Студопедия — Философия — трансцендирующее постижение объекта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия — трансцендирующее постижение объекта






Еще одна сторона, или ипостась, философского познания — его трансцендирующий характер.

" Трансцендентный" (от латинского " transcendere" — переступать) — понимается как выходящий за границы возможного (не только инди­видуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно " имманентное". В " Философском энциклопедическом словаре" данное слово поясняется так: " Трансцендентный — термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет религиозного и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия; пер­вые имеют место в самих объектах, вторые — находятся за пределами их наличного бытия... Кант пытался закрепить различие между поня­тиями трансцендентальный и трансцендентный, понимая под послед-


ним также и то, что недоступно познанию, но является предметом веры (Бог, душа, бессмертие)" (М., 1989. С. 665). Как видно из этого объяс­нения трансцендентного, оно входит в религиозное познание и в философию (" метафизика" = " философия"). Здесь признается то обсто­ятельство, что философия есть род трансцендирующего познания.

Для лучшего уяснения того, что такое " трансцендентное", обратим­ся к его трактовке русским философом С. Л. Франком. Он выделяет в трансцендировании два момента: трансцендирование " во-вне" и транс-цендирование " во-внутрь", которые оказываются взаимодополняемы­ми. Пример тому — любовь в человеческой жизни. Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит — не переста­вая быть самим собой — средоточие своего бытия в любимого, пребы­вает в любимом, как и любимый — в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный привступившим ко мне даро­ванным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого стано­вится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое " ты" представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобы­тие исчезает из моего взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в " ты" все же остается вместе с тем бытием в форме " я семь", бытием " я" и даже представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием " я" — именно бытием, обога­щенным через обладание " ты". Я " обогащаюсь", " углубляюсь", впервые начинаю вообще подлинно " быть" в смысле опытно осознанного внут­реннего бытия. В этом и заключается чудо ли таинство любви, которое, при всей его непостижимости для " разума" (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному живому опыту. При разрыве отношений с любимым или смерти близкого человека, мы сознаем радикальное изменение нашего собственного внутреннего бытия (" Не­постижимое" // Франк С.Л. " Сочинения". М., 1990).

Обратим внимание на важные моменты, связанные с трансценди-рованием как методом постижения чего-то: выход " за пределы" связан с самоуглублением, с наличием определенного " таинства", " непости­жимости для разума", и в этом смысле, сверхчеловечности, постигае­мое™ трансрационально. Заметим: в литературе часто пишут об " иррациональном" в негативном смысле, как о чем-то недозревшем до рациональности, как противостоящем ему и его исключающем. Но на поверку оказывается, что у того или иного философа-" иррационалиста"


" иррациональность1 есть нечто, учитывающее и рациональное, осно­вывающееся на нем, но его превосходящее и составляющее более мощное средство познания — " трансрациональное" (чувственная и ин­теллектуальная интуиция, постижение в целостном переживании и т.п.)-

Б.Паскаль говорил: " Все попытки разума оканчиваются тем, что он сознает, что есть бесконечное число вещей, превышающих его пони­мание. Если он не доходит до этого сознания, то это означает только, что он слаб" (" Мысли". М., 1888. С. 139). В этом утверждении заключена констатация определенной ограниченности разума, что вовсе не отри­цает признания его большого значения ни в жизни индивида, ни в развитии науки. Между тем, в данном и подобных положениях неко­торые историки философии видели выступление против науки и раци­онального познания, подчеркивание " беспомощности человеческого разума" (См.: " История философии. Т. II. Философия XV—XVIII вв." М., 1941. С. 142).

Как убедительно показал С. Л. Франк, человек, как бы ни разви­вался его интеллект и основанная на нем рационализированная наука, всегда будет окружен непостижимым; мы постигаем лишь некоторую частицу окружающего нас мира и собственного, внутреннего мира; как внешний, так и внутренний мир до конца непознаваемы, и в этом, кстати, признание их бесконечного многообразия. Но там, где разум обнаруживает свою ограниченность, способно помочь трансрациональ­ное. Посредством него мы, в частности, доходим до первоосновы мира, до первоосновы нашей души. Как трансцендирование в человеческой любви выявляет нам ее ценность, так и трансцендирование в отноше­нии окружающего нас мира подводит к убеждению, что имеется един­ство бытия и ценности, и оно составляет, по С.Л. Франку, Божество. Оно постижимо и непостижимо. Божество есть творческая любовь, это некий поток, постоянно переливающийся через края " самого себя", — реальность, которая всегда есть нечто большее, чем только " она сама", — именно объемлющая, за пределами себя самой, и меня, ею твори­мого. Поэтому и моя любовь к Богу есть лишь рефлекс его любви ко мне и обнаружение Его самого как любви. Связь между Богом и миром не есть ни причинно-временная связь, ни связь вневременно-логиче-ская (как между обычным " основанием" и " следствием"). Она есть нечто сущностно-иное, существо чего стоит под знаком трансрационально­сти, непостижимости и что может быть постигнуто только по способу ведающего неведения (" Непостижимое" // Франк С. Л. " Сочинения". М., 1990. С. 518-519).

Иначе говоря, трансцендирование хотя и не дает определенного и


точного знания, как научная рациональность, тем не менее оно спо­собно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия (отсюда оно как " ведающее неведение"). " Правда науки и трезвого, рационального восприятия и постижения мира, — отмечает С. Л. Франк, — оказывается производной, частичной и лишь в этом смысле неадекватной правдой. Подлинную Правду нам открывает лишь философия — установка, в которой рациональность, направляясь на са­мое себя, тем самым трансцендирует через саму себя и опирается на общее и вечное откровение реальности как Трансрационального, Непости­жимого" (Там же. С. 558).

Постижение богатства первоосновы мира, как это отмечают многие крупные философы, происходит также благодаря медитации. Углубля­ясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя. " Медитация, — указывается в " Философском энциклопедическом сло­варе", — умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности". Далее отмеча­ется: " В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реак­тивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение — приподнятостью и некоторой отрешенностью (от внешних объектов и отдельных внутрен­них переживаний)... Методики медитации различаются наборами тех­нических приемов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики" (М., 1989. С. 351). Медитация, по-видимому, входит составным элементом в общий фи­лософский метод трансцендирования.

Трансцендирование тесно связано и с мистикой, если под ней (в соответствии с переводом слова mystikos — таинственный) понимать " нечто загадочное, непонятное, необъяснимое", " веру в сверхъестест­венное, божественное, таинственное" (" Словарь иностранных слов". М., 1984. С. 316). Между тем, в " Философском словаре" 1991 г., как и ранее, заявляется, что " мистика — это религиозно-идеалистический взгляд на действительность". Сама по себе мистика или, иначе, мисти­ческое знание, не есть еще идеализм, хотя, надо заметить, и идеализм, подобно религии, не должен быть никаким пугалом. Мистическое знание в том смысле, в каком оно только что обозначено, может быть связано и с материализмом. Но главное не в этом, а в том, что любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до пред­ставлений о первооснове мира, его свойствах, не может, с нашей точки


зрения, не касаться областей " сверхъестественных" (т.е. сверх-физическо-природных), " таинственных" и " загадочных". Не спорим: в русле отдельных философских направлений имеются самые разные трактовки мистики. С. Н. Булгаков пишет: " Мистикой называется внут­ренний (мистический) опыт, который дает нам соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира. Возможность мистики предполагает для себя наличие у человека особой способности непосред­ственного, сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постиже­ния... Мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу... Православное бого­служение обращается, прежде всего, к мистическому чувству, ему говорит и его воспитывает" (" Мистика в православии" // " Православие. Очерки учения православной церкви". М., 1991. С. 308—309).

На сложную, неоднозначную связь мистики с религией указывает Н. А. Бердяев. Он выделяет два типа мистики: один есть духовный опыт, второй — умозрение, познание. Если в первом типе описывается драма между душой и Богом и восхождение индивидуальной души к Богу, то во втором типе мистики описывается космическая драма; человеческая драма превращается в космическую драму. " Мистика, — отмечает он, — проблематична в христианстве, и она постоянно оспаривалась, под­вергались сомнению ее права. Официальные представители христиан­ства, как, впрочем, и всех религий, всегда относились подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа" (" Дух и реальность" // " Философия свободного духа". М., 1994. С. 427). Мистиков посто­янно обвиняли в имманентизме, т. е. в признании имманентности Бога и божественного в душе. И действительно, мистика преодолевает трансцендентную бездну между Богом и человеком. Официальная теология почитала себя объективной и противопоставляла свою объек­тивность субъективности мистики. В мистическом опыте трансценден­тное становится имманентным. Столкновения между мистикой и теологией неизбежны и вечны. " Подлинная мистика, — отмечает H.A. Бердяев, — и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с символами, как бы " откровение откровения", раскрытие реальностей за символами. Настоящие мистики были реалистами" (Там же. С. 428).

Результатом философского трансцендирования с включенными в него элементами — медитацией и мистикой — является философская вера. Это вообще уже не наука, а психологическая установка индивида,


принимающего что-то необоснованное должным образом за реально существующее. Специфика этой веры — в ее предмете, каковым ока­зываются первоосновы мира и бытия человека.

Существо философской веры проанализировано и ярко представ­лено К.Ясперсом в его книге " Философская вера" (впервые опублико­вана в 1948 году). К.Ясперс пишет следующее. Путь мыслящего человека — это жизнь в философствовании. В наличном бытии чело­века открывается бытие. Человек не может выразить себя в наличном бытии как таковом. Он прорывает всю как будто завершенную в мире действительность наличного бытия. Он действительно знает себя как человека только тогда, когда, будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво стремится к бытию. Он переступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ. " В фило­софствовании не следует пользоваться незнанием, чтобы уклониться от ответа. Я не знаю, верую ли я. Но меня охватывает такая вера, что я осмеливаюсь жить перед лицом этой веры" (" Смысл и назначение истории". М., 1991. С. 438). Повсюду незамкнутость мира и разрушение каждой замкнутой картины мира, неудача планирования в мире, чело­веческих проектов и их осуществлений, незавершенность самого чело­веческого бытия ведут к границе: у края бездны познается ничто или Бог. Однако здесь никогда не может быть доказательства в смысле неопровержимого научного доказательства. Доказанный Бог уже не Бог. Поэтому, только тот, кто походит на Бога, может его искать. " В философствовании человек совершает прорыв своего естества, но по­средством собственной сущности. То, что он в этом прорыве схватывает как бытие и как самого себя, и есть его вера" (Там же. С. 431). По К.Ясперсу, философская вера не противоположна знанию, но включает его в себя; она не противоположна мышлению, но являет себя в нем. Вера есть в науке, но в философии она специфична. Верой (в филосо­фии) называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценден-цией" (Там же. С. 433). По К.Ясперсу, подлинное отличие философии от предметно познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии, и только ей, присуще трансцендирующее мыишние

(См.: Там же. С. 434).

Отмеченные признаки философского знания, объединяемые поня­тием " трансцендирующее мышление" (медитирующий характер, эле­менты мистики, философская вера), близко подводят философское знание к религии и мистицизму и позволяют утверждать, что отдель-


ными своими сторонами, как и отдельными философскими концепци­ями, философия подобна этим видам познания.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 798. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия