Студопедия — Естественные законы. Естественное право
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Естественные законы. Естественное право






Люди управляются различными законами: правом естествен­ным; божественным правом, которое есть право религии; пра­вом церковным, иначе — каноническим, которое есть право ре­лигиозной дисциплины; правом международным, которое мож­но рассматривать как вселенское гражданское право, в том смыс­ле, что каждый народ есть гражданин вселенной; общим госу­дарственным правом, которое имеет своим предметом челове­ческую мудрость, создавшую все человеческие общества; част­ным государственным правом, имеющим в виду каждое отдель­ное общество; правом завоевания, которое основано на представ­лении, что один народ хотел, мог или должен был совершить насилие над другим народом; гражданским правом отдельных обществ, посредством которого гражданин может защищать свое имущество и жизнь против всякого другого гражданина; нако­нец, семейным правом, которое является следствием разделения общества на отдельные семейства, требующие особого управле­ния.

Существуют, следовательно, различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точ­ным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, ко­торые должны управлять людьми.

Не следует ни делать предметом постановлений божествен-


ного закона то, что относится к законам человеческим, ни ре­шать посредством человеческого закона то, что подлежит зако­нам божественным.

Эти два рода законов отличаются один от другого своим про­исхождением, своей целью и своей природой.

Все согласны в том, что природа человеческих законов отли­чается от природы религиозных законов. Это есть великий прин­цип, но он в свою очередь подчинен другим принципам, которые следует определить.

1. Человеческим законам свойственно от природы подчинять­ся всем видоизменившимся обстоятелылвам действительности и следовать за всеми изменениями воли людей; напротив, свой­ство религиозных законов — никогда не изменяться. Постанов­ления человеческих законов относятся к благу, установления ре­лигии — к высшему благу. Благо может иметь какую-то иную цель, потому что существует много различных благ; но высшее благо едино и, следовательно, изменяться не может. Законы можно изменять, потому что они признаются законами только тогда, когда они хороши; но установления религии всегда счита­ются наилучшими.

2. Есть государства, где законы ничего не значат и служат лишь выражением прихотливой и изменчивой воли государя. Если бы в таких государствах религиозные законы были однородны с человеческими законами, то они также не имели бы никакого значения. Между тем для общества необходимо, чтобы суще­ствовало что-то постоянное; это постоянное и есть религия.

3. Сила религии покоится главным образом на вере в нее, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто со­размеряется с отдельностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той от­даленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим веро­ваниям. Человеческим законам, напротив, дает преимущество новизна их происхождения. Она указывает на особое, живое вни­мание законодателя, направленное на то, чтобы добиться их ис­полнения.

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 550—560.


Вольтер (1694—1778). Настоящие имя и фамилия — Фран­суа Мари Аруэ. Поэт, драматург, писатель, историк, фило­соф, политический мыслитель. Зачинатель и крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался католической церковью за острую критику клерикализма. Последние 20 лет жизни жил в местечке Ферне (на границе с Швейцарией), ставшим на это время признанным центром культурной, интеллектуальной жизни Европы.

Основные произведения: «Философские письма» (1733), «Метафизический трактат» (1734), «Основы философии Нью­тона» (1738), «Философский словарь» (1764 — 1769), «Опыт о всеобщей истории и о нравах в духе народов» (1756).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия