Студопедия — Что есть истина? Вокруг проблемы об истине сконцентрированы все другие вопросы гносеологии, ибо целью познания в конечном счете является достижение объективного истинного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что есть истина? Вокруг проблемы об истине сконцентрированы все другие вопросы гносеологии, ибо целью познания в конечном счете является достижение объективного истинного






 

Вокруг проблемы об истине сконцентрированы все другие вопросы гносеологии, ибо целью познания в конечном счете является достижение объективного истинного знания. Проблема истины
в большей степени, чем какая-либо другая, со всей остротой выявляет свою непосредственную связь с вопросом о месте самого познания в системе культуры, о характере и перспективах развития науки, о прогрессе человечества.

Первые представления об истине, о том, что понимать под истиной, – какое знание, какой путь, – мы обнаруживаем в древнегреческой философии. Тогда уже сложилось и до некоторой степени устоялось в последующих веках учение о том, что истина есть не что иное, как соответствие знаний предмету, объекту, что истина – это процесс воспроизведения, отражения в голове человека знаний о внешнем мире. Согласно Аристотелю, определение истины, которое называют классическим, «истина есть соответствие утверждения или отрицания предмету или совпадение знания с объектом». Эту концепцию истины разделяли философы почти всех направлений и течений вплоть до Гегеля. У него истина заключается в самом процессе познания, где знание поднимается с низших ступеней ко все более высоким, неся в себе свою собственную разумность. Согласно Гегелю, истина – это разум, познавший свое собственное содержание и погружающийся в природу ради её подчинения себе. Истинно то, что познано, поэтому истина всегда конкретна. Истина не может быть раз и навсегда «отчеканенной монетой», которую всегда можно пустить в оборот или разменять. Истина – это развертывание, становление самого разума.

Эти мысли Гегеля созвучны многим рационалистическим концепциям наших дней, подчеркивающим суверенность разума, способность его познать окружающий мир, подняться от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к все более полному и точному и, наконец, достичь того уровня, на котором можно зафиксировать знание, удовлетворяющее субъект в данное время, в определенных конкретных условиях его бытия.

Однако в наше время существует и другая точка зрения – позиция крайнего иррационализма, выражающаяся в страхе перед разумом, бегством от него; это воззрение, отвергая объективные закономерности познания и движения его к истине, в своей основе имеет неверие, пессимизм, суеверия, мистику, отрицает истину как достоверное знание. Здесь истина отождествляется с эмоциями, влечениями, волей человека, которые отрываются от их объективного источника. В этом случае критерием истины признается или очевидность ощущений, эмоций человека, или же согласованность суждений, понятий, высказываний с ощущениями.

Как видим, вопрос об истине затрагивает саму суть знаний человека и этот вопрос не может быть изолирован от условий деятельности и бытия человека. Понятие же истины характеризует знание в его отношении к существующему независимо от него внешнему миру. Таким образом, истина – это философская категория, которая обозначает адекватные реальности знания, возникающие в процессе деятельности человека, в ходе получения субъектом информации об объекте. В связи с этим, истина – идеальная форма деятельности человека, отражающая объективный источник в виде таких форм знания, как понятия, суждения, умозаключения, теории, учения, наука в целом. Другими словами, истина есть духовный, конкретно-исторический процесс получения знания, процесс их развития, в котором субъект реализует свои духовные способности, превращает знания в элемент сознания, формирует себя как активного творца культуры.

В этом непрерывном, бесконечном процессе получения знаний, развития познавательных способностей человека и создания им культуры обращает на себя внимание то, что знание человек в большей мере получает об объекте и от объекта; поэтому истина всегда и во всем объективна, так как и содержание знания, и источник знаний, и направленность знания порождены объектом, объективным миром. Истина, следовательно, объективна, так как знания идут от объекта, вращаются вокруг него, с ним связаны. Но это никаким образом не свидетельствует, что субъект устранен от получения знаний. Он и только он заинтересован в знании и поэтому истина субъективна, но субъективна и по носителю, и по своему существованию. Говоря точнее, истина в одно и то же время, в одном и том же отношении объективна и субъективна, но господствующей стороной является все же признание истины объективной; она – надличностна, надсубъективна. Платон, видимо, имел в виду эту особенность истины, когда писал: «Однако нельзя ценить человека больше, чем истину». Будучи объективной, «истина не наказуема» (В. Соколов).

Но истина объективная не является общезначимой, так как она не связана со знанием, или точнее, с мнением большинства. Она не может быть принята или отвергнута голосованием, утверждением: «Так считают все!». Ведь на самом деле все считали, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Все также считали, что войска Наполеона победить нельзя, но знание одного Коперника или Кутузова – содержали верное, точное, истинное отражение действительности. Поэтому истина никогда не есть нечто общезначимое, раз и навсегда данное, истина не есть всегда законченное, завершенное знание. Она не проходит референдум: кто прав? Здесь нет голосования, она проходит ряд ступеней своей зрелости, происходит становление знания, его приближение к цельности. Вот этот процесс получения знания, его совершенства выражается понятиями абсолютной и относительной истины, при этом истина всегда остается одной–единственной – объективной истиной.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 817. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия