ему вторым голосом. Ги- тарные партии были строго расписаны, вернее, придуманы -до записи мелодии на ноты мы еще не дошли - и шлифова-лись каждый день. Мы всерьез готовились к тяжелому ис-пытанию - прослушиванию в рок-клубе.

Мы уже довольно часто бывали здесь, примелькались членам правления, и нас уже считали кандидатами в члены клуба. Познакомились мы и с Игорем Голубевым - извест-ным в ленинградских рок-кругах барабанщиком, который с головой ушел в изучение теории современной музыки и вел в рок-клубе студию свинга. Мы все строем ходили к нему в студию, махали там руками и ногами, отсчитывали четвер-ти, прилежно выделяли синкопы и с увлечением грызли гранит этих ритмических премудростей. Нам было интересно учиться - мы понимали, что очень многого не знаем и не умеем, и старались восполнить пробелы в своем образова-нии любыми возможными способами. Витька вообще не был поклонником так называемой теории " зажженного факела", основное положение которой заключается в следу-ющем: если у человека есть божий дар, то ему и учиться не надо, а если нет, учись - не учись, ничего толкового все равно не сделаешь. Это очень удобная позиция для лентяев, одержимых манией вели-чия, которых мы на своем веку видели немало. И нельзя сказать, что они ничего не делали - нет, на-против, они писали песни, создавали группы, пели, иг-рали, но и в мыслях ни у кого не было, что над песней нужно работать, что не всегда они мгновенно рождаются, что вдохновение - это еще не все, нужно приложить еще кое-какие усилия для того, чтобы оформить появившуюся мысль так, чтобы она стала понятна и другим, а не только автору. Ну, это при условии, что есть мысли, конечно.

Витька же был упорным, и в этом плане трудолюбивым человеком. Кое-какие песни у него рождались очень быст-ро, но над большей частью того, что было им написано в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, прислушиваясь к соче-таниям звуков, отбрасывая лишнее и дописывая новые куп-леты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать. На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было не-плохим упражнением, подготовкой к более серьезной рабо-те. Так же осторожно он относился и к музыкальной сторо-не дела. Витька заменял одни аккорды другими до тех пор, пока не добивался гармонии, которая полностью бы удов- летворяла его, - в ранних его песнях нет сомнительных мест, изменить в них что-то практически невозможно.

- Я отвечаю за то, что написал, - говорил он. - И изме-нять здесь уже ничего не буду.

Возможно, здесь сыграл свою роль опыт художествен-ного училища - Витька прекрасно знал и прочувствовал на себе, какой труд нужно затратить, чтобы добиться самых минимальных результатов. Я придумывал по нескольку раз-ных соло к каждой песне и показывал их Витьке - пока он не утвердит какое-то из них, я не мог переходить к отработ-ке дальнейшей музыки.

Игорь Голубев видел интерес, с которым мы пытались перенять у него премудрости свинга, и это ему нравилось. Олег просто подружился с ним, ходил к нему в гости и купил у Игоря более или менее приличные бонги, которые уже не стыдно было использовать на концертах. Голубев иногда давал нам советы чисто музыкального плана, подбадривал молодую группу и обещал поддержку при прослушивании - он был членом комиссии и отвечал за музыкальную сторону решений, выносимых рок-клубовским жюри.

На работу я ездил к семи утра на электричке с проспек-та Славы и как-то поделился с Витькой впечатлениями о этих ранних электричках, о грохочущих, остывших за ночь тамбурах, о заспанных людях, пытающихся проснуться с по-мощью Беломора или Стрелы. Витьке все это было очень близко - он тоже ездил в училище утренними электричками. Это был настолько неприятный момент - грохочущая холод-ная дорога каждое утро, что Витька довольно часто поруги-вал все, что было связано с железнодорожным транспортом, и в один из вечеров, предвкушая завтрашнюю дорогу, после часа работы сочинил какую-то полумистическую, жуткова-тую песню - " Электричка". Это была просто гипнотизирую-щая вещь, вся построенная на двух аккордах, в которой я играл соло малыми секундами, очень режущими слух, как мне кажется, интервалами:

Я вчера слишком поздно лег, сегодня рано встал. Я вчера слишком поздно лег, я почти не спал...

Мы очень много репетировали, произвели у меня дома так называемую демонстрационную запись, которую, прав-да, никому никогда не демонстрировали - Витька забрал эту ленту к себе домой, спрятал в шкаф, сказав, что это будет архивная запись. Интересно, существует ли она сейчас? Еще одна, к сожалению, не последняя утраченная запись, про-никнутая тем безумным настроением начала восьмидесятых...

Чаще стали мы встречаться с Борисом Борисовичем (Б.Г.) -то в клубе, то на концертах. Он очень тепло относился к Витьке и к его песням, советовал поскорее вступать в рок-клуб и начинать активную деятельность.

Наконец великий день настал. В назначенное время мы пришли в одну из комнаток на Рубинштейна, 13 с двумя гитарами и бонгами. Мы довольно сильно волновались - предстоящий шаг казался нам очень ответственным, да в то время, вероятно, так оно и было. С одной стороны, мы были уверены, что наш музыкальный материал Ц интересней, чем у большинства рок-клубовских групп, с другой стороны, знали, что члены ко-миссии имеют свое, четкое и заштампованное представление о роке и чем группа дальше от этих штам-пов, тем меньше у нее шансов понравиться при прослушивании. В комнатке нас встретил улыбающийся Игорь Голубев, как всегда подбодрил нас, посоветовал не волноваться и попробовать " посвинговать".

- Ну-ну, сейчас посвингуем, - пробормотал Олег.

- Я тебе посвингую, - шепнул Витька. - Играй, пожалуй-ста, нормально.

По коридору к нам медленно и неотвратимо приближались остальные члены комиссии с Таней Ивановой во главе. Не любила нас Таня сначала, ох, не любила. А через год полюбила - вот что делает с людьми высокое искусство... Кто там был еще, я сейчас не помню, помню только Таню, Игоря и, по-моему, Колю Михайлова. Комиссия расселась по стульям, мы тоже расселись по стульям. Игорь Голубев улыбнулся и сказал:

- Ну вот, молодая группа хочет показать свой материал. Ребята хотят вступить в рок-клуб, и, мне кажется, их творчество заслуживает интереса. Они несколько не похожи на то, к чему мы привыкли, ну что ж - это тоже может быть интересным. Ребята они хорошие, ходят ко мне в студию, учатся...

- А как вы называетесь? - спросила Таня.

- " Гарин и Гиперболоиды", - ответил Витька. Члены комиссии засмеялись, а Таня поморщилась

- А что вы хотите сказать таким названием?

- Да ничего, - сказал Витька, начиная раздражаться.

- Да... - Таня покачала головой, она боролась за чистоту рок-идеи, а тут какие-то Гиперболоиды - что они умного могут сказать? Что светлого привнести в молодые души, жаждущие правды, чистоты и... ну да, да - рок-революции...

- Может, послушаем их, - наконец-то предложил Голу-бев. - Что мы их мучаем, смущаем, давайте, ребята, начи-найте.

Настроение у нас уже было препаршивое, но деваться было некуда, и мы начали. Репетиции пошли нам на пользу - раздражение не отражалось на качестве игры - мы все делали чисто и без ошибок, старались, конечно. " Бездельник № 1", " Бездельник № 2", " Мои друзья", " Восьмикласс- ница"...

Шесть или семь песен без перерыва, одна за другой. И напоследок - недавно написанный Витькой " Битник" - мощнейшая вещь опять-таки с мрачным и тяжелым гитар-ным сопровождением: Эй, где твои туфли на " манной каше"? И куда ты засунул свой двубортный пиджак?.. - Ну и что ты хочешь сказать своими песнями? Какова идея твоего творчества? - спросила Таня Витьку. - Что ты бездельник? Это очень хорошо? И остановки только у пив-ных ларьков - это что, все теперь должны пьянствовать? Ты это хочешь сказать? А что за музыка у вас? Это, извините меня, какие-то подворотни...

- Ну уж так и подворотни, - вмешался Михайлов. - Му-зыка-то, как раз, интересная. Вообще, не будем ребятам го-ловы морочить. Мне кажется, что все это имеет право на существование.

- Конечно, имеет, - сказал Голубев, - ребята еще учатся, работают над песнями...

- Я считаю, их надо принять в клуб, мы должны помо-гать молодым, - сказал кто-то еще из комиссии.

- Принимаем, я думаю, - сказал Коля.

- Конечно, - поддержал Голубев. По Таниному лицу было видно, что она одобряет проис- ходящее, но ей не хотелось разрушать демократический имидж клуба, и она пожала плечами, потом кивнула:

- Если вы считаете, что можно, давайте примем. Но вам, - она повернулась к Витьке, - вам еще очень много нужно работать.

- Да-да, мы будем, - пообещал Цой. Я видел, что его раздражение сменилось иронией, и все наконец успокоились - и комиссия, и мы. Мы сказали " спа-сибо", вежливо простились со всеми, пообещали ходить на собрания, в студию свинга, на семинары по рок-поэзии и еще куда-то там и с миром пошли прочь - новые члены ленинградского рок-клуба - ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ.

Мы вышли на Невский и побрели в сторону Адми-ралтейства - в гости к Борису, который тогда жил с ц i женой в крохотной комнатке на последнем этаже ^ огромного старого дома на улице Софьи Перовской. Ни радости, ни разочарования мы не чув-ствовали - мы были уверены и до прослушивания, что нас примут в клуб, было только облегчение от того, что закончилась эта неприятная, дурацкая беседа с комиссией.

Мы поднялись по бесконечно длинной, крутой лестни-це к Борькиной двери и позвонили в звонок.

Улыбающийся Б.Г. появился на пороге и пригласил проходить - мы вошла сначала в узкий коридорчик, а затем оказались на огромной коммунальной кухне, которая одновременно служила Борису гостиной и столовой. Два больших окна давали жильцам этой квартиры возможность попадать из кухни прямо на крышу - с наружной стороны под окнами висел широкий карниз, уже переделанный в длинный балкон. Спальней и кабинетом Б.Г. и Людке служила маленькая комнатка, в которую можно было попасть прямо из кухни. Раньше, по всей вероятности, она предназначалась для прислуги, под чулан, или что-нибудь в этом роде. В доме у Б.Г. всегда было чрез- вычайно спокойно, мило и тихо. Несмотря на отсутствие комфорта, этот дом был очень теплым и гостеприимным, и все обычно чувствовали себя здесь достаточно удобно. Един-ственная проблема, которая вставала перед желающими по-сетить Бориса, - это застать его дома - он был без конца занят различными музыкальными проектами, а телефона у него не было. Но на этот раз мы заранее договорились прий-ти сюда после прослушивания и сообщить о результатах -Борис явно был заинтересован в нашем дальнейшем росте.

Шла осень 1981 года. Все еще было впереди, и мы это чувствовали. Мы были бодры и веселы, репетировали, сочи-няли, играли. Началась полоса дней рождений друзей, и мы не пропускали ни одного, и повсюду нас заставляли петь. " И этой осенью много дней чьих-то рождений...". Перед нами открылись замечательные перспективы - содействие Б.Г. обе-щало очень многое. Мы уже понимали, что наш путь будет отличаться от основной рок-клубовской дороги, и это было крайне романтично - мы были одиночками, не вписываю-щимися в ленинградские рок-стандарты. " Гарин и Гиперболоиды" все чаще бывали у Майка - он жил рядом с ТЮЗом, и я частенько шел к нему прямо с работы, потом приезжал Витька, мы сидели иногда и до утра, а утром я шел на работу прямо от Майка - очень удобно. Именно там, на комму-нальной кухне ог-ромной квартиры, были первые прогоны нашей программы, обсуждения новых Витькиных песен - Цой показывал Майку и Наталье все свои новые произведения и ждал их трезвых суждений, на которые они были способны даже будучи нетрезвы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия