Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности





Этика, будучи учением о должном в человеческом поведении и действии, является завершающим разделом аксиологии. Собственно, финализирующей частью философии в ее прикладном назначении. Это демонстрирует исторический процесс развития философии. Этика как философская рефлексия над индивидуальным поступком и человеческими нравами сложилась уже в древних формах философии, что было закреплено Аристотелем соответствующим названием сочинения и термином – «этика». И рассматривается им в значении «практической философии». Это произошло до возникновения аксиологии и осознания проблемы ценностей как таковой. Такова была первоначальная «этика добродетели», назвавшая ряд безусловных, благих человеческих ценностей: мудрость, справедливость, владение собой, смелость, скромность, естественность, правдивость.

Кант называет этику «практическим разумом», вскрывает конфликтность морального действия и этического сознания, обосновывает нормативность и императивность этого разума. Он создает «этику долга», для которой рациональная мотивация и внутреннее повеление связаны в обусловленности естественным законом единичного и общечеловеческого единства, названном «категорическим императивом». Позиция Канта шла к пониманию человеческого поведения вопреки неблагоприятным обстоятельствам, как их преодолению.

В послекантовскую эпоху, в период развивающегося рыночного общества на передний план выходит целевая установка поведения на результативность, эффективность, прибыль. Складывается «этика полезности» (И.Бентам, У.Джемс, Ч.Пирс), ее не вполне точно называют «этикой ценностей», рассматривая ценность в более узком значении полезности. Такая установка закрепляет релятивизацию (относительность) этических ценностей, подменяет их этикетностью, системой групповых, корпоративных обязательств. Означает своего рода «смерть этики».

Поэтому на рубеже тысячелетий в условиях возрастания рисков, факторов неопределенности частного и общечеловеческого существования все активнее ставится вопрос об обновлении этической теории, обосновании этики ответственности (Г. Йонас). Одновременно наблюдается своего рода реабилитация этического знания и ценностно-этической проблематики, поиск путей решения конфликтных ситуаций, движение к созданию различных вариантов прикладной этики.

Литература:

2. Мамардашвили М.К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html

3. Марков Б.В. Культура повседневности. Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2008. – 352 с.

4. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. редакцией Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс; Традиция, 2007. – 368 с.






Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 165. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия