Студопедия — Методологические функции философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологические функции философии






Со стороны своего метода философия способна выполнять несколь­ко функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формаль­но-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собст­венно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и


интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая инфор­мация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-ми­ровоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выраже­ны в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, " уча­ствовать" в их предвидениях. Важное значение имеет участие филосо­фии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений — о причинности, про­странстве, времени и др.

Остановимся на выяснении конструирующей роли философских представлений, т. е. на раскрытии того, как воздействуют философские принципы и понятия на формирование естественнонаучных теорий.

Как установил М. В. Мостепаненко, философия воздействует на формирование новой научной теории в физике не непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено — частнонаучную картину мира. В результате физические теории создаются не только на опреде­ленном эмпирическом, но и на " внеэмпирическом" базисе. Важ­ную роль в их возникновении играют предпосылки, к которым относятся философские поня­тия, идеи; именно они играют

определяющую роль в нахожде­нии основания теории и, следо­вательно, самой теории.

Предложена схема, показы­вающая, что новые физические теории возникают в результате сложного процесса, включающе­го в себя как обобщение данных опыта, так и определенную физическую конкретизацию философских идей (см.: Мостепаненко М.В. " Фило­софия и физическая теория". Л., 1969. С. 44).

На этой схеме: ЭЭ — исходный эмпирический уровень построения теории (3i, Э2, Эз... — отдельные данные опыта); ОО — область эмпи­рических понятий и закономерностей; УУ — отделяет область собст-



венно теории от области теоретических предпосылок и основания теории; ФФ — исходный теоретический уровень построения теории (Φ ι, Φ 2, Фз... — отдельные философские идеи).

Из схемы видно, что новая теория (Т) не может быть возведена на одних эмпирических предпосылках. Необходимы теоретические пред­посылки в виде исходных понятий, принципов и гипотез (Π ι, Ш...), с помощью которых формулируется основание теории. Процесс же воз­никновения Π ι двойственный: с одной стороны, он начинается с философской идеи и идет по пути Φ ι Π ι. С другой стороны, он начи­нается с данных опыта и идет по пути 3ι *Π ι. В свою очередь, теория (Т) строится аналогично: с одной стороны, с помощью Π ι (линия ШТ), с другой — с помощью данных опыта (путь 3ι *Τ). Определяющую роль в ее построении играет путь Π ι Τ.

Эта основная схема теоретического познания; она далее конкрети­зируется, исследуются пути построения ньютоновской механики, спе­циальной теории относительности А. Эйнштейна, квантовой механики Гейзенберга—Шредингера. Конкретно указываются философские по­нятия и идеи, послужившие формированию тех или иных физических теорий. Так, Галилей использовал философскую идею самодвижения, непосредственно не вытекавшую из опыта, для создания принципа инерции; философская идея взаимосвязи явлений природы оказалась лежащей в основании общенаучного понятия поля (в теории Максвел­ла), а идея корпускулярности материи — в основании гипотезы о кван­тах энергии.

Общие философские понятия и принципы проникают в естество­знание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физиче­ского знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соот­ветствия. Как считает Э.М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, опре­деляющих характер ее функционирования (См.: Теория познания и современная физика. М., 1974).

Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздей­ствия философии весьма многообразны.

Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют


как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:

 

1) классическая механика построена на логической схеме философ­ского принципа причинности:


Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фраг­ментарно, локально. " Проникающей" силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обоб­щенности научного знания, заключенного в научном аспекте филосо­фии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения. Част-нонаучное знание оказывается селективным не только по отношению к различным философским концепциям, но и по отношению к различ­ным категориям и принципам внутри одной философской системы категорий. Если верно, что философские идеи и принципы выполняют селективную функцию в отношении частнонаучного знания (его идей, принципов, гипотез, понятий, теорий), то столь же верно, что форми­рующаяся частнонаучная гипотеза или теория (прямо или опосредо­ванно) осуществляет селекцию философских идей, принципов, понятий. Здесь происходит своеобразная проверка философских прин­ципов и всеобщих категорий в практике познания. Такую конкурен­цию, такую проверку выдерживают далеко не всякие философские принципы.

Кстати, фрагментарный характер влияния философии на построе­ние естественнонаучных теорий объясняет, почему философы-идеали­сты также могут оказывать позитивное воздействие на ученых-естествоиспытателей: в данном случае эвристическую роль играет не идеалистическая система в целом (например, концепция Э.Маха в отношении теории относительности А.Эйнштейна), а отдель­ные диалектические идеи, содержавшиеся в ее методологии (например, критицизм Э.Маха, его критика основ классической механики с пози­ции принципа относительности пространства и принципа наблюдае­мости).

Фрагментарность воздействия философии на формирование гипо­тез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения. В этой связи А. Эйнштейн отмечал, что естествоиспытателя в отличие от философа невозможно уложить в какую-либо одну схему. Положение естество­испытателя сложнее потому, что он должен считаться с результатами своих исследований и принимать точки зрения, не совместимые в одной системе. Эйнштейн полагал, что философ, однажды додумавшийся до какой-то системы, " будет склонен интерпретировать богатство идей


точных наук в смысле своей системы и не признавать того, что под его систему не подходит. Ученый же не может себе позволить, чтобы устремления к теоретико-познавательной систематизации заходили так далеко. Он с благодарностью принимает теоретико-познавательный анализ понятий, но внешние условия, которые поставлены ему фактами переживаний, не позволяют ему при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя установками одной теоретико-позна­вательной системы. В таком случае он должен систематизирующему философу-гносеологу показаться своего рода беспринципным оппор­тунистом. Он кажется реалистом (т.е. материалистом — А.П.), по­скольку старается представить не зависящий от актов ощущений мир; идеалистом — поскольку смотрит на понятия и на теории как на свобод­ные изобретения человеческого духа (не выводимые логически из эмпи­рически данного); позитивистом — поскольку рассматривает свои понятия и теории лишь настолько обоснованными, насколько они достав­ляют логическое представление связей между чувственными переживани­ями. Он может показаться даже платоником или пифагорейцем, поскольку рассматривает точку зрения логической простоты необходи­мым и действенным инструментом своего исследования" (Цит.: Суво­ров Э. Г. " Эволюция физики в представлении Эйнштейна" // Эйнштейн А., Инфельд Л. " Эволюция физики". М., 1965. С. 268—169. Суждения, близкие к этим, высказал и М.Борн. См.: Борн М. " Физика в жизни моего поколения". М., 1963. С. 432—433).

Философский метод способен оказывать положительное воздейст­вие на научную работу не только отдельными своими понятиями или категориальными блоками, но и принципами. Приведем один истори­ческий факт, связанный с применением в естествознании философ­ского принципа — принципа восхождения от абстрактного к конкретному (этот принцип диалектики как логики был разработан Гегелем и Марксом). До 60-х годов XIX столетия органическая химия почти не знала тех веществ, которые должны были составить основу всей ее системы; в химии не была еще обнаружена исходная " клеточка", которая позволила бы показать, как последовательно превращаются соответствующие углеводороды в более сложные органические соеди­нения. Из-за такого пробела вся система органической химии строилась неверно; часто переходы в ней были искусственными, натянутыми, отсутствовало необходимое внутреннее единство. Овладение приемами диалектической логики, правильное применение законов и принципов диалектического мышления к органической химии дали возможность немецкому химику-органику К.Шорлеммеру установить начальный


пункт образования и усложнения всех органических соединений (им оказались парафины), вскрыть объективную диалектику взаимных пре­вращений органических веществ и на этой основе построить строго научную систему органической химии (См,: Кедров Б. М. " Три аспекта атомистики. II. Учение Дальтона. Исторический аспект". М., 1969. С. 67—112). К.Шорлеммер, отмечал Ф. Энгельс, " стал одним из осно­воположников современной научной органической химии" (Маркс К., Энгельс Ф. " Соч". Т. 22. С. 323).

Рассмотрение эвристической функции философского метода (диа­лектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирова­ния гипотез и теорий. Не всегда философия " на виду" и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует " с тыла": через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос — каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).

Координирующая функция философии. Существо этой функции со­стоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная коорди­нация методов, помимо их координации предметом познания, пред­ставляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современ­ной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосреду-ющий связь субъекта (метод — один из его компонентов) и объекта в науке.

Историк науки и философ Б. М. Кедров отмечал следующие изме­нения, происшедшие в естествознании XX столетия. Исторически в самом естествознании долгое время существовало более или менее полное обособление его отдельных отраслей между собой. Это стало возможным в силу длительного господства аналитического метода. По этой причине между предметом изучения и методом исследования, присущим определенной науке, сложилось и прочно удерживалось строго однозначное соотношение: один предмет — один метод. Однако,


начиная с середины прошлого столетия, это соотношение стало нару­шаться и коренным образом изменилось в XX в.: строгая однозначность сменилась многозначностью отношений, когда один и тот же предмет изучается с разных сторон сразу несколькими методами или один и тот же метод применяется к исследованию разных предметов. Преоблада­ющим стало соотношение: один предмет — несколько методов, не­сколько разных предметов — один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в " предметно-методологическом" вхождении одной науки в другие (физики и химии — в биологию, химии — в физику и т. п.). Возникли астрофизика, геохимия, биофизика, экспериментальная морфология, эволюционная генетика, экология и другие дисциплины, внешне будто нарушавшие положение о соответ­ствии метода своему предмету. Но это было мнимым нарушением, так как сама возможность выхода метода за традиционные рамки своего предметного применения (например, методов физики и химии в отно­шении объектов биологического познания) обусловливалась предмет­ной общностью этих наук. Вследствие обнаружения общих уровней структурной организации между традиционно разными объектами ста­ло возможно применение уже испытанных в смежных областях науки методов познания. Здесь они также доказывали свою научную эффек­тивность. Положение о соответствии метода своему предмету, таким образом, не отменяется, но реализуется применительно к прогресси­рующему процессу детализации представлений о предмете, к его раз­личным сторонам и уровням структурной организации, многосложным связям с предметами других наук.

Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специали­зация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможно­стей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Противопоставление методов имело место в недавнем прошлом в биологии, когда отдельные агробиологи, всемерно подчеркивая специ­фичность историко-биологического метода, считали его едва ли не единственным, способным доставлять достоверную информацию о специфике биологического объекта; при этом игнорировалось значение


методов физики, химии, математики, моделирования в раскрытии сущности процессов жизни. Специалисты-философы отмечают, что наряду с этим есть другая крайность — абсолютизация познавательных возможностей физических и химических методов, особенно в связи с переходом биологии на молекулярный уровень, где действительно трудно уловить отличие живого от неживого. Молекулярная биология широко использует методы органической химии, молекулярной физи­ки, физической химии полимерных соединений, рентгеноструктурного анализа, кибернетики и т.п. Столь широкое объединение многих неби­ологических и биологических научных дисциплин и их методов на одном участке общего фронта биологического познания оказалось необычайно эффективным; однако здесь отчетливо вырисовываются не только новые возможности научного познания, но и реальная опасность механистического переупрощения биологических проблем, утраты ка­чественной специфики жизни в исследованиях на этом структурном уровне; иначе говоря, перед современным биологическим исследова­нием, может быть, с большей, чем когда-либо ранее, силой встает вопрос о пределах " сводимости" живых систем и, следовательно, эф­фективности новых, развивающихся методов. Опасность " механисти­ческого переупрощения" подстерегает не только в области молекулярной биологии, генетики, эволюционной теории, но и в других областях.

Стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи " старых" и " новых" методов, соответствия " классики" и " современно­сти", разработки принципа соответствия в отношении методов частно-научного исследования. Необходимо исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.

В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских прин­ципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них пред­ставляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй — конкретности истины.

Любой метод науки имеет свои теоретико-познавательные и логи­ческие возможности, за пределами которых его эффективность снижа­ется или элиминируется вовсе. Вследствие этого для изучения


сколько-нибудь сложных объектов требуются комплексы методов, спо­собные компенсировать неполноту познавательных возможностей от­дельных методов. Взаимная дополнительность становится, таким образом, главным условием, позволяющим избежать односторонности при выборе методов и их оперировании. Такого рода комплексирование неизбежно не только на уровне отдельной научной дисциплины, но и при решении многих проблем внутри той или иной области познания. При этом получение одинаковой информации из разных источников, т. е. в ходе применения разных методов, не всегда будет расцениваться как ненужное дублирование, ставящее под сомнение целесообразность использования методов-дублеров. Сказанное не означает также, что исследователь должен стремиться к привлечению максимального ко­личества методов независимо от эффективности уже имеющихся в науке. В этом случае может сложиться методологический релятивизм. В определенных ситуациях бывает достаточно одного метода. И не всякий старый метод, каким бы авторитетом он ни был освящен, следует сохранять, если его " разрешающая способность" оказалась менее высокой в сравнении с недавно разработанным методом. Состав того или иного комплекса методов определяется по объективному критерию: сколь эффективно при этом решается конкретная познава­тельная задача. Принцип доминирования устанавливает неравнознач­ность методов в решении проблем и целесообразность их подчинения главному, ведущему в данной системе (или нескольким основным методам). Он нацеливает исследователя на то, чтобы внутри каждого комплекса методов была установлена субординация с ведущей ролью одного или нескольких из них, позволяющая максимально точно и полно познать объект в его целостности и специфичности.

Всеобщая философская методология по отношению к частным методам служит обоснованием не только двух названных принципов, но и других, устанавливает логическую связь между отдельными груп­пами методов. Применяя их, ученый имеет возможность скоординиро­вать между собой те или иные уже имеющиеся методы, избежать односторонности в их оценке, использовании и выявить недостающие звенья исследования. Так, опираясь на принцип движения познания от явления к сущности (от живого созерцания к абстрактному мышле­нию, а в рамках абстрактного мышления — от эмпирического к теоре­тическому), некоторые ученые обнаруживают, что на современном этапе развития биологической науки существует недооценка теорети­ко-познавательных возможностей методов, знаменующих начало пере­хода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (методы


идеализации, формализации, аксиоматизации и др.)· На основе прин­ципа единства качества и количества и анализа под этим углом зрения ныне действующих в биологии методов делаются выводы о необходи­мости более широкого использования математического подхода в целях качественного анализа, в связи с чем ставится в порядок дня вопрос о " биоматематических" методах, т. е. о специальной разработке отдельных его видов применительно к биологическим объектам.

Из этого видно, что философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства качества и количества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) спо­собны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Такую же, в сущности, роль играют принцип единства уровней орга­низации материи и развития, единства структуры и функции, взаимо­связи необходимости и вероятности и т.п. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации опе­рирования методами.

Философский метод не может привести к успеху в науке, если при решении частных задач применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Он не есть некая отмычка, которая позволяет сама по себе делать какие-то открытия в частных науках.

Плодотворное координирующее воздействие всеобщего философ­ского метода осуществляется не автоматически. В предпосылки, содей­ствующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необ­ходимым комплексом частных методов, методикой познания, доста­точный опыт работы с объектом исследования, знакомство с историей философии, с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять ее.

Интегрирующая функция философии. Термин " интеграция" (от ла­тинского integratio — восстановление, восполнение) означает объеди­нение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие при­близилось к классу философских категорий.

Применительно к функциям философии термин " интегрирующий" связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относительной само-


стоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недоста­ющих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организо­ванности. Мы будем применять термин " интеграция" в смысле, проти­воположном понятию " дезинтеграция".

Процесс формирования отдельных научных дисциплин, как изве­стно, происходил в результате отграничения предмета каждой науки от предметов других наук; стержнем того или иного предмета исследова­ния были объективные законы действительности. Но, отпочковываясь от системы протознания, дисциплины оказывались, как правило, в изоляции друг от друга; элементы науки (отдельные научные дисцип­лины) становились самодовлеющими в своей автономности; естествен­ные связи между ними нарушались, структурные взаимодействия

исчезали.

Такое взаимодействие было характерно не только для отношений между крупными отраслями естествознания, но и для отношений между дисциплинами внутри отраслевых рамок науки. В результате сама наука из целостной системы знания, какой она была в античную эпоху, все более превращалась в суммативную, хотя и с более специализирован­ными элементами, углублявшими познание.

Взаимная размежевка наук, дифференциация изоляционистского типа являлись ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX в. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогресси­рующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки.

В этих условиях диалектический подход к науке (независимо от того, как он применялся — стихийно или сознательно) оказался спо­собным устранять разграничительные рубежи между научными дис­циплинами и выявлять естественные их связи.

В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественно­научного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, пере­ходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолют­ной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в " переходных"


науках. Такие " пограничные" науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в приме­рах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содер­жании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство " обособленности" (прерывно­сти) и " взаимопроникновения" (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим факто­ром в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтег-ративной и интегративной).

Помимо " переходных", или связующих, дисциплин (их интегриру­ющая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов. Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от друга наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно появившийся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движения материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему опухолевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции науч­ного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникнове­ния методов исследования — " интеграция по методу". К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или " математизация" и " философизация" науки).

Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В ре­зультате междисциплинарное единство научного знания реально осу­ществимо. Категории философии (" объект", " субъект", " системность", " развитие", " детерминизм", " необходимость", " закон", " структура", " при­чинность", " случайность" и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, созда­ют и укрепляют его единство, целостность.


В современный период отмечается сближение философии и мате­матики, что усиливает интегрирующую силу философского и матема­тического методов.

К настоящему времени в науке действует множество интегрирую­щих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризис­ного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. В современных условиях про­цесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, — к их взаимному цементированию. Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания. Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени об­щности на частные, общие и наиболее общие. В результате выявляется такая их иерархия: закон—метод—принцип—теория—идея—метатео­рия—конкретная наука—метанаука—смежная наука— комплексная на­ука—научная картина мира—философия. Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдуще­му. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности закономерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому любой из конкретных интег­раторов имеет свои определенные границы. В каждом отдельном случае интеграции наук (естественных, технических, общественных) указан­ные интегративные факторы, что отмечает Н. Р. Ставская, координи­руют и субординируют научные дисциплины в относительное (групповое) единство, обусловливая специфический механизм их вза­имопроникновения.

Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). Философия выступает самым общим интегратором. Причем ее внутринаучная интегрирующая фун-


кция составляет лишь разновидность общей интегрирующей функции. Сюда входит, помимо того, общекультурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производ­ства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государ­ственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в раз­работке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятий­ных и теоретических структур научного знания.

Выработка информации, необходимой для совершенствования эле­ментов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, мето­да моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталки­ваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, " отходя" на время от объекта, в конеч­ном счете " приходить" к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, все­общей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объ­екта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естествен­ных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.

Итак, мы рассмотрели методологические функции философии,


коснулись далеко не всех сторон философского метода. Но и изложен­ное достаточно, как мы полагаем, для того, чтобы дать определенный ответ на вопрос: " Нужна ли философия? "







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 814. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия