Студопедия — Каковы основные подходы к пониманию в философии субъекта и объекта познания?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каковы основные подходы к пониманию в философии субъекта и объекта познания?






 

Проблема взаимосвязи субъекта с объектом – очень важная философская, гносеологическая проблема, она выражает собой углубление основного вопроса философии – вопроса взаимоотношения сознания и материи. Напомним, что в категориях «материя» и «сознание» выражено принципиальное противопоставление в плане основного вопроса философии предельно широкого соотношения сознания и материи; это соотношение ограничивается выяснением того, что «первично» по отношению к другому. Однако это отношение обнаруживает свою узость за пределами решения первой стороны основного вопроса философии, ограниченность данного положения заключается в абсолютизации противопоставления той или иной стороны отношения материи и сознания, ибо само решение (или разрешение) этого противоречия происходит лишь в человеческой деятельности, в делах и поступках человека. Поэтому данное отношение демонстрирует свою относительность, выходит за пределы абсолютного, полного, тотального противопоставления материи и сознания. В связи с этим, в философию вводятся понятия «идеальное» и «материальное», которые показывают, что материя на определенном этапе своего развития порождает свою противоположность – сознание. Им обладает только человек, у которого образ, идея, цель, план действия возникают в процессе деятельности. Все это и раскрывает понятие «идеальное». Данная проблема (проблема идеального) уже не касается вопроса о «первичности» или «вторичности», так как здесь вопрос несколько иного плана: человек до самой деятельности, до ее результата в мыслях, целях, идеях предвидит и ход деятельности, и ее итог (если не во всех деталях, то во всяком случае в самых общих чертах). Но дело в том, что сама деятельность, само познание имеет своего носителя, которым является субъект. Он направляет деятельность и познание во вне, которым является объект. В связи с этим много столетий назад в философии появилась потребность ввести новую пару категорий – «субъект» и «объект». Если в отношении сознания и материи разграничительная линия проходит через противопоставление идеального материальному, то в проблеме «субъект – объект» сопоставляется материальное и специфическое материальное, которое обладает сознанием, формирует образы, идеи и цели в процессе деятельности. Категории «субъект-объект» выявляются как проблема познающего и познаваемого, как отношение, где подчеркивается соотносимость, сопоставимость субъекта и объекта через деятельность субъекта. Эта проблема – отношение познающего и познаваемого – решается на основе анализа деятельности человека, которая устанавливает «мост» между «материей» и «сознанием», «материальным» и «идеальным». Эта пара категорий («субъект-объект») указывает на то, что познание не безличностный процесс, а процесс, имеющий своего носителя.

Таким образом, три пары категорий, каждая со своей стороны, углубляет исследования предельно широкого отношения сознания
к материи, т.е. раскрывает по-своему основной вопрос философии, как вопрос деятельного отношения человека к природной и социальной среде, к себе и другим людям. В связи с этим отношение субъекта с объектом и объекта с субъектом принадлежит к числу исконно кардинальных философских проблем и она сложилась
в европейской философии лишь в XVII – XVIII вв., когда в полной мере проявилось и сформировалось субъектно-объектное видение познавательной деятельности. Но в этой, метафизически-материали-стической философии под субъектом понимается индивидуальный субъект, отдельный человек, «гносеологический Робинзон», отдельно, отрешенно от мира созерцающий природу как таковую, т.е. объект своего познания.

Как же современная философия решает вопрос
о субъекте и объекте познания в наши дни?

 

Это решение в целом проистекает из общих мировоззренческих установок философов и философских систем, из решения ими основного вопроса философии, из той господствующей социальной атмосферы, которая царит в обществе.

Научный подход к проблеме субъекта-объекта может базироваться только на последовательно материалистическом решении основного вопроса философии как практически деятельном отношении, на признании того факта, что деятельность – это способ бытия людей, способ их жизнедеятельности, их образ жизни. Не участвуя в деятельности, не производя материальные и духовные ценности, люди не могут существовать, не может поэтому и совершаться деятельностный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

Вне всякого сомнения, кроме деятельностного подхода к проблеме субъект-объект есть и другие субстанциальные основы выделения субъектно-объектных отношений. В первую очередь в качестве основы рассмотрения данной проблемы может быть предложена вера в существование извечного объекта, который одновременно есть субъект своей же деятельности, объекта – Творца, Демиурга, Абсолюта, Разума, порождающего объективный мир и человека, который есть образ и подобие всетворящего объекта. Могут быть созданы и иные концепции взаимоотношений субъекта и объекта.

Научно-материалистическое объяснение данного отношения начнем из выяснения самих понятий: «объект» и «субъект».

Объект есть противоположность субъекту, есть то, на что направлена деятельность субъекта, есть также то, что перерабатывается, усваивается субъектом, то «из чего он (субъект) «строит» свое тело. Поэтому всеобщим «абсолютным» объектом является природа, она выступает всеобщим объектом потому, что объект есть нечто, вовлеченное в деятельность субъекта, создает, «творит», «овеществляет» субъект, однако не вся природа, не весь Космос является объектом, а та природа и тот Космос, которые вовлечены в человеческую деятельность. Природа, Космос будут вечной, безграничной, беспредельной, бесконечной, объективной реальностью, пока не вовлекаются в деятельность человека и поэтому Космос и природа становятся объектом теми своими сторонами, которые оживляются, «зажигаются» вечным огнем человеческой деятельности. Мы легко обнаруживаем в истории науки и культуры, что эта сфера деятельности имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению; грань, отделяющая природу как абсолютный объект от объекта деятельности, все время подвижна и раздвигает горизонты освоенного и еще не затронутого человеческим трудом. Вот поэтому сам процесс познания, «повенчанный» с деятельностью людей, является бесконечным, беспредельным процессом получения человеком не только «вещества» природы для своей жизнедеятельности, но и знаний о природе, делающих человека перманентным и контактным субъектом познания и деятельности.

Итак, во-первых, объектом является природа, космос, обработанные человеческим трудом; во-вторых, объектом для человека служит каждый представитель человеческого рода, каждый индивид, другая человеческая личность. Человек не является изолированным атомом социальной среды, он всегда изначально «обречен» быть социальным существом и поэтому вступает, вовлекается в определенные социальные группы, общины – «ячейки» коллектива, где проходит его становление как личности, осуществляется его социализация. В связи с этим определенная социальная группа, семья, племя, род, клан, класс и т.д., трудовой коллектив, в-третьих, являются объектом познания и деятельности человеческого общества в целом.

Мы уже знаем, что общество есть определенная совокупность исторически взаимодействующих людей; на него в своей деятельности направляет свое внимание и усилия человек и поэтому общество выступает как объект, в котором «стянуты» все другие определения объекта.

Следовательно, есть четыре «ипостаси» объекта: природа, обработанная человеческим трудом; отдельная человеческая личность; социальная группа и общество в целом. Объект не может существовать сам по себе, отдельно, изолированно от субъекта. Последний также не есть некая нерасчлененная совокупность, некое единство. Под субъектом понимается, прежде всего, сам человек, человеческая личность как ансамбль социальных отношений; далее, субъектом выступает социальная группа, трудовой, профессиональный или иной коллектив, который, активно действуя с объектом, проявляет себя и свою самостоятельность, отражая определенные материальные интересы; в-третьих, субъектом является общество как продукт взаимодействия людей; в-четвертых, субъектом является актор (лат. actor – деятель). Это понятие сравнительно недавно вошло в философский оборот и означает практически действующий субъект, которым может быть и отдельная человеческая личность и социальная группа, активно преследующая свои интересы и цели.

Итак, субъект имеет четыре «ипостаси» – личность, а также личность – актор, социальную группу и общество в целом, а объект обнаруживает такие четыре своих «лика» – человек, социальная группа, общество, а также природа, та ее часть, которая обработана человеком как социальным существом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1019. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия