Студопедия — Почему общество может быть источником логической мысли?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Почему общество может быть источником логической мысли?






Что могло превратить социальную жизнь в такой важный источник логической жизни? Ничто, кажется, не предназначало ее для этой роли, потому что, очевид­но, не для удовлетворения спекулятивных потребностей объединились люди.

Может быть, найдут слишком смелым с нашей стороны браться за решение такой сложной пробле­мы. Для этого, казалось бы, нужно иное знакомство с социологическими условиями познания, чем то, кото­рым мы теперь обладаем. Однако самый вопрос так важен, что мы должны напрячь все усилия, чтобы не оставить его без ответа. Может быть, есть возмож­ность и в данное время установить некоторые общие принципы, способные осветить вопрос и облегчить его решение.

Содержание логической мысли состоит из общих понятий (концептов). Исследовать, почему общество мо­жет играть роль в происхождении логической мысли, — это значит спросить, в силу чего оно может принимать участие в образовании концептов.

Если видеть в концепте лишь общую идею — как делается обычно, — то проблема становится неразре­шимой. И в самом деле, индивид может путем своих собственных средств сравнивать свои восприятия и образы, выделять из них общее — одним словом, обоб­щать. Поэтому не видно, почему обобщение возможно лишь в обществе и через общество? Но прежде всего нельзя допустить, чтобы логическая мысль характери­зовалась лишь большей широтой представлений, ее составляющих. Если частные идеи не заключают в себе ничего логического, то почему дело должно обстоять иначе с идеями общими? Общее существует лишь в частном, это тоже частное, но частное упрощенное и чего-то лишенное. Поэтому первое не может иметь свойств, которых бы недоставало у второго. И обрат­но, если мысль, орудующая концептами, может при­лагаться к роду, к виду, к разновидности, как бы суже­на последняя ни была, то спрашивается, почему она не могла бы обнять и индивида, т. е. достигнуть его объ­ема? И действительно, есть немало понятий, имеющих своими объектами индивидов. Во всякой религии бо­жества суть индивидуальности, отличные друг от дру­га; однако они понимаются, а не просто воспринима­ются. Каждый народ представляет себе определенным образом, в зависимости от времени, своих историче­ских или легендарных героев; и эти представления, разумеется, не могут быть предметом чувства или его восприятия. Наконец, каждый из нас составляет себе определенное мнение об индивидах, с которыми он на­ходится в тех или иных отношениях, об их характере, об их физиономии, об отличительных чертах их физи­ческого и морального темперамента; и эти мнения или сведения суть настоящие концепты. Правда, они име­ют вообще довольно грубые очертания; но даже среди научных понятий много ли таких, о которых можно бы­ло бы сказать, что они вполне адекватны своему объ­екту? В этом отношении между теми и другими суще­ствует только различие в степени.

Итак, приходится характеризовать понятие с по­мощью других признаков. Оно отличается от чувствен­ных представлений всякого рода — ощущения, восп­риятия или образа — следующими чертами.

Чувственные представления находятся, так ска­зать, в постоянном течении и приливе. Они толкают друг друга, как волны реки, и даже в то время, пока они существуют, они не остаются подобными себе са­мим. Каждое из них есть функция той самой минуты, в которую оно появляется. Мы никогда не можем быть уверены втом, что снова найдем восприятие таковым, каким мы испытали его в первый раз; и это потому, что если воспринятая вещь не изменилась, то изменились мы, и каждый из нас уже не является больше тем же самым человеком. Общее же понятие, напро­тив, находится как бы вне времени и вне «становле­ния», оно изъято из-под власти всех этих колебаний; можно подумать, что оно лежит в иной, более ясной и спокойной полосе ума. Оно не движется само собой в силу внутренней самопроизвольности эволюции, а напротив, дает отпор всякому изменению. Это спо­соб мышления, который в каждый момент времени фиксирован и кристаллизован21. В той мере, в какой оно есть то, чем должно быть, оно неизменно. Если оно и меняется, то не потому, что изменение лежит в его природе, а потому, что мы открыли в нем какое-либо несовершенство и что оно нуждается в исправ­лении. Система понятий, посредством которой мы мыслим в обыденная жизни, уже содержится цели­ком в словаре нашего материнского языка, ибо каж­дое слово выражает концепт. Язык же фиксирован; он изменяется весьма медленно, и соответственно этому не менее медленно изменяется и система по­нятий, выражаемых языком. Ученый оказывается в том же положении по отношению к специальной тер­минологии, употребляемой в науке, которой он себя посвятил, и, следовательно, по отношению к специ­альной системе понятий, которой соответствует эта терминология. Несомненно, она может быть поднов­лена, но эти нововведения представляют всегда сво­его рода насилие над установленными приемами мысли.

Наряду с этой относительной неизменяемостью ло­гическое понятие если не общезначимо, то по меньшей мере способно стать таковым.

Понятие не есть мое понятие; оно мне обще с дру­гими людьми и, во всяком случае, может быть сообще­но им. Нельзя заставить ощущение перейти из моего сознания в чужое; оно тесно связано с моим организ­мом, с моей личностью, и не может быть отделено от них. Все, что я могу сделать, — это пригласить другого встать на мое место и подвергнуться воздействию того же объекта. Напротив, всякий разговор, всякое умственное общение между людьми состоит именно в обме­не концептами. Концепт есть представление по суще­ству своему безличное: он служит главным средством общения людей между собой22.

Природа концепта, таким образом, свидетельст­вует о его происхождении; насколько он общ всем, настолько же он является произведением всех. Из то­го, что он не носит на себе печати какого-либо инди­видуального ума, следует заключить, что он вырабо­тан умом коллективным. Если он более устойчив, чем ощущения и образы, то именно потому, что коллек­тивные представления более устойчивы, чем пред­ставления индивидуальные: индивид чувствителен даже к слабым переменам, происходящим в его внут­ренней или внешней среде; умственное состояние об­щества могут взволновать лишь достаточно важные события. Всякий раз, когда нам дан тип23 мышления или действия, сводящий к одному образцу многие от­дельные воли и умы, мы имеем дело с таким давлени­ем, оказываемым на индивида, которое громко гово­рит о вмешательстве коллективности. Впрочем, мы уже сказали выше, что концепты, служащие нашей обыденной мысли, уже все вписаны в словарь. А едва ли может быть сомнение в том, что язык, а следова-

 

22 Эта общезначимость концепта не должна быть смешива­ема с его общностью: это вещи весьма различные. То, что мы называем общезначимостью, есть свойство концепта, в силу которого он может быть сообщен множеству умов и даже, в принципе, всем умам; а эта сообщаемость совершенно незави­сима от степени его общности или объема. Концепт, приложи-мый лишь к одному объекту, следовательно, имеющий мини­мальный объем, может быть универсальным в том смысле, что он понимается всеми одинаково; таков, например, концепт бо­жества.

23 Может быть, возразят на это, что часто у индивида, в силу простого повторения, способы действия или мышления фикси­руются и кристаллизуются в форму привычек, нелегко изменя­емых; но привычка есть лишь тенденция автоматически повто­рять акт или идею всякий раз, как только даны одни и те же условия, ее вызывающие. Привычка не предполагает предва­рительного существования обязательных типов мышления или действия. Только тогда, когда такие нормы уже установились, можно и должно предполагать соответствующее общественное воздействие на индивида.

 

тельно, и система концептов, им передаваемая, со­ставляют продукт коллективной работы. Язык вы­ражает то, каким образом общество в своей совокуп­ности представляет себе объекты опыта. А потому и понятия, соответствующие различным элементам язы­ка, являются представлениями коллективными.

Само содержание коллективных понятий свиде­тельствует о том же. Почти нет слов, даже в употреб­ляемом нами словаре, смысл которых не простирался бы более или менее далеко за пределы нашего личного опыта. Часто термин выражает вещи', которых мы ни­когда не воспринимали, опыты, которых мы никогда не производили или свидетелями которых мы никогда не были. Даже тогда, когда мы знакомы с некоторыми из объектов, к которым термин относится, эти объек­ты являются лишь отдельными экземплярами, иллю­стрирующими идею, но сами по себе никогда не мог­ли бы быть достаточной причиной ее возникновения. Язык, следовательно, заключает более чем индивиду­альное знание, это целая наука, в выработке которой я не участвовал и которую я едва ли в состоянии впол­не себе усвоить. Кто из нас знает все слова языка, на котором он говорит, и всевозможные значения каж­дого слова?

Последнее замечание объясняет, в каком смысле мы говорим, что концепты суть коллективные представ­ления. Они общи целой социальной группе, но не пото­му, что составляли простую среднюю величину из со~ ответственных индивидуальных представлений; ибо в таком случае они были бы беднее содержанием, чем эти последние, между тем как в действительности они по богатству выражаемого ими знания далеко превосхо­дят знание среднего индивида. Это не абстракции, ко­торые имели бы реальное бытие лишь в индивидуаль­ном сознании, а представления, столь же конкретные, как те, какие индивид может выработать из своего лич-ного опыта. Если фактически концепты всего чаще яв­ляются общими идеями, если они большей частью вы­ражают категории и классы, а не отдельные предметы, то это происходит потому, что единичные и изменчи­вые черты явлений интересуют общество очень редко; в силу своей обширности, своих размеров оно может быть возбуждаемо лишь общими и постоянными свой­ствами вещей.

Вот это именно и создает ценность для нас коллек­тивной мысли. Если концепты были бы лишь общими идеями, они не обогащали бы особенно познание, ибо общее, как мы уже указывали, не содержит в себе ни­чего, чего не было бы в частном. Если же это прежде всего коллективные представления, то они прибавля­ют к тому, что мы извлекли из нашего личного опыта, всю ту мудрость и знание, которые общественная груп­па накопила и сберегла в течение веков. Мыслить кон­цептами не значит просто видеть реальное с наиболее общей стороны, а значит бросать на ощущение свет, который его выдвигает в нашем сознании, проникает насквозь и преобразует. Понимать вещь — значит в одно и то же время схватить или определить ее суще­ственные элементы и отнести их к известной сово­купности вещей, ибо каждая цивилизация имеет характеризующую ее организованную систему кон­цептов.

По отношению к этой системе индивидуальный ум находится в том же положении, в каком стоит nous Платона по отношению к миру идей. Он пытается ус­воить себе эти понятия, ибо нуждается в них, чтобы сообщаться с себе подобными; но это усвоение всегда остается несовершенным. Каждый из нас судит о них по-своему. В этой системе идей есть такие, которые це­ликом ускользают от нас и остаются вне нашего поля зрения; другие же открываются нам лишь с извест­ных сторон. Есть и такие идеи — и их немало, — кото­рые мы извращаем, мысля их, и это потому, что, буду­чи коллективными по своей природе, они не могут индивидуализироваться без ретуширования, измене­ния, а следовательно, и извращения. Отсюда происхо­дит то, что мы плохо понимаем друг друга и часто даже без всякого намерения употребляем одни и те же сло­ва, но, не придавая им одинакового смысла, вводим друг друга в заблуждение.

Теперь уясняется, какая доля принадлежит обще­ству в генезисе логической мысли. Последняя воз­можна лишь с момента, когда человек, сверх беглых представлений, которыми он обязан чувственному опыту, достигает понимания целого мира устойчивых идеалов, общих множеству умов. Мыслить логиче­ски — это на самом деле мыслить в той или другой мере безличным способом или еще мыслить sub specie aetemitatis. Безличность и устойчивость —таковы два характеристических признака истины. А логическая жизнь, очевидно, предполагает, что и человек знает, хотя бы только смутно, что существует истина, отлич­ная от чувственных видимостей. Но каким образом мог он дойти до такого вывода? Обыкновенно дума­ют, что это случилось с ним, лишь только он открыл глаза на мир. Однако в непосредственном опыте нет ничего, что могло бы оправдать такое заключение; здесь все противоречит ему. Поэтому дитя и живо­тное даже не подозревают указанного выше разли­чия. История, сверх того, показывает, что нужны были века для выявления и утверждения такого по­нимания истины. В нашем западном мире оно было ясно осознано со всеми своими последствиями лишь начиная с эпохи великих мыслителей Греции; и ког­да, наконец, оно было достигнуто, событие это пока­залось чудом, что Платон и высказал на своем ве­ликолепном языке. Но ранее выражения своего в философских формулах то же понимание уже суще­ствовало в виде смутного чувства. Чувство это фило­софы только очистили, а не создали. Размышлять над ним и анализировать его они могли, лишь приобретя его, а дело идет именно о том, откуда оно произошло, из какого опыта оно зародилось. Мы утверждаем, что из коллективного. Именно в виде мысли коллектив­ной пробудилась впервые в человечестве безличная мысль; по крайне мере другого источника последней мы указать не можем. Только в силу существования общества существует кроме ощущений и индивиду­альных образов и система представлений, обладаю­щих прямо чудесными свойствами: с помощью их лю­ди понимают друг друга и одни умы проникают в другие. Пользуясь ими, индивид, по крайней мере смутно, догадывается, что над его частными пред­ставлениями возвышается мир понятий — типов, кото­рым он подчиняет свои личные идеи; перед его изумлен-, ными взорами открывается духовное царство, к которомуон причастен, но которое превосходит его. Это — пер­вая интуиция царства истины. Несомненно, что с того момента, когда индивид столкнулся с этим новым духов­ным миром, он приступил и к исследованию его сокро­венной природы. Он пытался найти причины явных пре­имуществ этих выдающихся представлений и в той мере, в какой полагал, что открыл эти причины, старался ис­пользовать их с той целью, чтобы своими собственными силами вывести заключающиеся в них следствия; дру­гими словами, он присвоил себе право творить концеп­ты. Таким именно путем и индивидуализировалась спо­собность понимания.

Могут возразить, что мы рассматриваем концепт лишь с одной из его сторон, что он имеет не одну толь­ко роль удостоверять согласие умов друг с другом, но также, и даже более, их согласие с природой вещей. По-видимому, концепт имеет право существовать лишь под условием быть истинным, т. е. объективным, и его безличность должна быть лишь простым следствием его объективности. Умы должны иметь общение в са­мих вещах, мыслимых, насколько возможно, адекват­но. Мы не отрицаем того, что эволюция концептов в одной своей участи происходила именно в этом смыс­ле. Понятие, которое вначале считалось за истинное, потому что оно было коллективным, постепенно дела­лось коллективным лишь под условием признания его истинным.

Не следует, впрочем, терять из виду, что теперь еще большая часть обслуживающих нас концептов методи­чески не обоснована; мы их берем из общего языка, т. е. из коллективного опыта, не подвергая их никакой пред­варительной критике. Понятия, научно выработанные и критически проверенные, всегда составляют слабое меньшинство. Более того, между ними и теми, которые получают весь свой вес и авторитет лишь в силу своей коллективности, существует только различие в степе­ни. Коллективное представление потому уже, что оно коллективно, заключает в себе достаточную гарантию объективности. Если бы оно было несогласно с приро­дой вещей, оно не могло бы получить обширную и про­должительную власть над умами. В сущности, то, что создает доверие, внушаемое научными идеями, сводится всегда к возможности методически проверять их. Коллективное же представление, в силу необходимо­сти, подвергается бесконечно повторяющейся провер­ке: те, кто соглашается с ним, проверяют его своим соб­ственным опытом. Оно, следовательно, не может быть вполне неадекватным своему объекту. Правда, оно мо­жет выражать его посредством несовершенных сим­волов, но ведь и научные символы всегда лишь прибли­зительны.

И обратно, даже когда они созданы по всем пра­вилам науки, концепты черпают свой авторитет дале­ко не из одной объективной ценности своей. Для того чтобы им верили, мало одной их истинности. Если они не согласованы с другими верованиями, мнениями и вообще с совокупностью коллективных представле­ний, они будут упорно отрицаться. Если в настоящее время достаточно, чтобы на них стоял штемпель науки для того, чтобы их принимали, так сказать, в кредит, то это лишь потому, что мы слепо верим в науку. Но такая вера ничем существенно не отличается от веры рели­гиозной. Ценность, которую мы приписываем науке, зависит в конце концов от представления, которое мы коллективно создаем себе об ее природе и об ее роли в жизни. Поэтому все в социальной жизни, даже.сама наука, покоится на общественном мнении. Несомнен­но, можно взять мнение в качестве объекта изучения и создать этим путем особую науку; в этом преимуще­ственно и состоит задача социологии. Но наука о мне­нии не творит мнения; она только освещает его и де­лает его более сознательным. Правда, этим путем она может привести и к перемене мнения, но знание про­должает зависеть от мнения и тогда, когда ему кажет­ся, что оно дает ему свой закон; ибо лишь из мнения оно получает силу, необходимую для того, чтобы дей­ствовать на мнение.

Сказать, что концепты выражают собой представ­ления общества о вещах, — значит сказать, что творя­щая их мысль современна человечеству. Мы отказыва­емся поэтому видеть в этой мысли продукты более или менее поздней культуры. Человек, который не мыслил бы концептами, не был бы человеком, потому что он не, был бы социальным существом. С одними лишь индивидуальными восприятиями он ничем не отличался бы от животного. Противоположный тезис можно поддер­живать, лишь определяя концепт не с помощью его су­щественных признаков. Его отождествляли и просто с общей идеей24, и с общей идеей, ясно определенной и очерченной25. В таких условиях могло казаться, что ни­зшие общества не знают концептов в тесном смысле слова, ибо они владеют лишь приемами грубого обоб­щения, и понятия, ими употребляемые, являются вооб­ще неопределенными. Но ведь и большинство наших современных концептов отличается тем же качеством. Мы принуждаем себя к их точному определению лишь в спорах и тогда, когда мы работаем как ученые. С дру­гой стороны, мы уже видели, что понимать не значит обобщать. Мыслить с помощью концептов далеко не равносильно простому изолированию и группировке общих черт в известном числе объектов; мыслить так — это значит подводить изменчивое под постоянное, ин­дивидуальное под общественное, а так как логическая мысль начинается с концептов, то из этого следует, что она всегда существовала и что не было исторического периода, в котором человек жил бы хронически в со­стоянии смешения противоречивых понятий. Конечно, нельзя достаточно настаивать на дифференциальных признаках, отличавших логику в различные моменты истории; она развивалась одновременно с ростом и раз­витием самих обществ. Но как бы реальны ни были та­кие различия, не следует забывать из-за них и не менее существенные сходства.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 516. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия