Студопедия — Два рода влечений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Два рода влечений






Если расчленение душевного существа на Оно, Я и Сверх-Я можно рассматривать как прогресс нашего знания, то оно должно также, как мы уже сказали, ока­заться средством к более глубокому пониманию и луч­шему описанию динамических отношений в душевной жизни. Мы уже уяснили себе, что Я находится под осо­бым влиянием восприятия: выражаясь грубо, можно сказать, что восприятия имеют для Я такое же значе­ние, как влечения для Оно. При этом, однако, и Я под­лежит воздействию влечений, подобно Оно, так какЯ яв­ляется в сущности только модифицированной частью последнего.

Недавно я изложил свой взгляд на влечения в «Jenseits des Lustprinzips»; этого взгляда я буду придер­живаться и здесь, положив его в основу дальнейших рас­суждений. Я полагаю, что нужно различать два рода вле­чений, причем первый род — сексуальные влечения, или эрос, — значительно заметнее и более доступен изуче­нию. Он охватывает не только подлинное незадержан­ное половое влечение и производные от него целесооб­разно подавленные, сублимированные влечения, но также инстинкт самосохранения, который мы должны приписать Я и который мы в начале аналитической ра­боты вполне основательно противопоставили сексуаль­ным влечениям к объектам. Вскрыть второй род влече­ний стоило нам немало труда; в заключение мы пришли к убеждению, что типичным примером их следует счи­тать садизм. Основываясь на теоретических, подкреп­ляемых биологией соображениях, выставим гипотезу о влечении к смерти, задачей которого является возвра­щение всех живых организмов в безжизненное состоя­ние, в то время как эрос, все шире охватывая раздроб­ленную на части жизненную субстанцию, стремится усложнить жизнь и при этом, конечно, сохранить ее. Оба влечения носят в строжайшем смысле консервативный характер, поскольку оба они стремятся восстановить со­стояние, нарушенное возникновением жизни. Таким об­разом, возникновение жизни является с этой точки зре­ния причиной дальнейшего продолжения жизни, но одновременно также причиной стремления к смерти, а сама жизнь — борьбой и компромиссом между указанными двумя стремлениями. Вопрос о происхождении жизни сохраняет в этом смысле космологический харак­тер, на вопрос же о смысле и цели жизни дается дуали­стический ответ.

Каждый из этих двух родов влечений сопровожда­ется особым физиологическим процессом (созидание и распад), в каждом кусочке живой субстанции дейст­вуют оба рода влечений, но они смешаны в неравных дозах, так что живая субстанция является по преиму­ществу представительницей эроса.

Каким образом влечения того и другого рода сое­диняются друг с другом, смешиваются и сплавляются — остается пока совершенно непредставимым; но это сме­шение происходит постоянно и в большом масштабе, без такой гипотезы нам по ходу наших мыслей не обой­тись. Вследствие соединения одноклеточных элемен­тарных организмов в многоклеточные живые существа удается нейтрализовать влечение к смерти отдельной клеточки и с помощью особого органа отвлечь разру­шительные побуждения во внешний мир. Этот орган —-мускулатура, и влечение к смерти проявляется, таким образом, вероятно, впрочем, лишь частично, как инс­тинкт разрушения, направленный против внешнего ми­ра и других живых существ.

Коль скоро мы допустим представление о смеше­нии этих двух родов влечений, нам открывается также возможность более или менее совершенного разъеди­нения их. В таком случае в садическом элементе полово­го влечения мы имели бы классический пример целе­сообразного смешения влечений, а в чистом садизме как извращении — образец разъединения, не доведен­ного, впрочем, до конца. Здесь перед нами открывается обширная область фактов, которые никогда еще не рас­сматривались в этом свете. Мы узнаем, что в целях от­влечения вовне инстинкт разрушения систематически становится на службу эросу; мы догадываемся, что эпи­лептический припадок является следствием и симпто­мом разъединения влечений, и начинаем понимать, что наступающее в результате некоторых тяжелых невро­зов разъединение влечений и появление влечения к смерти заслуживают особого внимания. Если бы мы не боялись поспешных обобщений, то склонны были бы предположить, что сущность реrресса libido, например от генитальной к садически-анальной фазе, основыва­ется на разъединении влечений и, наоборот, прогресс от первоначальной к окончательной генитальной фазе обусловлен умножением эротических компонентов. В связи с этим возникает вопрос, не в праве ли мы рас­сматривать постоянную амбивалентность, которую мы так часто находим усилившейся в случаях конституци­онного предрасположения к неврозу, тоже как резуль­тат разъединения; впрочем, амбивалентность есть столь раннее переживание, что ее скорее нужно оценивать как недоведенное до конца смешение влечений.

Нас, естественно, должен заинтересовать вопрос, нельзя ли отыскать проливающие свет отношения меж­ду допущенными нами образованиями Я, Сверх-Я и Оно, с одной стороны, и двумя родами влечений — с другой, и далее: в состоянии ли мы отвести управляющему пси­хическими процессами принципу удовольствия строго определенное положение по отношению к двум родам влечения и дифференцированным выше областям ду­шевной жизни. Прежде чем приступить к обсуждению этого вопросам, нам необходимо устранить одно сомне­ние, возникающее по поводу самой постановки пробле­мы. Хотя принцип удовольствия не вызывает сомнений и расчленение Я основывается на клинических наблю­дениях, однако различение двух родов влечений кажет­ся недостаточно доказанным, и возможно, что факты клинического анализа опровергают его.

Один такой факт как будто существует. Противопо­ложностью двух родов влечений мы можем считать по­лярность любви и ненависти. Относительно предста­вителя эроса мы не затрудняемся и, наоборот, бываем очень довольны, если в инстинкте разрушения, которо­му ненависть указывает путь, нам удается обнаружить заместителя, с трудом поддающегося пониманию, вле­чения к смерти. Однако клиническое наблюдение учит нас, что ненависть является не только неожиданно по­стоянным спутником любви (амбивалентность), не толь­ко часто предшествует последней в человеческих отно­шениях, но что в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь — в ненависть. Если это превращение представляет собой нечто большее, чем простое следование во времени, т. е. смену одного состояния другим, тогда, очевидно, нет данных для проведения столь капитального различия между эротиче­скими влечениями и влечениями к смерти, различия, предполагающего совершенно противоположные фи­зиологические процессы. <...>

Мы вели рассуждение таким образом, как если бы в душевной жизни — безразлично в Я или в Оно — су­ществовала способная перемещаться энергия, которая, будучи сама по себе индифферентной, может присое­диняться к качественно дифференцированным эроти­ческой или разрушительной тенденциям и повышать их общее напряжение. <...>

Кажется допустимым, что эта действующая несом­ненно в Я и в Оно, способная перемещаться индиффе­рентная энергия происходит из нарцистического запа­са libido, т. е. является десексуализированным эросом. Эротические влечения вообще представляются нам бо­лее пластичными, гибкими и более способными к пере­мещению, чем влечения к разрушению. Если так, то без натяжки можно предположить, что это способное пере­мещаться libido работает в интересах принципа удоволь­ствия, содействуя уменьшению перегрузки и облегчая разряд. При этом нельзя отрицать известного безразли­чия того, по какому пути пойдет разряд, если только он вообще происходит. Мы знаем, что эта черта характерна для процессов стремления к обладанию, свойственных Оно. Она встречается при эротических стремлениях к обладанию, причем развивается совершенное безразли-чие по отношению к объекту, в особенности при пересе­чениях в анализе, которые осуществляются на любые ли­ца. Ранк недавно привел прекрасные примеры того, как невротические акты мести направляются не на надле­жащих лиц.

Наблюдая такое поведение бессознательного, не­вольно вспоминаешь смешной анекдот о том, как нуж­но присудить к повешению одного из трех деревенских портных на том основании, что единственный деревен­ский кузнец совершил преступление, заслуживающее смертной казни. Наказание должно последовать, хотя бы оно постигло и невиновного. Эту самую неряшли­вость мы впервые заметили при искажениях первона­чального явления в работе сновидения. Как там объек­ты, так в нашем случае пути отвлечения отодвигаются на второй план. Аналогичным образом дело обстоит с Я,

разница лишь в большей точности выбора объекта, а также пути отвлечения.

Если эта энергия перемещения есть десексуализи-рованное libido, то ее можно назвать также сублимиро­ванной, ибо, служа восстановлению единства, кото­рым — или стремлением к которому — отличается Я, она все же всегда направляется на осуществление глав­ной цели эроса, заключающейся в соединении и свя­зывании. Если мы подведем под эти перемещения так­же и мыслительные процессы в широком смысле слова, то и работа мышления окажется подчиненной силе суб­лимированного эротического влечения.

Первоначально все libido сосредоточено в Оно, в то время как Я находится еще в состоянии развития или еще немощно. Оно вкладывает часть этого libido в эро­тические стремления к обладанию объектом, после че­го окрепшее Я пытается овладеть этим объектным libido и навязывать Оно в качестве любовного объекта себя самое. Нарциссизм Я, таким образом, является вторич­ным, отнятым у объектов.

Все снова и снова мы убеждаемся в том, что вле­чения, которые мы можем проследить, оказываются восходящими от эроса. Не будь высказанных нами в «Jenseits des Lustprinzips» соображений и не будь, кро­ме того, садических дополнений к эросу, мы вряд ли могли бы держаться дуалистического воззрения. Но так как мы вынуждены держаться его, то нам прихо­дится создать впечатление, что влечения к смерти боль­шей частью безмолвствуют и что весь шум жизни ис­ходит преимущественно от эроса18. <...>







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия