Студопедия — Общественный прогресс — прогресс разума
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественный прогресс — прогресс разума






Человек рождается со способностью получать ощущения, за­мечать и различать в своих восприятиях составляющие их про­стейшие ощущения, удерживать, распознавать, комбинировать, сохранять или воспроизводить их в своей памяти, сравнивать меж­ду собой эти сочетания, схватывать то, что есть между ними об­щего, и то, что их различает, определять признаки всех этих объек­тов, чтобы легче их понять и облегчить себе процесс новых соче­таний.

Эта способность развивается в нем под воздействием внешних вещей, т.е. благодаря наличию известных сложных ощущений, постоянство которых, выражающееся в тождестве их соединений или в законах их соединений, не зависит от него. Он упражняет также эту способность посредством общения с себе подобными индивидами, наконец, при помощи искусственных средств, ко-


торые люди, вслед за первым развитием этой самой способнос­ти, начали изобретать.

Ощущения сопровождаются удовольствием или страданием. Человеку также свойственна способность преобразовывать эти мгновенные впечатления в длительные переживания, приятные или мучительные, испытывать эти чувства, видя или вспоминая радости или страдания других существ, наделенных чувствитель­ностью. Наконец, эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает между людьми отно­шения интереса и долга, с которыми по воле самой природы свя­заны самая драгоценная доля нашего счастья и самая скорбная часть наших бедствий.

Если ограничиваться наблюдением, признанием общих фак­тов и неизменных законов развития этих способностей, того об­щего, что имеется у различных представителей человеческого рода, то налицо будет наука, называемая метафизикой.

Но если рассматривать то же самое развитие с точки зрения результатов относительно массы индивидов, сосуществующих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда оно нам представится как кар­тина прогресса человеческого разума.

Этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые на­блюдаются в развитии наших индивидуальных способностей, ибо он является результатом этого развития, наблюдаемого одновре­менно у большого числа индивидов, соединенных в общество. Но результат, обнаруживаемый в каждый момент, зависит от результатов, достигнутых в предшествовавшие моменты, и вли­яет на те, которые должны быть достигнуты в будущем...

... способность человека к совершенствованию действитель­но безгранична... успехи в этом совершенствовании отныне неза­висимы от какой бы то ни было силы, желающей его остано­вить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомне­ния, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять; по крайней мере, до тех пор, пока земля будет занимать то же самое место в мировой системе и пока общие законы этой системы не вызовут на земном шаре ни общего потрясения, ни изменений, которые не позволили бы более


человеческому роду на нем сохраниться, развернуть свои способ­ности и находить такие же источники существования...

... природа неразрывно связала прогресс просвещения с про­грессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека... эти естественные реальные блага, так часто разоб­щенные, что их считают даже несовместимыми, должны, напро­тив, сделаться нераздельными. Это будет тогда, когда просвеще­ние достигнет определенного предела одновременно у значитель­ного числа наций и когда просветится вся масса великого народа, язык которого повсеместно распространяется, торговые отноше­ния которого охватят весь земной шар...

Если существует наука, с помощью которой можно предви­деть прогресс человеческого рода, направлять и ускорять его, то история того, что было совершено, должна быть фундаментом этой науки. Философия должны была, конечно, осудить то суе­верие, согласно которому предполагалось, что правила поведе­ния можно извлечь только из истории прошедших веков и что истины можно познать, только изучая воззрения древних. Но не должна ли она в этом осуждении видеть предрассудок, который высокомерно отбрасывал уроки опыта? Без сомнения, размыш­ление одно при удачных комбинациях может нас привести к по­знанию общих истин гуманитарных наук. Но если наблюдение отдельных личностей полезно метафизику, моралисту, почему наблюдение человеческих обществ было бы менее полезным? Почему оно не было бы полезно философу-политику? Если по­лезно наблюдать различные общества, существующие в одно и то же время, изучать их отношения, почему не было бы полезно проследить последовательное развитие их во времени? Предпо­лагая даже, что эти наблюдения могли бы быть оставлены в сто­роне при отыскании умозрительных истин, должно ли ими пре­небрегать, когда речь идет о применении этих истин и о созда­нии науки? Разве источником наших предрассудков и бедствий, которые они за собой влекут, не являются предрассудки наших предков? Разве одним из наиболее верных способов рассеять одни и предотвратить другие не является исследование происхожде­ния и влияния заблуждений?..

Все говорит нам за то, что мы живем в эпоху великих рево­люций человеческого рода. Кто может лучше нас осветить то, что нас ожидает, кто может нам предложить более верного путе-


водителя, который мог бы нас вести среди революционных дви­жений, чем картина революций, предшествовавших и подгото­вивших настоящую? Современное состояние просвещения гаран­тирует нам, что революция будет удачной, но не будет ли этот благоприятный исход иметь место лишь при условии использо­вания всех наших сил? И для того чтобы счастье, которое эта революция обещает, было куплено возможно менее дорогой це­ной, чтобы оно распространилось с большей быстротой на воз­можно большем пространстве, для того чтобы оно было более полным в своих проявлениях, разве нам не необходимо изучать в истории прогресса человеческого разума препятствия, которых нам надлежит опасаться, и средства, которыми нам удастся их преодолеть?

Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1956. С. 3—16.








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 745. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия