Студопедия — ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина






«Философская теория познания» в переводе на гре­ческий называется эпистемологией или, что почти то же самое, гносеологией. Термин «эпистемология» по срав­нению с термином «гносеология» имеет более явно выраженный научный смысл, речь идет о научном знании. Оба термина широко используются в философ­ской литературе.

Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики

И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше позна­ние начинается с опыта...». Имеется в виду, что позна­ние начинается с чувств. С этим трудно не согласить­ся; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение — это наиболее элементарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, жел­тое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как воспри­ятие). Представление — это чувство, которое вспоми­нается или воображается (например, я представляю себе

моего друга, въезжающего в аудиторию на голубом коне).

Итак, познание начинается с чувств. Но что я мо­гу знать благодаря чувствам? Какова их роль в похо­де за знанием? (Познание — это поход за знанием). Каж­дому ясно, что чувства связывают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми явлениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внешним миром. Познание есть процесс, потому име­ет смысл проанализировать чувства в различных ста­диях этого процесса.

Чувства «на входе» психики. При оценке познава­тельного содержания чувств «на входе» психики вы­сказывались различные мнения, из которых приве­дем три главных.

• Самая простая точка зрения состоит в том, что внеш­ний мир буквально впечатывается в нашу психику. Отсюда произошло русское «впечатление», которое пе­реводится на основные языки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след» предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке).

• Более сложная точка зрения: чувства являются все­го лишь приблизительными отражениями предметов, своеобразными «копиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему продукт питания, который вы­зывает ощущение сладости. Можно предположить с вы­сокой долей вероятности, что продукт содержит глю­козу.

• Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки предметов, смысл которых предстоит расшифро­вать. Нельзя доверять, как выражаются, впечатлени­ям — чувства «обманывают». Самый простой на этот счет пример: преломленность прямой палки на грани-

це воды и воздуха. А миражи? А сложные вообража­емые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свидетельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто являются сложными знаками.

Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств показывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В исходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» психики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее рас­пространенных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории философских идей:

Локк: чувства попадают во власть способности че­ловека их комбинировать, соединять, сравнивать;

Кант: чувства попадают под власть внечувственных априорных принципов;

Гуссерль: чувства встречаются со способностью че­ловека (благодаря воображению, воспоминанию и фан­тазии) строить цепи феноменов.

Теперь становится ясно, что происходит с чувства­ми «в середине» познания:

• по Локку: чувства комбинируются (возникают сложные чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них выделяется благодаря абстракции общее (идея);

• по Канту: чувства упорядочиваются на основе прин­ципов;

• по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток вооб­ражения, который ведет к эйдосу — намного более слож­ному чувству, чем его исходный материал.

«На выходе» из психики имеем:

• по Локку: идеи;

• по Канту: чувства, упорядоченные на основе ап­риорных принципов;

• по Гуссерлю: эйдос, т.е. идею с богатым чувствен­ным содержанием.

Но не будем забывать, что чувственное познание на­чиналось с некоторых исходных чувств, которые являются знаками, реальных или воображаемых яв­лений. А это означает, что полученные «на выходе» чув­ства надо вернуть исходным источникам чувств, исход­ным предметам.

Благодаря процессу чувственного познания мы по­лучили:

• согласно Локку, — то самое знание, которое со­держалось в исходных чувствах, но не было проясне­но. Чувства дают исчерпывающее знание о предметах (это — сенсуализм);

• согласно Канту, — новое знание, которое содер­жалось в исходных чувствах и получено во многом бла­годаря принципам психики (это знание нельзя прямо приписывать предметам, но оно позволяет нам успеш­но оперировать ими);

• согласно Гуссерлю, — новое знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства и уже эти «проин­терпретированные» чувства соотносить с предметами (ес­ли меня спросят, показывая на конкретное яблоко: «Что это?», то я не отвечу просто указанием на исходные ощу­щения — это, мол, круглое, желтое, кисло-сладкое, а ска­жу: «Это яблоко (т.е. представитель класса всех яблок), обладающее такой-то формой (используется понятие фор­мы), вызывающее такие-то ощущения (используется по­нятие ощущения))».

Кто прав: Локк, Кант или Гуссерль? Однозначно­го ответа на этот прямой вопрос не существует. Мы вы-

скажем наше мнение. На наш взгляд, в одних случа­ях действуют по Локку (когда, например, выделяют об­щее сравнением идей), в других — по Канту (когда, на­пример, принципы уже известны и их не надо выводить, доказывать), в третьих — по Гуссерлю (когда стремят­ся всесторонне обосновать богатое чувственное содержа­ние психики, не оказаться в плену блеклых, лишенных чувственности рассуждений). В плане уразумения хо­да чувственного познания наиболее обстоятелен Гуссерль, а вместе с ним и его сторонники, феноменологи.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия