Студопедия — Политика опричнины, ее цели и последствия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политика опричнины, ее цели и последствия






Иван IV был сыном Василия III и Елены Глинской, доче­ри выходца из Литзы князя Еасилия Глинского. Великий князь Василий Ш умер, когда сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены (по одной из вер­сий — ее отравили), Иван, которому исполнилось тогда во­семь лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Бо­ярская дума. Наступила зпоха боярского правления, период беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть — преиму­щественно между двумя наиболее знатными боярскими семь­ями — князьями Шуйскими и Вельскими. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной Великой княгини Елены — Глинские. Иван, от природы умный, живой, впе­чатлительный и наблюдательный, рос в обстановке забро­шенности и пренебрежения. Родственники-бояре не только не заботились о его образовании и воспитании, но даже пло­хо одевали и кормили его и младшего брата Юрия, а иногда к прямо обижали и оскорбляли Ивана.

Великому князю не было еще и полных 17 лет, когда 16 января 1547 года он был торжественно коронован как царь всея Руси. При участии Макария в окружении моло­дого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правитель-


ство — «Избранную раду». «Избранная рада» была орга­ном, который осуществлял непосредственную исполнитель­ную власть, формировал новый приказный аппарат и ру­ководил им. Ей были проведены наиболее важные рефор­мы. Наиболее авторитетными политиками нового прави­тельства стали Адашев и Сильвестр.

При «Избранной раде» было завершено оформление цен­тральных органов государственного управления — прика­зов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возгла­вил Адашев, Главной функцией этого учреждения был при­ем челобитных (жалоб) на имя государя и проведение по ним расследования. Таким образом, Челобитная изба факти­чески становилась высшим контрольным органом. Руковод­ство этим приказом давало Адашеву огромную власть н ав­торитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностран­ных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ зани­мался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми* Разрядный приказ функционировал в качестве штаба Вооруженных Сил: то есть определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбой­ный приказ вел борьбу против «разбоев» к «лихих лю­дей». Земский приказ ведал порядком в Москве.

Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. В частности, было несколько ограничено мест­ничество. Суть данного порядка заключалась в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — началь­ствования, равенства, подчинения — что и предки.

Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невы-оких должностях не считается прецедентом. Произошло *вное «огосударствление» местничества.


6*



Реформа местного управления. Укрепление государства (монархии) требовало решительной замены неэффективно­го в условиях централизованного государства аппарата ме­стной власти, сложившегося при боярском правлении. Пер­востепенной задачей являлось создание аппарата чиновни­ков. В соответствии с проведенными преобразованиями ус­танавливался порядок, согласно которому сами подданные избирали чиновников для несения государственных функ­ций. Выбранные в городах и волостях целовальники и ста­росты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятель­ность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных. Власть на местах издав­на принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Кормления были системой вознаграждения за службу: должности на­местников и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Неэффек­тивность данной системы повлекла за собой ее отмену. Что же касается денег, которые ранее шли кормленщикам, то их отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» (заработную плату) служилым людям.

Уложение о службе. В 1555—1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчи­ны или поместья феодалов были большими, то владелец обязывался выводить с собой вооруженных холопов.

Судебная реформа. В 1550 г. был принят новый су­дебник. Судебник закреплял создание в Московском госу­дарстве «праведного» (справедливого) суда, контролируе­мого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-пред-ставительных учреждений дело не дошло.

Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же вре­мя принять меры к подчинению церкви, ограничению ее привилегий и земельных ресурсов.


Общерусская церковная реформа была проведена на Сто­главом соборе, названном так по сборнику его постановле­ний, состоявшему из ста глав («Стоглав»). На открыв­шемся 23 февраля 1551 года Соборе присутствовали по­мимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

Собору предстояло заняться самыми различными сторо­нами церковной жизни — обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, провести унификацию об­рядов, улучшить моральное состояние служителей церкви, решить проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

Собор унифицировал церковные обряды. Так, он офици­ально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложе­ние при совершении крестного знамения и «сугубую алли­луйю». Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространен­ными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничиваю­щих произвол как высших иерархов по отношению к ря­довому духовенству, так и последнего по отношению к ми­рянам. Пошлина с церквей отныне должна была соби­раться не десятниками, злоупотреблявшими своим поло­жением, а земскими старостами и десятскими священни­ками, назначаемыми в сельских местностях.

Таким образом, система реформ, предпринятых факти­ческим правительством в конце 40—50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограни­чения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада. Реформы «Избранной рады» привели к круп­ным военным и внешнеполитическим успехам русского го­сударства.

Однако уже в 1560 г. произошел разрыв между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обви­нил их в сговоре с целью утвердить в государстве ограни­ченную монархию, где царь «почтен» лишь «председате­лем», обладает номинальной властью, в то время как ре­альная власть находится в руках его советников. Итогом


данного противостояния стало падение правительства «Из­бранной рады», начало эпохи самодержавного царского правления.

Центральным событием истории XVI века являлась опричнина. В течение семи лет, с 1565 по 1572 г., в Мос­ковском государстве разгорелся и пылал, по образному выражению современника этих событий князя Андрея Кур­бского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч челове­ческих жизней. В середине 60-х годов произошло резкое обострение внутриполитических противоречий в стране: ситуация становилась тревожной. В апреле из Юрьева Ли­вонского (ныне г. Тарту) бежал в Великое княжество Ли­товское опытный и видный воевода князь Андрей Михай­лович Курбский. Беглый боярин прислал из-за рубежа краткое послание своему бывшему монарху, в котором гнев­но обвинил царя в тирании, казнях невинных людей.

3 декабря 1564 г. царь с семьей и приближенными вые­хал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. К концу декабря он добрался до Александровской слободы — села, где не раз отдыхал отец Ивана IV. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты.

В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сооб­щалось, что «государь положил свой гнев на всех еписко­пов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех служи­лых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку слу­жилые люди плохо служат, а церковные иерархи их по­крывают». Поэтому он, «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где вселится, иде же его государя бог настовит».

Вторая грамота была адресована всему посадскому на­селению Москвы, в ней царь заверял простой московский люд, чтобы «они никакого сомнения не имели, гнева и опалы у царя на них нет».

Московские люди, выслушав царские грамоты, решительно потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на госу­дарство. Уже через два дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь смилостивился и со­гласился возвратиться, но при двух условиях: «изменников... на тех опала своя класти, а иных казнити», а во-вторых, «учинить ему на своем государстве себе опричнину».


Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожало­ванное ему за службу Великим князем, забиралось в каз­ну, опричь (кроме) небольшого участка земли — своеоб­разного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал опричниной неболь­шой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от цар­ствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, со­гласно его уверениям, в управлении Боярской думы.

Фактически введение опричнины свелось к кровавой по­лосе бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служилого человека. Власть, по мнению царя, должна была внушать всем страх. Иван IV был убежден в христианском долге его подданных (включая родственников) — служить царю. Государь и считал-то их не подданными, а рабами, холопами, которых волен казнить или жаловать: «А жало-вати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». В этих словах Ивана IV выражена сама суть его правления.

Царь всячески старается обеспечить всенародную, все­сословную поддержку его политики. Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утвержде­ние Земского собора в феврале 1565 г.

Долгое время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически необходимое, поскольку Рос­сии, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Ныне состав жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось, по мень­шей мере, 3—4 рядовых служилых земледельца, а на каждо­го последнего — по десятку лиц из низших слоев населения.

Осенью 1572 г. государь опричнину «отставил», а все связанное с ней было предано забвению. Наказанию кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это сло­во. Отмена опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших масштабах.


Последствия опричнины. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запус­тели. По прочтении писцовых книг конца XVI века возни­кает впечатление, будто страна пережила вражеское наше­ствие. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому эке в 1570—71 гг. в дополнение, ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.

Крайнее истощение страны, как следствие опричнины,, отразилось и на ее внешней политике.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 640. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия