Студопедия — Оценка гегелевской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Оценка гегелевской философии






Только в романтической философии впервые наступает пере­мена. Как ни настаивает Гегель на абсолютной значимости свое­го метода и учения — в его системе все же отсутствует критика разума, только и делающая вообще возможной философскую на­учность. А в связи с этим находится то обстоятельство, что фи­лософия эта, как и вся романтическая философия вообще, в по­следующее время оказала дурное действие в смысле ослабления или искажения исторического влечения к построению строгой фи­лософской науки.

Что касается последнего, т. е. тенденции к искажению, то, как известно, гегельянство вместе с усилением точных наук выз­вало те реакции, в результате которых натурализм XVIII века получил чрезвычайно сильную поддержку и со всем скептициз­мом, исключающим всякую абсолютную идеальность и объек­тивность оценки (der Geltung), решающим образом определил мировоззрение и философию новейшего времени.

С другой стороны, гегелевская философия оказала воздей­ствие в смысле ослабления философского стремления к научно­сти, благодаря своему учению об относительной истинности вся­кой философии для своего времени — учению, которое, разуме­ется, внутри системы, притязавшей на абсолютное значение, имело совершенно иной, не исторический смысл, как его воспри­няли целые поколения, которые с верой в гегелевскую филосо­фию утратили и веру в абсолютную философию вообще. Благо­даря превращению метафизической философии истории Гегеля в скептический историцизм определилось в существенном возник­новении новой «философии мировоззрения», которая именно в наши дни, по-видимому, быстро распространяется и в общем, со" своей по большей части антинатуралистической и иногда даже антиисторической полемикой, хочет быть именно скептической. А поскольку она оказывается свободной от того радикального


стремления к научному учению, которое составляло великое свой­ство новой философии вплоть до Канта, поскольку все сказанное выше об ослаблении философско-научных стремлений относи­лось к ней.

Нижеследующие соображения проникнуты мыслью, что ве­ликие интересы человеческой культуры требуют образования стро­го научной философии; что, вместе с тем, если философский переворот в наше время должен иметь свои права, то он во вся­ком случае должен быть одушевлен стремлением к новообосно-ванию философии в смысле строгой науки. Это стремление от­нюдь не чуждо современности. Оно вполне жизненно и притом именно в самом господствующем натурализме. С самого начала со всей значительностью преследует он идею строго научной ре­формы философии и даже постоянно уверен, что уже осуществил ее, как в своих более ранних, так и в своих современных образо­ваниях. Но все это, если рассматривать дело принципиально, со­вершается в такой форме, которая теоретически ложна в своем основании, равно как и практически знаменует собою растущую опасность для нашей культуры. В наши дни радикальная крити­ка натуралистической философии является важным делом. В осо­бенности же велика, по сравнению с просто опровергающей кри­тикой следствий, необходимость в критике основоположения и методов. Она одна только способна удержать в целости доверие к возможности научной философии, которое, увы, подорвано познанием бессмысленных следствий строящегося на строгой, опытной науке натурализма. Такой положительной критике по­священы рассуждения первой части этой статьи.

Что же касается переворота, происходящего в наше время, то он, правда, в существенных чертах направлен антинатуралис-тически, — и в этом его правота, — но под влиянием историциз-ма он уклоняется, по-видимому, от линий научной философии и хочет слиться с одной только философией миросозерцания. Прин­ципиальным разъяснением различия обеих этих философий и оце­нок их относительного права занята вторая часть.

Там же. С. 132-133.

Рассел Бертран (1872—1970) — английской философ, ма­тематик, представитель течения логического позитивизма. Основные работы: «Человеческое познание, его сфера и границы» (1948) и «История западной философии» (1945) нео-


днократно переводились на русский язык с 1957 года. Пере­водился и сборник небольших эссе философа «Почему я не христианин» (1987). Интересным справочным материалом по философии Б. Рассела является «Словарь разума, материи, морали», русский перевод 1996 года. Фрагменты работ фи­лософа даны из указанных выше сочинений.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия