Студопедия — Философский смысл проблемы бытия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философский смысл проблемы бытия






Теоретические проблемы философии

 

Глава 10. Проблема бытия
 

Философский раздел, изучающий проблему бытия, называется онтологией. Бытие это философская категория для обозначения существующей вне нас и независимо от воли человека объективной реальности. Бытие это общее, сущностное понятие, включающее различные уровни существования действительности – материально-предметную реальность, духовные ценности, жизнь человека. Это понятие иногда отождествляется с такими понятиями как действительность, реальность, существование, нередко они рассматриваются как синонимы. Вместе с тем бытие есть философская категория обозначающую интегральную характеристику мира, утверждающая целостность мира через его существование.

В широком смысле слова быть означает существовать. Существование равнозначно бытию. Бытие предполагает, что окружающий мир, предметы, явления реально существуют, этот мир есть. М. Хайдеггер отмечал, что таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет». Все, что касается нас, и все, чего мы касаемся, проходит через высказанное или невысказанное «есть»[1]. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе. Бытие есть единство материальной и духовной реальности.

Первую философскую концепцию бытия сформулировали представители милетской школы, для которых бытие тожественно материальному космосу. Парменид (представитель элейской школы) понимал бытие как идеальное, единое, неизменное и вечное. Гераклит, наоборот, понимал бытие как вечно развивающийся и изменяющийся мир (сравнивал мир с постоянно воспламеняющийся и потухающий огонь). Более полное определение бытия дает Аристотель: «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие – качество, иные – количество, иные – отношение, иные – действие или претерпевание, иные – «где», иные – «когда», то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие»1.

Средневековая философия делит бытие на сверхъестественное (божественное) и естественное (природное), противопоставляла божественное (истинное) бытие сотворенному (неистинному) бытию.

В философии Нового времени формулируется натуралистическое понимание бытия как физической реальности, что исключало из неё духовный компонент. Но уже Р. Декарт и Лейбниц определяют бытие как содержащее в себя и духовный компонент. Немецкая классическая философия выделяет такой уровень бытия как идеально-объективное бытие.

В современной философии бытие понимается как единство объективной и субъективной реальности. Бытие – сложноорганизованная система, имеющая различные уровни: органическая и неорганическая природа, биосфера, бытие человека, бытие культурных ценностей, бытие принципов и категорий науки, социальное бытие. Мир существует как множество вещей и процессов, которые имеют противоречивый характер, как единство вечного и преходящего.

Жизнь и деятельность людей опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем их как само собой разумеющееся. Первая и самая универсальная из них – убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь и теперь, наличествует. Мы также убеждены в том, что при всех изменениях, которые совершаются в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Однако когда эти универсальные предпосылки рушатся, ставятся под сомнение, распадается связь времен, тогда возникает проблема бытия. Быстротечная жизнь отдельного человека, отдельных конкретных вещей наводит нас на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Это заставляет нас задуматься и тревожиться о хрупкости существования отдельного человека. Мы сопоставляем и связываем нашу жизнь, наше преходящее существование с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут после нас. О непреходящем и преходящем, о вечности и времени мы задумываемся не только в связи с вопросом о жизни и смерти отдельных людей, но и раздумывая о границах и безграничности мира в пространстве и времени.

Проблема бытия сводится к нескольким моментам. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго существует? Сейчас и всегда. Мир был, есть и будет, мир непреходящ. Конкретные вещи конечны и преходяще. Проблема бытия состоит в противоречивом единстве существования природы как непреходящее и существование преходящих вещей. Мир есть единство всего, что существует. Это единство проявляется как целостность, как единство многообразия и многообразие единого, все в едином и единое во всем. Мир как совокупность всего, что существует, отличается с точки зрения бытия только способами или типами существования. Различают следующие типы бытия1:

Бытие природы и вещей в природе. Природа как целостность вечна и непреходяще, бесконечна во времени и пространстве, а составные части природы – конечны, изменчивы и преходяще. Бытие природы независима от воли людей, она существует как таковая, непосредственно и равно самой себе, что выражается понятием «бытия-в-себе». Рассматривая бытие природы, важно выделить первичную (реальную) природу и вторичную (искусственную), созданную людьми. Искусственная природа есть сложное образование, социокультурная реальность. Сегодня мы все больше и больше имеем дело с сотворенной природой, все меньше мест в этом мире, где не вмешался человек. Проблема состоит в том, каким должна быть эта вторичная природа. Она должна быть по аналогии с первичной природой и создана по её законам. Игнорирование этих требований приводит к нарушению равновесия природы и общества, к появлению экологической проблемы.

Бытие человека – ещё более сложное понятие. Человек выступает как живое существо, организм, как представитель Homo sapiens, как мыслящее и социально-историческое существо. Специфика бытия человека – в трудовой деятельности, в труде и через труд формируется и проявляется человек.

Духовное бытие охватывает различные психические и сознательные процессы человеческой деятельности, материализованные в языке и символических системах знания. К духовному относится нормы и принципы человеческого общения, научные, литературные, художественные и др. ценности. Духовное существует на уровне индивида (как идеальные, психические процессы, как духовный внутренний мир субъекта) и как материализованное в различных формах человеческой культуры.

Социальное бытие – это процесс реальной жизнедеятельности людей, процесс воспроизводства материальной жизни людей, исторически сложившиеся, объективные, от сознания и воли отдельных людей не зависящие производственные отношения. Оно включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

Следовательно, бытие не нужно сводить только к материальному компоненту (как делали материалисты в прошлом) или только к духовному (как делали идеалисты). Бытие есть все, что существует реально, объективно, вне и независимо от сознания людей. Категория, противоположной бытию - небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Предметы и явления могут находиться как в бытии (существовать в наличии), так и в небытии (совсем не существовать). Ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные вещи или люди, предметы, общества, государства, которые были раньше, а потом умерли, разрушились, исчезли, их сейчас нет, все они находятся в небытии.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 888. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия