Студопедия — Сознание и бессознательное. 1 Ср.: «Замечания о понятии бессознательного» (Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre», 4 Folge)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание и бессознательное. 1 Ср.: «Замечания о понятии бессознательного» (Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre», 4 Folge)






Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что не­однократно высказывалось раньше.

Деление психики на сознательное и бессознатель­ное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патоло­гические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психиче­ского в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоеди­няться или не присоединяться к другим его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов к тому, что уже на этом месте часть чита­телей остановится и не последует далее, ибо здесь пер­вое применение психоанализа. Для большинства фи­лософски образованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до та­кой степени непонятна, что представляется им абсур­дной и несовместимой с простой логикой. Это происхо­дит, полагаю я, оттого, что они никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые, не говоря уже о всей области патологическо­го, принуждают к пониманию в духе психоанализа. Од­нако их психология сознания никогда не способна раз­решить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным — это прежде всего чисто опи­сательный термин, который опирается на самое непос­редственное и надежное восприятие. Опыт показыва­ет нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно

сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представ­ление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (latent), подразумевая под этим то, что оно в любой мо­мент способно было стать сознательным. Если мы ска­жем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком слу­чае совпадает со скрыто или потенциально сознатель­ным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этот месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершен­но бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в ко­тором большую роль играет душевная динамика. Мы. видели, т. е. вынуждены были признать, что сущест­вуют весьма напряженные душевные процессы или представления (здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономиче­ским, моментом), которые могут иметь такие же по­следствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть сознаны опять-таки как представ­ления, хотя в действительности и не становятся со­знательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно сказать: здесь начинается психоаналитическая теория, кото­рая утверждает, что такие представления не стано­вятся сознательными потому, что им противодейст­вует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психиче­ских элементов. Эта теория оказывается неопровер­жимой благодаря тому, что в психоаналитической тех­нике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести со­ответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы на­зываем вытеснением, а сила, приведшая к вытесне­нию и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопро­тивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, по­лучаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рас­сматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытеснен­ное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенкла­туру и описание. Скрытое бессознательное, являюще­еся таковым только в описательном, но не в динамиче­ском смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вы­тесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описатель­ный. Предсознательное (Ubw) предполагается нами сто­ящим гораздо ближе к сознательному (bw), чем бессоз­нательное, атак как бессознательное (ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и скрытое пред­сознательное (vbw). Почему бы нам, однако, оставаясь в полном согласии с философами и сохраняя последо­вательность, не отделить от сознательно-психического как предсознательное, так и бессознательное? Фило­софы предложили бы нам тогда рассматривать и пред­сознательное и бессознательное как два рода или две ступени психоидного, и единение было бы достигнуто. Однако результатом этого были бы бесконечные труд­ности для изложения, а единственно значительный факт, что психоиды эти почти во всем остальном совпа­дают с признанно психическим, был бы оттеснен на за­дний план из-за предубеждения, возникшего еще в то время, когда не знали этих психоидов или самого суще­ственного в них.

Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в описа­тельном смысле существует двоякое бессознательное, в динамическом же — только одно. В некоторых слу­чаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо. Вообще же мы достаточно привыкли к двойственному смыслу бессоз­нательного и хорошо с ним справлялись. Избежать этой двойственности, поскольку я могу судить, невоз­можно; различие между сознательным и бессознатель­ным есть в конечном счете вопрос восприятия, на ко­торый приходится отвечать или да, или нет, самый же акт восприятия не дает никаких указаний на то, поче­му что-либо воспринимается или не воспринимается. Мы не вправе жаловаться на то, что динамическое яв­ление может быть выражено только двусмысленно1.

1 Ср.: «Замечания о понятии бессознательного» (Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre», 4 Folge). Новейшее направ­ление в критике бессознательного заслуживает быть здесь рас­смотренным. Некоторые исследователи, не отказывающиеся от признания психоаналитических фактов, но не желающие при­знать бессознательное, находят выход из положения с помощью никем не оспариваемого факта, что и сознание как феномен дает возможность различать целый ряд оттенков интенсивно­сти или ясности. Наряду с процессами, которые сознаются весь­ма живо, ярко и осязательно, нами переживаются также и дру­гие состояния, которые лишь едва заметно отражаются в сознании, и наиболее слабо сознаваемые якобы суть те, кото­рые психоанализ хочет обозначить неподходящим термином «бессознательное». Они-де в сущности тоже сознательны или «находятся в сознании» и могут стать вполне и ярко сознатель­ными, если только привлечь к ним достаточно внимания.

Поскольку мы можем содействовать рассудочными аргу­ментами разрешению вопроса, зависящего от соглашения или эмоциональных моментов, по поводу приведенных возраже­ний можно заметить следующее: указание на ряд степеней со­знания не содержит в себе ничего обязательного и имеет не больше доказательной силы, чем аналогичные положения: су­ществует множество градаций освещения, начиная от самого яркого, ослепительного света и кончая слабым мерцанием, сле­довательно, не существует никакой темноты. Или: существуют различные степени жизненности, следовательно, не существу­ет смерти. Эти положения в известном отношении могут быть и содержательными, но практически они непригодны, как это тотчас обнаружится, если мы пожелаем сделать из них соответ­ствующие выводы, например: следовательно, не нужно зажи­гать света, или: следовательно, все организмы бессмертны. Кро­ме того, вследствие такого незаметного подведения под понятие «сознательного» утрачивается единственная непосредственная достоверность, которая вообще существует в области психи­ческого. Сознание, о котором ничего не знаешь, кажется мне гораздо более абсурдным, чем бессознательное душевное. И на­конец, такое приравнивание незаметного бессознательному пытались осуществить, явным образом недостаточно счита­ясь с динамическими отношениями, которые для психоанали­тического понимания играли руководящую роль. Ибо два факта упускаются при этом извиду: во-первых, очень трудно и тре­бует большого напряжения уделить достаточно внимания та­кому незаметному; во-вторых, если даже это и удается, то преж­де бывшее незаметным не познается теперь сознанием, наоборот, часто представляется ему совершенно чуждым, враждебным и резко им отвергается. Возвращение от бессоз­нательного к малозаметному и незаметному есть, таким обра­зом, все-таки только следствие предубеждения, для которого тождество психического и сознательного раз навсегда уста­новлено.

В дальнейшем развитии психоаналитической рабо­ты выясняется, однако, что и эти различия оказывают­ся неисчерпывающими, практически недостаточ­ными. Из числа положений, служащих тому доказатель­ством, приведем решающее. Мы создали себе представ­ление о связной организации душевных процессов в од­ной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побужде­ниями к движению, т. е. к вынесению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая кон­тролирует все частные процессы (Partialvorgange), ко­торая ночью отходит ко сну и все же руководит цензу­рой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей значимости и деятельности. Это ус­траненное путем вытеснения в анализе противопостав­ляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить со­противление, производимое Я по отношению к общению с вытесненным. Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, попадает в затруднительное положение; его ассоциации прекра­щаются, как только они должны приблизиться к вытес­ненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во вла­сти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда, на основании чувства неудо­вольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы ока­зываемся в неожиданном положении. Мы нашли в са­мом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявля­ется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание и для осознания чего требуется особая работа. Следствием такого наблюде­ния для аналитической практики является то, что мы по­падаем в бесконечное множество затруднений и неяс­ностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, например если хотим свести яв­ление невроза к конфликту между сознанием и бес­сознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое проти­вопоставление заменить другим, а именно цельному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное2. Однако следствия из нашего понимания бессоз­нательного еще более значительны. Знакомство с ди­намикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что Ubw не сов­падает с вытесненным; остается верным, что все вы­тесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один бог ведает, на­сколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна. И это бессоз­нательное в Я не есть скрытое в смысле предсозна-тельного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытес­ненного ubw, то нам приходится признать, что харак­тер бессознательного теряет для нас свое значение. Он обращается в многосмысленное качество, не по­зволяющее широких и непререкаемых выводов, для ко­торых нам хотелось бы его использовать. Тем не ме­нее нужно остерегаться пренебрегать им, так в конце концов свойство бессознательности или созна­тельности является единственным светочем во тьме психологии глубин.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия